Хрома: пять художников, ищущих в цвете тему, убежище и пространство эксперимента

ИНТЕРВЬЮ

Автор: Дмитрий Белкин

Фото: предоставлены героями материала

Обложка: Алевтина Ляпунова

23 December, 2022

Цвет — неисчерпаемая тема в размышлениях об искусстве. Несмотря на кажущуюся простоту и универсальность, отношения художников с колоритом и красками сугубо индивидуальны. Мы поговорили с пятью авторами, чувствительными к декоративным и концептуальным аспектам цвета, о том, чье искусство их вдохновляет, есть ли у них привязанность к городам и какие смешные случаи были в их практике.

Роман Черезов

Художник, исследует взаимодействие цвета и света в пространстве. Создает живописные и световые инсталляции. Выпускник Мюнхенской академии художеств. Живет и работает в Мюнхене.

КАКИМ БЫ ЦВЕТОМ РАДУГИ ТЫ СТАЛ?

Я стал бы пучком света, который расщепляется сразу на все цвета.

ЧЕМ ТЫ ВДОХНОВЛЯЕШЬСЯ?

Конкретных источников вдохновения у меня нет, но уже долгое время я работаю над своим визуальным архивом. В него я помещаю цветовые комбинации, абстрактные и реалистические фотографии, ассоциации, фразы и цитаты. Это своего рода картотека, в которой всегда найдется что-то необходимое для художественной практики.

РАССКАЖИ СМЕШНОЙ СЛУЧАЙ ИЗ ТВОЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ.

Обычно такой ситуативный юмор теряется при пересказе. Но я помню случай, когда после вернисажа большой групповой выставки с известными художниками, мне написал один из гостей и спросил, что за музыка играла тогда на открытии.

НА КАКИХ ХУДОЖНИКОВ ТЫ ОРИЕНТИРУЕШЬСЯ?

В момент работы я стараюсь максимально абстрагироваться от любых ассоциаций.
Но в остальное время слежу и стараюсь вживую увидеть работы Джеймса Таррелла, Памелы Розенкранц, Юлиуса фон Бисмарка, Анн Вероники Янссенс, Розы Барба, Ширин Кречманн.
Также у меня есть традиция встречаться с друзьями-художниками и бывшими коллегами по Художественной академии в Мюнхене и обсуждать новые работы.

ДЛЯ ТЕБЯ ВАЖЕН ГОРОД, В КОТОРОМ ТЫ НАХОДИШЬСЯ, ЧТОБЫ ДЕЛАТЬ ИСКУССТВО?

У меня нет привязанности к определенному месту. В первую очередь, для меня важен не город, а конкретное пространство, для которого я создаю проект. Я работаю над концепцией живописи, которая исследует границы полотна и пространства вокруг. Она всегда сайт-специфична и учитывает архитектурные аспекты, движение людей в здании, свет и его изменение.

  • Роман Черезов, Dangerous Lilies. 2022. Мультимедийная инсталляция (Цветная подсветка, цифровая живопись, экран, лайтбокс, алюминий, аэрозоль, живые лилии). Фото: Эдвард Бейерле
    Роман Черезов, Dangerous Lilies. 2022. Мультимедийная инсталляция (Цветная подсветка, цифровая живопись, экран, лайтбокс, алюминий, аэрозоль, живые лилии). Фото: Эдвард Бейерле
  • Роман Черезов, Untitled (Dangerous Lilies). 2022. Цифровая живопись, экран
    Роман Черезов, Untitled (Dangerous Lilies). 2022. Цифровая живопись, экран
  • Роман Черезов, Untitled (Dioxazinviolett). 2022. Цветовая инсталляция (Аэрозольная краска, пигмент)
    Роман Черезов, Untitled (Dioxazinviolett). 2022. Цветовая инсталляция (Аэрозольная краска, пигмент)

Анна Снегина

Художница. Создает абстрактную живопись, объекты и фотографию, исследуя присутствие цвета в городской среде. Живет и работает в Екатеринбурге.

КАКИМ БЫ ЦВЕТОМ РАДУГИ ТЫ СТАЛА?

Конечно розовым! Он самый красивый, и к тому же отсутствует в общепринятом списке радужных цветов.

ЧЕМ ТЫ ВДОХНОВЛЯЕШЬСЯ?

