More than a scent: what olfactory art is and how one can collect it

analysis

Author: Angela Gurtsieva

Cover: Anicka Yi, Life is Cheap (2015), Guggenheim Museum

12 July, 2023

A human being has around four hundred olfactory receptors recognising different scents — and such receptors are the main objects on which the works of olfactory artists are aimed.

In this article, we are sharing the insights on “olfactory art” projects that exist today, along with answering the question of how one can collect olfactory art objects and what the special conditions to store and exhibit them in galleries and contemporary art museums are.

This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.

Что такое ольфакторное искусство?

Ольфакторным искусством называют те работы, в которых ароматы и запах используются в качестве художественного средства. Особенность такого вида искусства заключается в том, что зрителям необходимо присутствовать на выставках или перформансах вживую — ароматы бескомпромиссно требуют физического присутствия (что значительно усложнило жизнь ольфакторным художникам, сенселье и аромадизайнерам во времена пандемии). Ольфакторное искусство, по мнению некоторых художников, также располагает и к интимности — запахи позволяют достучаться до спрятанных глубоко воспоминаний, чего все труднее достичь визуальным объектам и инсталляциям.

Источник: Los Angeles Museum Auctions

Как художники работают с запахами?

Впервые использовать запахи в искусстве начали в XX веке вместе с возникновением авангардных художественных течений — преимущественно футуристов, дадаистов и сюрреалистов. В 1913 году итальянский футурист Карло Карра написал манифест под названием «Живопись звуков, шумов и запахов», в котором пожелал отразить в живописи полифонию чувств. Год спустя Марсель Дюшан выпустил "Belle Haleine — Eau de Voilette" («Прекрасное дыхание — вуальная вода») — флакон духов с самодельной этикеткой и один из первых своих редимейдов. В 1938 году Дюшан в поисках незрительных форм искусства обратился к обонянию, когда занимался сценографией знаменитой Международной сюрреалистической выставки в Париже: внутри выставочного грота поэт Бенжамен Пере обжаривал кофейные зерна, заполоняя пространство «запахом Бразилии».

В 1960-е годы некоторые из художников групп Fluxus и Arte Povera последовали примеру Дюшана. В своем эссе 1958 года «Наследие Джексона Поллока» американский художник Аллан Капроу писал о методах искусства: «мы будем использовать специфические субстанции зрения, звука, движения, людей, запаха, прикосновения». Его коллеги по цеху тогда начинали все более активно использовать в своих инсталляциях и перформансах пахучие природные материалы: серу (Жан-Мишель Отониэль), пыльцу и воск (Вольфганг Лайб, Марио Мерц, Валеска Соареш), жир (Йозеф Бойс) и застойную воду (Бен Вотье).

Peter De Cupere, Smoke Room (2010). Источник: Peter De Cupere

В 1965 году Эдвард Кинхольц использовал аромат сигарет в своей инсталляции “The Beanery”, чтобы воспроизвести интерьер лос-анджелесского бара со всеми свойственными ему шумами и запахами: алкоголя, жира, урины и сигарет. В 1995 году другой художник, Дэмиен Херст, тоже добавил своей инсталляции, “Party Time”, сигаретного запаха, заполнив огромную пепельницу окурками и пустыми сигаретными пачками. Но самой культовой, или, скорее, радикальной, «табачной» инсталляций остается “Smoke Room” Питера де Купере: стены небольшой комнаты художник полностью покрыл 750 тысячами окурков. Де Купере остается одним из самых культовых и провокационных ольфакторных художников: для создания своих ароматных «картин», «инсталляций» и «скульптур» он зачастую использует очень резкие субстанции — например, настоящий пот, зубную пасту, черный перец и перечную мяту, вызывающую у зрителей слезы.

Pamela Rosenkranz, Our Product (2015). Источник: Mousse Magazine

Среди других примеров художников, обращающихся к ольфакторному искусству, значатся Софи Калле, отобразившая запах денег, Гайил Нэллс, пытавшаяся создать запах четырех стихий, и Ноби Шиоя, в работе которого были представлены запахи семи смертных грехов.

Художница Памела Розенкранц для проекта “Our product” заполнила белый куб пространства шведского павильона на Венецианской биеннале 240 тысячами литров жидкости телесного цвета с ароматом детских товаров. Жидкость была полностью изготовлена из косметических средств и отсылала к цвету кожи северных европейцев — цвету, который регулярно использовался как в живописи эпохи Возрождения для прорисовки человеческой плоти, так и в современной рекламной индустрии как проверенный способ физического усиления внимания. Похожий запах воссоздала в своей инсталляции и шотландская художница Карла Блэк — ее пастельного цвета скульптуры были сделаны с использованием кремов, мыла, зубной пасты и бомбочек для ванн.

Сиссель Толаас, норвежская художница, с 1990 года непрерывно работает над созданием «азбуки для носа», или архивом запахов. На протяжении долгого времени она собирала запахи в более чем 7000 герметичных баночках, а с 2004 года ее работу над архивом поддержала глобальная корпорация International Flavors & Fragrances, доходы которой от продажи парфюмерных продуктов составляют более 3 миллиардов долларов. Создав с их помощью лабораторию The Re_Search Lab, Сиссель работает над собственными проектами с использованием запахов, концептуализирует ольфакторное искусство и изобретает «язык запахов» — словарь NASALO.

