Кто собирает искусство: коллекция Анны Брынцаловой

Коллекционеры

Автор: Марина Анциперова

Фото: Михаил Хусаинов

17 October, 2023

Новой героиней рубрики «Искусство дома» стала Анна Брынцалова, директор галереи Set Projects (ex Shaltai Editions).

О своих недавних приобретениях, неожиданных находках на Авито и принципе коллекционирования Анна рассказала в интервью главному редактору «Объединения» Марине Анциперовой.

Анна на фоне работы художницы Светланы Холлис

РАЗ УЖ МЫ ГОВОРИМ ПОСЛЕ ТОГО, КАК ПРОШЛИ ВСЕ БОЛЬШИЕ ЯРМАРКИ, РАССКАЖИ, ПОЖАЛУЙСТА, СКОЛЬКО ВСЕГО НА НИХ КУПИЛА!

Я на самом деле сама достаточно скромно пошопилась. Приобрела в галерее «Пальто» грибок Ирины Кориной: очень люблю ее творчество, и за этой скульптурой устроила настоящую охоту. Как только увидела анонс в соцсетях художницы, начала бегать за Александром Петрелли (прим. художник, основатель галереи «Пальто») по всей выставке, чтобы точно не упустить работу.

А КОГДА, КСТАТИ, СЛУЧИЛАСЬ ТВОЯ ПЕРВАЯ ПОКУПКА?

В карантин, в 2020 году. Тогда я проходила стажировку в галерее Osnova, где недавно закончилась выставка Олега Доу. На аукционе Vladey я увидела маленькую фотографию Олега, которая сейчас есть у меня в коллекции, но она ушла дороже, чем мне хотелось бы. Я нашла прямой контакт Олега, написала ему на почту и договорилась купить эту работу в том бюджете, который у меня на нее был.

НЕ ДУМАЮ, ЧТО АУКЦИОННОМУ ДОМУ БУДЕТ ПРИЯТНО ЧИТАТЬ ЭТО ИНТЕРВЬЮ!

Это работа из того же тиража — просто из личных архивов художника. Думаю, ничего страшного.

РАССТРАИВАЕШЬСЯ, ЧТО СЕЙЧАС ОЛЕГ ДОУ КАК БУДТО СИЛЬНО ПОДЕШЕВЕЛ?

Есть такое впечатление: его стало меньше в визуальном поле, он как будто не работает ни с конкретной галереей сейчас. Тогда эту покупку я рассматривала как инвестицию, но прежде всего это было мое исследование арт-рынка — я подумала, что получилась крутая история.

ДА, У НЕГО ЕСТЬ ЕЩЕ СЕЙЧАС ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ЛИЧНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ, КОТОРЫЕ ВЛИЯЮТ НА ЕГО ПОЗИЦИИ НА РЫНКЕ.

Да, но стоит ли отделять автора от его искусства?

ХОРОШИЙ ВОПРОС.

Я думаю все чаще, что да. Вот история с Канье Уэстом: поступки и высказывания у него последнее время очень сомнительные, но я просто обожаю его музыку и не могу перестать слушать из-за того, что мелькает в СМИ.

ПОЗВОЛЮ СЕБЕ ТУТ ВЫСКАЗАТЬСЯ. Я ДУМАЮ, ЧТО У ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА ЕСТЬ ДУША, И ТЫ ПОКУПАЕШЬ НЕ ПРОСТО КАРТИНУ ИЛИ СКУЛЬПТУРУ — ТЫ НАЧИНАЕШЬ ЖИТЬ С КУСОЧКОМ ДУШИ ХУДОЖНИКА. ЕСЛИ ХУДОЖНИК БОЛЕЕТ, ГРУСТИТ, ЗЛИТСЯ, ПЕРЕЖИВАЕТ СЛОЖНЫЙ ПЕРИОД, ТО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА ХРАНИТ ЭТО В СЕБЕ И ТРАНСЛИРУЕТ ЭТОТ ОТПЕЧАТОК, КАК ТАКОЙ КОНЦЕНТРИРОВАННЫЙ КЛУБОК МЫСЛЕЙ. ЛИЧНО МНЕ ВАЖНО, ЧТОБЫ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА БЫЛО РОДСТВЕННОЙ МНЕ ДУШОЙ ПО ЦЕННОСТЯМ В ТОМ ЧИСЛЕ.

