Как это работает: студия «Тихая»
Про студию «Тихая» известно всем, даже если вы не были в Нижнем Новгороде. Удивительный пример того, как самоорганизованные мастерские превратились в институцию, которая поддерживается грантами, растет и развивается. Мы решили познакомиться поближе с командой, которая делает этот проект и спросили, почему стоит приехать в Нижний Новгород, как так получилось, что он стал важной точкой на карте современного искусства, и что для них самих студия «Тихая».
Студия «Тихая» — центр современного искусства в Нижнем Новгороде, который появился в 2015 году на базе художественных мастерских. Сейчас в «Тихой» работают 9 постоянных художников и приглашенные авторы, центр также проводит выставки резидентов и поддерживает молодых нижегородских художников. Кроме того, совместно с Музеем «Гараж» разрабатывается архив и научная программа по исследованию локальной арт-сцены Нижнего Новгорода. «Тихая» находится рядом с площадью Минина — главной площадью города, в трех минутах от Кремля.
Артем Филатов
Художник, основатель и руководитель студии «Тихая»
ЧТО ДЛЯ ТЕБЯ СТУДИЯ «ТИХАЯ»?
Раньше, когда студия в основном состояла из пространства мастерских, мы шутили, что она похожа на гараж — место, куда сбегают от обыденной жизни заниматься странными делами и что-то вечно чинить в кругу единомышленников. Сейчас я чаще говорю, что «Тихая» — это фабрика полного цикла по производству искусства: от самой идеи произведения до его воплощения.
С ЧЕГО НАЧАЛАСЬ ТВОЯ ИСТОРИЯ С «ТИХОЙ»?
Я открывал пространство студии «Тихая» в 2015 году. До этого у нас была другая мастерская под названием «Студеная», названная в честь улицы, на которой она располагалась. Сначала у «Тихой» было одно помещение, через год мы арендовали второе, получив возможность создать отдельные пространства для занятия печатной графикой (офорт, шелкография), организовали столярную мастерскую. Название студии также связанно с улицей, на которой она располагается. Раньше улица Ульянова называлась Тихоновской в честь стоявшей на ней церкви, снесенной в советское время. Но больше всего нас привлекало несоответствие громкой и шумной мастерской ее названию. Сейчас «Тихая» — про аккуратную и спокойную коммуникацию, размеренность и lower case тон.
ЧЕМ ТЫ ЗАНИМАЕШЬСЯ В «ТИХОЙ»?
Я основатель студии, ее директор и художник. В каком-то смысле я «ненавигатор», если обратиться к опыту Кена Кизи и «Веселых проказников».
У ТЕБЯ ЕСТЬ ИСКУССТВО ДОМА?
У меня много искусства дома. В основном, это вещи, которые мне дарили другие художники. Во мне нет духа коллекционера — покупка произведения искусства домой скорее исключение, чем правило. Я чаще покупаю искусство у нижегородских художников в качестве подарка друзьям и близким. Благодаря этому получается наладить опыт перекрестного коллекционирования.
МОЖНО ЛИ ИЗМЕНИТЬ МИР С ПОМОЩЬЮ ИСКУССТВА?
Мне кажется, изменить мир искусством одновременно и можно, и нельзя. Проблема в том, что окружающая нас действительность сильно детерминирована и, как и наше собственное поведение, сильно зависит от ранее принятых решений, химических реакций и физических событий. Сложно установить причинно-следственную связь между искусством и поведением человека. Несмотря на это, в своих художественных проектах я предполагаю сценарии, которыми участники могут воспользоваться или нет. Возможность выбора — это уже лучшая версия текущего положения вещей.
ПОЧЕМУ, ПО ТВОЕМУ МНЕНИЮ, НИЖНИЙ НОВГОРОД СТАЛ СТОЛЬ ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ ТОЧКОЙ НА КАРТЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА?
С одной стороны, Нижний Новгород уникален своим ландшафтом и культурой: это пространство, которое претендует на столичность, переживая провинциальный комплекс — быть столицей хоть в чем-то. С другой стороны, Нижний Новгород очень теплый, гостеприимный и, наверное, он обладает схожим волжским гедонизмом, как и Самара. Кроме того, Нижний Новгород близок к Москве, и к нам перетекают из столицы многие ресурсы и возможности. Благодаря Арсеналу — самому большому центру современного искусства за пределами Москвы — отношение к современной культуре здесь прошло все первые стадии принятия. Думаю, 25 лет работы не могли пройти бесследно.
