Хороший пример: выставка Дианы Шлиман (Романович) в галерее «Бомба»
19 июля в галерее «Бомба» открылась выставка Дианы Шлиман (Романович) — «Глубже». Тотальная инсталляция состоит из скульптуры и многоканального звука. На аудио-дорожке записаны отдельные фразы и слова из интервью женщин, которые рассказывают о своем опыте родов.
Мы попросили художницу рассказать о том, какие сложности были при подготовке проекта и как долго он создавался.
«Многоканальное аудио этой инсталляции — является важной частью всего проекта. Оно создано из множества интервью женщин, в которых они делятся со мной опытом своих родов. Мой исследовательский интерес был построен вокруг встречи с бессознательным, который проживает каждая женщина в опыте родов.
Эти интервью я собирала почти год. В какой-то момент я поняла, что вокруг женской репродуктивности есть огромная травма, женщины делились этим со мной, и, пожалуй, это был самый тяжелый момент. Поток их сообщений был огромный и иногда были дни, когда мне казалось, что я не справляюсь. Мне нужно было передохнуть, потому что я просто не могла не погружаться в эти истории и не пропускать их через себя. Наверное, это и было самым сложным в подготовке к этому проекту, несмотря на то, что технически создать столь большую и масштабную скульптуру без помощников и финансирования — было тоже тяжело.
Приходилось сталкиваться с этими историями по-разному: кто-то хотел иметь детей, но не мог; кто-то недоволен своими родами; кто-то терял детей; кто-то проживал акушерское насилие — это очень огромный пласт различных проблем. Поэтому я и написала, что это мой самый непростой проект, который я когда-либо делала.
В аудио-работе я хотела отойти от нарратива интервью и сохранить только аффект, чтобы это было похоже на некий ритуальный заговор. Я заметила этот момент еще в разговорах с женщинами: они часто повторяли фразы: “Я тону!”, “Я погружаюсь”, “Проваливаюсь”. В целом, вся эта работа была построена на поиске точек сопряжений, как эти истории будут пересекаться друг с другом. Одним из интересных пунктов оказалось то, что многие из женщин повторяли слово “путь”: “Путь был сложный”, “Я прошла тяжелый путь”, “Пути назад нет”. И это слово сильно повлияло на мою инсталляцию, потому что, прежде чем подойти к скульптуре, зрителям нужно пройти через некую буферную зону — комнату, затянутую темной тканью.
Также еще одним пересечением для всех женщин оказалось — “тело знало и все помнило”, “тело работало само по себе”. То есть существует некоторая сила, которая пронизывало тело, помогала или двигала ими.
Когда я заметила, что слова и фразы повторяются у многих женщин, я и взяла этот момент за основу построения аудио-работы. И там часто можно услышать эти повторения, иногда кажется, что слов и фраз не разобрать, но они все равно считываются. Все аудио построено по типу схваток: около полутора-двух минут женщины говорят, потом идет спад, затем мы слышим звуки моря и воды… Его я тоже записывала дома у моря.
Как правило, женское противопоставляется мужскому через материал или композицию. Обычно это мягкие ткани и материалы, вышивка, лежачие скульптуры, горизонтальная композиция… Но, мне кажется, такой подход только подыгрывает логике бинарности, где мужское все равно остается сильным. А мне хотелось показать именно женскую силу.
Я наткнулась на фразу в эссе Элен Сиксу “Смех медузы”, где она говорила о том, что язык — мужской, и не бывает женского контр слова, но бывает пространство между словами. В этом плане, мне кажется, звук создает мощнейший эффект и плотность этой инсталляции. Идею женской силы он передает максимально точно, как я хотела».