  • Словарь запахов NASALO. Источник: The Re_Search Lab
    Словарь запахов NASALO. Источник: The Re_Search Lab
  • Изготовление запахов. Источник: The Re_Search Lab
    Изготовление запахов. Источник: The Re_Search Lab

Sissel Tolaas, MeMoMe_2020 (2020). Источник: Музей современного искусства «Гараж»

В 2005 году для выставки на Тиранской биеннале норвежская художница представила ароматы человеческого тела — запахи мужчин, испытывающих страх и панические атаки, превратив их в жидкость и написав ими на стене “FEAR of smell — the smell of FEAR”. А в 2020 году для одного из своих «Арт-экспериментов» Музей «Гараж» пригласил Сиссель Толаас воссоздать ее инсталляцию «MeMoMe_2020» с абстрактными ароматами, «которые не отсылают к реально существующим предметам, но человек воспринимает их смутно знакомыми».

Нидерландский художник Сезар Майорана в рамках своего перформанса, посвященного ностальгии, обсуждал с людьми их прошлое и создавал на основе их воспоминаний ароматы. Он же работал вместе с коллективом The Hmm над созданием «запаха интернета» (как и физические интернет-сервера, он пахнет синтетическим озоном, потом и пылью). Художники также хотели, чтобы их ольфакторный объект был инклюзивным и доступным, поэтому приготовить аромат интернета и адаптировать его под свою местную «атмосферу» может любой желающий согласно списку ингредиентов.

Запахи также используются художниками для исследования системной дискриминации, расизма и ксенофобии. Запахи неизбежно несут в себе не только жизненные, но и этические проблемы и являются фактором культурной политики. Подробнее об этом пишут деколониальные теоретики: по их мнению, запахи являются поводом или результатом дискриминации бедных или небелых людей. В своей книге "Vistas of Modernity" Роландо Васкес упоминает и окуляроцентричность западной культуры, которая заставляет современных деколониальных художников использовать в своей практике другие органы чувств — обоняние, осязание, слух и вкус — как освобождающие от модернистских (а значит и колониальных) практик.

Anicka Yi, Life is Cheap (2016). Источник: Guggenheim Museum

Одна из таких художниц — Аника Йи. В 2016 году она представила в Музее Гуггенхайма инсталляцию и серию ароматов “Life is Cheap”, содержащих «запахи», символизирующие женщин-иммигранток из нью-йоркских кварталов Чайнатаун и Коретаун. Похожей задачей занимается и берлинская художница Лорин Маннигель. В своей практике она изучает запахи разных женских тел — запахи, по словам Лорин, отражают генетические особенности женщин, их микробиом, состояние здоровья, качество используемого парфюма и потребляемой ими еды, а также то, как и где они работают и отдыхают. Все эти факторы могут намекнуть как на экономическое состояние, так и культурное и этническое происхождение людей.

В российской среде ольфакторным искусством занимается Анна Кабирова. В прошлом году художница открыла персональный проект «Невидимый язык» в галерее Ростокино. Выставку, ставшую результатом «исследования восприятия ольфакторного искусства зрячими и незрячими людьми», художница готовила совместно с незрячей девушкой. А художница и режиссерка Элина Куликова в своем спектакле «ЛАВ/летучие ароматические вещества», созданном в 2019 году при поддержке ЦТИ «Трансформатор», предлагала зрителям пролистать книгу-историю, наполненную фотографиями и запахами. В творчестве художницы ольфакторность и тактильные ощущения позволяют раскрыть «тему “тихих нарративов” и “негромких, но чутких высказываний”».

В основном же запахи в практиках российских художников используются окказионально, а последовательной ольфакторной практикой занимаются единицы — что объясняется трудностью работы с ароматами, их дороговизной и отсутствием регулярной институциональной поддержки (которой сейчас не хватает даже более традиционным художникам).

Можно ли выставлять и коллекционировать ольфакторное искусство?

Физические свойства запаха создают ряд специфических ограничений касающихся того, как ольфакторное искусство можно экспонировать и хранить, а также коллекционировать и продавать. Из-за своей эфемерности ольфакторное искусство теряет свою «вещественность», осязаемость, поэтому признать запах (полно-)ценным произведением искусства бывает зачастую затруднительно.

Выставка New York/New Fumes. Источник: Olfactory Art Keller

На данный момент в мире существует лишь одна галерея современного искусства, специализирующаяся исключительно на ольфакторном искусстве, — Olfactory Art Keller в Нью-Йорке. С момента открытия в 2021 году галерея успела провести 16 выставок с участием разных художников, парфюмеров и даже музыкантов. Большинство проектов предполагают смешение визуальных объектов с активацией обоняния. Среди объектов, которые выставляет и продает галерея, значатся не только парфюмы, но и флаконы, вазы, восковые скульптуры, фотографии и инсталляционные объекты, источающие запахи или их презентующие. Помимо проведения выставок и продажи объектов, в галерее также проходят перформансы, а художники могут получить техническую и логистическую поддержку в создании ольфакторных работ.

