Хороший пример: выставка «этой ночью» в галерее «Наковальня»
15 февраля в пространстве «Наковальня» на Пречистенской набережной открылась новая выставка под кураторством Нади Октябрь и Марии Степечевой. Проект, участие в котором приняли 10 современных художников, представляет из себя размышление о ночи как о времени для встречи «с собой».
В интервью Объединению Надя рассказала, как ей и Маше пришла идея создать выставку о ночных переживаниях, и что об их выставке думает куратор Виктор Мизиано.
ВПЕРВЫЕ ЛИ ВЫ ВМЕСТЕ РАБОТАЕТЕ С МАШЕЙ ИЛИ УЖЕ ДЕЛАЛИ КАКИЕ-ТО ПРОЕКТЫ? СЛОЖНО ЛИ ВАМ БЫЛО РАБОТАТЬ В СОКУРАТОРСТВЕ НАД ЭТОЙ ВЫСТАВКОЙ?
В галерею «Наковальня» Машу и меня пригласили в качестве галерейных кураторов. Мы с Машей 4 года работали вместе в одном известном российском аукционе современного искусства, делали аукционы, выставки, каталоги, затем занимались частной практикой на арт-рынке. У нас достаточный опыт насмотренности и оценки. Мы коллеги и друзья: много говорим об искусстве, и видение у нас синхронное, даже чаще без слов обходимся и редко спорим на эту тему. В сокураторстве над групповыми выставками нам интереснее и проще работать, потому что, если возникают сомнения в выборе работы или художника, то можно друг с другом все обсудить и глубже увидеть. У нас в процессе само собой сложилось, что каждый из нас нашел по пять художников, которых каждый и вел при подготовке к выставке. Мы вместе выбирали работы, вместе утверждали эскизы, согласовывали уровень цен.
КАК ДЛЯ ВЫСТАВКИ ОТБИРАЛИСЬ ХУДОЖНИКИ И ХУДОЖНИЦЫ? ПОЧЕМУ ВЫБРАЛИ ИМЕННО ЭТИХ?
В этой выставке был фокус именно на молодых художниках, которые находятся в начале карьеры, но уже зарекомендовали себя интересными сериями работ, участвовали в выставках, ярмарках. Выбирая художников, мы отталкивались от нашего общего желания сделать выставку созвучную внутреннему состоянию в текущем периоде (только не надрывному, а будничному) — мы пытались его нащупать. И «прислушивались» к творчеству художников, к тем, кто «попадает» в это состояние. При этом конечно, мы смотрели, чтобы визуально и стилистически все складывалось. Большинство работ было сделано специально к выставке.
С другой стороны, Маша и я работаем именно на арт-рынке, это, можно сказать, наша специализация, поэтому выбирая художников для галереи, мы смотрим не только на институциональную карьеру, но и на коммерческий потенциал и готовность художника к долгосрочной работе. Вообще, мы провели обширный поиск, и у нас, конечно, есть лонг-листы из выпускников, участников групповых выставок, из соцсетей.
Работы на выставке недорогие, визуально классные, а художники отобраны перспективные — я вам как art-advisor рекомендую их покупать сейчас.
Выставку «этой ночью» посетил российский куратор-классик Виктор Мизиано в сопровождении нашей с Машей экскурсии — это очень ценно для меня лично. Общий нарратив ему был понятен, но критика была в том, что слишком много живописи, мало объектов, фото, нет видео. Хотя у нас на выставке две комнаты — фактически «тотальные» инсталляции Насти Антиповой и Кирилла Бурыгина, и cюда бы я еще отнесла третью комнату — «девичью келью» с работами Полины Майер. Основный тезис Виктора был: от производства объектов — к производству смыслов. Но выставка галерейная, по приглашению, и выбор формата работ был осознанным.
Но, надо сказать, художественная практика, например, Михаила Добровольского, Насти Антиповой и Олеси Лавриненко выходит далеко за рамки живописи, которая представлена на выставке. Эти художники — в поиске, чем не перестают меня удивлять, делая новые проекты. При этом, они цельные в своем творчестве, и каждый развивает свою тему. Добровольский в 2022-м начал делать более жесткие работы в целом, вообще он работал с паблик-артом, саунд-артом, делает объекты, а к своим картинам пишет рассказы в стиле то Хармса, то Мамлеева. Антипова занимается телесными практиками, работает с пространством: делает инсталляции, видео, фото, в планах — работа с архивами. Лавриненко сейчас больше уходит в диджитал и изучение возможностей разных типов нейросетей, черпает оттуда визуальные референсы. И самая популярная на выставке не живопись, а фоторабота Маресия Иващенко, который занимается концептуальной фотографией и видео, а сейчас готовит новые фотопроекты.
ПОЧЕМУ ДЛЯ ОБЩЕЙ ТЕМЫ ВЫСТАВКИ БЫЛА ВЫБРАНА НОЧЬ?
Мы обсуждали с Машей, какую форму найти для выражения вот этого будничного состояния в новой реальности, когда ты уже не «надрываешь одежды», но и как прежже уже ничего не будет. Идея «формы» появилась у меня после тревожной ночи из-за очередных плохих новостей и прогнозов будущего. Мы не можем говорить напрямую о текущих событиях, но говорить о наших переживаниях нам пока никто не запрещал.
Ночь — это пространство переживаний наедине с собой. Если цитировать текст к выставке: «в самое темное время в нашем сознании появляются самые яркие образы». Под внешним давлением психика ищет возможности успокоиться и находится примерно в том, о чем выставка. Визуально выставка выглядит легкой, но на самом деле там многое про тревогу и поиск опоры — в самом личном, сокровенном, памяти и чувствах, движении. Нижний зал — это про внутренние переживания, он начинается с нежной живописи Дарьи Емельяновой и заканчивается «пеленой» Людмилы Барониной. Верхний зал — про «выход из комнаты», побег на танцпол и вечеринки с друзьями — с работами Саши Кокачевой и Саши Нестёркиной. И это происходит именно с тобой, этой ночью. «Драматургия выставки» сложилась сама собой.
Поэтому кураторский текст на выставке сделан в виде полуночного монолога в Телеграме — наверное, вы получали такие неожиданные откровения от друзей. Они не требуют ответа, это возможность поделиться чем-то важным. Здесь, конечно, не просто набор пространных рассуждений: каждое сообщение отсылает к работам художников выставки, и это легко считывается.
Почему выставка про переживания, а не осмысление? Потому что во время сильной тревоги, мы не можем рационализировать происходящее. При этом в наших буднях мы не находимся в эпицентре ужаса. Мы замыкаемся в комнате. Могла бы быть критическая выставка, но это выставка про уход в себя — эскапизм. Когда живая тревога уйдет и можно будет осмыслять наше время, будут другие выставки.
ПОЧЕМУ ЗРИТЕЛЯМ СТОИТ ПРИЙТИ НА ВАШУ ВЫСТАВКУ?
Сейчас, кажется, мало кураторских проектов в целом, а ведь это всегда приглашение к диалогу, возможность отрефлексировать свой опыт. «этой ночью» — это трип сквозь разные состояния, от укромной тишины, грез и бессознательных страхов до побега куда-то вовне. На выставке можно увидеть новые работы художников-современников, подумать, как вам лично это все отзывается внутри. И в галерее «Наковальня» красивое светлое пространство, там просто приятно находиться.
Выставка открыта до 31 марта. Вход свободный.