Нэнси Холт – 85 лет. Вспоминаем главные факты о пионерке ленд-арта, верившей в победу природы
Сегодня свой день рождения могла бы отпраздновать американская художница Нэнси Холт. За свою жизнь она успела поработать с разными медиа: поэзией, фотографией, скульптурой, кино, саунд-артом, а потом прийти к формату, который прославил ее позднее — создание масштабных объектов в духе ленд-арта. Рассказываем о том, как складывалась творческая карьера художницы и как необычное образование – в области биологии — помогло ей в искусстве.
1.
В 1960 году Холт получила диплом по специальности, совершенно не связанной с искусством, — она училась на биолога. Но, в итоге, именно это научное направление повлияло на оптику художницы и междисциплинарность ее произведений. Примерно в это же время Холт оказалась в Нью-Йорке и стала пробовать себя в режиссуре и звуковых инсталляциях, попав в художественное сообщество. Среди ее близких соратников были концептуалисты, ленд-артисты, создатели видео-арта: Сол Левитт, Ричард Серра, Джоан Джонас и другие. Один из них, знаменитый представитель ленд-арта Роберт Смитсон, стал ее мужем в 1963 году. На первых порах его творчество затмевало ее собственное, хотя она и участвовала в создании проектов — многие из них дали ей опыт, который она использовала в личных художественных исканиях 1970-х.
2.
Холт не сразу пришла к работе с большими объектами и визуальностью. Сначала главным направлением ее работ был язык как система. Она задалась одним из главных философских вопросов, который в то время занимал не только художников, но и постструктуралистов: как язык определяет наше мышление и отношение к миру? В 1960-е Холт стала помогать редактору журнала Harper’s Bazaar в области литературы, и тогда же начала писать стихи, продолжая исследовать функции и специфику языка на практике. Идею систем в широком смысле художница не оставила и в дальнейшем. Она перенесла поэзию в область визуального — на серийные фотографии и световые инсталляции. Пейзажи она рассматривала в этом ключе: как особый язык с неповторимой структурой. Она делала акцент на картографировании, системности различных природных явлений и их функциях, что было близко к языковому анализу.
3.
С 1960-х годов и до настоящего времени прошло около 20 персональных и более 150 групповых выставок Холт. Ее первой групповой выставкой стал проект "Language III" в нью-йоркской Dwan Gallery. Экспозиция отражала идеи концептуального искусства и затрагивала все тот же языковой вопрос. В 1972 году прошла первая персональная выставка художницы, после чего интерес к ней резко возрос. Ее стали приглашать участвовать в различных проектах и проводить новые выставки. Ей начали давать гранты: в 1975 она получила стипендию от Национального фонда искусств, который выделял средства для художницы и в другие годы. В 1978 году она получила стипендию от Гуггенхайма. А 1977 год был особенно насыщен: Холт получила целых 4 гранта от разных организаций.
4.
Художница активно взаимодействовала с природной средой, искала новые способы неагрессивного изменения ландшафта и экспериментировала с движением в изображениях. Для нее было важно понять, как мы можем вписаться в экосистемы планеты. В своих произведениях она работала со светом и его отражением. Ее главная работа, «Солнечные туннели» (1973-1976), основана на меняющихся световых циклах и бетонных цилиндрических формах, предлагающих новую оптику для зрителей: в специальных трубах они могли наблюдать за зимним и летним солнцестоянием, созвездиями. Инсталляция привлекала внимание к природным явлениям и превращала их в более яркие события. Холт создала для зрителей визуальные ориентиры, чтобы они смогли понять всю необычность этого ландшафта и ощутить его монументальность.
5.
Контекст создания «Солнечных туннелей» (1973-1976) трагичен: ее муж Роберт Смитсон погиб в автокатастрофе, направляясь проверить, как идут работы над его ленд-арт проектом «Амарилло Рэмп», который Холт закончила уже в одиночестве. После трагедии художница купила землю и реализовала идею с «бетонной поэзией», сняв об этом документальный фильм с таким же названием, — «Солнечные туннели». В нем она не скрывала используемые материалы и транспортировку. Такая открытость была важна с точки зрения экологии, поскольку многие объекты ленд-арта предполагают не самые мягкие этапы работы. В дальнейшем она приезжала в пустыню уже в одиночестве, совершая своего рода паломничество в значимое для нее место.
6.
Работа взаимодействуют с другими произведениями, находящимися рядом с ней: «Спиральной пристанью» (1970) Смитсона и «Двойным негативом» (1969-1970) Майкла Хейзера — друга их семьи. Все три работы ленд-арта разместились в Пустыне Большого Бассейна, который в будущем должен уйти под воду — авторы, таким образом, признавали силовое преобладание природы над деятельностью человека и не пытались затмить ее своими масштабными проектами. Холт приглашала известных людей посмотреть на эти работы — в частности, художника Ричарда Серра, а также активистку Диди Халлек. С ними произошла интересная история: они приехали туда на закате и заснули в туннеле, после чего Холт собиралась показать всем работы Смитсона и Хейзера, но компания заблудилась в пустыне. Художница попала в больницу из-за обезвоживания, ощутив на себе всю опасность природных ландшафтов и их непредсказуемость.
7.
Холт получала премии, признающие ее вклад в искусство: первую, премию Design Honor Award, ей вручили в 1986 году, а одну из своих последних она получила в 2013 году — это была премия за заслуги перед жанром от Международного центра скульптуры Нью-Йорка. В 2014, в год смерти художницы, появился Фонд Холт/Смитсона, цель которого — не только сохранить и показать ключевые работы художников, но и продвигать их идеи и развивать их в творчестве других авторов. В том же году MoMА пополнил свою коллекцию ее работами. Публичные коллекции произведений Холт есть в других институциях: в Dia Art Foundation в Нью-Йорке, университетах Массачусетса и Южной Флориды, Музее современного искусства в Зигене, Музее американского искусства Уитни и других — география распространяется не только на Америку, но и на Европу.