Дневник художниц: одна неделя в трех городах
Решили провести эксперимент и попросить трех художниц рассказать, как проходят их дни и недели в работе над новыми проектами.
Люба Матюнина, Наталья Гончарова и Татьяна Бродач делятся своими дневниковыми заметками и фотографиями.
Люба Матюнина → Амстердам
ПОНЕДЕЛЬНИК
Планировала встать пораньше, но из-за обилия мыслей и идей для предстоящей выставки, уснула очень поздно. В итоге только к 10:00 вылезла из кровати. Медленный завтрак. Зато постояла на иглах 10 минут, это очень бодрит.
Заехала в арт-студию, отобрала еще тканей для печати, нашла старое кимоно — отлично подойдет для костюма ведущего игры. Написала письмо-рассылку и пригласила всех на выставку в субботу. Ответила на все письма. Как же хорошо, когда сидишь один в своей маленькой студии, и тебя никто не трогает! Но, нет, надо ехать дальше.
Обожаю велосипед — лучшее средство передвижения.
Приехала в Скринс (прим. редакции — мастерская художницы и место, где она печатает принты и футболки), печатала там до 20:00! Весь день! Зато сделала все, что запланировала и даже больше. Напечатала еще 6 футболок: много экспериментировала с цветом и поверхностью для печати.
В перерыве был созвон по выставочному плану и логистике build up. Все художники из резиденции классные, обожаю их!
Очень устала. Вместо ужина — банановый милкшэйк. Попутно решаю логистику печати срочного заказа. Вот так всегда, хочу больше отдыхать, не врабатываться, а получается с точностью наоборот. Приняла ванну с солью при свечах. Даже книжку не читала. Рано легла спать.
ВТОРНИК
Встали в 07:00, вернее Костя (прим. редакции — муж художницы) в 07:00, а я — в 07:30 еле-еле. Зарядка, душ и завтрак. Расслабленный кофе и созвон с Акосом по поводу новой студии, в которую он переезжает и меня зовет со Скринс. Хмммм, не уверена: далеко и как-то слишком по-индустриальному. Не люблю район Слотердайк. Но дешевле, чем в центре. Короче, надеюсь, что Санберг найдет крутую студию, и я вместе с другими художниками перееду, аминь!
В 10:00 пришли рабочие красить кухню и менять кран в ванной. Сразу в ботинках наступили на коврик у раковины. Оставила Костю с ними разбираться, потому что по выставке надо еще много сделать.
В комиссионном магазине нашла шикарную кипу-плащ, видимо, для костюма попа. Темно-красный бархат — мне подходит. Также купила классные салфетки еще для одной работы, тот самый недостающий пазл. Также нашла классные мини-сумочки и не удержалась. За все 23 евро, шикарно.
Приехала в студию. Напечатала черепа на плаще — love it. Допечатала кимоно — тоже круто! Выберу уже на локации. Села отвечать на письма. Как обычно замес с большим заказом от Ритвелда. Свитера, на которых они хотят напечатать out of stock.
Поехала к зубному. Дорога от RAI в Амстелвейн очень красивая. Лесопарки по всему пути, малоэтажные домики, шикарные виллы, сады, каналы. Чистое наслаждение ехать в теплый летний день, впитывать красоту вокруг. Представила себя жителем милого домика около леса, днем, когда светит солнце тут чудесно, но вечером, мне кажется, рука потянется к вину и штопору — скука смертная! И далеко от всех благ цивилизации типа классного кофе, пекарни и рынка.
Видела мертвую крысу. Вот так, жизнь и смерть, все переплетается.
Сделали зуб. Назначили новые даты для имплантата. Дорого, но хорошо, что страховка в итоге покроет 50% от стоимости.
Вернулась в студию. Подруга ищет сет-дизайнера, моя кандидатура не подошла, потому что я слишком арт, а надо с опытом и знанием рынка. Безграничные фантазии, много уникальных идей, абсурд… Надо ли это рынку? А нужен ли рынок мне?
Решаю, что делать. Печатать еще футболки или нет? А если все раскупят? А если ничего не купят? В итоге думаю напечатать немного. Пришить тесемку на игровое поле и готова ехать в резиденцию — отвозить. Напечатала и футболки, и полотно на вход в свою выставочную комнату. Смазала при печати солнце другим экраном, перекрыла его розовым пламенем.
Пришивала тесемки на игровое поле. Воодушевилась и еще подшила края у другого полотна. Хотела еще больше сделать, но поняла что адски устала. Убрала все за собой, вымыла все печатные столы, пару экранов смыла и заново покрыла эмульсией. На часах 20:30, и я с 10:00 на ногах. Ничего решила не везти сегодня, хватит работать. Ощущение, что меня палками избили.
