55 правил общения: спецпроект «Объединения»
Иллюстрации: Сергей Тиснек
Старший редактор: Анастасия Лобачёва
Младший редактор: Саша Шапиро
Команда «Объединения»: Александра Жиленко, Мария Локачева, Егор Лозовой
04 October, 2024
Редакция журнала «Объединение» задумала выпустить спецпроект, в котором будет поднята непростая, но важная для нашей команды тема — коммуникация в арт-среде. Нам было важно охватить разные аспекты этого многогранного мира — от общения онлайн и на вернисажах до этики покупки искусства и важности отдыха. Самое главное, что нам хотелось подчеркнуть, — любое качественное общение строится на взаимопонимании, поддержке, чутком отношении друг к другу и уважении.
У нас получилось 8 материалов, которые объединены иллюстрациями художника Сергея Тиснека, созданными специально для нашего спецпроекта. Все тексты публикуются одновременно в нашем журнале, а ниже — выделены 55 правил общения, которые мы сформулировали в ходе нашего исследования. Важное замечание: мы называем это «правилами», но, скорее, это то, чему старается следовать наша команда и, как выяснилось, многие из наших коллег.

Держать в памяти
1. НЕ ЗАБЫВАТЬ О ВЕЖЛИВОСТИ
В своем комментарии для одного из материалов в рамках этого спецпроекта основательница «Объединения» Анна Мерман напоминает о том, что вежливость — основа любой коммуникации. Именно за счет уважительного отношения друг к другу, в конце концов, складывается продуктивная и комфортная рабочая атмосфера.
2. ДАВАТЬ ПРАВО НА ОШИБКУ СЕБЕ И СВОИМ КОЛЛЕГАМ
Ошибки — неотъемлемая часть любого рабочего процесса, и их не избежать. Иногда кажется, что они могут быть фатальными, но на самом деле большинство проблем, недоразумений или конфликтов можно решить, если взять паузу для размышлений и обсуждения. А еще, конечно, нужно уметь признавать свои ошибки и не забывать их исправлять, если это нужно.
3. БРАТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Во времена, когда кажется, что от нас мало что зависит, важно помнить, что на самом деле мы можем влиять на многое. На наши проекты, на создание дружелюбной атмосферы, на впечатление от работы или выставки. Многое по-прежнему в наших руках — например, мы можем способствовать созданию приятной рабочей обстановки. В моменты интенсивной работы, возможно, стоит написать коллеге, что он круто справился с проектом, отлично выполнил задачу или составил хорошее сообщение. Как предлагает Петр Иванов, PR-директор «Стрит-арт хранение», программный директор Flor et Lavr Gallery: «Если есть, что сказать приятного, — обязательно сделайте это. Подойдите к куратору, художнику, галеристу и сделайте комплимент: все мы знаем, сколько сил занимает даже небольшой выставочный проект».
4. НАБРАТЬСЯ ТЕРПЕНИЯ
Марина Анциперова, арт-критик и автор телеграм-канала Love them all, справедливо замечает в нашем материале о правилах рабочего общения: «Время сейчас нервное, проектов у всех много, так что легко забыть, резко ответить в спешке или вообще пропасть». Напоминать о себе в мягкой форме раз в две недели, давать людям время на обдумывание и не торопить поможет избежать напряженной коммуникации.
5. ПОМНИТЬ НЕ ТОЛЬКО О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАТУСЕ
Или, как отметила Марта Сахарова, PR-директор Никола-Ленивца, «оставаться человеком и видеть человека в другом, без оглядки на должности». Порой в информационном потоке, множестве сообщений и лавине задач мы забываем, что за профессиональным статусом, прежде всего, стоит человек. Журналист, арт-критик, куратор или художник имеют право на ошибку, а также на эмоции, плохое настроение и усталость. Все мы — люди, и важно помнить, что за каждой профессией скрываются не только навыки и достижения, но и уязвимости.
6. УМЕТЬ ПРИНИМАТЬ ОТКАЗЫ
В нашем журнале когда-то выходила полезная колонка директора по развитию бизнеса и корпоративной стратегии рекламных агентств Instinct & MORE Анны Итиной о том, как отказы формируют нас как профессионалов. Принимать отказы в рабочей коммуникации — приходится всем. Если вам отказали в инфопартнерстве мероприятия, вы не прошли опен-колл или вас не взяли в новый проект — это не повод ругаться с коллегами. Возможно, у вас не сложилось сотрудничество сейчас, но получится чуть позже. А, возможно, дело и правда не в вас, а в ограниченных возможностях проекта или команды. И, поверьте, ваше поведение и острые слова точно запомнятся.
7. ОБЩАТЬСЯ ТАК, КАК ВАМ ХОТЕЛОСЬ БЫ, ЧТОБЫ ОБЩАЛИСЬ С ВАМИ
Об этом говорят и наши коллеги, вежливо напоминая, что это одно из ключевых, и вместе с тем простых, правил в коммуникации.

