Гардероб: что носит и чем вдохновляется художник Борис Чайка
Борис Чайка — художник, который намеренно избавляется от смыслов в своих работах. Изучив его соцсети, мы заметили, как часто он дополняет образ аксессуарами, носит цепи и использует яркие акцентные детали.
Мы поговорили с Борисом о том, что его вдохновляет, с чего началась его художественная практика и как трансформация стиля отражается в его искусстве.
КАК ДАВНО ТЫ НАЧАЛ СОЗДАВАТЬ ИСКУССТВО И ЧЕМ ТЫ ЗАНИМАЛСЯ ДО ЭТОГО?
Все началось лет десять назад, когда мы с моим приятелем насмотрелись граффити-бомберских видосов и решили, что будем тоже делать стрит-арт. Довольно быстро выяснилось, что рисовать мы не умеем, а тогда это казалось необходимым навыком, который я и пошел приобретать в частных уроках. Потом я учился с переменным успехом — то там, то тут. Наверное, до того, как это занятие стало для меня чем-то серьезным, было два важных эпизода.
Первый — когда стало ясно, что дома рисовать довольно грязно, и я снял часть мастерской, где познакомился с «настоящей» художественной жизнью — работой, общением с коллегами. Часть мастерской снимали девочки-керамистки, и с тех пор я долго мечтал о своей печи, которой и обзавелся полтора года назад.
Второй эпизод — момент, когда я увлекся печатной графикой. Я снимал с девочками маленькую мастерскую, где раз в неделю приходил печатать гравюры. Это было классно, в работе быстро растешь, формулируешь, что хочешь. В печатной мастерской, думаю, появились какие-то наброски моей будущей практики.
Все изменилось, когда я снял мастерскую и смог полноценно работать. Мне кажется, за эти полтора года я очень сильно вырос как профессионал. До всего этого я работал сварщиком на производстве, 3,5 года. С теплотой вспоминаю то время, особенно мужиков с работы, великолепные люди.
ЧТО ВДОХНОВЛЯЕТ ТЕБЯ НА СОЗДАНИЕ РАБОТ?
Я не особо верю во вдохновение. Мне кажется вдохновение (как и успех, и удача, и прочее) — это результат труда, эмоциональной и интеллектуальной работы.
Могу сказать, что меня интересует в работе сейчас — это, в числе прочего, материал. Зимой и весной я как-то снова угорел по живописи, хотя почти весь год работал с керамикой. Нравится изучать технические моменты: как правильно делать живопись, чтобы она хранилась долго и не отваливалась, чего можно добиться техническими моментами. Недавно я колеровал грунт для одной работы, а потом сообразил, что вообще-то можно и лак заколеровать. Задался вопросом, а что будет, если не покрывать картину одним лаком, а покрыть холст лаками, колероваными в разный цвет? Будет ли это красиво? Насколько яркий цвет удастся получить? А если весь слой живописи — это лак, он не треснет? Можно ли будет транспортировать такую работу?
В итоге, я нашел пару магазинов, где работают знающие ребята и продаются всякие прикольные штучки, теперь хожу туда как на праздник. Опять же, начал красить палки, и думаю, а что, если покрасить кирпич? А асфальт? А если отлить из цемента и покрасить? В общем, сейчас я интересуюсь и экспериментирую с материалом. А что меня вдохновляет — не знаю, с тех пор, как появилась мастерская, просто непонятно, что еще делать, если не работать. Мне тяжело сидеть дома, это даже раздражает, потому что можно пойти и поделать каких-нибудь приколов, чего сидеть-то...
А ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ МОДНЫЙ КУМИР?
Нет, не думаю. Я вообще мало за чем слежу, кроме художественного мира, поэтому знаю, например, что вроде бы классно одевается Канье, но не больше. Хотя я подписан на страницу «отказала модная железа», но они скорее на приколе. Там бывают классные и красивые вещи, которые мне очень нравятся. Еще, кажется, я подписан на Gucci. Всегда мечтал о кейпе от них.
В СВОИХ РАБОТАХ ТЫ ПРИДЕРЖИВАЕШЬСЯ ПРИНЦИПА ОБЕЗЛИЧЕННОСТИ, ЧТО ПРОЯВЛЯЕТСЯ В НАЗВАНИЯХ (UNTITLED) И ПАСТЕЛЬНЫХ ТОНАХ. ПРИДЕРЖИВАЕШЬСЯ ЛИ ТЫ ТОГО ЖЕ В ОДЕЖДЕ?
Раньше я старался одеваться максимально ярко: краситься, привлекать к себе внимание, выбирать какие-то ассоциативные аксессуары, ошейники, цепи, рваные колготки в сетку. Думаю, это было от нереализованности. Сейчас не могу себе представить, чтобы я так оделся. Зачем? В этом смысле, наверное, можно сказать, что я ношу «обезличенную» одежду — просто шмотки. Но, возможно, со стороны для других людей это тоже, в итоге, превращается в какой-то наряд.