ПОЧЕМУ СТОИТ ПРИЕХАТЬ В НИЖНИЙ НОВГОРОД?
В Нижний Новгород обязательно нужно приехать хотя бы на выходные, чтобы увидеть все независимые пространства, связанные с современным искусством и культурой: галерею FUTURO, галерею 9Б, мастерскую YOU MUM’S KNIGHTS, пространство Terminal и ЦЕХ*. В теплое время года все дороги ведут в нижегородский крематорий, где расположен терапевтический и мемориальный проект «САД ИМ.», который я сделал вместе с художником Алексеем Корси.
Алиса Савицкая
Главный куратор студии «Тихая», приглашенный куратор Музея Москвы
ЧТО ДЛЯ ТЕБЯ СТУДИЯ «ТИХАЯ»?
Пространство мечты. Работа мечты.
КАК ТЫ НАЧАЛА РАБОТАТЬ В «ТИХОЙ»?
К 2020 году художники студии «Тихая» стали настолько крутыми, что переманили меня из Арсенала (прим. — филиал ГМИИ им. А. С. Пушкина в Нижнем Новгороде), где я работала почти 12 лет.
ЧЕМ ТЫ ЗАНИМАЕШЬСЯ В «ТИХОЙ»?
Я занимаюсь творческой и научной стратегией студии: составляю план творческой деятельности, курирую выставки, веду научно-исследовательскую работу, пишу тексты и, конечно, помогаю художникам во всем — от проектных консультаций до заботы о здоровье. Чтобы не слишком зазнаваться, раз в неделю мою пол.
КТО ТВОЙ ЛЮБИМЫЙ НИЖЕГОРОДСКИЙ ХУДОЖНИК?
Не буду отвечать на этот вопрос, иметь любимчиков — непрофессионально.
У ТЕБЯ ЕСТЬ ИСКУССТВО ДОМА?
Я не покупаю искусство, так как очень боюсь зависимости от вещей. Мою домашнюю коллекцию «курируют» художники, которые по собственному усмотрению дарят мне произведения. Есть работы Юрия Альберта, Дмитрия Гутова, Владислава Ефимова, Андрея Филиппова, Сергея Шутова. Есть Черепановы и группировка ЗИП. Ну, конечно, художники нашей студии — например, в 2021 году Антон Мороков сделал мне на день рождения флаг с надписью Curate and Conquer.
МОЖНО ЛИ ИЗМЕНИТЬ МИР С ПОМОЩЬЮ ИСКУССТВА?
Мир ежедневно меняется под воздействием множества разных сил и факторов. А искусства помогает ему оставаться хрупким и сложным.
ПОЧЕМУ, ПО ТВОЕМУ МНЕНИЮ, НИЖНИЙ НОВГОРОД СТАЛ СТОЛЬ ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ ТОЧКОЙ НА КАРТЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА?
В Нижнем Новгороде есть сложившаяся система искусства, которая выстраивалась на протяжении почти трех десятилетий. Нижегородские художники, кураторы и арт-менеджеры знают, что культура — это очень долгий процесс, поэтому не ждут сиюминутных результатов, много работают, поддерживают друг друга и не уезжают из родного города.
ЕСЛИ БЫ ТЫ НЕ ЖИЛА В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ, ТО ГДЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ ПОЖИТЬ?
Мне бы хотелось жить в Нижнем Новгороде и иметь возможность реализовывать себя именно здесь.
ПОЧЕМУ СТОИТ ПРИЕХАТЬ В НИЖНИЙ НОВГОРОД?
Помимо современного искусства, я рекомендую Нижегородский областной художественный музей. Благодаря титаническим усилиям его директора Романа Жукарина блестящая коллекция отечественного и западного искусства теперь показывается в идеально отреставрированных пространствах, а временным выставкам, которые составляются из ведущих региональных и столичных собраний, может позавидовать любой музей.
Наталья Коренченко
Директор по развитию
ЧТО ДЛЯ ТЕБЯ СТУДИЯ «ТИХАЯ»?
Прежде всего, мы — сообщество художников и их единомышленников. «Тихая» — это уникальный пример того, как обычная художественная мастерская может стать институцией, главная движущая сила которой, это мы — неравнодушные и думающие о прошлом, настоящем и будущем люди.
