Хороший пример: выставка «Раненые глазки» в галерее сцена / szena
До 30 июня в галерее сцена / szena проходит выставка «Раненые глазки» художницы Софьи Шпуровой.
Спросили у куратора Дарьи Ярцевой, как создавался проект, сколько метров ткани на него было потрачено и почему не существует иерархии материалов.
ДАРЬЯ ЯРЦЕВА: «Во время подготовки проекта я была в мастерской у художницы Софьи Шпуровой, где заметила, что она использует в своей повседневной практике марлевую ткань: например, для того, чтобы вымыть кисти. Я посчитала, что это может быть неплохим материалом для создания инсталляции, а проявленное переплетение нитей в ее структуре отсылает к материальности холста. Софье понравилась идея, от чего мы и оттолкнулись, в итоге решили сочетать марлю с ветошью, которую я случайно увидела в одном из магазинов. Поэтому часто говорю, что внешняя среда и сами объекты сталкивались с нами, подсказывая дальнейшие действия. Софья работает с археологией персональной памяти, и в этом контексте ветошь отлично подошла для экспозиции не только визуально, но и как один из слоев информации, так как ее производят из старой одежды. Марлевую ткань покрасили чаем, чтобы присвоить себе изначально бланковый материал: получился приятный и благородный оттенок, который стал основным фоном для живописи. Всего было потрачено 500 метров ткани: где-то 200 метров ветоши и 300 метров марли. Инсталляция создавалась 5 дней, нам очень помогли художники Павел Ермакова и Тая Камышан.
В проекте «Раненые глазки» живопись инсталлирована в текстуру тканей как один из слоев psycho space, интимного психологического пространства художницы, не стремящегося понравиться, однако приглашающего зайти и провести в нем время. Полотна, оплетающие комнату, создают ощущение живой ткани живописи, мутировавшей до размера галереи и впрядающей в свой покров холсты как одну из прослоек, схожую по материальности и происхождению. Инсталляция из текстур похожа на панцирь членистоногого или процесс перебинтования болезненной ранки, заботясь и охраняя интимное пространство художницы.
Для практики Софьи характерен принцип автоматического письма, основанный на интуитивном выборе образов, а также посредством археологии персональной памяти. Слоистая, сочетающая на своей поверхности различные текстуры и нестандартные техники масляная живопись, непрерывно трансформируется, иногда исключая возможность завершения. Процесс создания работы становится основным результатом производства художника, где живописные слои автономно и неустанно сменяются, перекрывая друг друга, что делает картину призраком или тенью самой себе.
Созданный в галерее кокон не стремится к аттрактивности, однако он получился теплым и приятным для человека. Многие посетители делились тем, что хотят вернуться и побыть здесь наедине со своими мыслями».