Spaceless Kingdom: персональная выставка Регины Рзаевой
В шоу-руме «Объединения» до 2 февраля открыт новый проект — персональная выставка Регины Рзаевой (665806)"Spaceless Kingdom". Художница представила новую серию пейзажной живописи, созданную летом в рамках международной резиденции в Вене.
Расспросили художницу и Ирину Нетбай, куратора выставочного пространства, о философском значении пейзажа и о том, как создавался проект.

Ирина Нетбай
старший менеджер галереи, куратор выставочного пространства
О кураторских вызовах проекта
В этом проекте вся концептуальная подоплека — заслуга художницы, я скорее выступаю в роли куратора-консультанта или советчика и помогаю Регине не столько с оформлением высказывания, сколько с его пространственной и текстовой репрезентацией. Такая модель кураторства, конечно, сопряжена с проявлениями чуткости и эмпатии и внутренними сомнениями: «Не нарушаю ли я художественную автономию?», «Где пролегает граница кураторского вмешательства?». Я часто размышляю об этом. Перед тем, как прийти к нам с идеей выставки, Регина самостоятельно создала и концептуализировала проект. Для меня было важно лишь помочь художнице корректно донести те смыслы, которые она уже вложила в свое высказывание.
Вторым вызовом в рамках проекта для меня была его пространственная реализация. Детерминированные размерами пространства и размахом холстов, мы не могли показать всю серию цельно и столкнулись с необходимостью сделать выборку работ. Эта выборка должна была отразить заданную художницей логику и в то же время органично сработать в небольшом пространстве. Как мне кажется, все сложилось!
Регина Рзаева
художница
О наблюдении за ландшафтом
В этом году я обратила взгляд на внешний мир. Хочу отметить, что я не пейзажист. Пейзаж — это образ, который лучше всего олицетворяет мою задумку. Это был, безусловно, выход из зоны комфорта, который в итоге вылился в узнавание себя в новом, ранее неизведанном формате.
В этой серии я перешла на большие форматы, а это, в свою очередь, продиктовало многие нюансы в плане построения работ. Я понимала, что буду делать пейзажи, но именно к ландшафту я пришла не сразу.
В прошлом я много работала с зеленым цветом. Ландшафт, который буквально является различными переходами и оттенками зеленого цвета, выглядит логично в свете этих обстоятельств. В момент наблюдения я, конечно же, об этом не думала, только потом заметила, что это был планомерный выбор земного образа. Сначала я пыталась изобразить солнечные блики на траве, но вскоре осознала, что тени интересуют меня гораздо больше.
О резиденции
Когда я прилетела в резиденцию, я уже работала над этой выставкой, и первые работы были готовы. Поэтому я почти сразу принялась за реализацию всего того, к чему подготавливала себя все время до. Именно там мне удалось заметить яркие падающие на траву тени и широкий простор неба. Все это повлияло на ход развития моей выставки, потому что именно в резиденции, мои идеи обрели «твердую почву».
Это была международная программа, и мне удалось познакомиться с кураторами, художниками и писателями из разных уголков мира. Мы все работали в разных направлениях, и это был интересный опыт с точки зрения коммуникации с другими и умения работать в новых обстоятельствах. Нам всем повезло, потому что мы действительно помогали друг другу, советовались и обсуждали идеи. Это было настоящее художественное комьюнити, до этого я и подумать не могла, насколько это важно.
Случались моменты, когда нужно было презентовать свои работы без какой-либо подготовки или рассказать о себе человеку, который совершено незнаком с твоей практикой и контекстом работ на другом языке. С таким не часто сталкиваешься, когда работаешь в привычных условиях, и это — интересный опыт.
О философском осмыслении пейзажа
Меня интересует, что происходит внутри вещей и понятий. Я заметила эту тенденцию в своей первой соло выставке, и в этой она тоже явно проявляется. У работ нет никакой привязки к месту — это достаточно важный элемент создания отдельного универсума со своими циклами и жизнью; это буквально создание автономной вселенной, в которой можно переходить из одного состояния в другое, смещать фокус взгляда и погружаться внутрь вещей. Быть наблюдательной к внешнему миру и пытаться увидеть его внутренние процессы. Двигаться от земного к месту встречи с небом-горизонтом, а затем и вовсе погрузиться в облака. Я бы хотела, чтобы зритель абстрагировался от внешнего и углубился в эти сложные и хрупкие конструкции.