Как это работает: знакомьтесь, команда Cosmoscow
C 15 до 17 сентября в Москве пройдет Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow — одно из самых главных мероприятий российской арт-сцены. На 10-й, юбилейной, ярмарке будет представлено 65 российских галерей, из них 13 покажут работы зарубежных художников. В этом году будет запущена площадка Digital, в рамках которой примут участие галереи с цифровым искусством, и онлайн-площадки по их продаже, включая NFT.
В преддверии открытия ярмарки мы поговорили с командой Cosmoscow и узнали, как устроена их работа, чем будет отличаться новый сезон, и какие интересные случаи происходили в их деятельности.
Маргарита Пушкина
Директор-основатель ярмарки современного искусства Cosmoscow
ЧЕМ ИМЕННО ДЛЯ ВАС ЯВЛЯЕТСЯ COSMOSCOW, И КАКОВО ДЕЛАТЬ ЯРМАРКУ В ЭТОМ СЕЗОНЕ?
Cosmoscow для меня является проектом, который во многом определил то, в каком направлении развивалась лично я. Для меня это любимая работа, в некотором смысле — мой ребенок, потому что я вложила в этот проект большое количество собственных ресурсов, в том числе душевных и эмоциональных. И, конечно, для меня это часть жизни. А те люди, которые вливаются в команду Cosmoscow, для меня становятся очень важными в рамках моего жизненного пути.
В этом сезоне делать ярмарку было непросто с точки зрения эмоциональной составляющей. Всем коллективом мы думали о том, как продолжать свою деятельность с учетом тех потрясений, которые происходят вокруг, и касаются безусловно всех нас. Я очень рада, что коллективно мы приняли решение о проведении очередного 10-го выпуска ярмарки — в этом мы опирались на мнения наших друзей и партнеров: арт-профессионалов и галеристов.
В этом году мы делаем все от нас зависящее, чтобы выпуск был как всегда особенным и успешным. Думаю, ярмарка сейчас важна как никогда: чтобы продолжать поддерживать контакты с нашими друзьями, с нашими соратниками и со всеми, кто вовлечен в культурные процессы и занимается какими-то проектами, связанными с искусством и арт-рынком. Общение, синергия, контакты, связи с людьми, которые разделяют твои ценности, важны сейчас как никогда.
ВАМ НРАВИТСЯ ТО, КАК СЕЙЧАС УСТРОЕНА РАБОТА КОМАНДЫ?
С момента основания ярмарки мы прошли, конечно, очень большой путь, как с точки зрения развития технологий, так и с точки зрения роста профессионализма сотрудников нашей команды. В самом начале мне приходилось вникать в большинство вопросов, в том числе технических, обсуждать с моими коллегами концептуально то, как ярмарка должна быть устроена, выстраивать все процессы с нуля. За 10 лет наш проект сильно развился, и меня очень радует, что теперь многие вещи автоматизированы и не требуют моего вмешательства, поэтому можно переключаться на вопросы более серьезного порядка и больше думать о стратегическом развитии Cosmosсow.
Мои коллеги, соратники и сотрудники много времени проводят вместе, не только в офисе, но и за его пределами. Я очень благодарна Коле — нашему директору за то, что он создал такую теплую обстановку в коллективе. Мне кажется, всем нашим ребятам интересно заниматься тем, чем они занимаются. А это очень важная составляющая для любого человека — возможность реализовать себя, проявить способности и внести вклад в общее дело. Я вижу, как у меня на глазах многие наши коллеги становятся более зрелыми, опытными и уверенными в себе. Для меня большая радость и удовольствие наблюдать за тем, как мои коллеги растут и становятся профессиональнее вместе с развитием проекта.
ЧТО В ВАШЕЙ РАБОТЕ САМОЕ КЛАССНОЕ?
