Где создается красота: в мастерской бренда My812
Продолжаем изучать мастерские не только художников, но и других участников креативного сообщества. Специально для этого материала побывали в петербургской студии и ателье бренда женской одежды My812.
Обсудили с создательницей элегантных платьев, Альбиной Зуевой, о том, каким образом сформировался стиль My812, что ее вдохновляет и зачем, придумывая одежду, задумываться о том, как она будет двигаться.
РАССКАЖИ О ПРОСТРАНСТВЕ, В КОТОРОМ ТЫ СЕЙЧАС НАХОДИШЬСЯ?
Это наша мастерская в Петербурге, где работает команда, — мои головы и руки, без которых я не представляю свою деятельность. Моя работа разделена на две части. Когда я в одиночестве, то просматриваю образцы тканей, которые к нам приходят, составляю некую композицию работы над коллекцией из фактур и цветов.
Параллельно я отправляю это своему конструктору: мы собираем некоторый объем одежды. Тогда я приезжаю в Петербург, примеряю до того вида, который меня удовлетворяет и возвращаюсь обратно к эскизам. Пока работа устроена так. Конечно, я люблю все, но самая любимая часть работы — взаимодействие с конструктором. Я работаю над эскизами и собираю коллекцию полностью от общего к частного, а ей отправляю технические рисунки.
Я искренне увлечена и сердце мое сильнее бьется, когда начинаю мерить макеты. Мы берем эту охапку вещей, предварительно сшитых из бязи, и начинаем шить и резать прямо на мне. В этот момент я увлечена как ребенок во время игры. Ни один процесс в жизни не влияет на меня так сильно, как эти часы с командой.
ТЫ НЕ ХОТЕЛА НИКОГДА БЫТЬ СКУЛЬПТОРОМ? Я СПРАШИВАЮ ЭТО, ПОТОМУ ЧТО ВАШИ ПЛАТЬЯ СОСТОЯТ ИЗ БЕСЧИСЛЕННОГО КОЛИЧЕСТВА ДЕТАЛЕК, ПРИГНАННЫХ ДРУГ К ДРУГУ С ЮВЕЛИРНОЙ ТОЧНОСТЬЮ.
Я хотела быть продавцом мороженого! Мы недавно вспоминали это с мамой. Честно, быть скульптором не хотелось. Мне вообще казалось, что вопрос, с чем будет связана моя деятельность, лет до 20 не возникал. У меня было желание гонять на сноуборде и тусоваться с друзьями.
Я училась в университете кино и телевидения и видела, как мои друзья изучали режиссуру или фотографию, были увлечены какой-то дискуссией или темой. Тогда я поняла, что совершенно нормально, когда у человека есть некая опьяненная заинтересованность, — но кино во мне такие чувства не вызывало. Я судорожно искала то, что мне было бы так же интересно. В тот момент я поняла, что хочу заниматься одеждой. Наверное, если бы я начинала заново, мне бы скорее хотелось быть художником по костюмам. Скульптуры, конечно, это интересно, но когда я хожу на постановки современных хореографов и наблюдаю за костюмами, то понимаю, что это мне ближе.
Мне нравится, когда одежда является продолжением тела, некоего движения. Например, когда видно, как свет пронзает это расстояние между тканью и телом. Это все становится элементом одной задачи.
КОГДА ТЫ ПРИДУМЫВАЕШЬ НОВЫЕ ПЛАТЬЯ, ТЫ ДУМАЕШЬ О ТОМ, КАК ОНИ БУДУТ ДВИГАТЬСЯ?
Конечно. Это единственное, о чем я думаю. Часто приходится думать о более бытовых нюансах. Например, о женщине, у которой огромное количество претензий и требований к себе и к своему телу. Я не могу не учитывать это, потому что я тоже она. Но порой немного отлетаю от реальности и представляю, как идет девушка, как за ней тянется шлейф, как платье наполняется воздухом или как ткань пронзает солнечный свет. Для меня это некий момент.