Позвонила моя любимая подруга из Москвы, скрасила мою уборку и дорогу домой. Обсуждали возможность построения отношений с парнем, если он продавец вантусов. Как по мне, если это моно-бизнес, так это же огромное поле для креатива.
Приехала домой и лежу на диване. Туплю в телефон. Инстаграм — это, конечно, мир счастливых и успешных людей, но затягивает.
СРЕДА
Сегодня еле поднялась с кровати, будильник прозвонила в 07:30, в 08:00 я встала. Сказывается стресс, сил нет, выгляжу усталой. Сделала зарядку — стало повеселее. Вся квартира в коробках, потому что красят кухню. Для меня уют — большой ресурс, которого теперь нет.
Пришли рабочие, выпили кофе, и я поехала в студию. Напечатала на зеркале, получилось ок, но времени переделывать идеально нет. Нагрузила велик (ох уж мой велик, даже кресло на нем как-то раз перевозила). По пути встретила Юлю, владелицу Venu, обсудили бизнес-перспективы после ковида и здоровье. Ощутила себя взрослой!
Метро с великом, нагруженным под завязку — отдельное удовольствие.
Отдельная комедийная зарисовка, как я пыталась залезть в офисный лифт с нагруженным великом. Не получилось, все начало падать. В итоге упала швейная машинка! Еле все подняла на 3 этаж.
Разрулила стремянку, заканчиваю пришивать тесемки, все собирается вместе и выглядит офигенно! Хорошо, что привезла колоночку — начала день с Кирпичей, потом перешла на старый хип-хоп, shake my ass и работаю.
Работала нон-стоп до 22:00. Приехал Костя помогать, привез еды и пива. И потом вместе все вешали. Очень устала. Даже не могу адекватно оценить свою работу. Столько сил и энергии вложила, и так выложилась, что как будто не осталось сил наслаждаться процессом. Просто работаю, все доделываю, как планировала, из последних сил.
В 23:20 я наконец-то дома. Нет сил вообще, и настроения тоже. Надо принять душ, смыть этот день и лечь спать.
ЧЕТВЕРГ
Будильник в 07:30, но проснулась в 09.00. Все тело болит, как будто палками били. Даже пальцы рук болят, все тело говорит мне WTF! Валялась в кровати до 09:45, потому что потом снова пришли рабочие.
Пока рабочие доделывали кухню, я пила воду на балконе. Наконец-то в Амстердаме лето, тепло, красота.
Сделала мини-зарядку, приняла контрастный душ, взбодрилась. Разобрала большую часть коробок и перестелила скатерть. Остальное Костя доделает. Сегодня надо максимально бережно к себе, чтобы не развалиться, ведь в субботу мне надо делать перформанс.
Завтрак на балконе, кайф. И потом сидеть с кофе, вдыхать теплый летний воздух. Пожалуй, работать сегодня буду тут.
Так, уже 15:00, и я только закончила собирать весь свой ресерч про значения моих рисунков в игре. Еще надо залить на сайт, распечатать и сделать Qr-коды. Как-будто еще один проект сделать. И надо быстрее ехать в резиденцию, иначе наступит час-пик и с великом в метро не пустят.
Самый простой путь — всегда самый верный. Решила купить ткань, чтобы не заезжать в Скринс, а моего продавца сегодня на рынке не было. В итоге купила себе суши и съела на солнышке, поехала в студию. А оттуда оказалась красивая и быстрая дорога в резиденцию. Прошло 3 месяца, и я ее обнаружила. Проехалась с огромным удовольствием, поглазела на коров, на вековые деревья и даже автостраду.
Собрала инсталляцию, как хотела! Довольна результатом, остался последний элемент, его привезу уже завтра. Начала делать сайт, в резиденции работается просто отлично! Много места, много света и мои волшебные знаки. Надо было дождаться ее конца чтобы оценить.
22:30 — пора домой. Ночью в метро мне не нравится, куча стремных личностей, в самом вагоне кто-то спит.
Обожаю сумерки летом, этот навешенный синий. Как говорил Есенин — синь сосет глаза.
ПЯТНИЦА
Забыла отключить будильник и снова в 07:30 прозвонил, перебил очень интересный сон.
Завтрак на балконе, летом, поют птицы, этот запах цветов из садов внизу. Ничего не хочу. Долго смотрела на огромный каштан, как хорошо у его ветвей. Как в детстве я лазила по деревьям и мечтала там жить. Как однажды залегла слишком высоко и боялась слезать, и папа пришел и снял меня с дерева. Он протянул руки и сказал: «Прыгай, я тебя поймаю!». Я очень скучаю по папе. Но уверена, что ему сейчас хорошо. Осталась только светлая грусть.
