Формы океана: хайлайты ярмарки Arco Lisboa 2024
В индустрии современного искусства весна и осень — самые популярные периоды для проведения крупных событий: открытий биеннале, выставок и больших международных ярмарок. Один из пока менее заметных, но от этого не менее любопытных проектов в майском календаре — лиссабонская ярмарка Arco Lisboa, которая проходит в конце месяца.
Специально для Объединения куратор Катя Савченко посетила Arco Lisboa и поговорила с ее организаторами и участниками с целью узнать, что позволяет этому событию конкурировать за внимание международной аудитории и какое место оно занимает в локальном художественном сообществе.
Arco Lisboa — относительно молодая камерная ярмарка. Количество ее участников не выходит за пределы сотни, и среди них не встретишь мега-галерей вроде David Zwirner или Hauser and Wirth, а Лиссабон по-прежнему остается слабо освещенной точкой на карте мирового арт-рынка. Тем не менее, Arco Lisboa успешно развивается. 26 мая ярмарка благополучно завершила свой седьмой выпуск, приняв около 13 000 посетителей.
О возникновении Arco Lisboa и ее аудитории
Arco Lisboa была запущена в 2016 году испанским консорциумом IFEMA, отвечающим за проведение Arco Madrid, — одной из самых влиятельных ярмарок в Европе. Пресса и профессиональное сообщество расценивали эту инициативу как «кота в мешке». Лиссабон не был известен как центр арт-рынка и скептики сомневались, сможет ли еще одна ярмарка в регионе (от Лиссабона до Мадрида на машине всего несколько часов) обеспечить себе достаточный объем рынка. Кроме того, к 2016 году Португалия только начала выходить из затяжного экономического кризиса, который негативно повлиял и на арт-сообщество.
С другой стороны, в этот период в Португалии начал созревать новый класс аудитории с потенциальным интересом к подобным событиям. Приятный климат и живописный ландшафт, сравнительно недорогая недвижимость, расположение в Европе, государственные стимулы, такие как, запущенная в 2012 году программа «золотых виз», способствовали притоку в страну обеспеченных эмигрантов и инвестиций. Лиссабон становился все более интернациональным, что открывало новые перспективы, и запуск Arco Lisboa вполне отвечал запросу изменяющегося городского сообщества.
Это подтверждает Джеймс Стил, содиректор расположенной в центре города галереи 3+1 Arte Contemporânea: «Демографически Лиссабон радикально изменился за последние 10 лет: уровень иностранных инвестиций и внимания извне значительно вырос, изменился и арт-рынок. В прошлом арт-рынок здесь был в большей степени ориентирован внутрь себя, местные коллекционеры покупали локальное искусство. В последние годы местные галереи показывают больше международных проектов, открылось несколько иностранных галерей, в стране теперь в целом живет гораздо больше иностранцев. Арт-рынок стал гораздо разнообразнее, и этот сдвиг внушает оптимизм относительно его дальнейшего развития».
Галерист Маттео Консонни, открывший пространство Madragoa в Лиссабоне в один год с запуском Arco Lisboa, объясняет причины своего переезда из Италии: «Нет, локальный арт-рынок был по большей части ни при чем. Я понимал, что в Лиссабоне не так много галерей, работавших по международно-ориентированной модели Madragoa, и здесь проект будет заметен. Кроме того аренда была очень доступной. Лиссабон — идеальная база для галереи, а большего охвата я достигаю через ярмарки, спецпроекты, путешествия, широкую сеть связей и партнеров. Ну и, в конце концов, мы в Европейском союзе. Сколько можно дробить этот арт-рынок на мелкие части, давайте думать об общем европейском рынке!
Конечно, в Лиссабоне есть локальные коллекционеры, некоторые из них имеют отличные собрания местных художников, некоторые важные международные коллекции. И есть экспаты, которые приезжают сюда жить и постепенно, вместо того чтобы покупать искусство в Париже или Лондоне, открывают для себя художественную сцену Лиссабона. Конечно, в мире существуют и более крупные арт-хабы, но Лиссабон год за годом становится все интереснее и привлекательнее, раскрываясь как по-настоящему интернациональная европейская столица».