Я хорошо помню нашу блузу-балерину. Мы ее так назвали, потому что у нас была модель — балерина из петербургского театра. Ее блуза из прозрачного шелка, на которой было очень много объема на рукавах, а на запястье они были собраны тонкой шелковой нитью. Я была в машине и высунула руку в окно, на улице было очень тепло, и увидела, как мой рукав наполнился воздухом, он весь раздулся. Такие моменты меня и увлекают в работе над одеждой.
ТЫ РИСУЕШЬ ЭСКИЗЫ САМА ОТ РУКИ?
Да, я рисую сама. На самом деле, я очень стесняюсь своих эскизов, потому что никогда не изучала рисунок и не ходила в художественную школу. Да и не была особо внимательной к своим увлечениям, когда была ребенком. Уже позже я брала уроки рисунка, где мы изучали анатомию человека, чтобы я могла зарисовать свою героиню.
Я не слишком серьезно отношусь к рисунку, мне скорее важно понимать, к какому результату я должна прийти, а инструменты найду в любом случае. У меня есть технический рисунок, есть кусочки тканей — я всегда с ними работаю. Это некий коллаж и описания, отсылки к нашим архивам. Пока этого достаточно. А вот дальше начинается мой самый любимый процесс — работа над макетом.
ЕСТЬ ЛИ КАКАЯ-ТО МЫСЛЬ ИЛИ ДЕТАЛЬ, КОТОРАЯ ДАЕТ НАЧАЛО КОЛЛЕКЦИИ?
Только ощущения. Я реагирую на те моменты, о которых рассказываю. Несколько лет назад в ресторане в Париже я увидела рядом с собой взрослую женщину с сухой кожей на запястье, которое оголялось из-за распахнутой блузы. Такие элементы рождают историю. Кто эта женщина? А что она делает в этом платье? Она пойдет на завтрак со своими подружками? Или она хочет прогуляться в одиночестве по городу?
ТО ЕСТЬ КАЖДАЯ КОЛЛЕКЦИЯ — ЭТО НЕБОЛЬШОЙ ФИЛЬМ?
Для меня — как будто бы да. Всегда это история «А вот она…». Кто – она? Возможно та, кем мне хотелось бы быть. Я понимаю, что возрастной предел этой женщины всегда чуть-чуть дальше, чем я. Наверное, это мечта «кто ты» или даже «вы».
В КАКОЙ МОМЕНТ У ТЕБЯ СЛОЖИЛСЯ ТВОЙ СТИЛЬ? МНЕ КАЖЕТСЯ, КОГДА Я ВПЕРВЫЕ УВИДЕЛА ТВОИ ШЕЛКОВЫЕ ПЛАТЬЯ, ТО ВСЕ С НИМИ УЖЕ БЫЛО ЯСНО И ПОНЯТНО.
Мне очень приятно это слышать! Но сама я не так уверена. На прошлой неделе я приехала в студию с каким-то набором эскизов и и жаловалась, что у меня ничего не получается. Все мои друзья говорят, что я каждый раз считаю, что эта коллекция вообще не идет. Очень странные фокусы памяти, потому что я действительно этого не помню.
Я на самом деле не знаю, что делаю. Даже не знаю, в какой момент сложился мой стиль. Будучи взрослым человеком, ты просто меньше сомневаешься в себе, чувствуешь себя увереннее, потому что видишь, что у тебя это получалось много раз. Мне кажется, чем чаще я отвечаю самой себе на вопрос «Что ты хочешь сказать?», тем точнее у меня получается что-то делать. Мне хочется добиться ощущения того, как я могу себя чувствовать в этом платье. Когда я даю ответ на этот вопрос, получается лучше.
Я ВИЖУ ТВОИ ПЛАТЬЯ КАК ЦВЕТЫ: НЕ ХРИЗАНТЕМЫ, А ПИОНЫ, И КАК ОНИ КОЛЫШУТСЯ В ВОЗДУХЕ ПРИ ДВИЖЕНИИ. ЭТИ ОЩУЩЕНИЯ БЫЛИ ИЗНАЧАЛЬНО И СОХРАНЯЮТСЯ СЕЙЧАС — НЕВАЖНО, ЧТО ТЫ ДЕЛАЕШЬ: БРЮКИ ИЛИ ШАРФ.
