Backyard Studio x Миша Никатин: пес Майк отправляется в путешествие
Пес Майк — путешественник и герой долгожданной коллаборации питерского бренда Backyard Studio и Миши Никатина, художника галереи «Объединение». Проект — фигурная подставка для благовоний из фарфора — был задуман еще в 2021 году, но из-за сложных производственных процессов оказался выпущен лишь в этом апреле.
Попросили художника и команду BY.S поделиться промежуточными вариантами статуэтки, а также рассказать о том, как шла коллаборация и какие трудности вставали на ее пути. Наконец, узнали, куда привело путешествие пса Майка и нашел ли он то, что искал.

"Flower Lover", 2022
Миша Никатин
ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ТЫ ЧАСТО ОБРАЩАЕШЬСЯ К ТЕМЕ ПУТИ — В ПРОШЛОМ ГОДУ БЫЛА УЛИТКА В ПОИСКАХ ДОМА, А СЕЙЧАС ПУТЕШЕСТВУЕТ ПЕС МАЙК. ПОЧЕМУ ЭТА ТЕМА ТАК ТЕБЯ ВОЛНУЕТ?
Это хороший вопрос, я сам периодически к нему возвращаюсь. Несколько лет назад у меня был проект «7 вопросов небу», где тоже была тема перемещения. Если в том проекте была использована форма диалога, то в последующих историях я применял другую структуру. Улитка и Майк — кочующие в безвременье путешественники. Повествование здесь связано с перемещением героя, а рассказ выстроен в формате альбома.
Получается, это уже третий самостоятельный проект с темой перемещения. Я бы сформулировал это так: время каким-то образом влияет на сюжетность в творчестве. Возможно, это форма самоанализа, его физическое воплощение в такой форме.
ЧТО ИМЕННО ИЩЕТ ПЕС МАЙК?
Майк оказался в необычном лесу, в мире грез, где сбываются заветные желания. То, о чем он мечтал, случится — это осуществление для меня важно. История Майка не про поиск, а, скорее, про события, которые иногда происходят сами по себе, если ты этого очень хочешь.
КАК БЫЛ ПРИДУМАН ПЕРСОНАЖ? ОТСЫЛАЕТ ЛИ ОН К НАСТОЯЩЕМУ ЖИВОТНОМУ?
Майк — это собирательный персонаж. Герой-пес вышел из серии "You and Me" и работы "Flower Lover". Из этих сюжетов пришла идея показать героя в таком виде. Потом мы общались с ребятами Backyard Studio, докручивали композиционно, придумали переноску, на которой он стоит.
Размышляя об имени, я, конечно, вспомнил Майка — собаку Ани Мерман, основательницы «Объединения». Это совпадение показалось мне хорошим дополнительным слоем. Бонус для тех, кто в теме. А для бокса, в котором хранится физический альбом, я сделал собачий жетон с гравировкой важных слов: «название», «количество листов».
ЧТО БЫЛО САМЫМ ТРУДНЫМ В РАБОТЕ НАД ЭТИМ ПРОЕКТОМ?
Длительные проекты — это всегда проверка на прочность. Проект длился более двух лет, что является достаточно серьезным сроком, чтобы понять, насколько ты все еще хочешь осуществить затеянное и довести его до конца.
Были, конечно, сложности в диалоге с самим собой — это касалось графической части. Создание отдельной истории и мифологии персонажа в рамках альбома — это ценный опыт, который воспитывает усидчивость и самурайское смирение. 28 листов ручной графики акварелью дались мне достаточно непросто, но результатом я очень доволен — получил невероятное чувство освобождения, увидев результат, где все кусочки пазла собраны в одно целое.
Backyard Studio
ПОЧЕМУ КАК ОБЪЕКТ ВЫ РЕШИЛИ СДЕЛАТЬ ИМЕННО ПОДСТАВКУ ДЛЯ БЛАГОВОНИЙ? ЧЬЯ ЭТО БЫЛА ИДЕЯ?
Фарфоровые статуэтки для благовоний стали сигнатурным объектом нашего керамического пути. Именно из-за них был основан проект BY.S: нам было интересно понять, как устроены подобные предметы и предложить свои решения, которые бы расширили вселенную аксессуаров для дома. С 2019 года мы сделали уже с десяток самых разных статуэток и набрались в этом определенной экспертности.
Что касается собачки — идея родилась совместно. Для нас всех сразу же было очевидно, что раскрыться в полной мере идея сможет именно в формате статуэтки.
НАСКОЛЬКО СЛОЖНО БЫЛО ВОПЛОТИТЬ ВАШУ ЗАДУМКУ В ЖИЗНЬ? С КАКИМИ СЛОЖНОСТЯМИ В ПРОИЗВОДСТВЕ ВЫ СТОЛКНУЛИСЬ?
Производство статуэток всегда сопровождается неожиданными сложностями. Этот раз не стал исключением.
Конкретно с собачкой мы поставили свой новый анти-рекорд: производство готового продукта заняло 106 недель от концепта до релиза. Отчасти это связанно с тем, что в цикле производства участвует очень много акторов: над созданием этого проекта работало около сотни человек из разных стран. Но в большей степени на задержки повлиял, конечно же, коронавирус. Нам пришлось сменить несколько производств и начинать процесс «с нуля» несколько раз.
Нам, как дизайнерам и творцам, важно пробовать экспериментальные подходы и учиться чему-то новому. Уникальность этого проекта заключается в том, что мы впервые использовали лазерную гравировку по фарфору.
ПРОЕКТ С МИШЕЙ СТАЛ ВАШЕЙ ПЕРВОЙ КОЛЛАБОРАЦИЕЙ С ХУДОЖНИКОМ. КАК ВЫ НАШЛИ ДРУГ ДРУГА И ЗАДУМАЛИ РАБОТАТЬ ВМЕСТЕ?
Миша всегда был ярким и заметным художником, а мы уже давно были знакомы через одно-два рукопожатия. К сожалению, у нас нет какой-то яркой и особенной истории знакомства. Как это часто бывает, мы просто списались в социальных сетях и предложили созвониться. Nothing special.