Вернисаж: выставка «Нужны ангелы» в Кривоколенном переулке

офлайн

Фотографии: Варвара Топленникова

26 April, 2022

Сегодня в офисе-баре в Москве в Кривоколенном переулке 9с3 открылась выставка «Нужны ангелы». Куратором стала главный редактор нашего журнала — Марина Анциперова. Участники: Anna Dial, Дмитрий Кавка, Lisokot, lotalota, Sasha Mademuaselle, Вадим Михайлов, Миша Никатин, Ирина Петракова, Диана Романович, Аня Самойлова, Яков Хомич.
Рассказываем про этот полный надежды проект и приглашаем всех посетить выставку до 26 мая: в будние дни с 19:00, в выходные — с 12:00 до 00:00.

МАРИНА АНЦИПЕРОВА: «За последние два месяца многие из российских художников стали создавать произведения, центральным образом которых оказался ангел: как воплощение надежды, свидетель изгнания из рая (Вадим Михайлов) и точки невозврата (Яков Хомич), утраты свободы (Sasha Mademuaselle), воплощение крайнего экзистенциального отчаяния, которому сложно подобрать слова (Дмитрий Кавка). Боль, потеря надежды и смысла, невозможность старой жизни приводят к появлению в их работах мистического начала – которое может принимать как форму, близкую западной традиции изображения ангелов, так и занимать место во вселенной, созданной самими художником и напоминать его привычных персонажей, а может принимать облик как будто бы пустого неба, в котором начинают материализоваться слова (Миша Никатин). 

Даже после объявления об открытии выставки мне продолжали присылать работы, которые были сделаны за последние два месяца и обращались к образу ангелов. В проекте же представлены две старые работы, которые мне очень нравятся, а все остальные – новые. Я очень люблю керамику и разнообразие форматов, поэтому в нашей выставке есть три небольших скульптуры и ковер.

В западной традиции ангелы связаны с выражением божественной воли: их присутствие означает, что в мире существует что-то большее, а это, в свою очередь, несет надежду на спасение и справедливый исход. Ангелы защищают праведников, воплощают в себе самого Бога и склоняют человека к добру. А это уже становится поводом для размышлений о роли отдельного человека: и обстоятельства, и ангелы создают для каждого из нас только декорации, в которых мы проявляем самого себя, и поэтому несем ответственность за каждый выбор, который реализует любовь или слабость и разрушение.

Дмитрий Пригов размышлял об ангелах как о предвестниках будущего, считая их признаком старой эстетики, как «летающие кареты Жюль Верна». В рамках этой традиции истончающееся настоящее, в котором можно увидеть будущее, принимает форму героя (ангела). В этом смысле необходимость ангелов точно передает странное ощущение с тягучим, как будто бы замершим ходом времени, когда из момента в настоящем у нас на глазах стремительно создается будущее – и очень хотелось бы понимать, какое. В одном из поздних интервью Пригов скажет, что все хорошо, но нужны ангелы, чтобы парили в небе и говорили правильные вещи. Это по-прежнему так – ангелы нужны, и именно для этого».

О пространстве

МАРИНА АНЦИПЕРОВА: «Придумать, как разместить такое разнообразие объектов в невыставочном пространстве – было отдельной затеей, поэтому экспозиционный проект менялся прямо по ходу монтажа.
Тем не менее, в нынешних обстоятельствах мне было важно выбрать независимую площадку для своего проекта, ведь именно в таких пространствах сейчас будет проходить все самое интересное».

ВЕРОНИКА КАНДАУРОВА (развитие офиса-бара в Кривоколенном):

КАК ПРИШЛОСЬ ТРАНСФОРМИРОВАТЬ ПРОСТРАНСТВО ПОД ВЫСТАВКУ?

Юля Малышева, архитектор Кривоколенного, сделала максимально гибкое пространство, поэтому нам не пришлось его трансформировать. Мы убрали несколько рабочих чертежей со стен. Светодизайнер места, Влад Обласов, элегантно «подсветил» работы. Шеф бара, Никита Мальцев, придумал тематический десерт «Нужны ангелы». По сути, это были все изменения.
Визуально пространство делится на зоны ангелов (рабочая зона) и демонов (зона бара с зум-кабинками). Интересно, что при дневном свете выставка звучит по-одному, вечером, когда мы приглушаем свет и зажигаем свечи – по-другому, а при солнечных лучах – по-третьему. Для меня это как супер-комбо современного человека: уютный офис с искусством и приятный бар с работами актуальных художников. Все работы можно купить: как будто унести частичку этой атмосферу, состояния и времени здесь и сейчас.

КАК ТЫ РЕШИЛАСЬ ДЕЛАТЬ ВЫСТАВКИ В БАРЕ?

Кто не мечтает открыть бар, а после открытия делать в нем выставки? Тут, наверное, сошлись все звезды. Офис-бар в Кривоколенном — живое пространство, в котором изначально предполагалась спонтанная смена интерьера. Его детали меняются вместе со временем, людьми, которые становятся резидентами места, событиями, которые с нами случаются. Искусство появилось здесь с первых дней открытия. Мысль заключалась в том, чтобы показывать работы симпатичных нам ребят: пространство украшали керамика Маши Егоровой, принты Алексея Дубинского, фотографии Леонида Сорокина. Мне кажется важным поддерживать художников, стимулировать людей покупать искусство и не относится к этому как к чему-то экстраординарному.
После 24 февраля часть лояльной аудитории Кривоколенного уехала, настроения ни у кого ходить по барам и веселиться не было, а задача привлекать людей в место —осталась. Идея делать настоящую выставку возникла в разговоре с Мариной Анциперовой: сейчас важно поддерживать друг друга, заниматься тем, что получается лучше всего в текущих обстоятельствах. Мы обсудили тему, художников (я в этом плане доверилась Марине, список авторов и работ — мой perfect match), и вместе с девочками из «Объединения» приступили к работе.
Раньше я подбирала работы в интерьеры ресторанов и квартир, но сделать полноценную выставку в баре — новый опыт.

офлайн

Фотографии: Варвара Топленникова

26 April, 2022