Мое любимое — это простые вещи и простые предметы. Цветы для меня прекрасны, это такое ежедневное удовольствие, поэтому я за них цепляюсь.
ТЫ ОЧЕНЬ КРИТИЧНА К СЕБЕ, ВСЕГДА ТАК БЫЛО?
Да, конечно. Мне кажется, я стала мягче с собой, чем была какое-то количество лет назад. Но, да, критичная и строгая.
С КЕМ ИЗ ЖИВУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ ТЕБЕ БЫ ХОТЕЛОСЬ ПОУЖИНАТЬ ЗА ОДНИМ СТОЛОМ И ЧТО-НИБУДЬ ОБСУДИТЬ?
Желания обсуждать что-то нет, но я бы с радостью устроилась стажером, чтобы наблюдать за ремеслом. Года 3-4 назад я вообще хотела устроиться подмастерьем в Мариинку, чтобы посмотреть, как это все работает.
И вот Скиапарелли — посмотреть, как все устроено изнутри, это мечта. Их художественность меня бесконечно увлекает. Я сама очень боюсь переборщить с этим моментом, потому что это все еще одежда. Но испытываю дикий восторг, когда вижу, что люди могут быть смелыми. Я стараюсь быть такой же.
ТЫ СКАЗАЛА, ЧТО У ТЕБЯ В ДЕНЬ СВОБОДНЫЕ ТОЛЬКО 2 ЧАСА. А КАК ВООБЩЕ УСТРОЕНА ТВОЯ РУТИНА?
Когда я живу в Париже, то в планах обычно созвон с командой, создание эскизов и забота о детях утром и вечером. Когда я жила в Петербурге, то свободное от семьи время, когда мои дети на каникулах, я просто жила жизнь. Я помню ночи, когда я была одна на рабочем месте – и могла увлекаться работой с тканями так, что приезжала в студию в 7 утра и уезжала в 4 ночи. Я вспоминаю это время как одно из самых невероятных. Если честно, мне кажется, что если бы я не останавливала себя сейчас, то бы так и проводила дни.
РАССКАЖИ ПРО ПРОСТРАНСТВО, В КОТОРОМ ТЫ СЕЙЧАС НАХОДИШЬСЯ? ЭТО ВАША МАСТЕРСКАЯ? ОНА КАЖЕТСЯ ОГРОМНОЙ.
Это трехкомнатная квартира в старом доме в Петербурге. Здесь все самое важное: маленькая комната с камином, куда приходят гости. Есть стол для раскройки, тут моя команда, конструктор и все наши лекала. В соседней комнате команда портных. В общем, все близкие рядом. Для меня важно быть рядом, поэтому я рада, что у меня есть место, где я провожу время с эскизами и со своими людьми.
У ТЕБЯ БЫВАЮТ КАКИЕ-НИБУДЬ ТВОРЧЕСКИЕ ПРОСТОИ? ДНИ, КОГДА РАБОТАТЬ НЕ ХОЧЕТСЯ, А НАДО БЫ.
Как будто бы простои гарантируют некоторые всплески или успехи. Мне скорее сложнее остановить себя и перестать работать, чем усадить за работу. В последнее время я начала замечать, что для того, чтобы закончить один процесс и приступить к другому, неважно, о чем мы говорим: о работе или о спорте, чтении — мне нужно сделать микро-усилие, чтобы прервать то удовольствие, которое сейчас испытываю от текущего дела и приступить к другому.
ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ GUILTY PLEASURE?
Я бросила курить 3 недели назад, так что теперь нет.
А НА ЧТО ТЫ ТРАТИШЬ ВРЕМЯ И СИЛЫ, КОТОРЫЕ МОГЛИ БЫ ПОЙТИ НА РАБОТУ?
Такое редко случается, но я могу включить сериал и посмотреть один сезон или два за одну ночь. Скорее всего, это будет на перемотке, потому что очень важно то, чем они закончатся. Обычно я довожу себя до такой степени усталости, что просто ложусь спать. А еще у меня двое детей, которых я сильно люблю и с ними прикольно тусоваться. Когда они ложатся спать, то я просто укладываю свое тело на подушку и тоже засыпаю.