Who invented this and how it works: the Masters school team
The Masters School is celebrating its tenth anniversary this year. What began as a lecture series has grown into a large community of like-minded individuals, expanding into various fields from publishing books and selling art to organizing their own exhibitions.
We met with the school team to discuss how to operate in two cities and collaborate with major institutions, as well as asked them to share personal stories about their favorite artists and completed projects.
This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.
Полина Бондарева
искусствовед, коллекционер, основательница masters
ПОМНИТЕ ЛИ ВЫ, КАКИМ БЫЛ ПЕРВЫЙ ПРОЕКТ В ИСТОРИИ MASTERS?
Да, конечно. Это был лекторий на Итальянской улице в Петербурге, прямо у Площади Искусств. Там мы проработали почти 10 лет и проводили первые лекции, курсы, выставки и фестивали совместно с МАММ и ЦСИ Винзавод.
ЧТО ВЫ ЦЕНИТЕ БОЛЬШЕ ВСЕГО В СВОЕЙ РАБОТЕ?
Возможность постоянно развиваться, общаться с творческими людьми и, конечно, видеть, как меняются наши слушатели, их сфера интересов и образ жизни.
КАК ПРОХОДИТ ВАШ ОБЫЧНЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ?
Моя рабочая неделя поделена на две части. В понедельник и вторник я нахожусь в Петербурге: занимаюсь Левашовским Хлебозаводом, провожу встречи по digital галерее и книжным магазинам. Вторую часть недели я провожу в Москве: мы с командой организовываем общий сбор, встречаемся с партнерами, думаем над участием в ярмарках и крупных проектах.
ВАШ ЛЮБИМЫЙ ХУДОЖНИК, ВЫСТАВКА ИЛИ ПРОЕКТ, КОТОРЫЙ БЫЛ ПОДДЕРЖАН MASTERS?
Для меня каждая выставка и каждый художник — это часть нашей большой арт-семьи.
Одними из самых важных проектов в Петербурге стали выставка «Голубой огонек» Александры Пацаманюк на Хлебозаводе и звуковая инсталляция «Маятник Фуко» Лены Скрипкиной. В Москве — это, пожалуй, проект Лизы Бобковой, который она создала специально для нашего пространства.
РАССКАЖИТЕ, ПОЧЕМУ ДЛЯ MASTERS ОСОБЕННО ВАЖНА МОДА?
Мы просто считаем моду частью культуры, не отделяем ее от остального, а рассматриваем в контексте. Для нас важны актуальное искусство, история архитектуры, дизайна, музыки, театра и моды.
Алина Хангареева
pr-директор школы, независимый специалист по продвижению проектов в области культуры и искусства
РАССКАЖИТЕ О ТОМ, КАК ВЫ ПРИСОЕДИНИЛИСЬ К КОМАНДЕ MASTERS.
Полина пригласила меня стать частью команды в конце 2022 года, а зимой 2023 года мы уже защитили pr-стратегию и начали заниматься активным продвижением школы.
Кроме того, я давно работаю автономно как агентство, но при этом до сих пор нахожусь в штате ярмарки современного искусства Cosmoscow и занимаю должность pr-директора. Мы в агентстве продвигаем огромное количество проектов в области культуры, искусства и работаем с разными институциями: Музей Русского Импрессионизма, ММОМА, BoscoVesna, ЦВК Béton, галерея ГУМ-RED-LINE и другие.
ЧТО ВЫ ЦЕНИТЕ БОЛЬШЕ ВСЕГО В СВОЕЙ РАБОТЕ?
Наверное, я хотела бы немного перефразировать вопрос: «Что я больше всего ценю в школе masters?».
Мне очень импонирует все то, что делает Полина Бондарева. На мой взгляд, на таких светлых, заряженных и искренних людях стоит наш мир, а про арт-рынок и вовсе молчу.
Люблю разнонаправленность masters: в школе есть годовые курсы, арт-бранчи, издательство, журнал, арт-туры и много-много всего интересного. Пользуясь служебным положением, я часто посещаю интересующие меня лекции и благодаря школе образовываюсь каждый день!
КАК ПРОХОДИТ ВАШ ОБЫЧНЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ?
Он уже несколько лет начинается с рабочих завтраков или зумов. Большое количество проектов — это большая ответственность. Важно держать все в поле зрения и не упускать из внимания ни одну задачу. В нашей работе они все важны. К нам возвращаются клиенты именно потому, что мы всегда делаем больше обещанного, мы отзывчивы к просьбам и внимательны к деталям.
ВАШ ЛЮБИМЫЙ ХУДОЖНИК, ВЫСТАВКА ИЛИ ПРОЕКТ, КОТОРЫЙ БЫЛ ПОДДЕРЖАН MASTERS?