Онлайн-общение
8. В ПОЗДНЕЕ ВРЕМЯ ПОЛЬЗУЙТЕСЬ ФУНКЦИЕЙ ОТЛОЖЕННЫХ СООБЩЕНИЙ
Это правило, которого стараются придерживаться большинство наших коллег. Если предложение или вопрос для коллеги внезапно пришли к вам утром воскресенья, то эта функция для вас — напишите человеку сообщение, а он получит его в рабочее время. Также при отправке любых сообщений стоит учитывать возможную разницу во времени с собеседником — это всегда можно уточнить.
9. НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, ЧТО СООБЩЕНИЯ ЛИШЕНЫ ЭМОЦИЙ
Не стоит оценивать сообщение с точками как грубость. С другой стороны, помните, что лучше написать сообщение или письмо мягче, чтобы не казаться недоброжелательным. Один-два эмодзи сделают сообщение более дружелюбным, но здесь главное — не переусердствовать.
10. НА «ВЫ» ИЛИ НА «ТЫ»
Уровень формальности сообщения зависит от контекста и вашего собеседника. При первом контакте с человеком стоит обращаться к нему на «вы», а при удобном случае спросить, не против ли он перехода на «ты». «Вы» с большой буквы принято писать в академической среде, но все больше людей отказываются от этого написания, считая его устаревшим или слишком формальным. Будьте внимательны к контексту и собеседнику, принимая решение о написании. Если же вы уже договорились, как обращаетесь друг к другу, то придерживайтесь этой договоренности — не стоит скакать с «ты» на «вы» и обратно.
11. СОГЛАСУЙТЕ ЗВОНКИ
С помощью звонка можно быстро и продуктивно обсудить задачи, но звонить коллеге без предупреждения не стоит. Сегодня многие работают в удаленном формате, а значит — в своем темпе и графике. Ваш звонок может потревожить человека или отвлечь от более важных задач. Уточните у собеседника, удобно ли ему с вами созвониться, узнайте его часовую зону и запланируйте время звонка.
12. ИЗЛАГАЙТЕ СТРУКТУРНО
Подробно о том, как это сделать лучше всего, рассказывает в своей колонке Александра Жиленко, операционный директор «Объединения». Стремитесь к структуре в ваших сообщениях и письмах — в первом абзаце представьтесь, если пишите человеку впервые, а в последующих — лаконично и ясно сформулируйте свой запрос. Деление на абзацы сделает ваш текст более легким для восприятия. Написав сообщение, перечитайте его: понятно ли, кто вы? Понятно ли, что вы хотите предложить собеседнику, или чего вы от него ожидаете? Если ответы на эти вопросы утвердительные, то сообщение можно смело отправлять.
13. НЕ ТОРОПИТЕСЬ И НЕ ПОДДАВАЙТЕСЬ ЭМОЦИЯМ
Не отправляйте сообщение на эмоциях или только написав его. Сделайте паузу и перечитайте написанное — в текст могли закрасться опечатки, а некоторые мысли можно выразить чуть мягче. Следите за своим тоном и помните, что сарказм не очень хорошо считывается в онлайн коммуникации. Перечитайте свое сообщение перед отправкой и убедитесь, что все имена и названия написаны вами без ошибок.


