Кто это придумал и как это работает: команда школы masters
Школа masters в этом году празднует свой десятый день рождения. Проект, начинавшийся как лекторий, сегодня стал большим сообществом единомышленников и развивается в разных направлениях: от издания книг и продажи искусства до организации собственных выставок.
Мы встретились с командой школы и поговорили о том, как работать на два города и сотрудничать с большими институциями, а также попросили рассказать о самом личном — любимых художниках и осуществленных проектах.
Полина Бондарева
искусствовед, коллекционер, основательница masters
ПОМНИТЕ ЛИ ВЫ, КАКИМ БЫЛ ПЕРВЫЙ ПРОЕКТ В ИСТОРИИ MASTERS?
Да, конечно. Это был лекторий на Итальянской улице в Петербурге, прямо у Площади Искусств. Там мы проработали почти 10 лет и проводили первые лекции, курсы, выставки и фестивали совместно с МАММ и ЦСИ Винзавод.
ЧТО ВЫ ЦЕНИТЕ БОЛЬШЕ ВСЕГО В СВОЕЙ РАБОТЕ?
Возможность постоянно развиваться, общаться с творческими людьми и, конечно, видеть, как меняются наши слушатели, их сфера интересов и образ жизни.
КАК ПРОХОДИТ ВАШ ОБЫЧНЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ?
Моя рабочая неделя поделена на две части. В понедельник и вторник я нахожусь в Петербурге: занимаюсь Левашовским Хлебозаводом, провожу встречи по digital галерее и книжным магазинам. Вторую часть недели я провожу в Москве: мы с командой организовываем общий сбор, встречаемся с партнерами, думаем над участием в ярмарках и крупных проектах.
ВАШ ЛЮБИМЫЙ ХУДОЖНИК, ВЫСТАВКА ИЛИ ПРОЕКТ, КОТОРЫЙ БЫЛ ПОДДЕРЖАН MASTERS?
Для меня каждая выставка и каждый художник — это часть нашей большой арт-семьи.
Одними из самых важных проектов в Петербурге стали выставка «Голубой огонек» Александры Пацаманюк на Хлебозаводе и звуковая инсталляция «Маятник Фуко» Лены Скрипкиной. В Москве — это, пожалуй, проект Лизы Бобковой, который она создала специально для нашего пространства.
РАССКАЖИТЕ, ПОЧЕМУ ДЛЯ MASTERS ОСОБЕННО ВАЖНА МОДА?
Мы просто считаем моду частью культуры, не отделяем ее от остального, а рассматриваем в контексте. Для нас важны актуальное искусство, история архитектуры, дизайна, музыки, театра и моды.
Алина Хангареева
pr-директор школы, независимый специалист по продвижению проектов в области культуры и искусства
РАССКАЖИТЕ О ТОМ, КАК ВЫ ПРИСОЕДИНИЛИСЬ К КОМАНДЕ MASTERS.
Полина пригласила меня стать частью команды в конце 2022 года, а зимой 2023 года мы уже защитили pr-стратегию и начали заниматься активным продвижением школы.
Кроме того, я давно работаю автономно как агентство, но при этом до сих пор нахожусь в штате ярмарки современного искусства Cosmoscow и занимаю должность pr-директора. Мы в агентстве продвигаем огромное количество проектов в области культуры, искусства и работаем с разными институциями: Музей Русского Импрессионизма, ММОМА, BoscoVesna, ЦВК Béton, галерея ГУМ-RED-LINE и другие.
ЧТО ВЫ ЦЕНИТЕ БОЛЬШЕ ВСЕГО В СВОЕЙ РАБОТЕ?
Наверное, я хотела бы немного перефразировать вопрос: «Что я больше всего ценю в школе masters?».
Мне очень импонирует все то, что делает Полина Бондарева. На мой взгляд, на таких светлых, заряженных и искренних людях стоит наш мир, а про арт-рынок и вовсе молчу.
Люблю разнонаправленность masters: в школе есть годовые курсы, арт-бранчи, издательство, журнал, арт-туры и много-много всего интересного. Пользуясь служебным положением, я часто посещаю интересующие меня лекции и благодаря школе образовываюсь каждый день!