Опыт чикагской галереи Document — наглядно демонстрирует этот процесс. Владелец галереи Арон Джент рассказывает, что влюбился в Лиссабон и его художественную сцену, приезжая в город как гость, и после этого решил открыть здесь пространство. «Будучи региональной и удаленной от центров арт-рынка, художественная сцена в Лиссабоне ориентирована в первую очередь на художника и куратора. Это похоже на Чикаго, и мне это близко», говорит он. Арон продолжает: «Насколько мне известно, Document сейчас единственная американская галерея в Португалии. Аудитория в США мало знает о португальском искусстве и заинтересовано в нем. Я планирую не только показывать зарубежных художников в Лиссабоне, но и активно привозить португальских авторов в Чикаго. В Лиссабоне я пока ориентирован в большей степени на клиентов-экспатов из США и Европы, мне все еще кажется, что португальские коллекционеры чаще покупают местных авторов. Хотя в прошлом году на Arco Lisboa мы успешно продали работы японского художника Казухито Танака и американского автора Пола Мпаги Сепуя коллекционерам из Лиссабона. Я думаю, расширение поля интересов португальских клиентов — вопрос времени».
По словам галерей-участников, сейчас Arco Lisboa с равным успехом работает как с локальной аудиторией, так и с экспатами и иностранными гостями ярмарки. Маттео Консонни добавляет: «Многие ярмарки, особенно те, которые не принадлежат к глобальным сетям Art Basel и Frieze, выполняют двойную работу. С одной стороны, они служат объединяющим событием для локальной сцены, с другой — нацелены на репрезентацию этой локальной сцены перед иностранной аудиторией. Arco Lisboa одна из таких ярмарок, и от выпуска к выпуску качество представленных на ярмарке проектов и ее узнаваемость за пределами Португалии растут».
Двойная роль Arco Lisboa как двигателя локального рынка и события, важного для интернационализации города, признается и на государственном и бизнес-уровнях. Ярмарка проходит при поддержке широкой группы институциональных и корпоративных спонсоров, в том числе министерства культуры Португалии, а ее соорганизатором выступает муниципальное правительство Лиссабона.
Что показывают на Arco Lisboa?
С самого своего запуска Arco Lisboa делала акцент на камерности, кураторском подходе и высоком качестве галерейных стендов. В первой Arco Lisboa приняли участие всего 45 галерей. Для сравнения в том же году Arco Madrid показала больше 200. И хотя к 2024 году количество экспонентов Arco Lisboa выросло почти в два раза, до 84, она по-прежнему остается небольшой и регионально ориентированной. В 2024 году Arco Lisboa собрала участников из 15 стран, но при этом большинство галерей базируются или имеют пространства в Португалии или Испании.
Баснословно дорогие работы и blue-chip художники также не представляют основной фокус Arco Lisboa. Тем не менее, в этом году на ярмарке можно было встретить работы Томаса Деманда, Кандиды Хёфер, Элмгрин и Драгсет, Айзека Джулиана и Сантьяго Серра (галерея Helga de Alvear, Мадрид), графику Ричарда Серра (галерея CarrerasMugica, Бильбао), произведения Жоана Миро (галерея Mayoral, Париж и Барселона) и Антони Тапиеса (та же Mayoral и галерея Leandro Navarro, Мадрид) и впечатляющую инсталляцию Жуаны Вашконселуш (галерея Baro, Пальма).
По словам директора Arco Lisboa Марибель Лопес, ярмарка дорожит своей индивидуальностью и не стремится превращаться в еще одного гиганта. Вместо этого команда фокусируется на проработке программы и качестве взаимодействия с участникам, в частности развитии кураторских секций. Компактный размер ярмарки, в котором видимость каждого участника гораздо выше, этому способствует. На встрече с прессой Луиза Тейшера де Фрейтеш, со-куратор секции Opening для молодых и более экспериментальных галерей, подчеркнула важность поддержки и кураторского сопровождения: «Моя работа не заканчивается на отборе участников секции, мы близко работаем с ними на протяжении всей подготовки к Arco Lisboa. Как куратор я несу ответственность не только перед ярмаркой, но и перед галереям и художниками — они должны получить наилучший опыт от своего участия».