В резиденции прощальный обед. Семейный ресторан классической суринамской кухни. Все было очень красиво и вкусно. Но долго рассиживаться нет времени, надо закончить сайт для игры и еще успеть на 2 мероприятия вечером.
Заехала на открытие к Владлене (прим. редакции — художница). Обняла Машу и Владу. А теперь концерт Моби Дик, в концертном зале. Надеюсь расслабиться под классическую музыку.
Интересная постановка, микс всего: хроники, театральной постановки, перформанса, трансгендерная репрезентация, сумасшедшие съемки природы, спиритуализм — и все под классическую музыку. Снято очень круто.
Шампанское на закате у воды. Встретила кучу знакомых из арт-мира, как классно, что лето, искусство, красивые и талантливые люди вокруг. Спасибо, мир! Ехала домой через центр — туристическое пламя, все пьяные и накуренные, кидаются под колеса, но все равно такое хорошее настроение, что даже всех туристов люблю!
Так ехала и наслаждалась, что конец платья закрутился на велосипедную цепь, да так, что я еле слезла с него — чуть не упала. Сразу же подбежали парень с девушкой и помогли мне выпутаться. Как только снова села на велик, порвалась новая сумка. Приехала домой вся в велосипедном масле, в драном платье и с порванной сумкой. Но все равно вечер и день очень классные.
СУББОТА
Проснулась, нарядилась, без завтрака поехала по красивой дороге в резиденцию — сегодня открытие! Все медленно раскачивается, но скоро открываемся.
Какая глубокая и крутая игра получилась, реакции людей на то, как меняются их взгляд на вещи: как они идут в глубину, как слушают, какая энергия идет. Получилось на самом деле волшебство!
Ничего не фотографировала, только проводила игры с перерывами на отдых, а все хотели еще и еще. Мои любимые люди приехали поддержать. Самое главное — я поняла, что моя игра работает, получилось создать что-то больше меня. Очень устала, но ужин с моими девочками и Костей, хоть и в 22:30, был вкусным, душевным, даже открыли вино, привезенное из Синтры. Как же хорошо.
ВОСКРЕСЕНЬЕ
Долго валялись в кровати с утра. Лень, усталость, удовлетворение, воскресение. Пригласили на день рождение и новоселье, но лень. Хочу на диване лежать и читать книжки про магию, ведьм, ритуалы и волшебство!
Была рада видеть ребят, Сенечку (рыжего кота мейн куна), по которому мы очень скучаем! Ведь раньше мы были соседями, и Сеня нас навещал каждый день.
Амстердам — очень красивый город, люблю его.
На диване лежать и смотреть Reels про котов и других животных – самое лучшее развлечение.
Наталья Гончарова → Париж
Я в Париже с 20 мая, уже неделю тут, у меня появилось место для работы — L’atelier des artistes en exil. Это пространство для художников, которые находятся в изгнании, попадают во Францию после неспокойных времен в их странах. Здесь есть люди из Афганистана, из Мьянмы, из стран Африки.
Когда начался конфликт, они открыли два отделения: для помощи украинским и для помощи российским художникам. Они дали мне место для работы, материалы. Материалами меня также поддержала Катя Коста. И большое спасибо людям, которые мне так помогли!
Я нарисовала картины, которые проспонсировала галерея Voskhod, и это первые мои работы, которые написаны в новой жизни и вообще в Европе. Это было важно для меня. Но очень тяжело, при этом началась жара в Париже. Приходилось все делать максимально быстро: я написала все за дня 4-5, плюс — все еще должно было просушиться. Получилось две картины два на два метра и две картины поменьше, метр на метр. Накупила материалов, приходилось таскать их на себе через пол-Парижа, потому что мне не хватало денег на проезд в метро.
С таким настроением я поехала в Базель: но я все успела сделать, картины высохли. Монтаж был очень сложный, это был один из самых сложных опытов в моей жизни. Все делалось в жуткой суматохе, и были моменты, которые сильно меня расстроили.
Базель мне очень понравился. Безумно чистая река, по которой все плавали.
Плакала в туалете, потому что не выдерживали нервы, было много накопленного стресса. Я уехала из дома 4 марта, по сути строю жизнь с нуля вместе с мужем.
Изначально я отправила графику из Стамбула, но на выставке для нее не хватило место, и я в итоге делала картины. «Большая без названия», которая взывает к каким-то божественным силам, не зовет на бой, она абсолютно антивоенная, и она полностью исписана цитатами из пацифистского репа 90-х-нулевых. Было также две картины на религиозные темы, одна из них «Троица». Я начинала их еще в Москве. Была также картина «Парижская Богородица» — она посвящена любви, состраданию. Эти работы для меня некая рефлексия о том, какой у меня был художественный путь за последний пять лет.