КАК ПРОХОДИТ ВАШ ОБЫЧНЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ?
Он уже несколько лет начинается с рабочих завтраков или зумов. Большое количество проектов — это большая ответственность. Важно держать все в поле зрения и не упускать из внимания ни одну задачу. В нашей работе они все важны. К нам возвращаются клиенты именно потому, что мы всегда делаем больше обещанного, мы отзывчивы к просьбам и внимательны к деталям.
ВАШ ЛЮБИМЫЙ ХУДОЖНИК, ВЫСТАВКА ИЛИ ПРОЕКТ, КОТОРЫЙ БЫЛ ПОДДЕРЖАН MASTERS?
Мне кажется, выставка Аси Заславской «1415». Знаю и люблю эту художницу с того времени, когда еще была pr-директором биеннале уличного искусства АРТМОССФЕРА. Выставка Аси очень тонкая, а проходила она настолько вовремя, что лучше и придумать нельзя. Было много добрых откликов от журналистов, блогеров и посетителей.
СФОРМИРОВАЛОСЬ ЛИ ВОКРУГ MASTERS СВОЕ СООБЩЕСТВО? ЕСЛИ ДА, ТО КАК БЫ ВЫ ЕГО ОПИСАЛИ?
Однозначно — да. У школы давно есть круг единомышленников. Знаю очень много студентов, которые посещают по несколько мероприятий в школе каждую неделю. У нас скоро будет большой юбилей — 10 лет, как masters появились в Питере, а в Москве мы почти два года. Мне кажется, запускаться и начинать работу в новом городе, имея за собой мощную поддержку и сильную репутацию, которая проверена годами, — гораздо проще, чем что-то делать с нуля. Это, безусловно, большой результат командной работы, повод для гордости и стимул развивать школу дальше!
Анастасия Шульгина
куратор курса «арт-менеджмент»
РАССКАЖИТЕ О ТОМ, КАК ВЫ ПРИСОЕДИНИЛИСЬ К КОМАНДЕ MASTERS.
До работы в masters я регулярно посещала их арт-завтраки. Не скрою, что мне было интересно наблюдать за развитием проекта, хотелось попасть буквально на все лекции и курсы. Через какое-то время мне написала Полина в инстаграме с предложением сотрудничать — и вот я здесь! До сих пор, кстати, в формировании событийной сетки с командой я стараюсь опираться на свою личную заинтересованность в темах и героях, постоянно задавать себе вопрос: «Ты бы сама пошла на такое мероприятие?». Работает беспроигрышно.
ЧТО ВЫ ЦЕНИТЕ БОЛЬШЕ ВСЕГО В СВОЕЙ РАБОТЕ?
Признаюсь, что больше всего ценю возможность постоянно пробовать себя в новых амплуа. Для меня важно соблюдать баланс между операционной работой и безудержным креативом. А еще мне нравится наша скорость в принятии решений. Буквально сегодня мы можем что-то придумать, а уже завтра начать реализовывать.
КАК ПРОХОДИТ ВАШ ОБЫЧНЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ?
Он проходит в непрекращающейся коммуникации в чатах телеграма: с коллегами, лекторами и подрядчиками.
ВАШ ЛЮБИМЫЙ ХУДОЖНИК, ВЫСТАВКА ИЛИ ПРОЕКТ, КОТОРЫЙ БЫЛ ПОДДЕРЖАН MASTERS?
Ну тут все просто — это выставка «Близкие» Наташи Чобанян, которую курировали мы с Эмилией. Пару лет назад я приобрела работу художницы на ярмарке win-win, а когда начала работать с masters, то подумала, что было бы здорово сделать персональную выставку Наташи — от ее фресок невозможно оторвать глаз.
КАК БЫ ВЫ ОПИСАЛИ РАБОТУ АРТ-МЕНЕДЖЕРА?