КАК ТЫ НАЧАЛА РАБОТАТЬ В «ТИХОЙ»?
Я давно дружу с художниками студии. На протяжение последних пяти лет я занималась продажами работ некоторых из них. Мы с мужем, Рустамом Коренченко, поддерживаем художников и активно покупаем их работы. Когда три года назад мы встретились с Артёмом Филатовым и Алисой Савицкой, чтобы обсудить будущее мастерской, было понятно, что студия «Тихая» станет важнейшей точкой на карте российского современного искусства.
ЧЕМ ТЫ ЗАНИМАЕШЬСЯ В «ТИХОЙ»?
Коммерческая часть — это моя зона ответственности. Я занимаюсь продажами работ художников, общаюсь с коллекционерами и меценатами.
КТО ТВОЙ ЛЮБИМЫЙ НИЖЕГОРОДСКИЙ ХУДОЖНИК?
Считаю этот вопрос некорректным. Это то же самое, если бы меня спросили, кого из детей я люблю больше!
У ТЕБЯ ЕСТЬ ИСКУССТВО ДОМА?
Искусство в нашей семье везде: в квартире, в офисе, в загородном доме, у родственников и друзей, которым мы дарим его на большинство праздников. Это неотъемлемая часть нашей жизни. Скажу больше, именно благодаря любви к искусству появилась наша семья.
МОЖНО ЛИ ИЗМЕНИТЬ МИР С ПОМОЩЬЮ ИСКУССТВА?
Можно изменить себя. Искусство ставит вопросы. Вместе с ним ты пытаешься найти важные для себя ответы. Благодаря этому ты растешь как личность. А если меняешься ты, то меняется и мир вокруг. На мой взгляд, всегда надо начинать с себя.
ПОЧЕМУ, ПО ТВОЕМУ МНЕНИЮ, НИЖНИЙ НОВГОРОД СТАЛ СТОЛЬ ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ ТОЧКОЙ НА КАРТЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА?
Ответ простой. Симбиоз профессионализма и неравнодушия отдельно взятых людей и властей региона.
ЕСЛИ БЫ ТЫ НЕ ЖИЛА В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ, ТО ГДЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ ПОЖИТЬ?
Шесть лет назад я переехала в Нижний Новгород из Москвы. Пока моя жизнь тесно и неразрывно связана с этим городом. Я люблю путешествовать по России и миру, но жить я хочу в Нижнем Новгороде.
Мой родной регион, место, где я родилась и выросла, — Архангельская область. Я с большим интересом наблюдаю за моими коллегами там, и очень хочу помочь развитию современного искусства на Русском Севере. Можно сказать, это мой план на ближайшие годы.
ПОЧЕМУ СТОИТ ПРИЕХАТЬ В НИЖНИЙ НОВГОРОД?
У Нижнего Новгорода огромный потенциал. Это самый живописный город из всех, которые я видела. Плюс люди, которые здесь живут и развивают город.
Вы всегда можете написать нам, и мы составим для вас целый список мест, обязательных к посещению.
А еще в своем телеграм-канале студия «Тихая» каждый месяц дает дайджест актуальных событий. Очень рекомендую подписаться.
Анна Большем
Менеджер выставочных проектов и публичных программ студии «Тихая»
ЧТО ДЛЯ ТЕБЯ СТУДИЯ «ТИХАЯ»?
Лучшее из возможных мест для работы, экспериментов, общения и саморазвития.
КАК ТЫ НАЧАЛА РАБОТАТЬ В «ТИХОЙ»?
В 2021 году я с радостью приняла приглашение студии вступить в их команду. Тогда это было сравни свету в конце тоннеля. Это актуально и сейчас.
ЧЕМ ТЫ ЗАНИМАЕШЬСЯ В «ТИХОЙ»?
Я менеджер выставочных и публичных проектов. Сопровождаю проекты художников от разработки идеи до ее реализации в пространстве студии и за ее пределами. Помимо выставок, взяла на себя еще и SMM- и PR-направления. Под чутким руководством Алисы Савицкой учусь писать тексты.
КТО ТВОЙ ЛЮБИМЫЙ НИЖЕГОРОДСКИЙ ХУДОЖНИК?
Не хочется выделять кого-то одного, но время от времени симпатии к творчеству то одного, то другого превалируют.