14. УВАЖАЙТЕ ВРЕМЯ ДРУГИХ
Не ожидайте, что на ваше сообщение или письмо ответят в ближайшие часы — вы не знаете, насколько загружен ваш собеседник. Если с момента первого сообщения прошло больше двух рабочих дней, то вы можете мягко напомнить о себе. И да, напоминать о себе — совершенно нормально, главное делать это вежливо. А еще, Анастасия Каменская, шеф-редактор и креативный директор редакционных проектов «РБК Стиль», напоминает, что не стоит при неожиданной встрече на выставке или концерте подходить к тому, кто вам долго не отвечает, со словами: «Вообще-то я вам писал(а), а вы не ответили».
15. НЕ МЕНЯЙТЕ КАНАЛ СВЯЗИ БЕЗ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Не стоит напоминать о себе в сообщениях в инстаграме (прим. ред. — Meta Platforms Inc. запрещено на территории России), если вся ваша переписка — а значит и договоренности — велась, например, в телеграме. Спросите человека, не против ли он общаться в новом месте, и только тогда переключайтесь.
16. НЕ ОТПРАВЛЯЙТЕ БОЛЬШИЕ СООБЩЕНИЯ В КОНЦЕ РАБОЧЕГО ДНЯ
Или наоборот: старайтесь отправить большие сообщения, требующие внимательного изучения, в первой половине дня. Формулу, которой можно следовать, написала в своей колонке Александра Жиленко: пишите после 10:00 и до 18:00.
17. ПИШИТЕ ВСЁ В ОДНОМ СООБЩЕНИИ
Не стоит делить сообщение на множество маленьких, будет лучше собрать всю важную информацию в одном месте. И не пишите просто одиночные «Привет!» или «Здравствуйте!», это может раздражать.
18. НЕ ОТПРАВЛЯЙТЕ ГОЛОСОВЫЕ СООБЩЕНИЯ ИЛИ КРУЖОЧКИ БЕЗ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Голосовые упрощают жизнь в ситуации спешки или работы на ходу, но вашему собеседнику они могут быть неудобны. Перед записью голосового сообщения или кружочка стоит уточнить у получателя, не против ли он такого формата общения. И да, если вы хотите, чтобы сказанное вами не потерялось и не забылось, — продублируйте важные пункты текстом в чат.
19. НЕ СТОИТ ОБРАЩАТЬСЯ К СОБЕСЕДНИКУ В УМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНОЙ ФОРМЕ ПРИ ПЕРВОМ КОНТАКТЕ
«Дорогая» или «дорогой», «зайчик» и прочие нежности лучше сохранить для друзей или коллег, с которыми у вас сложились близкие и дружественные отношения. Стоит избегать фамильярности в рабочей переписке с малознакомыми людьми.
20. ЕСТЬ КОНТАКТ
Если вы хотите поделиться контактом человека с кем-то третьим, то сначала лучше уточнить, можно ли это сделать. Если контактом нового человека поделились с вами, то в первом сообщении нужно представиться и (при возможности) сказать, откуда у вас контакт.

21. ПОМНИТЕ, ОНЛАЙН-ВСТРЕЧИ ПОДРАЗУМЕВАЮТ ВИДЕО
Если по какой-то причине вы не можете подключиться с видео — предупредите остальных участников. При всей любви к искусству, общаться с черным квадратом менее приятно, чем со своим коллегой. До начала звонка убедитесь, что ваши фон и звук не должны мешать коллегам. Отключите звук, если находитесь в шумном месте.
22. РАБОЧИЕ ВСТРЕЧИ ЛУЧШЕ ВЕСТИ ПО ПЛАНУ
Повестка встречи должна быть известна участникам заранее, а ход самой встречи должен быть продуманным — это позволит грамотно распорядиться рабочим временем вас и ваших коллег.
23. ЕСЛИ ВИДЕОЗВОНОК ЗАПИСЫВАЕТСЯ — ПРЕДУПРЕДИТЕ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ОБ ЭТОМ
Вам бы вряд ли было приятно внезапно узнать, что все, сказанное вами на рабочем созвоне, оказалось записанным. Уважайте своих коллег и предупреждайте о записи заранее, в самом начале звонка.
24. БУДЬТЕ ТЕРПИМЫ К ПРОБЛЕМАМ С СОЕДИНЕНИЕМ У ВАШИХ КОЛЛЕГ
Ведь, возможно, в следующий раз и вы окажетесь в ситуации, когда ваш провайдер вдруг решит отключить связь прямо в середине важного звонка.
25. ЕСЛИ ВЫ ПОДТВЕРДИЛИ СВОЕ УЧАСТИЕ В ЗВОНКЕ, ТО БУДЕТ НЕВЕЖЛИВО НА НЕГО НЕ ПРИЙТИ БЕЗ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Сообщите коллегам, если ваши планы изменились, и вы не сможете подключиться к звонку. Это позволит грамотно распорядиться вашим рабочим временем и временем ваших коллег.