Мне кажется, в любой работе важна эмпатия и большая заинтересованность в том, чем ты занимаешься. Однако, если брать конкретно нашу сферу, то здесь важно ориентироваться в именах художников, коллекционеров и галеристов, предвидеть тренды, выстраивать доверительные отношения. Ну и еще, конечно, особый навык — это умение вовремя заметить талант и поддержать его.
Эмилия Аскерова
куратор выставочных проектов
РАССКАЖИТЕ О ТОМ, КАК ВЫ ПРИСОЕДИНИЛИСЬ К КОМАНДЕ MASTERS.
Прошлой весной я пришла в masters на курс Виктора Мизиано «Практики кураторства», чтобы легче сдать экзамены в МГУ. Тогда мне хотелось продолжать работать только проектно, и не было мысли присоединяться к большой команде. Однако на лекциях в masters меня покорил не только Виктор Мизиано, но и пространство школы, которое стало точкой притяжения для любящих искусство и открытых к новым знаниям людей. В последний день курса я подумала: «Как здорово было бы экспонировать здесь молодых художников. Как здорово было бы создавать выставки, в окружении которых люди будут изучать искусство». Спустя пару месяцев именно этим я и стала заниматься в masters.
ЧТО ВЫ ЦЕНИТЕ БОЛЬШЕ ВСЕГО В СВОЕЙ РАБОТЕ?
Непрерывные открытия и искренние потрясения от того, на что способны современные художники. Я невероятно ценю возможность такого тесного общения с ними и полного погружения в их тонкий мир.
КАК ПРОХОДИТ ВАШ ОБЫЧНЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ?
Встречи, зумы, разработка концепций к новым проектам, посещения мастерских, написание текстов, ведение коллабораций, непрерывное общение с художниками, в диалоге с которыми рождается выставка. Больше, чем с художниками, я общаюсь только с типографиями и багетными мастерскими.
ВАШ ЛЮБИМЫЙ ХУДОЖНИК, ВЫСТАВКА ИЛИ ПРОЕКТ, КОТОРЫЙ БЫЛ ПОДДЕРЖАН MASTERS?
Большим шагом для меня стала выставка «Роман между предметом и его отражением» художницы Кати Афониной. Незадолго до начала работы над ней не стало искусствоведа, куратора, хранителя кабинета итальянской гравюры в Эрмитаже, Аркадия Ипполитова, чья работа очень важна для меня. Тогда мне сильно захотелось создать что-то в память о нем. А Катя в тот момент только вернулась из резиденции в Италии, где писала новую серию и размышляла об увядающей красоте венецианских замков.
Темы, которые мы подняли в этой выставке, во многом перекликались с исследованиями Аркадия Ипполитова и Павла Муратова, автора книги «Образы Италии». Сейчас я очень благодарна Кате и ее удивительным работам, что наше высказывание стало возможным.
ПОДЕЛИТЕСЬ ПЛАНАМИ НА ВЫСТАВОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ MASTERS В ТЕКУЩЕМ ГОДУ?
Мы продолжаем держать ракурс на открытие новых имен и первых персональных выставок. Кое-что особенное мы готовим к параллельной программе с ярмаркой Cosmoscow.
Екатерина Обухова
куратор программы «история искусств»
РАССКАЖИТЕ О ТОМ, КАК ВЫ ПРИСОЕДИНИЛИСЬ К КОМАНДЕ MASTERS.
К команде masters я присоединилась в сентябре прошлого года благодаря моей коллеге Насте Шульгиной. В августе мы обе оказались в Санкт-Петербурге и я пригласила ее на обед, во время которого Настя поделилась со мной впечатлениями от работы в школе masters и рассказала, что у них открыта вакансия администратора. Тут же я поймала себя на мысли, что мне бы хотелось попробовать себя на новой должности, и выдвинула свою кандидатуру. Настя связала меня с управляющей, и мы договорились о собеседовании. Так я попала в школу masters! Мой вам большой совет — расширяйте круг знакомств и не бойтесь открыто заявлять о своих намерениях!
ЧТО ВЫ ЦЕНИТЕ БОЛЬШЕ ВСЕГО В СВОЕЙ РАБОТЕ?