Делать такой важный и масштабный проект очень сложно. Но он влияет на тебя, на твое развитие, ты становишься более зрелым и опытным. За время существования наш проект превратился в целую экосистему: помимо ярмарки есть множество сайт-проектов — Фонд поддержки современного искусства и наш благотворительный аукцион, Клуб коллекционеров, маркетплейс по продаже искусства ТЕО, ярмарка молодого искусства blazar — каждый из них уникален и требует нестандартных и креативных решений. И, самое главное, наша работа позволяет постоянно общаться с неординарными людьми, настоящими эрудитами. Классно общаться с художниками, кураторами и видеть, как наша отрасль развивается, что плоды твоего труда не напрасны. Мы с командой можем без ложной скромности сказать, что влияли и влияем на процесс развития искусства в нашей стране и за ее пределами. За это время появилось большое количество новых галерей и художников, и очень здорово чувствовать себя причастным к этому, быть частью этого процесса.
Николай Корьков
Генеральный директор
РАССКАЖИ, КАК ТЫ ПРИШЕЛ РАБОТАТЬ В COSMOSCOW?
Я всегда интересовался проектами в области культуры и искусства и восхищался людьми, которые работают в этой сфере, но не находил для себя места. Какое-то время я работал в проекте, связанном с театром, но после пандемии его пришлось свернуть, и мы с моим другом открыли небольшую галерею. Это стало для меня первым шагом на пути к работе в области современного искусства. В один из рабочих дней мне вдруг позвонила Маргарита Пушкина и пригласила присоединиться к команде. Конечно же, я был знаком с Cosmoscow до этого, каждый год в сентябре посещал ярмарку, восторгался этим знаковым событием и работой команды, но даже представить себе не мог, что когда-нибудь попаду в этот крутой проект.
КАК ОБЫЧНО ПРОХОДИТ ТВОЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ?
Мой день начинается рано. Я понял, что как только захожу в офис, не могу гарантировать, что выйду из него вовремя. Я часто задерживаюсь, поэтому все свои личные дела сдвигаю на утро. Оно обычно насыщенное: ранняя прогулка с собакой, занятия спортом, завтраки с друзьями, коллегами и теми партнерами, с кем не могу пойти на ужин. Далее бегу в офис, где ждет череда бесконечных интересных встреч и обсуждений. Раньше большая часть времени тратилась на написание писем. Сейчас это в основном общение с коллегами, брейнштормы и стресс-тесты наших идей. Обед и ужин по расписанию, но за рабочим столом. Ну, а вечером, перед сном — прогулка с собакой и общение с семьей.
ЧТО В ТВОЕЙ РАБОТЕ САМОЕ КЛАССНОЕ? И КАКИЕ КАЧЕСТВА ВАЖНЫ ДЛЯ НЕЕ БОЛЬШЕ ВСЕГО?
Я думаю, в любой работе важна любовь. Если ты все делаешь с искренней любовью и трепетом, то у тебя все получается. Любовь к людям, которые тебя окружают, к твоим рутинным ежедневным задачам. Тогда у тебя есть искреннее желание быть лучше, помогать тем, кто тебя окружает, работать на крутой результат. Но самое классное — это видеть счастливые глаза людей, которые участвуют в ярмарке, и зрителей, которые приходят на Cosmoscow.
Анастасия Иванова
Исполнительный директор
ПОМИМО РАБОТЫ С ЯРМАРКОЙ, ВЫ ТАКЖЕ ЗАНИМАЕТЕСЬ ФОНДОМ COSMOSCOW, КОТОРОМУ В ЭТОМ ГОДУ 5 ЛЕТ. ЗАЧЕМ ФОНД ЯРМАРКЕ, И МОЖНО ЛИ ПОДВЕСТИ КАКИЕ-ТО ИТОГИ РАБОТЫ ЗА ЭТОТ ПЕРИОД ИЛИ ОЗВУЧИТЬ ПЛАНЫ?
