Хрома: пять художников, ищущих в цвете тему, убежище и пространство эксперимента
Автор: Дмитрий Белкин
Фото: предоставлены героями материала
Обложка: Алевтина Ляпунова
23 December, 2022
Цвет — неисчерпаемая тема в размышлениях об искусстве. Несмотря на кажущуюся простоту и универсальность, отношения художников с колоритом и красками сугубо индивидуальны. Мы поговорили с пятью авторами, чувствительными к декоративным и концептуальным аспектам цвета, о том, чье искусство их вдохновляет, есть ли у них привязанность к городам и какие смешные случаи были в их практике.
Роман Черезов
Художник, исследует взаимодействие цвета и света в пространстве. Создает живописные и световые инсталляции. Выпускник Мюнхенской академии художеств. Живет и работает в Мюнхене.
КАКИМ БЫ ЦВЕТОМ РАДУГИ ТЫ СТАЛ?
Я стал бы пучком света, который расщепляется сразу на все цвета.
ЧЕМ ТЫ ВДОХНОВЛЯЕШЬСЯ?
Конкретных источников вдохновения у меня нет, но уже долгое время я работаю над своим визуальным архивом. В него я помещаю цветовые комбинации, абстрактные и реалистические фотографии, ассоциации, фразы и цитаты. Это своего рода картотека, в которой всегда найдется что-то необходимое для художественной практики.
РАССКАЖИ СМЕШНОЙ СЛУЧАЙ ИЗ ТВОЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ.
Обычно такой ситуативный юмор теряется при пересказе. Но я помню случай, когда после вернисажа большой групповой выставки с известными художниками, мне написал один из гостей и спросил, что за музыка играла тогда на открытии.
НА КАКИХ ХУДОЖНИКОВ ТЫ ОРИЕНТИРУЕШЬСЯ?
В момент работы я стараюсь максимально абстрагироваться от любых ассоциаций.
Но в остальное время слежу и стараюсь вживую увидеть работы Джеймса Таррелла, Памелы Розенкранц, Юлиуса фон Бисмарка, Анн Вероники Янссенс, Розы Барба, Ширин Кречманн.
Также у меня есть традиция встречаться с друзьями-художниками и бывшими коллегами по Художественной академии в Мюнхене и обсуждать новые работы.
ДЛЯ ТЕБЯ ВАЖЕН ГОРОД, В КОТОРОМ ТЫ НАХОДИШЬСЯ, ЧТОБЫ ДЕЛАТЬ ИСКУССТВО?
У меня нет привязанности к определенному месту. В первую очередь, для меня важен не город, а конкретное пространство, для которого я создаю проект. Я работаю над концепцией живописи, которая исследует границы полотна и пространства вокруг. Она всегда сайт-специфична и учитывает архитектурные аспекты, движение людей в здании, свет и его изменение.
Анна Снегина
Художница. Создает абстрактную живопись, объекты и фотографию, исследуя присутствие цвета в городской среде. Живет и работает в Екатеринбурге.
КАКИМ БЫ ЦВЕТОМ РАДУГИ ТЫ СТАЛА?
Конечно розовым! Он самый красивый, и к тому же отсутствует в общепринятом списке радужных цветов.
ЧЕМ ТЫ ВДОХНОВЛЯЕШЬСЯ?
Смешной вопрос, в духе «скажи что-то на художественном». Но в этом году с вдохновением, прямо скажем, все сложно. Помогает справиться сам процесс творчества. Когда начинаешь работу над проектом, у тебя есть только идея, и лишь постепенно появляется азарт довести дело до удовлетворяющего тебя результата. Также происходит и с отдельной картиной. Главное — начать.
РАССКАЖИ СМЕШНОЙ СЛУЧАЙ ИЗ ТВОЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ.
Однажды ко мне в мастерскую приходил технический специалист по пожарной безопасности. С интересом разглядывал работы на стенах и в какой-то момент сказал: «А вот тут что собираетесь нарисовать?». Я растерялась, потому что он показывал на уже законченные работы, которыми я очень гордилась, и в ответ пробубнила что-то невнятное. Отчет о пожарной безопасности был подписан, а мое художественное эго полыхало огнем!
НА КАКИХ ХУДОЖНИКОВ ТЫ ОРИЕНТИРУЕШЬСЯ?