Мерседес Серон, директор лиссабонской галереи NAVE, представленной в Opening, объясняет идею секции: «Миссия Nave — продвижение начинающих художников, и наша программа отлично вписывается в кураторское видение Opening, где обычно представлены более свежие и радикальные проекты молодых авторов. По правилам участия в секции Opening мы можем показать на стенде не больше двух авторов. В этом году мы представили скульптуры немецкой художницы Бирте Боссе и фотографии испанца Джона Гороспе — они из разных географических и культурных контекстов, но их художественный язык перекликается. Молодым художникам, в том числе в Португалии, часто сложно добиться широкой репрезентации, и поэтому мы стараемся развивать NAVE как международную галерею. Arco Lisboa — идеальное место для встречи с иностранными коллекционерами, они наш фокус на ярмарке».
В 2024 году Opening стала самой международной секцией Arco Lisboa, представив в общей сложности 17 галерей из Португалии, Испании, Грузии, Румынии, Германии, Бразилии, Аргентины, Колумбии, Австрии, Литвы, Словении и Франции. Лучшей галереей секции Opening по мнению жюри стала тбилисская 4710, показавшая сюрреалистические керамику Мераба Гугунашвили и акварели Тамар Надирадзе.
Стремление участников Arco Lisboa создать на стенде не только коммерчески привлекательную, но и целостную экспозицию, бросается в глаза. Многие стенды не перегружены, что позволяет работам не теряться в «визуальном шуме». С другой стороны, заметно большое разнообразие медиа: помимо живописи и графики это объекты, инсталляции, видео, текстильные работы, керамика, документация перформансов. Например, 3+1 Arte Contemporânea показали объекты Жуана Ферру Мартинша (Португалия) и Нуну Суза Виейру (Португалия), текстиль и керамику Эви Йохова (Португалия/Эстония), графику и живопись Габриелы Мэшаду (Бразилия). Работы Мартинша и Виейру задействуют и переосмысляют промышленные материалы и найденные бытовые вещи, в то время как Йохова и Мэшаду обращаются к природным материалам и образам. Джеймс Стил комментирует: «На стенде мы стремимся не только показывать лучшие работы художников из нашего пула, но и создать новое, сильное и актуальное кураторское высказывание, которое будет обсуждаться. Поэтому каждый год на Arco Lisboa мы показываем новых художников».
Для лиссабонских галерей, принимающих участие в ярмарке «у себя дома», важно отразить в экспозиции стенда идентичность галереи и ее связь с локальной художественной сценой. Маттео Консонни: «Участие в Arco Lisboa дает нам уникальную возможность представить международной аудитории не только стенд, но и привести их в Madragoa и показать то, что мы умеем делать лучше всего, — выставки в нашей галерее. В этом году во время ярмарки в галерее откроется персональная выставка Йоанны Пиотровска, очень востребованной художницы. Конечно, есть другие ярмарки, которые могут дать галерее гораздо больше экономических возможностей, но Arco Lisboa проходит у нас дома, и с этим ничто не сравнится. В этом году, помимо испанского автора Белен Уриэль и молодого португальского художника Гонсалу Прету, мы показываем на стенде итальянского классика Энцо Кукки. В Лиссабоне в фонде Culturgest сейчас проходит его большая соло выставка, получилась хорошая связка».
Галерея Document, которая второй год подряд делит стенд в сотрудничестве и диалоге с Madragoa, представила проекты двух художников, работающих с темой памяти: живопись португальского художника Педру Важа и минималистичные скульптуры голландки Аннеке Юссен. По словам Арона Джента, выбор этих художников отражает фокус галереи — работа с фотографией и понятием фотографического изображения и скульптурой.