Фонд — это органичное продолжение деятельности ярмарки. Каждая институция, работающая в сфере современного искусства, сталкивается с необходимостью поддержки авторов, мы в Cosmoscow поддерживали художников и до того, как создали Фонд. Он помог структурировать деятельность, сделать ее более осмысленной и сфокусированной. При этом мы развиваемся, анализируем и реагируем на актуальные запросы арт-среды, определяем новые направления, которые требуют внимания. За 5 лет мы поддержали большое количество художников и институций и не планируем останавливаться. Еще полгода назад в планах было расширять международные связи, сейчас же работа фонда сфокусирована на том, чтобы поддерживать российских художников и содействовать им, чтобы они продолжали свою профессиональную деятельность и развивались.
ВАШ САМЫЙ ЛЮБИМЫЙ ХУДОЖНИК ГОДА?
Все художники, ставшие художником года, невероятные и очень разные, сложно выделить кого-то. Для меня самыми запоминающимися проектами стали «Крем-брюле» Ивана Горшкова (2017), «Кольцевая» Таус Махачевой, МишМаш с тотальной микроспективой творчества группы (2019).
КАК ОБЫЧНО УСТРОЕН ВАШ РАБОЧИЙ ДЕНЬ?
Мой рабочий день состоит из писем, встреч, общения с коллегами из разных институций, художниками, кураторами. Мы часто проводим совещания, решаем коллегиально задачи, требующие вовлечения разных направлений. Это и административная работа, и творческие задачи. Каждый день узнаешь что-то новое, это бесконечный образовательный процесс. Вечерами командой ходим на открытия галерейных и музейных выставок. Мне, к сожалению, это удается не так часто, как хотелось бы, в офисе задерживают дела, но тогда я смотрю новые выставки уже в выходные.
ЧТО В ВАШЕЙ РАБОТЕ САМОЕ ПРИЯТНОЕ?
У нас замечательная команда, увлеченная и талантливая. Большое удовольствие работать с единомышленниками. Вдохновляет наполненная смыслом деятельность, чувство сопричастности к большому и важному делу.
Саша Гончарова
Руководитель направления по работе с партнерами
ЗА ЧТО ОТВЕЧАЕТ ВАШ ОТДЕЛ?
Наш отдел отвечает за привлечение партнеров и работу с ними. Несмотря на то, что ярмарке уже 10 лет, привлечение партнеров — это совсем непростое дело, современное искусство до сих пор для многих компаний остается Terra Incognita. Им проще стать двадцатым партнером в известном музее, чем поддержать ярмарку современного искусства. Тем не менее, мы часто встречаем единомышленников в крупных компаниях, и это очень важно. В разные годы партнерами Cosmoscow были «Катарские авиалинии», банк Credit Suisse, Audi, Ruinart, Visa, Samsung и многие другие. Партнеры этого года: Tinkoff Private, Hutton, Bork, Beluga, Zenit, отель «St Regis Москва Никольская», и мы невероятно благодарны, что они поддержали нас в такое непростое время, без них ярмарка бы не состоялась.
КАКИЕ КАЧЕСТВА ВАЖНЫ ДЛЯ ВАШЕЙ РАБОТЫ?
Для работы с партнерами на первое место я бы поставила гибкость, терпение и коммуникативные навыки. Безусловно, также нужны навыки продаж и креативность, потому что для каждого нужно придумать что-то новое, создать коллаборацию с художником, которой еще не было. Партнеры приходят к нам за интересными идеями, позволяющими представить бренд в новом свете, им важно привлечь внимание современной, прогрессивной и платежеспособной аудитории.
В одиночку придумать действительно захватывающую коллаборацию довольно сложно, поэтому мы со своей стороны привлекаем кураторов и других членов команды Cosmoscow.
КАК ПРОХОДИТ ВАШ ОБЫЧНЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ?