Сложно выделить какие-то очевидные ориентиры, но я слежу за многими. Смотрю за разными биеннале, читаю e-flux, просматриваю Contemporary Art Daily, выписываю «Диалог Искусств», наконец! А дружу в основном с местными уральскими художниками и бывшими одногруппниками из «Среды».
ДЛЯ ТЕБЯ ВАЖЕН ГОРОД, В КОТОРОМ ТЫ НАХОДИШЬСЯ, ЧТОБЫ ДЕЛАТЬ ИСКУССТВО?
Да. Город безусловно влияет на мои работы и даже медиумы, которые я использую. Мне трудно работать там, где море и пальмы, а когда возвращаюсь к заводам, серым домам и суровым лицам — сразу легче!
В этом году многим художникам пришлось уехать. Это тяжело и не может не отразиться на их художественном языке. Я пока тут, на Урале, в своем месте силы.
Артём Новиков
Архитектор. Создает масштабные серии произведений на границе между бумажной архитектурой и объектом, исследует художественные качества бытовых промышленных материалов. Живет и работает в Алматы.
КАКИМ БЫ ЦВЕТОМ РАДУГИ ТЫ СТАЛ?
В моей радуге шесть цветов. Я хотел бы быть красным. Но сейчас красный скорее ассоциациируется с кровью, болью, агрессией, — я этого не хочу... Я точно не желтый и не оранжевый, потому что во мне нет тепла. Я не витальный зеленый. И точно не фиолетовый. Синий?! Синий — сильный, но нейтральный по смыслу, потому что я не могу его описать. Возможно, мне это нужно. Но красный для меня — это цвет одинокой борьбы, гордости и силы. Пускай я буду синим, за которым скрывается независимость и борьба красного.
ЧЕМ ТЫ ВДОХНОВЛЯЕШЬСЯ?
Меня интересуют базовые художественные проблемы, например, соотношение формы и цвета. Из размышлений над ними рождается тема. Так, почти пять лет я болел храмами и христианским искусством, везде видел метафоры, знаки, символы, формы церквей. Потом год занимался мусором, и везде в нем видел новые возможности формопорождения, цвета, объема. Я болею тем, что вижу, и везде начинаю видеть предмет моего интереса. Сейчас я в Казахстане, и это породит новую одержимость. Ну и конечно искусство, я всегда в музее.
РАССКАЖИ СМЕШНОЙ СЛУЧАЙ ИЗ ТВОЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ.
Я ко всему отношусь максимально серьезно, хотя и приходится иногда делать вид «несерьезности», чтобы не прослыть сумасшедшим. В целом, меня веселит то, из какого сора рождаются мои объекты. Например, я как-то вез с работы пустые упаковки из-под молока, пакет протек и остатки вылились мне под ноги. Я сидел в метро в луже и заметил это только по взглядам людей. Потом забыл их дома помыть и они начали плесневеть.
НА КАКИХ ХУДОЖНИКОВ ТЫ ОРИЕНТИРУЕШЬСЯ?
Я постоянно о ком-то думаю, но конкретный художник зависит от того, чем я «болею» в определенный период времени... Наивное искусство, Наталья Гончарова, Пауль Клее, Элсуорт Келли, Ли Бул.
Для меня важны архитекторы. Херцог де Мерон с совершенно странной, неправильной и снобской простотой. Эфемерность и бесплотность Кадзуе Сэдзима и Рю Нишизава. Философия и шутки Рема Колхаса, которые приобретают форму архитектуры.
ДЛЯ ТЕБЯ ВАЖЕН ГОРОД, В КОТОРОМ ТЫ НАХОДИШЬСЯ, ЧТОБЫ ДЕЛАТЬ ИСКУССТВО?
Мои работы создает место, где я нахожусь. Я не могу игнорировать окружение, оно само может порождать во мне формы. А я нейтрален, как пароварка — что загрузилось, то и сварится. Но для меня важен и комфорт — большой красивый город для жизни. Только в нем я смогу найти людей для своего маленького социального пузыря.
Максим Поликарик
Художник. Исследует неживописные способы создания абстрактного изображения. Живет и работает в Париже.
КАКИМ БЫ ЦВЕТОМ РАДУГИ ТЫ СТАЛ?
Синим. Комната, в которой я жил дома, была полностью — вместе с потолком — синяя. Это я ее перекрасил. Но почему синий, не знаю.
ЧЕМ ТЫ ВДОХНОВЛЯЕШЬСЯ?