Смешной вопрос, в духе «скажи что-то на художественном». Но в этом году с вдохновением, прямо скажем, все сложно. Помогает справиться сам процесс творчества. Когда начинаешь работу над проектом, у тебя есть только идея, и лишь постепенно появляется азарт довести дело до удовлетворяющего тебя результата. Также происходит и с отдельной картиной. Главное — начать.

РАССКАЖИ СМЕШНОЙ СЛУЧАЙ ИЗ ТВОЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ.

Однажды ко мне в мастерскую приходил технический специалист по пожарной безопасности. С интересом разглядывал работы на стенах и в какой-то момент сказал: «А вот тут что собираетесь нарисовать?». Я растерялась, потому что он показывал на уже законченные работы, которыми я очень гордилась, и в ответ пробубнила что-то невнятное. Отчет о пожарной безопасности был подписан, а мое художественное эго полыхало огнем!

НА КАКИХ ХУДОЖНИКОВ ТЫ ОРИЕНТИРУЕШЬСЯ?

Сложно выделить какие-то очевидные ориентиры, но я слежу за многими. Смотрю за разными биеннале, читаю e-flux, просматриваю Contemporary Art Daily, выписываю «Диалог Искусств», наконец! А дружу в основном с местными уральскими художниками и бывшими одногруппниками из «Среды».

ДЛЯ ТЕБЯ ВАЖЕН ГОРОД, В КОТОРОМ ТЫ НАХОДИШЬСЯ, ЧТОБЫ ДЕЛАТЬ ИСКУССТВО?

Да. Город безусловно влияет на мои работы и даже медиумы, которые я использую. Мне трудно работать там, где море и пальмы, а когда возвращаюсь к заводам, серым домам и суровым лицам — сразу легче!
В этом году многим художникам пришлось уехать. Это тяжело и не может не отразиться на их художественном языке. Я пока тут, на Урале, в своем месте силы.

  • Анна Снегина, «Гляжу в окошечко, кормлю воробушков». 2021. Найденный металлический объект, металлическая дробь, бахрома, дерево
    Анна Снегина, «Гляжу в окошечко, кормлю воробушков». 2021. Найденный металлический объект, металлическая дробь, бахрома, дерево
  • Анна Снегина, All you can sweet. 2022. Кварцит, щебень, бетон, металл, аэрозоль
    Анна Снегина, All you can sweet. 2022. Кварцит, щебень, бетон, металл, аэрозоль
  • Анна Снегина, Объект 3 из серии «НЕОН черный». 2021. Папье-маше, бетон, акрил, синтепон
    Анна Снегина, Объект 3 из серии «НЕОН черный». 2021. Папье-маше, бетон, акрил, синтепон

Артём Новиков

Архитектор. Создает масштабные серии произведений на границе между бумажной архитектурой и объектом, исследует художественные качества бытовых промышленных материалов. Живет и работает в Алматы.

КАКИМ БЫ ЦВЕТОМ РАДУГИ ТЫ СТАЛ?

В моей радуге шесть цветов. Я хотел бы быть красным. Но сейчас красный скорее ассоциациируется с кровью, болью, агрессией, — я этого не хочу... Я точно не желтый и не оранжевый, потому что во мне нет тепла. Я не витальный зеленый. И точно не фиолетовый. Синий?! Синий — сильный, но нейтральный по смыслу, потому что я не могу его описать. Возможно, мне это нужно. Но красный для меня — это цвет одинокой борьбы, гордости и силы. Пускай я буду синим, за которым скрывается независимость и борьба красного.

ЧЕМ ТЫ ВДОХНОВЛЯЕШЬСЯ?

Меня интересуют базовые художественные проблемы, например, соотношение формы и цвета. Из размышлений над ними рождается тема. Так, почти пять лет я болел храмами и христианским искусством, везде видел метафоры, знаки, символы, формы церквей. Потом год занимался мусором, и везде в нем видел новые возможности формопорождения, цвета, объема. Я болею тем, что вижу, и везде начинаю видеть предмет моего интереса. Сейчас я в Казахстане, и это породит новую одержимость. Ну и конечно искусство, я всегда в музее.

РАССКАЖИ СМЕШНОЙ СЛУЧАЙ ИЗ ТВОЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ.