Прелесть работы в Cosmoscow заключается в том, что можно начать рабочий день в 9, а можно в 12. Конечно, перед ярмаркой мы работаем почти круглосуточно, но когда она заканчивается, есть возможность работать по гибкому графику или удаленно. Ярмарка
современного искусства открывает огромные возможности по коммуникации с самыми разными представителями творческих профессий: художниками, кураторами, музыкантами, литераторами, представителями брендов — мой день проходит в общении с ними. Конечно, работа в искусстве порой очень эмоциональна, мы работаем в творческой среде, она часто существует на пике эмоций, и тут важно себя «заземлять» и напоминать о простых человеческих радостях. Не принимать происходящее близко к сердцу — проявлять самоконтроль, одним словом. Но, от себя скажу, что это все-таки самая интересная сфера деятельности, ее можно сравнить с работой в кино, только мы менее видимы.
Наталия Царева
Руководитель направления по работе с галереями
КАК ОБЪЯСНИТЬ ЧЕЛОВЕКУ, КОТОРЫЕ НИЧЕГО НЕ ПОНИМАЕТ В АРТ-СФЕРЕ, ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ МЕНЕДЖЕР ГАЛЕРЕЙНОГО ОТДЕЛА?
Я клиентский менеджер, а мои клиенты — владельцы таких же бизнесов, как любые другие, просто они работают с художниками. Наш отдел, конечно, очень хорошо знает галеристов, поэтому мы пытаемся предотвратить заранее некоторые возможные вопросы и проблемы, и отстоять интересы галеристов, иногда даже немного яростно.
КАК ТЫ ПРИШЛА РАБОТАТЬ В COSMOSCOW?
Это было в июне-июле 2017-го. Годом раньше я выпустилась с программы культурологии Высшей Школы Экономики и к этому времени уже была как-то вовлечена в арт-мир: было много знакомых художников и галеристов.
Мой друг, художник Ростан Тавасиев, прислал ссылку на объявление, где Cosmoscow искали еще одного галерейного менеджера. Сначала я сомневалась в своих силах, но Ростан меня переубедил, и я отправила резюме.
В то время я еще не была активным посетителем ярмарок, но по стечению обстоятельств и благодаря дешевым билетам до Цюриха, решила поехать на Art Basel. Буквально за несколько дней до вылета, меня и застало предложение генерального директора Cosmoscow пройти собеседование. Думаю, это совпадение сыграло свою роль, и я успешно получила работу в галерейном отделе ярмарки.
Первый год был очень сложным, полагаю, как и на любой новой работе, особенно для гиперответственного человека. С годами ты, конечно, ко всему привыкаешь, но не перестаешь нервничать.
КАК УСТРОЕН ТВОЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ?
Моя работа напоминает начало пандемии в 2020 году, когда я в Берлине сидела от заката до рассвет за ноутбуком. Сейчас мы поделили квартиру вместе с мужем: я работаю на одном конце, он — на другом. Начинаю обычно в 10 часов в Берлине, это 11 часов по Москве — самое время, когда накапливаются письма, сообщения и задачи.
У меня всегда есть условный план на день, обычно он завязан на дедлайнах, выстраивании рабочего процесса, распределении задач внутри отдела, а далее проверок, напоминаний, ответов на запросы, звонков, сообщений.
В итоге, получается так, что я моргаю, а у меня уже 6 часов вечера. Несмотря на то, что мы собираем ярмарку в рекордные сроки, кажется, мы все успеваем. Но у меня постоянно ощущение, что все горит: наверное, из нашего отдела я самый нервный человек. Артур меня периодически одергивает и остужает.
КАКОЙ ДЛЯ ТЕБЯ САМЫЙ ОТВЕТСТВЕННЫЙ МОМЕНТ В РАБОТЕ?
Застройка. Это то, что уже не поменяешь, точка невозврата, поэтому тут важно внимательно выверить все планы заранее.
КАК ТЫ СЧИТАЕШЬ, КАКИЕ САМЫЕ ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ДОЛЖНЫ БЫТЬ У ГАЛЕРЕЙНОГО МЕНЕДЖЕРА?
