Стажировки в культурных институциях: за или против? Мнение Юры Юркина, реальные кейсы и наши советы

ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ИЛЛЮСТРАЦИИ: ОЛЬГА ТЕРЕХОВА

АВТОР: АНАСТАСИЯ ШУЛЬГИНА

06 April, 2022

Стажировки в креативных индустриях встречаются сильно чаще, чем в других областях, что логично: бюджета и рабочих рук всегда не хватает, а стажеры соглашаются буквально на все. Боссы с охотой берут молодых ребят, которые бесплатно работают месяц, два, и даже год. Их предложение звучит всегда заманчиво, в нем фигурируют красивые «работа с художниками», «знакомства с интересными людьми», «помощь с текущими проектами». И вот ты уже представляешь, как бежишь на вернисаж с бокалом шампанского, а вслед за тобой собирается весь бомонд московской тусовки, встречающий тебя в софитах. А потом ты сталкиваешься с реальностью. О ней и рассказывает Юра Юркин (ZAKADROM), а ещё о том, как не попадаться в руки недоброжелательных работодателей.

ЮРА ЮРКИН

Сооснователь кадрового агентства в сфере культуры ZAKADROM, руководитель научного отдела Музея современного искусства «Гараж».

Основное, что нужно знать о стажировках — это их синтетическая сущность, точнее сочетание процесса обучения и практической пользы для носителя программ стажировок — работодателей. Это не работа, она должна оплачиваться рыночно. Какой обмен будет происходить между работодателем и стажером — денежный, натуральный или информационный — они устанавливают сами во время обсуждений условий прохождения стажировки. И если изначальные договоренности, которые должны быть закреплены хотя бы в имейлах, не соблюдаются, уже есть повод бить тревогу.
Здесь важно понимать, что стажировка — это процесс двусторонней ответственности. Работодатель должен четко определить для себя, зачем ему нужны стажеры. Например, в случаях, когда учебные заведения не способны выпустить специалистов с необходимыми навыками. Тогда работодателю приходится самому заниматься обучением будущих сотрудников.

Стажеры — это не волонтеры и не рабы. Заниматься рутинной работой по сканированию приказов за пять тысяч рублей в месяц — не стажировка, здесь нет элемента обучения. Разве если человек не подслушивает разговоры в курилке и не ходит на совещания, где происходит его адаптация к стандартам неформальной корпоративной культуры организации. В случае, если работодателю нужно закрывать свои рабочие задачи в моменты пиковой загрузки, ему следует нанять профессионального ассистента, а не стажера. Иначе весь рабочий процесс может наполниться раздражением и недовольством.

В свою очередь стажер должен понимать, что стажировка — это не сидение перед компом с плевками в потолок, он несет ответственность за тот пул задач, который ему поручили, он должен быть выполнен качественно, за что и будет справедливая награда в виде денег или последующего трудоустройства.

В культуре, как и в других сферах, существует искаженное понятие стажировок, в том числе из-за финансовой неконкурентности. Кто-то просто привлекает стажеров, потому что кто-то сказал, что это модно, кто-то экономит деньги на штате, кто-то напрямую говорит на совещаниях, что стажеры — это рабы. Это производит обратный эффект, студенты или выпускники вузов распространяют знание об этом идиотском стандарте, в результате чего стажировки во многом — это бессмысленная возня, которая треплет нервы и тем, и другим.

РАЗБИРАЕМСЯ НА РЕАЛЬНЫХ ПРИМЕРАХ

НАСТЯ, 22

Набор стажеров в галерею Fragment я увидела у Сергея Гущина в сторис и решила попробовать — отправила свое скромное CV с мотивационным письмом и получила ответ. Директор Маша пригласила на собеседование и в итоге приняла меня. Стажировка должна была длиться три месяца, после чего руководство готово было рассмотреть меня на должность арт-менеджера, но «при наличии свободных вакансий». За это время я, во-первых, отлично прокачала свой английский, каждый день отсматривала десятки резиденций и предложений по грантам, предлагала их художникам, отправляла заявки, а еще редактировала их портфолио на иностранных языках. Во-вторых, в моей голове наконец-таки сложилась реальная картина арт-рынка благодаря ежедневной работе с художниками, арт-менеджерами и коллекционерами.

Когда стажировка близилась к финалу, началась пандемия. Меня тогда спросили, хочу ли я продолжить работать, но без зарплаты. Пришлось вежливо отказаться, потому что на тот момент чувствовала себя выжатым лимоном, который включен в процесс 24/7 (в начале ковида так, кажется, работали все) и ничего не получает взамен. Хотя, где-то на последней неделе моей стажировки мне подарили курс по современному искусству Сергея (основателя Fragment), и это было очень приятно! Может быть, если не пандемия, все сложилось бы по-другому, но я благодарна за весь этот опыт. Сейчас понимаю, что все было не зря.

Что приобрела: знание арт-рынка, опций по резиденциям и грантам. Что не приобрела: деньги.