У ТЕБЯ ЕСТЬ ИСКУССТВО ДОМА?
Моя домашняя коллекция символично началась с шелкографии Change Димы Аске, которую я купила на выставке «Вкус бумаги» в 2015 года. Именно в тот год я приняла решение сменить работу и попробовать себя в сфере искусства. Мой фокус внимания — уличные художники, нижегородские художники и художники нашей студии, разумеется. Бывает, что пополняю свою коллекцию, просто гуляя по улице.
МОЖНО ЛИ ИЗМЕНИТЬ МИР С ПОМОЩЬЮ ИСКУССТВА?
Убеждена в том, что искусство начинает множество важных диалогов, которые в силах точечно влиять на людей.
ПОЧЕМУ, ПО ТВОЕМУ МНЕНИЮ, НИЖНИЙ НОВГОРОД СТАЛ СТОЛЬ ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ ТОЧКОЙ НА КАРТЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА?
Мне кажется, причина этому — взаимодействие художников и города, и их влияние друг на друга.
ЕСЛИ БЫ ТЫ НЕ ЖИЛА В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ, ТО ГДЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ ПОЖИТЬ?
С 2017-го по 2021 год я работала в Арсенале. Коллеги привили мне интерес к родному городу и, сами того не зная, развеяли сомнения об отъезде. Хочется жить и работать в Нижнем Новгороде и поддерживать его негласный статус лучшего города Земли.
ПОЧЕМУ СТОИТ ПРИЕХАТЬ В НИЖНИЙ НОВГОРОД?
В Нижний Новгород стоит ехать за несколькими вещами: современным искусством, городским ландшафтом и невероятным гостеприимством.
Дарья Коновалова
Главный хранитель, архивист
ЧТО ДЛЯ ТЕБЯ СТУДИЯ «ТИХАЯ»?
Воплощенная мечта. Именно воплощенная, а не сбывшаяся, потому что за тем, что мы сейчас имеем, лежит большой труд, море вложенного времени и энергии. Меня очень вдохновляет наша команда и то, что мы делаем вместе. Я искренне считаю, что это одно из лучших мест в городе. Для меня точно.
КАК ТЫ НАЧАЛА РАБОТАТЬ В «ТИХОЙ»?
До «Тихой» я работала хранителем в Арсенале. С художниками была знакома: с кем-то по работе, с кем-то в жизни. Всегда было приятно бывать в мастерской, ребята очень гостеприимные.
С прошлой осени, ровно год назад, позвали в «Тихую». Теперь еще приятнее чувствовать себя сопричастной. Это место для меня особенное, большая удача работать здесь.
ЧЕМ ТЫ ЗАНИМАЕШЬСЯ В «ТИХОЙ»?
Я хранитель: помогаю в организации выставок и проектов, занимаюсь упаковкой и транспортировкой работ, могу приготовить кофе по инструкции Антона Морокова.
В этом году мы получили грант от Музея «Гараж» на ведение архивной деятельности, и я осваиваю это направление. Скоро наш архив будет доступен всем интересующимся на сайте Сети архивов российского искусства — RAAN. Кроме этого, мы успели открыть нашу первую архивную выставку «322.6.2б», интересный опыт для нас самих.
У ТЕБЯ ЕСТЬ ИСКУССТВО ДОМА?
В помещении, где находится мое рабочее место, все пространство занято искусством, и тут я провожу значительно больше времени, чем дома.
Но, когда у меня будет своя усадьба, конечно, без искусства будет не обойтись.
МОЖНО ЛИ ИЗМЕНИТЬ МИР С ПОМОЩЬЮ ИСКУССТВА?
Согласно Клоду Леви-Строссу все в мире делится на сырое и приготовленное.
Приготовленное — это переработанная реальность: искусство, культура, фильмы, книги и прочее. А сырое — это сама жизнь. Вот, художник — это человек, который пропускает через себя жизнь и делает из этого новую версию реальности.
Изменить мир можно, сначала увидев его таким, какой он есть, имея веру в его потенциал и небезнадежность. Искусство может и первое, и второе — показать, как все есть, даже если смотреть тяжело, и вдохновить тем, как это может быть.
Но насильно, конечно, ничего изменить нельзя.
ПОЧЕМУ, ПО ТВОЕМУ МНЕНИЮ, НИЖНИЙ НОВГОРОД СТАЛ СТОЛЬ ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ ТОЧКОЙ НА КАРТЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА?