По умолчанию мы берем стрессоустойчивость и чувство такта. Должно быть определенное терпение, потому что это работа с людьми. Я сама по себе довольно интровертный человек и до сих пор удивляюсь, что моя работа достаточно экстравертна. Никогда нельзя поддаваться панике и, конечно, никогда не нужно бояться. Вспоминая себя 5-6 лет назад, могу откровенно сказать, что была полной противоположностью тому, что говорю сейчас. Но все пришло с опытом. В итоге, ты получаешь невероятный драйв, потому что видишь крутой результат того, что делал целый год, над чем работал с коллегами, с которыми был на одной волне. И, вдобавок, чувство невероятного удовлетворения и гордости за то, что выдержал все трудности и справился со всеми рабочими моментами.
Наталия Зайченко
Архитектор
КАКОЙ БУДЕТ ВИЗУАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИИ ЯРМАРКИ ЭТОГО ГОДА?
В этом году мы пробуем изменить восприятие панорамы и всего объема Гостиного двора, использовать все пространство до крыши. Мы спроектировали подвесы. Работаем с «пупыркой», это оберточный материал для упаковки — big bubble и small bubble.
Материал символичен для сегодняшнего дня, когда жизнь стала очень динамична, и этот материал требуется многим гораздо чаще, чем раньше. Плюс, материал можно будет использовать после ярмарки для упаковки и перевозки искусства и мебели из Гостиного двора.
С ЧЕГО НАЧАЛОСЬ ЗНАКОМСТВО С ЯРМАРКОЙ?
Десять лет назад я познакомилась с Маргаритой Пушкиной на Венецианской биеннале и была восхищена поездкой, искусством и атмосферой. К тому моменту я закончила МАРХИ (прим. — Московский Архитектурный Институт) и институт медиа, дизайна и архитектуры «Стрелка». На «Стрелке» я участвовала в проектировании итоговой выставки и поняла, что хочу создавать экспозиции в будущем, работать в междисциплинарной команде. Этот запрос состоялся в проектировании ярмарки современного искусства Cosmoscow, над выпусками которой я работаю уже девятый год.
КАК МЕНЯЛАСЬ АРХИТЕКТУРА ЯРМАРКИ?
Количество галерей становилось с каждым годом больше. Сейчас забавно смотреть предыдущие планы: насколько они менее плотные, чем сейчас.
Мы изучали поведенческую архитектуру, потоки людей, сценографию, экспериментировали с расположением галерей. Главным челленджем всегда были и остаются материалы в дизайне общественных зон ярмарки, чтобы было эффектно, современно, модно, экологично и каждый год по-разному. Использовали складные ящики, картонные коробки, поликарбонат, пенофол, строительные леса, профнастил…
Еще важно добавить, что за первые несколько лет в Гостином дворе мы разработали систему стеновых модулей, систему подвесов для света и плинтусов для электрики. Наши стены со временем стали основным материалом Гостиного двора, и сейчас все мероприятия проводятся с использованием наших модулей, что говорит о качестве работы.
Кристина Вронская
PR-директор
КАК ТЫ ПРИШЛА РАБОТАТЬ В COSMOSCOW? КАКИЕ КАЧЕСТВА, КАК ТЫ ДУМАЕШЬ, ВАЖНЫ ИМЕННО ДЛЯ ТВОЕЙ РАБОТЫ?
С ярмаркой меня познакомил Саша Буренков, который на тот момент был куратором Фонда Cosmoscow. Это было начало 2020 года, и в штат требовался новый пиарщик. Саша порекомендовал меня, за что я ему очень благодарна. Так я влилась в прекрасную команду молодых и амбициозных профессионалов под руководством вдохновляющей Маргариты Пушкиной.
На старте было много вызовов: несколько человек ушло, и мне нужно было формировать новый PR-отдел, при этом самой, в ускоренном режиме погружаясь в специфику ярмарки современного искусства, так как до этого я больше работала с некоммерческими проектами — выставками, биеннале, фестивалями. Думаю, на старте мне очень помогло планирование и скиллы в тайм-менеджменте. Как мы понимаем, 2020 — это первый пандемийный год. Но Cosmoscow не сбавляла обороты и следовало общему тренду перехода в диджитал — нужно было поддержать художников, вдруг оставшихся без проектов.