Я ко всему отношусь максимально серьезно, хотя и приходится иногда делать вид «несерьезности», чтобы не прослыть сумасшедшим. В целом, меня веселит то, из какого сора рождаются мои объекты. Например, я как-то вез с работы пустые упаковки из-под молока, пакет протек и остатки вылились мне под ноги. Я сидел в метро в луже и заметил это только по взглядам людей. Потом забыл их дома помыть и они начали плесневеть.

НА КАКИХ ХУДОЖНИКОВ ТЫ ОРИЕНТИРУЕШЬСЯ?

Я постоянно о ком-то думаю, но конкретный художник зависит от того, чем я «болею» в определенный период времени... Наивное искусство, Наталья Гончарова, Пауль Клее, Элсуорт Келли, Ли Бул.
Для меня важны архитекторы. Херцог де Мерон с совершенно странной, неправильной и снобской простотой. Эфемерность и бесплотность Кадзуе Сэдзима и Рю Нишизава. Философия и шутки Рема Колхаса, которые приобретают форму архитектуры.

ДЛЯ ТЕБЯ ВАЖЕН ГОРОД, В КОТОРОМ ТЫ НАХОДИШЬСЯ, ЧТОБЫ ДЕЛАТЬ ИСКУССТВО?

Мои работы создает место, где я нахожусь. Я не могу игнорировать окружение, оно само может порождать во мне формы. А я нейтрален, как пароварка — что загрузилось, то и сварится. Но для меня важен и комфорт — большой красивый город для жизни. Только в нем я смогу найти людей для своего маленького социального пузыря.

  • Артём Новиков, Residential 1. Архитектурный макет. 2021. Картон, пластик
    Артём Новиков, Residential 1. Архитектурный макет. 2021. Картон, пластик
  • Артём Новиков, «Мусор». Посвящается Джорджо Моранди. 2021. Картон, пластик
    Артём Новиков, «Мусор». Посвящается Джорджо Моранди. 2021. Картон, пластик
  • Артём Новиков, «Церковь». Вдохновлено Филиппом Малявиным. 2021. Картон, гуашь
    Артём Новиков, «Церковь». Вдохновлено Филиппом Малявиным. 2021. Картон, гуашь

Максим Поликарик

Художник. Исследует неживописные способы создания абстрактного изображения. Живет и работает в Париже.

КАКИМ БЫ ЦВЕТОМ РАДУГИ ТЫ СТАЛ?

Синим. Комната, в которой я жил дома, была полностью — вместе с потолком — синяя. Это я ее перекрасил. Но почему синий, не знаю.

ЧЕМ ТЫ ВДОХНОВЛЯЕШЬСЯ?

Я не ищу вдохновения, даже предпочел бы от него сбежать и больше никогда не чувствовать потребности что-то создавать. Но оно все равно приходит абсолютно отовсюду — даже от странных пятен в глазах, когда моргаешь.

РАССКАЖИ СМЕШНОЙ СЛУЧАЙ ИЗ ТВОЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ.

Как-то я участвовал в выставке от одной интернет-галереи. Мне пришлось самому тащить холсты, расставлять их, увозить. Один из моих холстов не вывесили, потому что галерея не согласовала экспозицию с площадкой. А смешное в этой истории — то, что при такой организации, девчонки из этой галереи вели себя очень серьезно.

НА КАКИХ ХУДОЖНИКОВ ТЫ ОРИЕНТИРУЕШЬСЯ?

У меня много фаворитов, но первыми в голову приходят Сай Твомбли и Роджер3000 (Жюльен Мирт). Тем не менее, когда я смотрю на работы других художников, у меня не возникает желания вникать в их смыслы и концепты. Я просто наблюдаю за техникой, использованием цвета и пространства. И я либо верю этому выбору, либо нет.

ДЛЯ ТЕБЯ ВАЖЕН ГОРОД, В КОТОРОМ ТЫ НАХОДИШЬСЯ, ЧТОБЫ ДЕЛАТЬ ИСКУССТВО?

Город для меня — просто набор мест, в которые я хожу один и с друзьями. Его внешний вид меня не особо волнует. Хотя мне нравится быть там, где можно разбить бутылку и не получить огромный штраф. Ну и чтобы зима была. Чем холоднее, тем лучше.