На открытии было не очень много людей, но все прошло очень мило.
Татьяна Бродач → Милан
9:00
Уплываю со Стромболи. Это один из Эолийских островов, мое место силы.
Этот остров — действующий вулкан. 2000 метров под водой и 900 метров над водой. Люди живут практически на сопке.
Сам вулкан называется Идду — он постоянно дышит, издает звуки, извергает лаву. В июле 2019 года было сильнейшее извержение, в сети много впечатляющих фото и видео.
Вообще-то я должна была уплыть вчера, на большом лайнере с каютами, который идет всю ночь. Но не смогла. Выпила на прощанье джин-тоник с друзьями в баре, поняла, что не могу уехать, купила новый билет на утро, и выпила еще 3. Такое вот заколдованное место.
Плыву на ракете — 5 часов до Неаполя.
В Неаполе назначена встреча с галеристом. Друг-коллекционер настаивал, чтобы мы познакомились. 4 года назад еще один знакомый деятель культуры уже познакомил нас в инстаграме. В переписке галерист очень строг. Очень важен и серьезен. Так почему-то они все ведут себя — они очень заняты, но так и быть, выкроют 30 минут.
У меня нет конкретной задачи, точнее — я бы хотела, конечно, что-то показать в Неаполе, так как это единственное живое, с точки зрения современного искусства, место в Италии, но зайду просто познакомиться.
13:30
Приплыли в Неаполь — тут забастовка такси. Местные сажают в такси пассажиров, берут по 20 евро с носа за доставку на вокзал. Я сажусь. В машине не работают тормоза, вместо ремней безопасности — заглушки. Парень привозит меня не на тот вокзал. Потом на тот. Я отношусь ко всему, как к фольклору. Настроение хорошее, оставляю чемодан, иду в галерею.
Галерист красив как… неаполетанец. Итальянцы-мужчины очень ревностно относятся к своей внешности, а неаполитанцы — особенно. Он безупречно одет и причесан. Разговариваем. Он любезен, но ему не очень интересно. Он что-то мое видел 4 года назад. «У меня уже 5 скульпторов» — говорит. Мы болтаем о том о сем, обобщенно. Кто как выставляется, кто как продается. У кого какие задачи. Он со своей колокольни арт-дилера, я со своей — художника. Проходит полчаса, час, полтора. Ему уже интересно, просит показать работы. Говорит, что зайдет ко мне в мастерскую, когда будет в Милане.
Я убегаю — у меня 3 поезда из Неаполя в Форте-дей-Марми.
16:00
В Форте-дей-Марми производится моя скульптура из мрамора для частного заказчика.
В целом процесс такой: как всегда начинается все с эскиза.
Заказчик утверждает идею, и я приступаю к скульптуре в пластилине.
В этот раз мне позировала моя подруга — красавица со стройным телом. Приходила ко мне по утрам пару раз в неделю. Январь, февраль... В марте пластилиновая модель была готова, я отвезла на производство в Люкку, где ее отсканировали, увеличили и вырезали из пенопласта в человеческий размер. Исправив общие моменты, я вернулась с ней в мастерскую в Милан.
Дальше еще 2 месяца работы. Ее поверхность я сделала из гипса и в мае отвезла на производство мрамора.
Тут ее снова отсканировали и роботом вырезали основные объемы.
Дальше скульптуру доводят вручную мастера. Она должна быть идентичной гипсовому оригиналу, с поправками на материал — мрамор. Я регулярно приезжаю на 3/4 дня и направляю работу. Через неделю приеду еще раз, готовить ее к сдаче.
18:40
Первый из трех поездов — из Неаполя в Рим. Конечно, он опоздал. Опоздал с таким расчетом, чтобы я все-таки совершила забег на каблуках и с 23-килограммовым чемоданом на самый дальний перрон в надежде успеть на поезд до Пизы. Не успела.
На центральном римском вокзале 1 касса, в ней работают 3 человека. Очередь (чтобы поменять билет) занимает по моим подсчетам часов 5.
Через час я сдаюсь и покупаю еще один билет. В Форте поездов уже больше не будет, но есть шанс попасть в Виареджо, где меня встретят Маша и Саша — русские художники, которые живут в Италии. Конечно же, мой поезд Рим — Пиза тоже опаздывает. Последняя местная электричка уже ушла. Беру такси. 85 евро. В полпервого ночи я добираюсь до гостиницы.
Завтра утром работа! За неделю сицилийских каникул я почти соскучилась.