Что в коллекциях у работников и работниц культуры и искусства?
В этот раз для нашей рубрики «Коллекционеры» решили узнать, а что собирают те, кто работает с искусством каждый день. Попросили кураторов, PR-менеджеров и галеристов поделиться одним предметом искусства из их домашних коллекций и рассказать, почему их выбор пал именно на эти работы.
Элен Рожнова
руководитель Клуба коллекционеров Cosmoscow
«Одна из любимых работ в моей коллекции — литография важнейшего из российских художников второй половины XX века Юрия Злотникова “Портрет Д.Д. Шостаковича”. Для меня Юрий Злотников и Дмитрий Шостакович — два художника-новатора с трудной судьбой, которая не помешала им развивать свое творчество. В этой работе словно отражается сложный бескомпромиссный характер художника, который как и музыка Шостаковича, ярко и эмоционально передает дух времени. Для меня эта работа — эмоциональный портрет двух гениев. Работу я приобрела в свою коллекцию еще в 2016 году на маркете тиражного искусства».
Ирина Саминская
руководитель проектов Фонда поддержки современного искусства Винзавод
«Моя коллекция небольшая, примерно 50 работ современных художников и примерно 20 тиражных работ. Большую часть покупаю я и иногда в коллекцию вносит вклад мой брат. Например, благодаря ему у нас есть работа Коли Кошкоша. Назвать любимое произведение я не смогла, так как с каждым из них у меня свои близкие отношения, поэтому выбрала новую работу в коллекции — объект “Поэтическое пространство” художницы Мары Пилясинской.
Мара умеет работать со всеми материалами, во время ее резидентства в Открытых студиях Винзавода я купила у нее небольшую работу на ткани. Она мне подарила “Поэтическое пространство”, так как узнала, что я совершенно влюблена в это произведение. На холст приклеены зеркальные плитки, некоторые из которых покрыты специальным жемчужным составом. В зависимости от освещения работа меняется, она никогда не выглядит одинаково, — чистая магия.
Такой живой эффект в произведениях на меня сильно воздействует, заставляет остановиться, выдохнуть и переключиться. Это один из немногих объектов, который находится в моей гостиной-кабинете, так как не со всеми произведениями я могу жить в одном пространстве».
Ан Кубанова
независимый куратор, основательница просветительской программы для молодых художников «Азы»
«Серьезно думать о коллекции я начала совсем недавно и хотела бы собирать перформансы и другие сложные медиумы, так как переживаю за их сохранность для следующих поколений.
Сейчас моя коллекция во многом состоит из даров, предметов обмена с авторами и недорогих приобретений. Моя любимая — керамическая ваза из красной глины Алины Измайловой, название которой можно перевести как “рвань” или “подделка”.
Алина Измайлова очень талантливая художница, которая сейчас живет во Франции, и я скучаю по возможности общаться с ней и подключаться к ее мирочувствованию.
Работа Dud представляет собой небольшое глиняное изделие с процарапанными надписями, неровностями и помятостями. Меня по-настоящему захватывает, как в нем сочетаются разрушительная и созидательная силы, прекрасное и ужасное. Она вызывает очень противоречивые переживания, так как обнажает темные и светлые части во мне и окружающей действительности. В чем-то смотреть на нее — настоящее испытание, но с другой стороны — это воспитывает трезвое отношение к реальности».
Кети Богомаз
куратор маркетплейса современного искусства Cube.Market и выставочных проектов Cube.Moscow
«Работа была куплена за несколько часов до открытия персональной выставки Славы Нестерова “Will We Meet Tomorrow?” от галереи Syntax в Cube.Moscow. Лес в его работах — это метафора окружающей нас запутанной действительности, в которой очень легко заблудиться. В литературе существует образ зверя-проводника, который помогает заплутавшим героям найти свою дорогу.
В данном случае проводниками становятся зайцы-близнецы, которые, если приглядеться поближе, напоминают скорее тени — у одного появляется третье ухо, у другого — нога. Эта работа очень откликнулась во мне, ведь как бы не сгущалась тьма вокруг, нужно научиться придерживаться пути к свету, найти своего внутреннего проводника и не сбиваться с дороги».
Алина Колоскова
PR-специалист в сфере культуры, PR-менеджер Фонда поддержки современного искусства Винзавод, автор телеграм-канала Art_Volunteer
«В моей небольшой коллекции больше всего работ Миши Рубанкова; это тот случай, когда тебе нравится искусство художника, и еще он твой друг.
Работа “Система координат: я и ты” — это философия на языке искусства, воплощающая взаимосвязь личности (Я) и другого человека (Ты). Такая динамика формируется через эмпатию и обмен эмоциями, создавая уникальное пространство взаимодействия. Для меня это работа личная, про любовь, я смотрю на нее и делаю выбор: я и ты».
Дарья Ярцева
куратор и сооснователь галереи Deep List
«Одна из любимых работ в моей коллекции — “контент-форма” Игоря Самолета. Практике художника присуща сложная драматургия: от комедийности до подлинного драматизма. Мне кажется, Игорь тонко и точно чувствует время. Если мой день выдался тяжелым, то эта работа как минимум заставляет улыбнуться».
Петр Иванов
PR-директор «Стрит-арт хранения», независимый куратор
«Работу Васи Базелевса “Интертитр #1” я приобрел в начале осени в 2023 году. На ней изображен интертитр “Конецъ”, который появлялся в конце немого кино. Он сигнализировал зрителю, что кинолента окончена и пора возвращаться в реальный мир. Она лежит в папке неоформленная, но, кажется, сейчас она, как никогда, актуальна.
Несколько отпечатков еще есть в наличии в лавке Стрит-арт хранения».