26. ПЕРЕПИСЫВАЯСЬ ПО ПОЧТЕ, НЕ ЗАБЫВАЙТЕ СТАВИТЬ В КОПИЮ СВОИХ КОЛЛЕГ, ЕСЛИ ЭТО НЕОБХОДИМО
Добавив коллегу в ветку, представьте его остальным участникам коммуникации, если это не было сделано раньше.
27. ДОБАВЛЯЯ НОВОГО УЧАСТНИКА В ГРУППОВОЙ ЧАТ, РЕШИТЕ, ХОТИТЕ ЛИ ВЫ ОТКРЫТЬ ДОСТУП К ИСТОРИИ ПЕРЕПИСКИ ИЛИ НЕТ
Представьте: в вашей команде появился новый человек, которого нужно добавить в общий чат. Историю чата стоит скрыть, если накануне вы с коллегами там обсуждали, как прошло собеседование, понравился ли вам новый человек и так далее. И наоборот: откройте историю чата, если в нем хранятся файлы и сообщения, которые понадобятся новому участнику переписки.
28. СЖИМАЙТЕ ОБЪЕМНЫЕ ФАЙЛЫ ПЕРЕД ОТПРАВКОЙ
А текст прикрепляйте в PDF, ссылкой на онлайн-документ или папку — об этом подробнее рассказали здесь. Так вашему собеседнику будет проще их открыть, а ваша переписка не превратится в архив.
29. ТЕГАЙТЕ НУЖНОГО ВАМ КОЛЛЕГУ В ГРУППОВОМ ЧАТЕ
Если вам нужен ответ или внимание конкретного человека, то стоит его тегнуть, чтобы сообщение точно не потерялось. Групповые чаты часто мьютят, а теги помогают отслеживать свои задачи.
30. НЕ ПРОПАДАЙТЕ НЕОЖИДАННО, ЕСЛИ УХОДИТЕ В ОТПУСК
В случае, если у вас на носу отпуск, а рабочая коммуникация или проект в самом разгаре, не пропадайте. Предупредите своих коллег о том, что именно им надо подхватить, а партнеров — с кем продолжится их общение.
31. УВАЖАЙТЕ ЧУЖОЙ ОТПУСК
В рабочих мессенджерах многие предпочитают во время отпуска обновить свой профиль или установить соответствующую картинку. Уважайте коллег: они, вероятно, не зря оповещают об этом. Если ваше сообщение может подождать до конца обозначенных дат, воспользуйтесь функцией отложенных сообщений или отправьте его тогда, когда получатель вернется отдохнувшим и бодрым. Если же это срочное сообщение, вы всегда можете обратиться к его коллегам.
32. ДЕЛАЙТЕ ЧУТЬ БОЛЬШЕ
Всегда приятно получить письмо, где в начале к тебе обращаются по имени, а в конце — желают хорошего дня или выходных. Это мелочи, но именно они показывают внимательность и расположенность к собеседнику.

На вернисаже и после
33. ПОДТВЕРЖДАЙТЕ СВОЕ ПРИСУТСТВИЕ
Дарья Коноваленко, куратор, создательница проекта «В белом кубе» и соосновательница PR агентства CO-WORKING, напоминает: «Если вас зовут на мероприятия и просят подтвердить присутствие, пожалуйста, пишите, будете или нет. Не надо писать "спасибо". Гестменеджеры считают количество гостей и рассчитывают кейтеринг».
34. ОТПРАВЛЯЙТЕ ПОНЯТНЫЙ ПРЕСС-РЕЛИЗ
В своей колонке Александр Бланарь, директор галереи Serene и автор телеграм-канала blanar.art, отмечает: «В идеальном мире собирается пресс-папка, где есть как минимум 3-5 фотографий, обязательно с подписями (автор, название, техника), и за две недели до открытия рассылается журналистам».
35. ВСТРЕТИЛИСЬ В ОФЛАЙН
В наше время большая часть коммуникации происходит онлайн, поэтому вернисажи становятся отличной возможностью для живых встреч после длительных рабочих взаимодействий. Если вы хотите развиртуализироваться с кем-то, обязательно напомните человеку, кто вы и через какой проект вы знакомы, чтобы избежать неловкой ситуации.