Еще до ярмарки в сентябре мы успели запустить много крутых проектов: open call среди художников, экспериментирующих с образовательными форматами, по результатам которого создали платформу «Ближе»; приглашали молодых авторов создать для Instagram графические романы; провели онлайн-конференцию в преддверии благотворительного аукциона Фонда — на связи были художники и кураторы из Германии, Австрии и Новой Зеландии; наш «Художник года» Паша Отдельнов провел оригинальный артист-ток — это было прекрасное онлайн-фланерство по Google Maps с рассказом про эстетику пустынных пейзажей. И, кроме всего прочего, в начале лета мы анонсировали онлайн-платформу ТЕО по продаже искусства, а параллельно с Cosmoscow открыли ярмарку-сателлит blazar, специализирующуюся на молодом искусстве.
КАК ОБЫЧНО ПРОХОДИТ ТВОЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ?
Если говорить про самую горячую пору перед ярмаркой, то обычно я начинаю день пораньше и стараюсь успеть закрыть все свои задачи, пока тихо и спокойно, чтобы потом быть готовой к входящим запросам. Не секрет, что подготовка такого большого события — достаточно сильный стресс. В этом году мне очень помогает спорт, — как возможность переключаться и возвращаться в гармонию со своим телом. А так как на октябрь я запланировала прохождение олимпийской трассы по триатлону, тренировок в рамках недели достаточно много, так что есть время, чтобы прислушаться к себе.
ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ КАКАЯ-ТО ИСТОРИЯ, СВЯЗАННАЯ С ЯРМАРКОЙ И НАИБОЛЕЕ БЛИЗКАЯ СЕРДЦУ?
Я очень люблю, когда мы с нашими медиа-партнерами придумываем нестандартные спецпроекты. Из самых запоминающихся кейсов — наши уютные открытые студии с командой радио «Культура»; корабль ОККО, курсирующий по Москва-реке и объединяющий площадки Cosmoscow и blazar; мерч с планом Гостиного двора, который благодаря AR-эффекту «VK Клипы» оживал и превращался в «Манеж» (в прошлом году у нас был незапланированный переезд за неделю на другую площадку, и коллеги помогли «актуализировать» уже готовый к тому моменту мерч).
ЧТО В ТВОЕЙ РАБОТЕ САМОЕ КЛАССНОЕ?
Возможность расти над cобой, ставить новые цели и добиваться их. Общаясь с Маргаритой Пушкиной, начинаешь верить, что нет ничего невозможного! Результат нашей работы — ярмарку Cosmoscow — видят все, но для меня намного более ценен процесс подготовки проекта. И это тот путь, который мы проходим вместе с коллегами. Мы оттачиваем и доводим до автоматизма те действия, которые повторяются из года в год, а, сталкиваясь с нетривиальными задачами, вместе ищем оптимальное решение для каждой из них.
Попав в команду Cosmoscow, я для себя открыла, насколько свободной можем быть атмосфера в коллективе: у нас супер высокая мотивация «на местах», и каждый настолько увлечен своим делом, что «сверху» не требуется сильного вмешательства — лишь общее направление движения и синхронизация наших действий. И я обожаю наш PR-отдел! У нас каждый член команды — настоящая звездочка. Я безумно горжусь, что работаю вместе с такими целеустремленными и многогранными людьми.
Соня Эндрюс
SMM-менеджер
КАК ТЫ ПРИШЛА В КОМАНДУ, И КАКИМ БЫЛО ТВОЕ ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ О НЕЙ?