Формы океана
С 2019 года Arco Lisboa развивает еще одну кураторскую секцию, призванную расширить репрезентацию художников из Африки и диаспоры. В этом году она включила 8 галерей и носит название «Формы океана», что отсылает к роли Атлантического океана как магистрали объединяющей Африку, Южную Америку, Европу и США. Одновременно кураторы секции Паула Нашсименту (Ангола) и Игор Симоеш (Бразилия) делают акцент на условности категоризаций. Согласно их позиции, художественные практики Африки очень разнообразны и неверно объединять их под единым понятием «африканское искусство», задача секции состоит именно в репрезентации этого разнообразия.
В Португалии критический разговор о колониальной истории страны только набирает обороты. Для Нашсименту и Симоеша работа над секцией и участие в дискуссионной программе ярмарки — еще одна возможность поддержать эту повестку. «Этот дискурс сейчас развивается в Португалии, все больше институций стремятся работать с художниками из бывших колоний или диаспоры. Сейчас президент Португалии публично говорит об ответственность страны за преступления, совершенные в отношении колоний и в период рабовладения, это очень важно», — отметила Нашсименту на встрече с прессой..
Стефани Врук и Габриэла Албукерке, основательницы Coletivo Amarelo, рассказывают о своем опыте участия в секции: «Сначала мы работали как онлайн платформа и всего год назад открыли пространство в Лиссабоне. Это наш первый опыт участия в Arco Lisboa, для нас большая честь быть отобранными в эту кураторскую секцию. Мы сами из Бразилии, и много работаем с художниками из своей страны, но не только. Мы стараемся поддерживать молодых авторов, которые уже имеют убедительную практику, но при этом еще недостаточно представлены. На ярмарке мы показали бразило-японскую художницу Джулиану Матсумура и художника из Мозамбика Озиаша Андре. Мы работаем с этими авторами с самого основания Coletivo Amarelo. И Матсумура, и Андре исследуют истории своих семей, тему миграции, насильственного перемещения, их проекты идеально вписываются в повестку секции. В Coletivo Amarelo мы фокусируемся на артистах, которые разделяют опыт миграции и нахождения в сильно отличном от их родного культурном контексте. Этот диалог очень важен. Сейчас в Лиссабоне интересно — здесь много художников, это интернациональный город и место встречи для людей со всего мира, что идеально подходит для нас».
Зачем ехать на Arco Lisboa?
Безусловно, Arco Lisboa — ярмарка с индивидуальностью. Ее во многом определяет внимание к искусству и институциям иберийского региона и бывших португальских колоний, то есть сцене, которую логично смотреть и обсуждать именно в этой географической точке. С другой стороны, здесь можно встретить достаточное количество любопытных незасвеченных художников из других географий, что не дает ярмарке провалиться в периферийность.
Еще одна яркая черта ярмарки — выставочное пространство. Arco Lisboa занимает историческое промышленное здание середины XVIII века с черепичной крышей, деревянными балками под потолком и внутренним двором, продуваемым свежим ветром с реки Тежу. Этот зал не поразит уходящим в бесконечность лабиринтом стендов, но порадует человечными размерами и близким к центру расположением. В отличие от большинства ярмарок-гигантов Arco Lisboa при желании можно внимательно осмотреть за пару-тройку часов, не растеряв при этом силы и фокус.
Наконец, традиционные даты Arco Lisboa — последние недели мая — выбраны мастерски. Во-первых, этот период грамотно встроен в календарь главных ярмарок современного искусства и приходится между Frieze New York в начале мая и Art Basel в середине июня. Во-вторых, и что не менее важно, май — один из самых приятных месяцев в и так привлекательном для туризма Лиссабоне, что безусловно идет на руку организаторам Arco Lisboa.
Arco Lisboa производит впечатление ярмарки, которая умело пользуется всеми ресурсами в ее распоряжении и транслирует четкое видение, но все еще имеет скорее региональный охват. Хочется надеяться, что в будущем Arco Lisboa, сохраняя свою индивидуальность, будет становиться все более обязательным к посещению международным мероприятием, внося свой вклад в интернационализацию художественной сцены Португалии, пока еще в значительной степени локально ориентированной.