36. ФОКУС НЕ НА ВАС
Не забывайте, что в этот вечер фокус — на новом проекте. Александр Бланарь пишет: «не стоит воспринимать открытия, как возможность презентовать себя и свои проекты галеристам и кураторам». Лучше познакомиться, отметиться, обменяться контактами и назначить отдельную встречу уже после открытия.
37. ПОСЛЕ ВЕРНИСАЖА РАБОТА НЕ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ
Если на вернисаже кто-то из гостей заинтересовался той или иной работой, то обязательно после вышлите все детали и информацию. Теа Курса также рекомендует «фоллоуапить до получения положительного или отрицательного ответа» и не оставлять запрос без ответа. А Александр Бланарь советует: «Каталоги или информацию о конкретных работах лучше отправлять на следующий день сразу же тем, кто проявил какой-то интерес, спрашивал цену работы, но почему-то еще не забронировал работу».
Будет приятно, если вы отметите, кто из приглашенных гостей не смог дойти до открытия, и назначите для них индивидуальные туры.

Приобретая искусство в коллекцию
38. ВЫСТРАИВАТЬ ДОВЕРИЕ
Анна Мерман говорит о том, что взаимный интерес между коллекционером и художником или галереей и коллекционером выстраивается со временем и на основе общих интересов. «Художнику должна быть близка по духу коллекция и авторы, которые уже представлены в ней [...]. Коллекционер должен работать над развитием своей коллекции и постепенно заслуживать доверие художника своей включенностью и заинтересованностью». Основанное на коммерции такое общение, тем не менее, все равно должны быть человечным и открытым.
39. СОТРУДНИЧАЙТЕ С ГАЛЕРЕЯМИ
Об этом напоминают все герои нашего материала об этике покупки искусства. Не забывайте, что галереи формируют арт-рынок, влияют на него и помогают художникам развиваться. Посещайте мастерские и знакомьтесь с художниками, но помните: в идеале, если художника уже представляет галерея, цена на его произведение должна быть такой же, как в этой галерее.
40. ПОДУМАЙТЕ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПРОСИТЬ СКИДКУ
Коллекционер Антон Козлов советует представлять себя на месте художника и только потом решать торговаться. А Сергей Лимонов отмечает, что цена сделки всем сторонам должно быть комфортной, иначе отношения начнут портиться.
41. НЕ ВМЕШИВАЙТЕСЬ В ТВОРЧЕСКИЙ ЗАМЫСЕЛ
Это отметили и художники, и коллекционер. Арт-группа Малышки 18:22 говорят: «Мы любим, когда люди понимают свою зону ответственности и не заходят на чужую территорию», а коллекционер Сергей Лимонов отмечает: «Если вы заказываете работу под определенный сюжет или интерьер, то нужно быть максимально деликатным, отдавая на откуп художнику свободу финального выбора».
42. ПОЛАГАЙТЕСЬ НА СОБСТВЕННОЕ ЧУТЬЕ
Только вы можете понять, что является «вашим» искусством, а что нет. Коллекционеры Анна и Александр Емельяновы отмечают, что заранее приняли тот факт, что их коллекция и выбор могут не понравиться другим. Главное — чтобы произведения нравились вам. Это упростит налаживание отношений с выбранным художником или галереей, ведь вы уже будете искренне заинтересованы в этой коммуникации.


На собеседовании
43. ЗАЧЕМ ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ?
Команда агентства Zakadrom поделилась своими рекомендациями для работодателей на этот счет: «По тестовому заданию можно проверить не столько компетенции кандидата в конкретной области работы, а насколько он вежлив, умеет грамотно сформулировать запрос на перенос сроков дедлайна задания, к месту задает уточняющие вопросы. Поэтому важно, чтобы не столкнуться с хамством при личном общении, заранее его отсечь с помощью тестовых». А для тех, кто ищет новый проект, тестовое задание поможет понять специфику работы и определить, соответствует ли она вашим ожиданиям. Это отличная возможность для кандидата оценить, насколько интересен проект и подходит ли ему рабочая атмосфера.
44. А МОЖНО СПРОСИТЬ?
Zakadrom рекомендуют будущим сотрудникам брать эту инициативу на себя. «Вы несете ответственность за задавание вопросов. Процесс отбора на любую позицию — это взаимный обмен информацией. Только выдерживайте грань и не начинайте собеседовать вашего потенциального работодателя в самом начале коммуникации». Не бойтесь спрашивать о гонораре и условиях работы.
45. БУДЬТЕ ОТКРЫТЫ К ДИСКУССИИ
Не бойтесь делиться своими мыслями и комментариями. И, конечно, работайте над компромиссами и отношениями между сторонами. Однако не забывайте ценить время друг друга, не стоит делать из собеседования разговор на три часа.
46. ИЩИТЕ КОЛЛЕГ С РЕАЛЬНЫМ ОПЫТОМ, А НЕ С ДИПЛОМОМ
Оцените квалификацию сотрудников по их навыкам и знаниям, а не только по формальным требованиям. А еще собеседование — это хороший способ понять, на сколько компании подходит сотрудник и сможет ли он влиться в коллектив; а сотруднику — оценить, на сколько ему подходит предлагаемое место.