Мне очень нравятся мои сапоги, в которых я хожу зимой. Такие черные обычные сапоги, в которых ходят работяги. Они очень удобные, но из-за того, что у нас так не принято одеваться, это становится каким-то исключительным аксессуаром. Еще мне нравится отцовская дубленка, я забрал ее с дачи, еле отстирал от запаха дыма, а потом немного порвал — за гвоздь зацепился. Она огромная, нелепая, но очень теплая и, мне кажется, работает как и сапоги.
В этом смысле моя ролевая модель — фриковатый бомж с района.
Мне кажется это смешным. Правда иногда приходится одеться нормально, потому что в приличные заведения в таком виде как-то стремно заходить.
ЕСТЬ ЛИ УНИФОРМЫ У ХУДОЖНИКА?
Нет, я вообще ужасно злюсь, когда романтизируют художников. Это тяжелая работа, а не легкая и беззаботная жизнь, где художник — это кто-то особенный. Вопрос про униформу — отсюда же.
КАК ТЫ ОТНОСИШЬСЯ К ВЕЩАМ?
Если смотреть на вещи совсем широко, то их можно поделить на четыре категории. Мои рабочие инструменты — к ним у меня максимально трепетное отношение. Так, как за ними, я, кажется, ни за чем больше не ухаживаю.
Есть бытовые вещи очень хорошего качества, за которыми я слежу тоже трепетно — моя чугунная сковородка, например, или кастомная клавиатура.
С одеждой, скажем так, отношения такие — когда-то она была чистая. Моя жизнь крутится вокруг работы, собак и велосипеда — и все три эти штуки очень пачкающиеся. Поэтому теперь я отношусь к одежде сугубо утилитарно: как они выглядят уже все равно, потому что их просто невозможно поддерживать в нормальном состоянии. Если я хочу, чтобы какая-то вещь сохранила приличный вид — я ее не надеваю. У меня есть красивый свитер и штаны, они просто висят в шкафу. Надевал на свадьбу и вроде не испачкал, больше не ношу.
Ну и вообще рваные и грязные вещи вполне укладываются в парадигму моего условного стиля.
Самые классные футболки — это те, у которых от ношения начинает отрываться резинка воротника, а на спине появляются дырки.
Когда я работал сварщиком, все мои футболки сзади были похожи на паутину из-за дырок, потому что, когда пилишь болгаркой или свариваешь, искры летят за шкирку и прожигают одежду. Если все пачкается, то почему бы не сделать это таким приколом? А четвертый тип вещей, для меня, — это все остальное, на них я не очень обращаю внимание.
МНОГО ЛИ У ТЕБЯ ОДЕЖДЫ?
Сложно сказать. Почти все вещи оказываются у меня каким-то образом сами. От жены, от друзей, еще кого-то... Я не покупаю себе одежду, потому что в этом нет никакого смысла, она все равно будет выглядеть как старая, а у меня уже есть та, что выполняет свою утилитарную функцию. Без верхней одежды и обуви это все выглядит как ком, который занимает половину шкафа. В основном он состоит из футболок.
У ТЕБЯ ЧАСТО ПОЯВЛЯЮТСЯ ЯРКИЕ И НЕОРДИНАРНЫЕ АКЦЕНТЫ В ОБРАЗЕ. ЭТО ВЫХОДИТ СЛУЧАЙНО ИЛИ НАМЕРЕННО?
На это мне трудно ответить... Не могу сказать, чтобы это было сознательно, но, наверное, оно там как-то само внутри обдумывается, не знаю. Могу сказать, что мне нравятся короткие вещи — короткие футболки, короткие рукава, короткие штаны.
КАК ТЫ СЧИТАЕШЬ, ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ СОБСТВЕННЫЙ СТИЛЬ? КАК ОН ФОРМИРОВАЛСЯ?
Меня иногда называют персонажем, думаю, это относится и к одежде в том числе — людям кажется, что она какая-то особенная. Тяжело оценивать самого себя. Но, как я уже говорил, все стало так, как есть, в основном по утилитарным причинам. Хочется, чтобы было удобно, тепло, комфортно, а пачкается и рвется все и так.
ТВОИ ОТКРЫТИЯ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ПОЛГОДА?
Открытия есть! Я отрастил волосы, и они стали мешать в работе и лезть в рот, в глаза, что, особенно в период аллергии, вообще невыносимо. Так что возникла потребность их как-то контролировать. Так что я открыл для себя кепки, хотя головные уборы мне особо никогда не нравились: голова у меня не мерзнет, даже когда я ходил бритый.
Еще я катаюсь на велике в эирподсах, которые боюсь потерять. Поэтому я открыл для себя бафф, и это оказалось настолько удобным, что я теперь часто ношу его в повседневной жизни. Волосы не лезут, лицу тепло, шею закрывает, наушники не потеряются — кайф!
В моем гардеробе появились также очки для катания на велике, чтобы пылища не летела в глаза. В этом сезоне хожу в них часто.
Из художников очень нравится коллектив warblingcollective. Недавно я узнал, что его организовала Робин Грэхем, и она очень крутая художница!