Соглашусь. Для меня эта работа Олега Доу достаточно интимная, отвлеченная конкретно от его позиции. Что касается Канье, то его последние песни мне тоже сложнее стало слушать. Потому ли это, что люди меняются? В любом случае, к раннему творчеству у меня нет вопросов.

ИНТЕРЕСНЫЙ ВОПРОС: ЕСЛИ БЫ МЫ НЕ ЗНАЛИ ЭТОГО КОНТЕКСТА, УВИДЕЛИ ЛИ БЫ МЫ ЕГО? МЫ ЭТО ТАК ВОСПРИНИМАЕМ, ПОТОМУ ЧТО МЫ ЗНАЕМ ЛИЧНЫЕ МОМЕНТЫ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА? ОСОБЕННО АКТУАЛЬНЫЙ СЕЙЧАС МОМЕНТ, КОГДА ДАЖЕ МУЗЕИ ПЕРЕФОРМИРУЮТ СВОИ ВЫСТАВКИ В СВЯЗИ С НОВЫМ ВЗГЛЯДОМ НА ИСТОРИЮ. В ИНТЕРЕСНОЕ ВРЕМЯ МЫ ЖИВЕМ.

У меня даже промелькнула мысль о том, стоит ли показывать эту работу Олега Доу. С другой стороны, так и есть, это первый известный автор в моей коллекции.

Свеча в керамическом подсвечнике художницы Александры Бобковой

А ЧТО БЫЛО ПОСЛЕ ГАЛЕРЕИ OSNOVA И ОЛЕГА ДОУ?

В галерее я стажировалась в 2019 году. У них тогда было еще такое поп-ап пространство, параллельный проект «Азот» в пространстве Cube. В соседнем корнере базировалась галерея Fragment — на начальных своих этапах.

ВООБЩЕ Я В ВОСТОРГЕ ОТ ТОГО, КАК ВСЕ БУРНО НАЧАЛО РАЗВИВАТЬСЯ: ПОМНЮ, КАК СЕРГЕЙ ГУЩИН НАЧИНАЛ, А СЕЙЧАС ГАЛЕРЕЯ УЖЕ РАЗВИВАЕТСЯ В НЬЮ-ЙОРКЕ. Я НЕДАВНО ВЫСТУПАЛА НА КОНФЕРЕНЦИИ И ОТМЕТИЛА, ЧТО ЗА ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ МОЛОДЫЕ ХУДОЖНИКИ ПОДОРОЖАЛИ РАЗ В 5. ПРОСТО ФАНТАСТИКА.

Тогда в Fragment тоже шла персональная выставка Данини — с холстами из серии "Windows". Я начала читать и про эту галерею, и про художницу. Спустя 2 года, в 2021 году, я приобрела уже гобелен Данини с ручной вышивкой. Очень рада, что мне удалось его заполучить в коллекцию. Тогда Fragment базировался в собственном пространстве в районе Китай-города, и мне посчастливилось познакомиться с Сергеем (прим. Сергей Гущин, основатель галереи Fragment) лично.

СКОЛЬКО СЕЙЧАС У ТЕБЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В КОЛЛЕКЦИИ?

В целом около 20 — по стенам развешаны около 15. У меня еще есть металлическая сетка, на которую я вешаю графику на магнитики, и экспозиция на ней периодически варьируется. У меня много графики, часть тиражного искусства. Допустим, работы Валерия Чтака, с которым я работала в 2020 году. Мы разбирали его мастерскую, и я полностью архивировала его работы. Он тогда мне подарил 2 своих шелкографии. Это была серия с подписями, которые он делал для Cosmoscow на «Художник года». Там была подпись: «Анна посмотрела на него с недоумением». А еще есть шелкография «Город — это неправильные горы». Мне эта работа тоже очень понравилась.

КАК У ТЕБЯ ОКАЗАЛИСЬ ЦЕЛКОВ И НОВИКОВ?