Как зарубежные музеи работают с запахами?

При подготовке выставок ольфакторного искусства необходимо учитывать то, как запах распространяется в пространстве. Влиять на качество экспозиции могут планировка пространства, климатические условия, интенсивность и временнáя продолжительность запаха, а также пересечения между ароматами, представленными на выставке и принесенными в пространство самими зрителями. Тем не менее, все больше музейных институций начинают создавать ольфакторные выставки и сотрудничать с художниками из этой области.

В 2015 году в Музее Тингели в Швейцарии состоялась эпохальная выставка запахов, отсылающим к первым ольфакторным экспериментам Дюшана, — “Belle Haleine – The Scent of Art”. Основным фокусом выставки было показать — или, вернее, дать зрителям почувствовать — ключевые произведения искусства, в которых художники экспериментировали с обонянием в течение предшествующих двадцати лет. Кураторы выставки подчеркивали, что цель выставки — «побудить к размышлениям о нашей часто игнорируемой и в то же время такой важной и захватывающей сенсорной способности, как обоняние». В 2014 году в Музее искусств Санта-Моники проходил однодневный перформанс “Sillage”, на котором художник Брайан Гельценлейхтер представил коллекцию из одиннадцати ароматов, отсылающих к определенным районам Лос-Анджелеса. Во время перформанса посетители музея должны были называть район, в котором они живут, а сотрудники музея опрыскивали их соответствующим ароматом.

В 2016 году Музей Хаммер в Лос-Анджелесе объединился с Институтом искусства и обоняния (IAO) для проведения многодневной ярмарки ароматов и искусства AIX Scent Fair. Основательница института Уилсон-Браун отмечает, что ключевыми художниками ольфакторного искусства являются на данный момент Клара Рават в Берлине, Маркос Лютьенс в Лос-Анджелесе и команда Sense of Smell из Нидерландов.

Помимо Музея Хаммер, Музей Стеделейк в Амстердаме тоже проводил симпозиумы, посвященные обонянию, а Тейт в 2015 году запустил Tate Sensorium — проект, позволяющий зрителям понюхать, потрогать, услышать и попробовать на вкус четыре картины из собрания музея.

Музей Венде в Лос-Анджелесе, где хранится уникальная коллекция артефактов периода холодной войны, объединился с художниками Региной Маму и Ларой Салмон, чтобы воссоздать «запах ГДР» (ноты плесени и табака смешиваются с запахом кислых малиновых конфет, популярных в ГДР, и мускуса). Чтобы связать запах с его историей и контекстом места, он был инсценирован в караульной будке времен ГДР, стоящей рядом с музеем.

Что насчет российских институций?

Куда бегут собаки, «Лица запаха» (2020). Источник: Buro

Десятый «Арт-эксперимент» музея «Гараж» — «Вы в эфире» — был полностью посвящен ольфакторному взаимодействию: «интерактивный проект раскрывает запахи через популярную концепцию эфира — хранилища образов, ощущений, форм и чувств». В пространстве были представлены ароматизированные свечи «от Земли к черной дыре» Кэти Патерсон и технологичная инсталляция объединения «Куда бегут собаки», считывающая ароматы зрителей и генерирующая на основе этого их портреты. Парфюмер и химик Анна Агурина создавала на воркшопе парфюмерные композиции с запахами природных стихий, а Джесс Хирш рассказывала о практике собирательства полевых цветов и лечебных практиках.

Одним из российских музеев, на выставках которых ознакомиться с ароматами можно практически в любое время, — Музей русского импрессионизма. Правда, там они используются в основном для того, чтобы выставки были интересны для слабовидящих и незрячих зрителей. Музей в этом подходе обращается к успешному опыту других институций (Национального Музея Прадо в Мадриде, Музею Виктория & Альберт в Лондоне и Фан Аббемузеуму в Эйндховене). Вовлекая зрителей с инвалидностью в уникальный, мультисенсорный опыт, институции и кураторы стремятся активизировать несколько органов чувств и делать тем самым выставки доступными для большего количества людей.

Музей русского импрессионизма, к тому же, сотрудничает с инклюзивным брендом Pure Sense, созданным незрячими парфюмерами. В их интерпретации картина Александра Савинова «Купальщицы в апельсиновой и оливковой рощице» имеет аромат «искристого мандарина, гардении, горьковатого спелого грейпфрута и нежного цветка персика», а полотно Виктора Борисова-Мусатова с изображением деревенского дома пахнет в верхних нотах свежей мятой, яблоками и смородиновым листом, а в нижних — окрашенной древесиной и кедром.

Александр Савинов, «Купальщицы в апельсиновой и оливковой рощице» (1909–1911). Источник: Музей русского импрессионизма

analysis

Author: Angela Gurtsieva

Cover: Anicka Yi, Life is Cheap (2015), Guggenheim Museum

12 July, 2023