ЛЕНА, 23

После второго курса я решила, что буду искать стажировку самостоятельно, а не полагаться на выбор университета. Также было четкое понимание, что особых практических навыков у меня нет, и нужно искать издание близкое по духу, в котором можно было бы «осесть» в перспективе. В голову сразу пришел «Мел», который писал и до сих пор пишет про детей и родительство. Объявлений о стажировках нигде не было, поэтому я написала напрямую главреду. Мы встретились, и я сразу же объявила, что хотела бы в будущем работать у них. Тогда в штате свободных вакансий не было, но меня добавили в чат, где было 40 таких же, как я, стажеров. Наверное, такая конкуренция добавила мне больше мотивации, и я стала браться буквально за все и вкладываться на 1000%. Вскоре мне начали давать все более сложные задачи и спустя 5 (!) месяцев стажировки главред предложил работу. На протяжении всего времени команда подсказывала, направляла, делилась своим ценным опытом и всегда шла навстречу. Самое главное, чему я научилась в «Меле» — это factchecking. После пары факапов с фейками, не успокоюсь, пока не найду первоисточник.

Что приобрела: ценный опыт и спустя 5 месяцев работу. Что не приобрела: деньги.

НАДЯ, 21

Я стажировалась в Роттердаме в довольно известном архитектурном бюро MVRDV. Вообще в Европе стажировки и работу ищут в ​​Linkedin — это очень популярная площадка — но я нашла вакансию от бюро на платформе Glassdoor. Меня пригласили на собеседование и взяли на оплачиваемую стажировку на должность PR-менеджера, платили 600 евро в месяц. Нужно было работать по 40 часов в неделю с 9:00 до 17:30, хотя чаще всего мой график был ненормированным, потому что приходилось отлучаться на учебу. Поэтому я могла задерживаться в офисе или брать работу на дом. У меня был довольно широкий пул задач: я занималась социальными сетями бюро, снимала контент для проектов, монтировала видео, работала с презентациями и даже писала статьи для сайта с анонсами лекций от наших сотрудников. Каждый день было что-то новое и классное, хотя рутинная работа тоже была — например, разгрузка почты PR-отдела. Ежедневно я обрабатывала около 30 писем и рассылала их в нужные отделы.

После пяти месяцев стажировки я хотела работать с ними в режиме part-time, но договориться об этом не удалось. Хотя мои ожидания от стажировки оправдались на 100% — меня многому научили и помогали во всем. Иногда я понимала, что им легче сделать что-то самим и не тратить время на мое обучение, но они все равно шли мне навстречу и объясняли алгоритм работы. Поэтому этот опыт стажировки уверенно можно назвать удачным.

Что приобрела: ценный опыт и 3000 евро. Что не приобрела: работу потом.

МАРИНА АНЦИПЕРОВА

главред издания «Объединение»

Когда я работала в одном хорошем издании, к нам на стажировку хотело попасть много молодых авторов, студентов, а иногда даже школьников. Молодые ребята, всегда веселые и полные энергии, приходили в удобном для себя ритме в офис, болтали и обедали с редакцией, а потом просто исчезали. Кто-то брал задачи домой, кто-то их перепоручал своим друзьям. Некоторые материалы, кстати, в итоге получались неплохо, и так же неплохо читались на сайте. Но в большинстве стажеров я, если честно, не видела желания трудиться, учиться, вкладывать усилия, чтобы перенимать опыт: они почему-то относились к стажировке как к тусовке, в которую было бы неплохо влиться, то есть были совершенно не настроены на то, чтобы выжать из нее максимум возможностей для себя. Никто из них на старте не озвучивал ожиданий, не формулировал запроса. И это, на мой взгляд, абсолютно неправильно. Вы тратите свое время, и если не получается договориться за это время получить деньги, то постарайтесь потратить свои силы с пользой для резюме: из первых рук научиться на практике тому, чего тебе никогда не расскажут в университете. Было бы здорово, если бы все молодые ребята относились к стажировке как к инвестиции в свой профессиональный рост. Тогда было бы меньше разочарований и с той, и с другой стороны.

НАШИ СОВЕТЫ, ЕСЛИ ВЫ РЕШИЛИ ПОЙТИ НА СТАЖИРОВКУ

1.

Изучите историю организации. Ответьте на вопросы: какая у нее репутация на рынке труда? Какая текучесть кадров? Почему сотрудники уходят и что, наоборот, им нравится в компании?

2.

На собеседовании поинтересуйтесь, был ли кто-то трудоустроен из стажеров в штат. Если нет, то узнайте, по каким причинам.

3.

Не бойтесь подробно спрашивать о ваших обязанностях.

4.

Предложите вашему боссу составить договор или письменное соглашение, где будут прописаны условия стажировки.

5.

Стажировка — это отличный шанс познакомиться с новыми людьми из интересной для вас сферы. Не упускайте эту возможность, возможно кто-то из них предложит вам работу в будущем.

6.

Не просиживайте время в офисе, узнавайте индустрию изнутри и подглядывайте за работой всех отделов. Так у вас сложится более реальная картина культурной институции.

ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ИЛЛЮСТРАЦИИ: ОЛЬГА ТЕРЕХОВА

АВТОР: АНАСТАСИЯ ШУЛЬГИНА

06 April, 2022