Хороший пример: выставка Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон.»
До 18 сентября в Культурном центре «Левашовский хлебозавод» проходит персональная выставка Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон.». Работы, вошедшие в экспозицию, отражают взгляд на архитектуру европейского модернизма 1950-1980-х годов и авторское восприятие зданий, ровесником которых Розанов является.
Спросили автора работ Михаила Розанова и куратора Катрин Борисов о том, как долго готовился проект, в чем особенности устройства выставки и планируется ли продолжение серии фотографий, которая создавалась два года.
Михаил Розанов
Автор проекта, фотограф
Работа над проектом «Сталь. Стекло. Бетон.» заняла у меня два года, это очень серьезное исследование. До этого проекта я много работал с классицизмом, классицистической архитектурой и интерьерами. Фотографировал в таких музеях как Лувр, Пушкинский музей, Венский музей истории искусств, в садах и парках Европы — Сан-Суси, Петергоф, Сады Боболи и Версаль. В какой-то момент я пресытился этой эстетикой и захотел чего-то совсем другого. А совсем другое — это, конечно, модернизм. Этот стиль декларативно заявил о своем отказе от историзма и традиции. Это была принципиально новая архитектура, основанная на новом беспредметном искусстве.
Так я очень серьезно увлекся модернизмом, начал изучать и исследовать эту тему, общаться с экспертами и историками архитектуры. В результате появился список городов и зданий, которые я поехал снимать. Из 12 городов в первоначальном списке в проект вошли только 9. Началась пандемия, самолеты перестали летать, поэтому пришлось завершить работу. Последним городом стал Роттердам в марте 2020 года. В проект не вошли Гавр, один из главных модернистских городов, Базель, швейцарский модернизм и еще один южно-европейский город.
Продолжать я не собираюсь. Проекту про модернизм я уделил достаточно много времени и готов переходить к другим сюжетам, я все-таки снимаю разное.
В отечественном искусствоведении этот стиль называется «модернизм», а вообще везде он называется «интернациональный стиль». Суть его в том, что от города к городу он не имеет кардинальных отличий, он международный: сталь, стекло, бетон, много воздуха и света — это то, что мы видим в любой модернистской постройке, не важно будь то Париж, Лондон, Москва или Берлин. Поэтому в экспозиции мы не группировали работы по городам, а расположили их вразброс.
Катрин Борисов
Со-куратор проекта, арт-директор Фонда и галереи Ruarts
Выставка в Петербурге отличается только архитектурой экспозицией и количеством представленных работ: в Москве их было 75, а на Хлебозаводе мы показали живьем только 50. Первая выставка прошла в Музее, здесь же — в новой культурной институции.
Само пространство Хлебозавода диктовало нестандартный подход к архитектуре выставки, я впервые делала выставку в круглом помещении. Но профессиональная команда Masters предложила несколько интересных вариантов расстановки фальшстен, из которых мы выбрали спираль. Получилось очень интересно, так как в просветы между стенами видно работы из внешнего круга, и они вступают в диалог с внутренним.
В данной выставке я опиралась на ритм в распределении работ и, конечно, на внутреннее напряжение внутри фотографий: так чтобы зритель смог прочувствовать интонацию автора — динамику, массивность, брутальность и даже строгость.
Фотографии Михаила Розанова можно выставлять почти везде — монохромность и напряжение его работ украсят любое пространство. Для меня лично, чем сложнее задача, тем интереснее над ней работать. Но в данном случае Полина Бондарева не просто так пригласила нас с выставкой «Сталь.Стекло.Бетон» — она очень четко понимала, что именно эта выставка должна открыть выставочный сезон на Хлебозаводе и именно архитектурная фотография впишется как нельзя лучше.