Мое знакомство с командой получилось очень стремительным — я сразу окунулась в гущу событий, попав на ярмарку в 2020 году волонтером в PR-отдел. В первый день я чувствовала сбивающий с ног восторг — как от интенсивности происходящего вокруг, так и от команды профессионалов, рядом с которыми было так круто оказаться. Но и тогда, и бесконечно долго дальше меня здорово подбадривало присутствие и поддержка хорошего друга Егора Маркелова (он много лет занимался в Cosmoscow SMM и PR). Помню, было ощущение, что в жизни открылась новая глава и сразу понесла по бурному течению. Два года спустя с ног сбить уже сложнее, но задор и восхищение сохраняются. А еще появилось понимание процессов и опыт, который превратил восхищение в уважение; тысячи воспоминаний и шуток, регулярный вечерний брейк PR-отдела на «свежую прессу», совместные заезды на велосипедах и настоящая дружба.
ПОМОГАЕТ ЛИ ТЕБЕ В ТВОЕЙ РАБОТЕ ТО, ЧТО ТЫ САМА ХУДОЖНИЦА?
Я всегда находила свое положение на российской арт-сцене почти уникальным — людей, находящихся в похожей ситуации, пришлось поискать. Это дает как определенные преимущества, так и поводы к размышлению. Часто возникает ощущение, что художники (особенно молодые) и специалисты арт-сферы делятся на два лагеря и живут разными мирами — бывает, что понимание процессов друг у друга взаимно поверхностное и символическое. Мне же повезло откусить два пирога сразу и набраться опыта по обе стороны.
Летом 2020 года я закончила бакалавриат по современному искусству в Британке (прим. — Британская высшая школа дизайна), осенью уже оказалась в Cosmoscow, и почти в тот же момент решила не рвать с художественной практикой и поступила в Институт современного искусства Иосифа Бакштейна. Этот проложенный мостик действительно хорошо помогает на практике. С одной стороны, ты художник, который благодаря работе в сфере знает, что и где будет происходить; что востребовано, как работает рынок. А с другой — работник в сфере культуры, подкованный в теории и понимающий «изнанку» и процессы, стоящие за созданием произведений. Это определенная квалификация и возможность писать о том, что тебе на самом деле интересно. А еще мне всегда казалось особым везением любить искусство не только с позиции смотрящего, но и со стороны создающего.
ЧТО ТЫ РАССКАЗЫВАЕШЬ О СВОЕЙ РАБОТЕ ДРУЗЬЯМ, ЧТО В НЕЙ САМОЕ КЛАССНОЕ?
Прежде всего, социализироваться и создавать что-то в сфере, которую по-настоящему любишь — это ежедневный подарок самому себе. Вне работы не каждый готов с горящими глазами обсуждать технические моменты создания контента, или почему художник сделал так-то, галерея вот так, а коллекционер так вообще ого-го. И у них есть на это полное право. А друзей я зову на свежие выставки, делюсь хайлайтами и погружаю по мере желания и готовности. И всегда радуюсь, когда получается заинтересовать или открыть что-то новое. Тем не менее, большое количество близких — художники, и найти точки соприкосновения бывает несложно.
БЫЛИ ЛИ КАКИЕ-ТО ИНТЕРЕСНЫЕ ИЛИ ЗАПОМИНАЮЩИЕСЯ КЕЙСЫ В ТВОЕЙ РАБОТЕ?
Самое интересное — находить новые работающие форматы, подходы, каналы взаимодействия — это, в первую очередь, возможность сделать современное искусство более доступным, такое вдохновляет действовать. Запоминающихся кейсов было очень много. Например, запомнился поход в гости к Мише Бурому, когда мы гуляли в поисках хороших кадров по «Электрозаводу» и прятались в местах, где нам не стоило находиться. Еще грандиозный арт-челлендж в TikTok, который в результате помог неизвестным ранее молодым художникам начать продавать свои работы на платформе ТЕО. Был недавно случай — где-то на просторах мы нашли фейковую афишу о том, что одним из спикеров на предстоящей ярмарке станет Серкан Болат (турецкий актер Керем Бурсин). А вообще за угарными комментариями и морем иронии мы обычно отправляемся в профильные телеграм-каналы, там бывает очень весело.