Художники нашего города решили себя не сдерживать.
ЕСЛИ БЫ ТЫ НЕ ЖИЛА В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ, ТО ГДЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ ПОЖИТЬ?
Хотела бы пожить там, где больше контакта с природой и меньше людей. Но, если там не будет «Тихой», конечно, это сомнительная перспектива.
ПОЧЕМУ СТОИТ ПРИЕХАТЬ В НИЖНИЙ НОВГОРОД?
В Нижнем Новгороде сочетаются историческая архитектура, места для приятного досуга, возможность посмотреть на реку, думая о жизни.
Остальное мы ежемесячно публикуем в нашем гиде по нижегородским институциям современного искусства, который можно изучить, подписавшись на рассылку или в телеграм-канале.
Лена Лисица
Художница-резидентка студии «Тихая»
ЧТО ДЛЯ ТЕБЯ СТУДИЯ «ТИХАЯ»?
Филиал дома.
КАК ТЫ НАЧАЛА РАБОТАТЬ В «ТИХОЙ»?
В конце 2016 года я поняла, что работать в комнате съемной квартиры просто невозможно (запах краски, опилки, отвлекающие домашние дела) и стала искать мастерскую. В «Тихой» освободилось помещение, о чем мне и сообщил резидент студии Саша Лавров.
ЧЕМ ТЫ ЗАНИМАЕШЬСЯ В «ТИХОЙ»?
Художник. Моя обязанность неудачно шутить, нести бережно дичь и олицетворять гендерный баланс среди художников «Тихой».
КТО ТВОЙ ЛЮБИМЫЙ НИЖЕГОРОДСКИЙ ХУДОЖНИК?
Учись у лучших — не подражай никому. Любимых живых художников в Нижнем Новгороде у меня нет.
У ТЕБЯ ЕСТЬ ИСКУССТВО ДОМА?
Да. Артём Филатов, Юрий Отинов, Саша Шуруповерт, Rada Iya и, конечно, мои собственные работы. Эти произведения я приобретала, когда сама только начинала художественную деятельность. Сейчас слишком много искусства вокруг, чтобы еще что-то покупать.
МОЖНО ЛИ ИЗМЕНИТЬ МИР С ПОМОЩЬЮ ИСКУССТВА?
Безусловно. Но знание сакральное, потому держится в тайне.
ПОЧЕМУ, ПО ТВОЕМУ МНЕНИЮ, НИЖНИЙ НОВГОРОД СТАЛ СТОЛЬ ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ ТОЧКОЙ НА КАРТЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА?
В Нижнем Новгороде появились люди, которые перестали жаловаться на несчастную судьбу художника и начали что-то делать. Вместо того, чтобы жаловаться на отсутствие арт-рынка, — стали поддерживать своих художников покупкой работ. Все, как и везде: не ной — делай.
ЕСЛИ БЫ ТЫ НЕ ЖИЛА В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ, ТО ГДЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ ПОЖИТЬ?
Если бы я не жила в Нижнем Новгороде, то я бы хотела жить в Нижнем Новгороде.
ПОЧЕМУ СТОИТ ПРИЕХАТЬ В НИЖНИЙ НОВГОРОД?
Нижний Новгород — очень хитрый город. Если это ваше место, то здесь вы найдете ответы на все вопросы, которые были такими мучительными. Город будет вести с вами диалог и сам покажет то, что вы искали. А если это не ваш город, то вы в Нижний так и не соберетесь приехать, или он вас просто вытолкнет.
Старков Алексей
Художник, культуролог, гостевой художник студии «Тихая»
ЧТО ДЛЯ ТЕБЯ СТУДИЯ «ТИХАЯ»?
Студия «Тихая» — частная институция и объединение единомышленников, где вся команда — это непосредственные участники художественного процесса, хорошо знакомые друг с другом. По этой причине «Тихая» маневреннее и гибче своих тяжеловесных и основательных коллег, большой акцент в ее стратегии сделан на неформальную коммуникацию и непосредственное личное общение зрителя и автора.
Возможность поговорить с художником напрямую или даже увидеть его за работой в мастерской ночью — это большие и важные шаги на пути разрушения стены из выставочных текстов между сферой искусства и повседневностью.