Коммуникация с собой
47. ЛЮБИТЕ ТО, ЧТО ДЕЛАЕТЕ
Это банально, но в любой коммуникации важно не забывать о себе. Ваша работа или проект должны в конечном итоге приносить удовольствие. В напряженной ситуации, например, во время рабочих переговоров, вспомните, почему вы выбрали эту сферу, вернитесь к своим внутренним ориентирам и не забывайте про собственные путеводные маяки.
48. СЛЕДИТЕ ЗА СОБОЙ
Раздражение к коллегам, присланным сообщениям и предложениям может быть знаком того, что вам нужен отдых. Прежде чем поддаваться этим эмоциям и писать едкое сообщение в ответ, подумайте, не стоит ли вам взять day off. О том, какие еще признаки могут указывать на необходимость перерыва, читайте в колонке Марины Степаненко, гештальт-терапевта, психолога сервиса «Ясно».
49. ПОМНИТЕ, ЧТО ВЫ В ОНЛАЙНЕ
Команды часто работают в онлайн-формате, и в таких случаях коллегам сложно понять, что вам нужна помощь. Умение вовремя просить о поддержке и предупреждать о том, что вы не успеваете или не справляетесь с задачей, — важный навык, который следует развивать каждому.
50. И СНОВА — БЕРИТЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Часто в онлайн работе нет таких критериев, как прийти вовремя в офис или проследить, сколько часов в день было потрачено на задачу. Поэтому обо всем говорит только качественный рабочий процесс и результат — а это подразумевает, что человек должен уметь брать на себя ответственность и сам следить за выполнением своих обязательств. К сожалению или к счастью, это основа работы в онлайн.

Учитывая разный опыт
51. ПОМНИТЕ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ
В арт-среде работают люди с разным опытом и часто он не похож на наш. Помните об этом и будьте готовы к разной коммуникации.
52. И СНОВА — БУДЬТЕ ЧУТКИМИ
Следите за тем, готов ли ваш собеседник рассказать о тех или иных своих особенностях. И, если готов, то можно ли задавать ему или ей об этом вопросы и интересоваться чем-либо. Возможно, собеседник не хотел бы вдаваться в детали — уважайте эти границы и не пересекайте их. А еще, не делайте выводов о том, как человек хочет, чтобы с ним общались. Лучше спросите прямо о его предпочтениях.
53. ОБРАЩАЙТЕСЬ К ЧЕЛОВЕКУ, А НЕ К ЕГО ОСОБЕННОСТЯМ
Воспринимайте человека как индивидуальность, а не как человека с инвалидностью. Например, если вы знакомитесь с кем-то, у кого есть нарушения слуха, не следует начинать разговор с упоминания его особенностей. Вместо этого лучше обсуждать общие интересы или темы.
54. С ГЛУХИМ ИЛИ СЛАБОСЛЫШАЩИМ ЧЕЛОВЕКОМ
Об этом подробно написала Люда Лучкова, руководитель отдела просветительских и инклюзивных проектов Музея современного искусства «Гараж». А мы выделим здесь главное: легко дотроньтесь до человека или помашите рукой, чтобы привлечь внимание; устанавливайте зрительный контакт и используйте простые фразы (желательно знание базовых жестового языка); не кричите; общайтесь непосредственно с глухим человеком, даже если используете переводчика.
55. СО СЛЕПЫМ ИЛИ СЛАБОВИДЯЩИМ ЧЕЛОВЕКОМ
Стоит выделить: начинайте с представления себя и цели разговора, а также называйте участников беседы; уточните, нужна ли собеседнику помощь и как ее лучше оказать, с какой стороны лучше встать, чтобы вас могли взять под локоть; предупреждайте о своем уходе. Об этом и не только также рассказывает в своей колонке Люда Лучкова.

Иллюстрации: Сергей Тиснек
Старший редактор: Анастасия Лобачёва
Младший редактор: Саша Шапиро
Команда «Объединения»: Александра Жиленко, Мария Локачева, Егор Лозовой
04 October, 2024