Я не ищу вдохновения, даже предпочел бы от него сбежать и больше никогда не чувствовать потребности что-то создавать. Но оно все равно приходит абсолютно отовсюду — даже от странных пятен в глазах, когда моргаешь.
РАССКАЖИ СМЕШНОЙ СЛУЧАЙ ИЗ ТВОЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ.
Как-то я участвовал в выставке от одной интернет-галереи. Мне пришлось самому тащить холсты, расставлять их, увозить. Один из моих холстов не вывесили, потому что галерея не согласовала экспозицию с площадкой. А смешное в этой истории — то, что при такой организации, девчонки из этой галереи вели себя очень серьезно.
НА КАКИХ ХУДОЖНИКОВ ТЫ ОРИЕНТИРУЕШЬСЯ?
У меня много фаворитов, но первыми в голову приходят Сай Твомбли и Роджер3000 (Жюльен Мирт). Тем не менее, когда я смотрю на работы других художников, у меня не возникает желания вникать в их смыслы и концепты. Я просто наблюдаю за техникой, использованием цвета и пространства. И я либо верю этому выбору, либо нет.
ДЛЯ ТЕБЯ ВАЖЕН ГОРОД, В КОТОРОМ ТЫ НАХОДИШЬСЯ, ЧТОБЫ ДЕЛАТЬ ИСКУССТВО?
Город для меня — просто набор мест, в которые я хожу один и с друзьями. Его внешний вид меня не особо волнует. Хотя мне нравится быть там, где можно разбить бутылку и не получить огромный штраф. Ну и чтобы зима была. Чем холоднее, тем лучше.
Алевтина Ляпунова
Художница. Изучает конструктивные возможности цвета. Живет и работает в Вене.
КАКИМ БЫ ЦВЕТОМ РАДУГИ ТЫ СТАЛА?
В Телеграмме есть любимый мною стикерпак Color moods, в котором каждый стикер представляет собой цветной прямоугольник с ассоциативной фразой. У одной из картинок есть подпись «привкус сирени». И даже неважно, к какому цвету она относится, я бы точно им стала.
ЧЕМ ТЫ ВДОХНОВЛЯЕШЬСЯ?
Обычно вдохновение приходит во время работы: материал сам подсказывает, что ему хочется. Но особенно сильно меня воодушевляют ситуации, в которых мой взгляд на привычное трансформируется. Это может происходить при любых обстоятельствах: например, когда я общаюсь с детьми, во время длительной прогулки на природе, в коротком разговоре с незнакомым человеком, когда купаюсь в озере.
РАССКАЖИ СМЕШНОЙ СЛУЧАЙ ИЗ ТВОЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ.
Восемь лет назад я впервые побывала в Париже по приглашению друга. Был февраль, я ходила по музеям, и вот настал день Музея Орсэ. Я почему-то долго не могла найти вход и подумала, что раз это здание бывшего вокзала, то посетители попадают в него через поезд. Почему-то такая мысль мне показалась абсолютно убедительной! Я спустилась в ближайшее метро и поехала в сторону вокзала. Кажется, на этом моменте у меня уже не было такой уверенности в своей идее, но очень хотелось верить. Естественно, я приехала не в музей. Вернулась на метро обратно и все-таки отыскала вход! Сейчас мне сложно поверить, что все это со мной приключилось, но этот случай продолжает вызывать у меня улыбку.
НА КАКИХ ХУДОЖНИКОВ ТЫ ОРИЕНТИРУЕШЬСЯ?
Мои отношения с авторами или произведениями меняются со временем. Сейчас я чувствую особенную близость с Мириам Кан и Агнес Мартин. Много интересных имен открыла для себя на последней Венецианской биеннале, например, турецкую художницу Фюсун Онур.
ДЛЯ ТЕБЯ ВАЖЕН ГОРОД, В КОТОРОМ ТЫ НАХОДИШЬСЯ, ЧТОБЫ ДЕЛАТЬ ИСКУССТВО?
Конечно! Все, что со мной происходит, или что я делаю, взаимосвязано. Пространство, в котором я нахожусь, играет в этом значительную роль. Сейчас я живу и учусь в Вене — это очень доброжелательный город. Когда я только переехала сюда из Москвы, меня постоянно сопровождал восторг от ощущения, что здесь есть для меня место. В Москве я этого не чувствовала, и было тяжело.
Автор: Дмитрий Белкин
Фото: предоставлены героями материала
Обложка: Алевтина Ляпунова
23 December, 2022