Людей и бесценные знания, которые я ежедневно получаю в этом проекте. Коллеги, студенты и лекторы — мое больше вдохновение! Огромная удача работать в команде профессионалов, которые способствуют твоему росту. Также я очень ценю возможность постоянно находиться в культурной повестке и даже частично участвовать в ее создании.
КАК ПРОХОДИТ ВАШ ОБЫЧНЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ?
Мой рабочий день может проходить по-разному. Золотой стандарт — планирование разовых мероприятий, переговоры с лекторами и курирование программы «Теория и история искусства». Иногда бывают такие дни, которые особенно мне запоминаются. Это дни, когда я сопровождаю экскурсии в лучшие музеи Москвы. Послушать рассказы об искусстве профессионалов в своем деле — большое преимущество моей работы.
ВАШ ЛЮБИМЫЙ ХУДОЖНИК, ВЫСТАВКА ИЛИ ПРОЕКТ, КОТОРЫЙ БЫЛ ПОДДЕРЖАН MASTERS?
Выставка Андрея Ковязина «Тихий сад» — мой любимый выставочный проект на сегодняшний день. Свежесть, легкость и красочность работ Андрея не отпускают до тех пор, пока ты не начнешь ассоциировать произведение с каким-нибудь теплым воспоминанием из счастливого прошлого. Способность искусства поднимать в тебе давно забытые эмоции — это показатель, что художник находится на верном пути, по крайней мере, для меня это так.
КАКИЕ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, СЮЖЕТЫ ИЛИ ИМЕНА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА ОКАЗАЛИСЬ НЕСПРАВЕДЛИВО ЗАБЫТЫ?
Признаться, я не мыслю категориями «забытое искусство». На каждое имя и течение в истории искусства найдется свой любитель, а пока такой есть — это нельзя назвать забытым. Однако, на мой взгляд, больше внимания стоит уделить народным промыслам России. Это то искусство, на рассказах о котором мы росли и которое окружало нас с раннего детства. Почему-то с возрастом мы меньше им интересуемся, хотя это очень важно для поддержания культуры России в целом, как я думаю.
Дарья Анищенко
управляющая школы
РАССКАЖИТЕ О ТОМ, КАК ВЫ ПРИСОЕДИНИЛИСЬ К КОМАНДЕ MASTERS.
Стремительно! На самом деле, это случилось не так давно. Наш директор Полина опубликовала у себя вакансию управляющего. Я почти не думала, так как была знакома с проектом до открытия в Москве, откликнулась и рассказала о том, кто я и зачем здесь. Уже через пару дней оказалась на первом собрании, а дальше все органично слилось в то, что есть сегодня.
ЧТО ВЫ ЦЕНИТЕ БОЛЬШЕ ВСЕГО В СВОЕЙ РАБОТЕ?
Скажу банальность, наверное, но настолько важную, — это люди. Те, с кем и для кого ежедневно что-то создается. Команда, лекторы, студенты, партнеры, гости — каждое касание сталкивает с новой историей и возможностью.
Также важно, что нет ограничений. Можно выйти за рамки своей ключевой роли и взять на себя задачу, которая по душе и по силам, чтобы сделать проект лучше. Такой приятный симбиоз умений и интересов. Я и сама вижу, как девушки-администраторы берут на себя аналитику или редактуру, потому что могут и хотят, и очень радуюсь.
КАК ПРОХОДИТ ВАШ ОБЫЧНЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ?
Начинаю рабочий день еще по пути в школу — заглядываю в почту, в чат и в расписание событий. Приезжая, сонастраиваюсь с командой и не только — мы тепло дружим с соседствующей кофейней. Дальше уже разбираю мессенджеры, новые задачи и запросы, анализирую календарь, пишу план на день. В команде невероятно много общения, обсуждений, касающихся текущих и будущих проектов, поэтому требуется постоянное взаимодействие и с другими организациями. Рутинных дел достаточно, они меня не отталкивают, а даже наоборот, потому что в этом всем есть ощущение значимости одного большого дела, ради которого все происходит.