  • Максим Поликарик, Sample. 2022. Рама, ткань, смешанная техника. 14 × 14
    Максим Поликарик, Sample. 2022. Рама, ткань, смешанная техника. 14 × 14
  • Максим Поликарик, Sport underwear. 2022. Рама, ткань. 150 × 100
    Максим Поликарик, Sport underwear. 2022. Рама, ткань. 150 × 100
  • Максим Поликарик, Julian Casablancas self-portrait. 2021. Рама, ткань, смешанная техника. 180 ×180
    Максим Поликарик, Julian Casablancas self-portrait. 2021. Рама, ткань, смешанная техника. 180 ×180
  • Максим Поликарик, Paris architecture suit 2. 2022. Рама, ткань, пыль, смешанная техника
    Максим Поликарик, Paris architecture suit 2. 2022. Рама, ткань, пыль, смешанная техника

Алевтина Ляпунова

Художница. Изучает конструктивные возможности цвета. Живет и работает в Вене.

КАКИМ БЫ ЦВЕТОМ РАДУГИ ТЫ СТАЛА?

В Телеграмме есть любимый мною стикерпак Color moods, в котором каждый стикер представляет собой цветной прямоугольник с ассоциативной фразой. У одной из картинок есть подпись «привкус сирени». И даже неважно, к какому цвету она относится, я бы точно им стала.

ЧЕМ ТЫ ВДОХНОВЛЯЕШЬСЯ?

Обычно вдохновение приходит во время работы: материал сам подсказывает, что ему хочется. Но особенно сильно меня воодушевляют ситуации, в которых мой взгляд на привычное трансформируется. Это может происходить при любых обстоятельствах: например, когда я общаюсь с детьми, во время длительной прогулки на природе, в коротком разговоре с незнакомым человеком, когда купаюсь в озере.

РАССКАЖИ СМЕШНОЙ СЛУЧАЙ ИЗ ТВОЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ.

Восемь лет назад я впервые побывала в Париже по приглашению друга. Был февраль, я ходила по музеям, и вот настал день Музея Орсэ. Я почему-то долго не могла найти вход и подумала, что раз это здание бывшего вокзала, то посетители попадают в него через поезд. Почему-то такая мысль мне показалась абсолютно убедительной! Я спустилась в ближайшее метро и поехала в сторону вокзала. Кажется, на этом моменте у меня уже не было такой уверенности в своей идее, но очень хотелось верить. Естественно, я приехала не в музей. Вернулась на метро обратно и все-таки отыскала вход! Сейчас мне сложно поверить, что все это со мной приключилось, но этот случай продолжает вызывать у меня улыбку.

НА КАКИХ ХУДОЖНИКОВ ТЫ ОРИЕНТИРУЕШЬСЯ?

Мои отношения с авторами или произведениями меняются со временем. Сейчас я чувствую особенную близость с Мириам Кан и Агнес Мартин. Много интересных имен открыла для себя на последней Венецианской биеннале, например, турецкую художницу Фюсун Онур.

ДЛЯ ТЕБЯ ВАЖЕН ГОРОД, В КОТОРОМ ТЫ НАХОДИШЬСЯ, ЧТОБЫ ДЕЛАТЬ ИСКУССТВО?

Конечно! Все, что со мной происходит, или что я делаю, взаимосвязано. Пространство, в котором я нахожусь, играет в этом значительную роль. Сейчас я живу и учусь в Вене — это очень доброжелательный город. Когда я только переехала сюда из Москвы, меня постоянно сопровождал восторг от ощущения, что здесь есть для меня место. В Москве я этого не чувствовала, и было тяжело.

  • Алевтина Ляпунова, The First One. 2022. Бумага, акварель. 30 × 21
    Алевтина Ляпунова, The First One. 2022. Бумага, акварель. 30 × 21
  • Алевтина Ляпунова, The First One. 2022. Бумага, акварель. 30 × 21
    Алевтина Ляпунова, The First One. 2022. Бумага, акварель. 30 × 21
  • Алевтина Ляпунова, When I saw Yoko in a dull day. 2022. Бумага, акварель. 81 × 61
    Алевтина Ляпунова, When I saw Yoko in a dull day. 2022. Бумага, акварель. 81 × 61
ИНТЕРВЬЮ

Автор: Дмитрий Белкин

Фото: предоставлены героями материала

Обложка: Алевтина Ляпунова

23 December, 2022