Как жить с искусством и не разлюбить его?
Какого размера повесить картину над диваном, какой скульптурой лучше занять место на комоде и работа с каким сюжетом выигрышнее выглядит на кухне? Экспозиционер, основатель архитектурного бюро DD:A|D Петр Толпин рассказал, о чем имеет смысл задумываться при создании своей домашней экспозиции, на что стоит опираться в выборе работ и как подготовить экспозицию с технической стороны.
Коллекционер — не всегда экспозиционер, а хорошее искусство в доме не обязательно экспозиция. Ваша коллекция — это в первую очередь часть вашей жизни, а «домашняя выставка» — среда, окружающая вас. При этом, чтобы не разочароваться в выборе произведения после того, как вы его забрали со стены в галерее и принесли домой, лучше задуматься о базовых принципах работы с личной экспозицией. Давайте считать, что вы амбициозный любитель искусства и начинающий экспозиционер, решивший подойти к вопросу фундаментально.
Предконцепция
В музее или галерее экспозиция репрезентует искусство в рамках заданной тематики и концепции выставочного проекта. Но ваш дом — это не музей, а в первую очередь пространство, в котором вам должно быть комфортно и гармонично сосуществовать с искусством, а ваша личная экспозиция отражает ваш путь коллекционера. Сначала стоит определиться, вы собираете эту коллекцию, чтобы радовать себя или же поражать гостей?
Делая это для себя, определитесь, какие из работ вашей коллекции соответствуют текущему сценарию жизни. Подумайте, какие произведения заряжают вас на работу, какие вам было бы приятно увидеть, открыв утром глаза, а какие хотелось бы скрыть от посторонних, оставив лишь для себя.
Выбрав ключевые лоты, распределите их по любимым пространствам — тут не стоит опираться на правила, так как главное — ваше ощущение рядом с этим предметом.
Это и станет отправной точкой построения экспозиции, так как вокруг них строиться диалог с остальной коллекцией.
Исследование
Оцените область проектирования: пройдите по квартире, изучите свою недвижимость и, отталкиваясь от этого, трезво оцените количество плоскостей, на которых можно показывать искусство. Как бы нам не хотелось, искусство должно быть соразмерно пространству. Если вы счастливый обладатель крупноформатной живописи, оцените, есть ли у вас место для ее экспонирования. Яркой фактурной живописи нужен воздух, по практике музейных экспозиций, вокруг работы стоит оставлять свободное пространство не менее половины ширины самой работы, а в домашних условиях лучше не размещать живопись на стене уже, чем полторы ширины произведения.
Если в вашей коллекции есть тиражная графика или гравюры, примите решение, готовы ли вы к шпалерной развеске и хотите ли объединять работы по группам. Если вы коллекционируете керамику и объекты стоит уделить отдельное внимание позиционированию произведений в коллекции. Также обратите внимание на мебель — считаете ли вы ее частью коллекции, или же она выполняет строго утилитарную функцию?
Проанализируйте источники света и их типологию. Косой свет из окна невыгоден для живописи, а для графики и фотографии прямой солнечный свет может быть опасен. Если у вас есть объемные люстры или предметы декора необходимо их учитывать в определении свободного места для развески работы, так как светильник может перекрывать вид на нее, а декор — часть общей композиции пространства. Но поскольку это ваша персональная экспозиция, будьте смелыми, но объективными.
Драматургия
Определитесь, на чем строится сюжет вашей домашней коллекции и есть ли он вообще, или же вы ситуативный коллекционер, приобретающий искусство по настроению. В любом случае ваша персональная экспозиция — это ваш личный storytelling, подумайте, какую историю рассказываете? Потому что в любом случае она есть. Хотите ли, чтобы это был завершенный рассказ или оставляющий ощущение недосказанности? Примите решение, это сквозное повествование через всю вашу коллекцию и все помещения, или это сериал, в котором каждая комната — самостоятельная выставка?
В любом случае, опирайтесь лишь на свои личные ощущения и не бойтесь экспериментировать.
Если вы чувствуете в себе амбиции, попробуйте выстроить диалог между произведениями, он может быть сюжетным, колористическим или вашим собственным — решать вам. Можно себе это позволить, так как вы уже куратор.
Выставочный план
Оцените возможности «закупочной комиссии», каталогизируйте свою коллекцию и наметьте график ее пополнения. Ответьте себе на простой (очень сложный) вопрос: на сколько вы создаете эту экспозицию? Вы хотите обновлять или дополнять коллекцию? Если для вас приоритетна сменяемость работ, и вы импульсивный коллекционер — избегайте шпалерной развески, старайтесь оставлять больше воздуха вокруг произведений, чтобы не ограничивать себя в выборе форматов новых работ. При выборе мебели и цвета стен отдавайте предпочтение нейтральным оттенкам, помните, что это всего лишь фон для вашей экспозиции. Если же вы консерватор, как большинство архитекторов, не бойтесь сложных композиций и неожиданных решений. Включите мебель и предметный дизайн в концепцию экспозиции.
Подготовка и монтаж
Обратите внимание на технические особенности монтажа ваших произведений и качество площадей для развески. Проверьте багет и паспарту, подготовлена ли рама к подвеске. Если в раме нет петель, лучше не вешать работу за нее, так как рама может деформироваться и повредить работу. Обратите внимание на качество натяжки работы на подрамник. Если работа плохо хранилась, подрамник могло «повести», и работа будет неровно висеть на стене.
В таком случае стоит заранее подумать о дополнительном креплении. Помните, что от качества развески впечатление зависит не меньше, чем от качества самих работ. Лучше доверить это профессионалам, но, если вы хотите прочувствовать все этапы создания экспозиции на себе, заручитесь поддержкой друга и лазерного уровня. Лишнее отверстие в стене лучше, чем криво повешенная работа.
Определитесь с высотой развески. Наиболее комплиментарно в интерьере работы смотрятся на уровне взгляда среднестатистического его обитателя. В выставочном формате ось развески варьируется от 150 до 160 сантиметров от пола, попробуйте об этом не забывать.
Дайте работе отстояться. Если вы не уверены, позвольте произведению найти свое место. Со временем правильное решение точно придет. Если вы адепт шпалерной развески, для начала соберите композицию на полу — не спешите сверлить стены. Примите решение, сочетается ли багет друг с другом или же стоит «переодеть» некоторые работы и, за счет этого, изменить их формат, расставив дополнительные акценты.
Обратите внимание на искусственные источники света — не бойтесь необычных подходов, но будьте комплементарны к искусству. Лучше заменить светильник, чем разочароваться в авторе.
Вернисаж
Разработайте сценарий авторской экскурсии и приглашайте гостей. Искусство в вашем доме — ваш персональный рассказ, он не обязан быть профессиональным исследованием или быть понятен вашему гостю. Помните, что в первую очередь вы создаете эту экспозицию для себя, будьте в диалоге со своим искусством, задавайте вопросы и не бойтесь менять свое отношение к произведению.