Работу Олега Целкова я купила в галерее JART. Благодаря галерее я когда-то впервые и познакомилась с миром современного искусства: мою маму JART впервые пригласили на ярмарку Cosmoscow в 2018 году. Тогда у них на стенде выставлялся Павел Отдельнов, и с этого момента я начала интересоваться искусством. Как раз там же в 2020 году я купила шелкографию Целкова. Галерея занимается в том числе вторичными продажами, и работа, которую я приобрела, была с подписью — Целков подарил ее дочке Алисе. Потом она, видимо, кому-то продала ее, кто-то тоже продал, в итоге она оказалась у меня.

ПОЛУЧАЕТСЯ, ЧТО ТИРАЖОМ ТЫ ЗАИНТЕРЕСОВАЛАСЬ ДО ТОГО, КАК НАЧАЛА РАБОТАТЬ С НЫНЕШНИМ SHALTAI?

Да, так и есть. Еще не рассказала про работу Тимура Новикова: ее мне подарил муж. Он нашел ее, если откровенно говорить, на Авито. Это была шелкография с выставки в Германии, нам удалось найти все подтверждающие подлинность работы документы. Шелкография — это достаточно доступный вариант коллекционирования важных для искусства имен. Многое в этом смысле наложились и совпало, когда я начала работать в Shaltai. Это такое интересное стечение обстоятельств.

  • «Мотылек», художница Маша Лам
    «Мотылек», художница Маша Лам
  • Гобелен из серии «Ошибка сценария», художница Данини
    Гобелен из серии «Ошибка сценария», художница Данини
  • Холст художницы Маши Королевой
    Холст художницы Маши Королевой
  • Фоторабота художника Олега Доу
    Фоторабота художника Олега Доу
  • «Шелкография Тимура Новикова с Авито. Практикую, но категорически не советую! Пришлось провести рисерч, чтобы удостовериться в провенансе»
    «Шелкография Тимура Новикова с Авито. Практикую, но категорически не советую! Пришлось провести рисерч, чтобы удостовериться в провенансе»
  • Керамический подсвечник художницы Александры Бобковой
    Керамический подсвечник художницы Александры Бобковой

Шелкография Валерия Чтака (две работы сверху)

КСТАТИ, КАК ТЫ ПРИШЛА В SHALTAI, КАК ТЫ ТАМ ПОЯВИЛАСЬ?

В 2022 году после стажировок в Пушкинском, в галерее Artwin, на ярмарке Cosmoscow мне уже хотелось отправиться в самостоятельное плавание — я присматривала помещения для своих поп-ап выставок. В тот день, когда я поехала смотреть пространство под экспозицию, мне позвонила Маргарита Пушкина и обратила мое внимание на проект Shaltai Editions, прошлые владельцы которого покинули Россию, но очень хотели бы, чтобы их дело продолжало жить. Я рассматривала возможность заняться коллекцией, оставшейся от предыдущих владельцев, на правах покупки бизнеса и долго сомневалась: есть ли у меня достаточно компетенций, чтобы взять на себя такое большое дело? В итоге я подумала, что это, возможно, будет проще, чем начинать с нуля. Вышло действительно так. С начала лета я занимаюсь проектом Shaltai. Мы провели ребрендинг и стали Set projects. "Set" как «набор»: Shaltai Editions делали папки, которые признавались как полноценное кураторское собрание. Также "set" как про что-то молодежное, чтобы омолодить целевую аудиторию. Мне эта история тоже нравится: "Set" можно расшифровать как Shaltai Editions Team.

ТЫ КАК-ТО СООТНОСИШЬ СВОИ БЮДЖЕТЫ В РАМКАХ ТОГО, ЧТО ДЕЛАЕШЬ В ГАЛЕРЕЕ? В ТЕБЕ СОВМЕЩАЮТСЯ КОЛЛЕКЦИОНЕР И ДИЛЕР. ОНИ СОВПАДАЮТ В РАМКАХ ЭТОГО ПРОЕКТА?

В целом, мне очень откликается коллекция Shaltai Editions. Это серьезные имена, важные авторы. Например, я очень давно хотела себе в коллекцию Никиту Алексеева. Многие авторы, которые мне близки, были в их пуле — та же Ирина Корина. Наверное, еще и это было одним из поводов попробовать поработать с проектом.

