Хороший пример: квартирная выставка Кристины Павловой «Зона сдержанной агрессии»
Квартира, хранящая память о нескольких поколениях семьи, стала одновременно художественным материалом и выставочным пространством для Кристины Павловой. Получив квартиру в наследство после смерти бабушки, художница столкнулась не только с вещами, но и с вытесненными чувствами. Экспозиция составлена из архивных снимков и видео, объектов и текстильного знамени с вышитым текстом.
О работе с семейной историей, о недостоверных воспоминаниях и о невыразимом с Кристиной поговорила Александра Жиленко, операционный директор «Объединения».
Кристина Павлова
художница
РАССКАЖИ, О ЧЕМ ТВОЙ ПРОЕКТ? ОПИШИ СВОИ РАБОТЫ.
Это проект — личная история о проживании утраты и о внутренней борьбе, а также о поиске языка для описания неоднозначности семейных взаимоотношений.
Открывает нарратив выставки самая большая работа под названием «Адресат не найден» — текстильное знамя, огибающее комнату, с вышитым посланием к отцу и бабушке. В тексте, написанном от лица ребенка, отражены боль и смятение, вызванные противоречивыми чувствами.
Работа «Пока смерть не разлучит нас» представляет собой последовательность найденных в квартире полароидных снимков, которые раскрывают семейную тайну — причину самоубийства дедушки. Реальная драма оказывается настолько самодостаточной, что требует не художественного переосмысления, а лишь прямого свидетельства.
Длинная лента фотографий на чековой ленте — документация вещей, выданных в больнице после смерти бабушки. Через эту работу я пытаюсь отстраниться от эмоционального воздействия этих «Останков» и найти способ встроить их в реальность.
В комнате отца представлена аудио-инсталляция «Ты наша единственная кровиночка», где зритель становится свидетелем телефонных разговоров. Из трубки звучат знакомые многим упреки: «Почему не звонишь? Забыла нас совсем?». Эта работа моделирует опыт навязанной вины и вовлекает зрителя в ситуацию невозможного диалога.
В ванной комнате демонстрируется архивное видео, дублирующее пространство. Маленькая Кристина купается в ванне в том же самом углу, только 30 лет назад. Это работа про диссоциацию, я не узнаю себя на этих кадрах, психика защищает меня от воспоминаний из того периода жизни.
Завершает выставку работа с архивными фотографиями семейных собак. Животные, с которыми я провела первые годы жизни, предстают в роли абсолюта безусловной любви и безупречной собачьей репутации.
ВЫСТАВКА СОСТОИТ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ СМЫСЛОВЫХ ЧАСТЕЙ: ДЕТСКОЕ ВИДЕО В ВАННОЙ, ТЕЛЕФОННЫЙ ЗВОНОК, СОБАКИ, ФОТОАРХИВ. ПОЧЕМУ ТЫ ВЫДЕЛЯЕШЬ ИМЕННО ИХ В КОНТЕКСТЕ СЕМЕЙНОЙ ИСТОРИИ?
Выставка собиралась практически интуитивно, а ее закономерности я осознала уже в процессе. Выходит, что работы выстраиваются от попытки артикуляции опыта к его невыразимости: от прямого послания родственникам и реконструкции тайны — к документированию утраты, сценографии вины и, наконец, к разрыву памяти. Повествование движется в обратной хронологии: от настоящего вглубь прошлого, к самым ранним и недостоверным воспоминаниям.
ТЫ ИСПОЛЬЗУЕШЬ НЕ ТОЛЬКО РЕАЛЬНЫЕ СЕМЕЙНЫЕ АРТЕФАКТЫ, НО И ОБРАЩАЕШЬСЯ К НОВОМУ ДЛЯ СЕБЯ МЕДИУМУ. ПОЧЕМУ ТЕБЕ ЗАХОТЕЛОСЬ ПОРАБОТАТЬ С ТЕКСТИЛЕМ? ТЫ ВЫБРАЛА ФОРМУ ЗНАМЕНИ — ЧТО ЭТО ОЗНАЧАЕТ?
Я очень скептически отношусь к прямому использованию текста в искусстве. Несмотря на это, идея сделать масштабное текстовое «обращение» была очень навязчивой. Мне хотелось наполнить все помещение этим болезненным посланием. Так родилась идея огромного текстильного знамени: его форма предполагает громкое заявление, высказывание. Но поскольку я не могла произнести эти слова, текст вышит «шепотом» — белым на белом. Это идеальное совпадение с моим внутренним ощущением беззвучного крика, какой бывает во сне.
КАК НА ТЕБЕ ОТРАЗИЛСЯ ЭТОТ ПРОЕКТ? КАК ТЫ ЕГО ПРОЖИВАЛА?
Удивительно, но это был самый наполняющий опыт за мою недолгую карьеру художницы. Во время создания работ и проведения выставки я часто ловила себя в состоянии абсолютного счастья. Думаю, что причина в честности проекта и его независимости — я делала выставку для себя, не думала о продажах или профессиональном признании. Надеюсь, что подобный опыт еще повторится в будущем.