Помимо управленческих задач, я беру на себя и небольшие проектные. Например, на данный момент мы организуем оперные вечера: знакомим московских слушателей с оперой под чутким руководством необыкновенного лектора, члена международной ассоциации театральных критиков при ЮНЕСКО, Гюляры Садых-заде.
Еще я очень люблю детскую аудиторию, поэтому с радостью занимаюсь организацией событий для юных слушателей. Посещение лекций и экскурсий тоже часть работы — вот такая приятная рутина! В masters будто не бывает обычных дней, и это мне по душе.
Мери Хачикян
SMM
РАССКАЖИТЕ О ТОМ, КАК ВЫ ПРИСОЕДИНИЛИСЬ К КОМАНДЕ MASTERS.
Я долго следила за деятельностью школы и очень хотела стать ее частью. В декабре прошлого года Алина, pr-директор masters, рассказала, что есть свободная вакансия, и я попробовала!
ЧТО ВЫ ЦЕНИТЕ БОЛЬШЕ ВСЕГО В СВОЕЙ РАБОТЕ?
В своей работе я ценю как сопричастность к значимому проекту, так и возможность работать в классной команде. Здорово видеть, как общими усилиями мы развиваемся и помогаем другим узнать больше о культуре и искусстве: от архитекторы до музыки, от кино до литературы.
КАК ПРОХОДИТ ВАШ ОБЫЧНЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ?
В 10:00 в общий чат команды приходит сообщение со статистикой посещения грядущих событий в школе. Исходя из этого, я ставлю себе задачи на день и корректирую планы на неделю. Затем, в зависимости от дня, я могу поработать дома или в masters, где заодно посещаю лекции и делаю контент.
ВАШ ЛЮБИМЫЙ ХУДОЖНИК, ВЫСТАВКА ИЛИ ПРОЕКТ, КОТОРЫЙ БЫЛ ПОДДЕРЖАН MASTERS?
Света Исаева! Я влюбилась в ее графические работы небольшого формата.
КАК ВЫГЛЯДИТ АУДИТОРИЯ ВАШЕГО ПРОЕКТА?
Люди, которые заинтересованы во всех формах культуры: от истории искусств и кино до музыки и литературы.
Александр Шимановский
управляющий книжным магазином masters
РАССКАЖИТЕ О ТОМ, КАК ВЫ ПРИСОЕДИНИЛИСЬ К КОМАНДЕ MASTERS.
Я уже смутно помню, как именно принял для себя решение не только читать книги, но и продавать их. Помню, как случайно наткнулся на вакансию в masters и буквально через неделю стал одним из членов команды.
ЧТО ВЫ ЦЕНИТЕ БОЛЬШЕ ВСЕГО В СВОЕЙ РАБОТЕ?
Конечно, непосредственную близость с читателями, покупателями книг, издательствами.
Так получилось, что, работая в книжном магазине, я нахожусь одновременно по обе стороны баррикад: являюсь кем-то вроде посредника между теми, кто книги создает, и теми, кто их читает.
Наверное, в этом и заключается суть книжных магазинов: приводить интересы людей и амбиции издательств к равновесию и общению.
КАК ПРОХОДИТ ВАШ ОБЫЧНЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ?
Как правило, я прихожу к открытию нашего пространства и сразу берусь поправлять книги. Забавно, но в этом действии есть некая ритуальность, суеверность: от соблюдения этой традиции зависит, как пойдет день. Затем все строится в зависимости от задач и потока посетителей.
С КАКИМИ ТРУДНОСТЯМИ ВЫ СТАЛКИВАЕТЕСЬ В РАБОТЕ? КАК ВАМ УДАЕТСЯ ИХ ПРЕОДОЛЕВАТЬ?
Объем работы таков, что постоянно требуется высокий уровень внутренней дисциплины. Это необходимо, в первую очередь, для отчетности. Мне это дается труднее всего, но по механизму собаки Павлова вырабатываю эти качества в себе.