КАК У ТЕБЯ СЕЙЧАС УСТРОЕНО КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ? У ТЕБЯ ЕСТЬ АВТОРЫ, О КОТОРЫХ ТЫ ДАВНО МЕЧТАЕШЬ? ЕСТЬ ЛИ СПИСОК ТОГО, ЧТО ТЫ ХОЧЕШЬ КУПИТЬ? ИЛИ ПРИОБРЕТАЕШЬ ПО ПРИНЦИПУ «УВИДЕЛА — ЗАХОТЕЛА»?

Знаю, что Денис Химиляйне четко позиционирует то, что ему нужно, он сформировал целый сайт со своей коллекцией. У меня процесс выстроен хаотично — покупаю то, что понравилось, что вызвало эмоциональный отклик. А раз я отделяю художника от произведения, то мне, получается, не всегда нужно знать все подробности жизни автора. Конечно, впоследствии со многими художниками, которые у меня есть в коллекции, я знакомилась. В большинстве случае это тоже близкие мне по духу люди.

РАЗГОВОР НАПОМИНАЕТ ИСТОРИЮ СЕРГЕЯ ЩУКИНА И ИВАНА МОРОЗОВА. ЩУКИН БЫЛ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ПОКУПАТЕЛЬ, А МОРОЗОВ — ВДУМЧИВЫЙ И НЕСПЕШНЫЙ: ПОДГОТАВЛИВАЛ КАЖДОЕ МЕСТО НА СТЕНКЕ ДЛЯ СЛЕДУЮЩЕЙ РАБОТЫ КОНКРЕТНОГО ХУДОЖНИКА В КОНКРЕТНЫХ ЦВЕТАХ. А ПОТОМ СОХРАНЯЛ ВСЕ ЧЕКИ ОТ ПОКУПОК. МНЕ КАЖЕТСЯ, ЧТО У ОБОИХ ТИПОВ ЕСТЬ ЧЕМУ ПОУЧИТЬСЯ И ЕСТЬ ЧЕМУ ВДОХНОВИТЬСЯ.

КАК ТЫ ДУМАЕШЬ, О ЧЕМ ТВОЯ КОЛЛЕКЦИЯ?

Во-первых, у нас совместная коллекция с мужем. В последние время мы дарим друг другу искусство, которое отражает нас, такие произведения, с которыми я готова жить и взаимодействовать. Это прежде всего все русские художники, большая часть оригинальных работ — наши современники, тиражные — мастодонты в виде Целкова, Новикова и других.

КАК ТЫ ВИДИШЬ СВОЮ КОЛЛЕКЦИЮ ЧЕРЕЗ 10 ЛЕТ? МОЖЕТ БЫТЬ ТЕБЕ ХОЧЕТСЯ ПРИОБРЕСТИ ЧТО-ТО БОЛЬШОЕ ПО МАСШТАБУ?

Я редко обращаю внимание на довольно большие вещи. Не знаю, происходит ли это с учетом вводных бюджета или нет, но мне нравятся емкие произведения. Мне важно, чтобы все можно было менять, перевозить, сдавать из квартиры в офис, из офиса в квартиру. Для меня коллекция — это что-то эмоциональное, личное. Надеюсь, что через 10 лет коллекция станет более весомой, хотя у меня нет такой цели. А если говорить в глобальном смысле, то хочется, чтобы русское искусство по-прежнему ценилось и существовало в международном контексте тоже. Для меня это важно.

  • Работа художницы Юлии Йосильзон
    Работа художницы Юлии Йосильзон
  • Шелкография художника Олега Целкова
    Шелкография художника Олега Целкова
  • На обеденном столе подсвечник из коллаборации Deep List и архитектурного бюро .dpt, блюдо Ольги Шурыгиной и грибочек Ирины Кориной
    На обеденном столе подсвечник из коллаборации Deep List и архитектурного бюро .dpt, блюдо Ольги Шурыгиной и грибочек Ирины Кориной
  • «В прихожей гостей всегда встречает наша гиперсоциальная собака Чиби и ее копия с работы Оли Австрейх»
    «В прихожей гостей всегда встречает наша гиперсоциальная собака Чиби и ее копия с работы Оли Австрейх»
  • Угол одной из комнат между ярмарками функционирует как склад
    Угол одной из комнат между ярмарками функционирует как склад
Коллекционеры

Автор: Марина Анциперова

Фото: Михаил Хусаинов

17 October, 2023