Я рад, что место с подобной позицией находится в городе, где работаю сам, и также рад, что у меня есть возможность стать частью процессов, которые они инициируют.
КАК ТЫ НАЧАЛ РАБОТАТЬ В «ТИХОЙ»?
К моменту расширения студии и ее переезда в новое здание весной этого года я в разной степени уже был знаком со всеми ее представителями. Мне предложили присоединиться к «Тихой» в экспериментальном формате — в качестве гостевого художника. Я, естественно, согласился, и с конца мая работаю тут.
ЧЕМ ТЫ ЗАНИМАЕШЬСЯ В «ТИХОЙ»?
Как я уже сказал, я гостевой художник. Это значит, что я не являюсь официальным резидентом студии. Прихожу сюда как в мастерскую, могу пользоваться рабочими местами и инструментами. Наравне с этим участвую в ряде художественных проектов, а также вливаюсь в компанию резидентов на всяких неофициальных встречах.
КТО ТВОЙ ЛЮБИМЫЙ НИЖЕГОРОДСКИЙ ХУДОЖНИК?
Непростой вопрос! Таковым бы я назвал одного из резидентов «Тихой» — Вову Чернышёва. Помню, как в 2014 году я впервые увидел его работы в небольшом выставочном пространстве в мастерской на улице Студеной. Тогда фотографию из его проекта «Забытая деревня» можно было купить за очень символические деньги, бросив их в ящик-копилку (что я, собственно, и сделал). Теперь она висит в рамочке в квартире моей бабушки.
У ТЕБЯ ЕСТЬ ИСКУССТВО ДОМА?
Я бы не сказал, что собираю искусство. Все произведения, которые есть у меня дома, появляются спонтанно, бессистемно и по субъективным соображениям. Иногда я обмениваюсь с кем-то, иногда мне могут отдать что-то просто так, а иногда я просто хочу поддержать автора. Но, как правило, это всегда работы маленького формата, которые удобно поставить на полку или хранить в альбоме. В этом случае мне важна, в первую очередь, отсылка к чему-то памятному, произошедшему лично со мной, а не изначальная символическая самоценность произведения.
МОЖНО ЛИ ИЗМЕНИТЬ МИР С ПОМОЩЬЮ ИСКУССТВА?
Искусство не способно изменить мир само по себе. Оно может побудить или вдохновить, но меняют мир сами люди. Не «Марсельеза» совершила революцию и не уличное искусство спасает историческую архитектуру города, — за всем стоят конкретные личности. А искусство — просто повод настроить резкость своей оптики на какую-то проблему или тему.
ПОЧЕМУ, ПО ТВОЕМУ МНЕНИЮ, НИЖНИЙ НОВГОРОД СТАЛ СТОЛЬ ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ ТОЧКОЙ НА КАРТЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА?
Вопрос еще сложнее, чем про любимого художника! Думаю, это стечение обстоятельств, когда в один относительно короткий период времени в одном городе пересекаются пути сразу нескольких людей, которые решили для себя, что им интересно делать то, что они считают нужным и важным именно здесь и именно так. В этом «стечении обстоятельств», конечно же, есть место и удаче, но еще больше здесь труда, упертости и целеустремленности, при понимании, что эта работа так ни к чему может и не привести.
ЕСЛИ БЫ ТЫ НЕ ЖИЛ В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ, ТО ГДЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ ПОЖИТЬ?
Я бы пожил в Швейцарии. Люблю «Волшебную гору» Томаса Манна, и когда-нибудь хотел бы посетить один из подобных колоритных санаториев. И вообще, как мы знаем из истории ХХ века, Швейцария — это отличное место с целым ворохом положительных качеств.
ПОЧЕМУ СТОИТ ПРИЕХАТЬ В НИЖНИЙ НОВГОРОД?
Нижний Новгород — место с особым естественным ландшафтом и видами. Это очень интересное соединение антропогенного и природного. Это город, сшитый сразу из нескольких эпох и веков. Вы можете приехать сюда, чтобы:
• понять, насколько бывает интересно изучать город, ни разу не зайдя на его парадные улицы;
• узнать, как это, когда уличные работы не уничтожаются после пары часов их существования;
• посмотреть на целые кварталы из исторической деревянной застройки, возрожденные из «социальной комы» руками обычных граждан;
• испытать на себе, как в одном месте соединяются современные погребальные практики и современное искусство.