ПОДЕЛИТЕСЬ, КАКАЯ КНИГА ИЗ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ПРОГРАММЫ MASTERS ВАША ЛЮБИМАЯ И ПОЧЕМУ?
С недавних пор наша издательская программа заметно расширилась: вместе с командой Ad Marginem мы уже успели издать 7 новых книг и нас ждет еще столько же. Появились свои «хиты» и «лидеры продаж», но, как мне кажется, почти незамеченной прошла книга «Искусство, восприятие, реальность», — по одному эссе от каждого из трех поистине больших мыслителей ХХ века: Гомбриха, Хохберга, Блэка.
Аида Рамадан
менеджер проектов
РАССКАЖИТЕ О ТОМ, КАК ВЫ ПРИСОЕДИНИЛИСЬ К КОМАНДЕ MASTERS.
Еще два года назад мы с подругой совершенно случайно забрели в пространство masters. В мои руки попал буклет, на котором красовался логотип школы — яркий и цепляющий. Тогда же я прочитала информацию, просмотрела фотографии и подумала, что надо обязательно заглянуть в свободное время. Спустя два года я вновь увидела знакомый логотип, но уже в интернет-объявлении о вакансии. В этот раз не задумывалась ни на секунду. Сразу отправила заявку, словно в моей жизни был разыгран заранее спланированный сценарий. Потом собеседования, первые шаги, работа в команде и теперь интервью с журналом «Объединение».
ЧТО ВЫ ЦЕНИТЕ БОЛЬШЕ ВСЕГО В СВОЕЙ РАБОТЕ?
Я нахожу настоящее удовольствие не только в том, что делаю, но и в том, с кем я это делаю. Для меня общение с людьми — это как глоток свежего воздуха, заряд энергии и источник вдохновения. Мне нравится быть частью комьюнити, где мы все живем, как один организм, ценим и разделяем любовь к искусству. Это похоже на клуб по интересам, где каждый член клуба — профессионал в своем деле, жаждущий поделиться знаниями и опытом.
КАК ПРОХОДИТ ВАШ ОБЫЧНЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ?
Мой рабочий день — это процесс взаимодействия с людьми и информацией. Он начинается с проверки почты, CRM-программ и прочего. Я сразу включаюсь в контекст наших проектов и отвечаю на вопросы.
В течение дня много общаюсь с людьми: разговариваю с потенциальными клиентами, знакомлю их с нашим пространством и командой, провожу мини-экскурсии по нашей выставке. Это очень важная часть моей работы, потому что я помогаю людям осознать их потребность в искусстве и найти решения в нашем пространстве.
Есть один ритуал, который делает мой рабочий день особенным. Перед тем, как начать работу, я создаю предсказание для общего чата команды. И вот он, самый любимый момент: звон уведомлений, чтение ответов. Кто-то смеется, кто-то поддерживает мой оптимизм, кто-то даже проверяет, сбылось ли мое пророчество.
ВАШ ЛЮБИМЫЙ ХУДОЖНИК, ВЫСТАВКА ИЛИ ПРОЕКТ, КОТОРЫЙ БЫЛ ПОДДЕРЖАН MASTERS?
Это точно Глеб Баранов и его работы в духе иранской миниатюры с литературными и религиозными сюжетами. Прожужжала уши всем друзьям об изображениях, в которых сочетаются сказочные и обыденные сюжеты: фантазии о Востоке, где есть место и любимым котам, и морским путешествиям!
НА КАКОЕ СОБЫТИЕ ИЗ ТЕХ, КОТОРЫЕ ОРГАНИЗУЕТ MASTERS В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ, СТОИТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ?
Честно, сложный вопрос. Хочется делиться всем и сразу — экскурсиями, арт-завтраками и многочисленными лекциями. Особая слабость — это, конечно, полугодовые курсы.
Команда вместе со студентами идет по пути обучения, открывает новые горизонты, растет как профессиональное сообщество, впитывает знания и опыт. И каждый раз, когда курс заканчивается, мы чувствуем гордость за проделанную работу, за то, что мы создали что-то действительно ценное, объединяющее и помогающее участникам реализовать себя и достичь своих целей.