Мне кажется, выставка Аси Заславской «1415». Знаю и люблю эту художницу с того времени, когда еще была pr-директором биеннале уличного искусства АРТМОССФЕРА. Выставка Аси очень тонкая, а проходила она настолько вовремя, что лучше и придумать нельзя. Было много добрых откликов от журналистов, блогеров и посетителей.
СФОРМИРОВАЛОСЬ ЛИ ВОКРУГ MASTERS СВОЕ СООБЩЕСТВО? ЕСЛИ ДА, ТО КАК БЫ ВЫ ЕГО ОПИСАЛИ?
Однозначно — да. У школы давно есть круг единомышленников. Знаю очень много студентов, которые посещают по несколько мероприятий в школе каждую неделю. У нас скоро будет большой юбилей — 10 лет, как masters появились в Питере, а в Москве мы почти два года. Мне кажется, запускаться и начинать работу в новом городе, имея за собой мощную поддержку и сильную репутацию, которая проверена годами, — гораздо проще, чем что-то делать с нуля. Это, безусловно, большой результат командной работы, повод для гордости и стимул развивать школу дальше!
Анастасия Шульгина
куратор курса «арт-менеджмент»
РАССКАЖИТЕ О ТОМ, КАК ВЫ ПРИСОЕДИНИЛИСЬ К КОМАНДЕ MASTERS.
До работы в masters я регулярно посещала их арт-завтраки. Не скрою, что мне было интересно наблюдать за развитием проекта, хотелось попасть буквально на все лекции и курсы. Через какое-то время мне написала Полина в инстаграме с предложением сотрудничать — и вот я здесь! До сих пор, кстати, в формировании событийной сетки с командой я стараюсь опираться на свою личную заинтересованность в темах и героях, постоянно задавать себе вопрос: «Ты бы сама пошла на такое мероприятие?». Работает беспроигрышно.
ЧТО ВЫ ЦЕНИТЕ БОЛЬШЕ ВСЕГО В СВОЕЙ РАБОТЕ?
Признаюсь, что больше всего ценю возможность постоянно пробовать себя в новых амплуа. Для меня важно соблюдать баланс между операционной работой и безудержным креативом. А еще мне нравится наша скорость в принятии решений. Буквально сегодня мы можем что-то придумать, а уже завтра начать реализовывать.
КАК ПРОХОДИТ ВАШ ОБЫЧНЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ?
Он проходит в непрекращающейся коммуникации в чатах телеграма: с коллегами, лекторами и подрядчиками.
ВАШ ЛЮБИМЫЙ ХУДОЖНИК, ВЫСТАВКА ИЛИ ПРОЕКТ, КОТОРЫЙ БЫЛ ПОДДЕРЖАН MASTERS?
Ну тут все просто — это выставка «Близкие» Наташи Чобанян, которую курировали мы с Эмилией. Пару лет назад я приобрела работу художницы на ярмарке win-win, а когда начала работать с masters, то подумала, что было бы здорово сделать персональную выставку Наташи — от ее фресок невозможно оторвать глаз.
КАК БЫ ВЫ ОПИСАЛИ РАБОТУ АРТ-МЕНЕДЖЕРА?
Мне кажется, в любой работе важна эмпатия и большая заинтересованность в том, чем ты занимаешься. Однако, если брать конкретно нашу сферу, то здесь важно ориентироваться в именах художников, коллекционеров и галеристов, предвидеть тренды, выстраивать доверительные отношения. Ну и еще, конечно, особый навык — это умение вовремя заметить талант и поддержать его.
Эмилия Аскерова
куратор выставочных проектов
РАССКАЖИТЕ О ТОМ, КАК ВЫ ПРИСОЕДИНИЛИСЬ К КОМАНДЕ MASTERS.
Прошлой весной я пришла в masters на курс Виктора Мизиано «Практики кураторства», чтобы легче сдать экзамены в МГУ. Тогда мне хотелось продолжать работать только проектно, и не было мысли присоединяться к большой команде. Однако на лекциях в masters меня покорил не только Виктор Мизиано, но и пространство школы, которое стало точкой притяжения для любящих искусство и открытых к новым знаниям людей. В последний день курса я подумала: «Как здорово было бы экспонировать здесь молодых художников. Как здорово было бы создавать выставки, в окружении которых люди будут изучать искусство». Спустя пару месяцев именно этим я и стала заниматься в masters.
ЧТО ВЫ ЦЕНИТЕ БОЛЬШЕ ВСЕГО В СВОЕЙ РАБОТЕ?
Непрерывные открытия и искренние потрясения от того, на что способны современные художники. Я невероятно ценю возможность такого тесного общения с ними и полного погружения в их тонкий мир.
КАК ПРОХОДИТ ВАШ ОБЫЧНЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ?
Встречи, зумы, разработка концепций к новым проектам, посещения мастерских, написание текстов, ведение коллабораций, непрерывное общение с художниками, в диалоге с которыми рождается выставка. Больше, чем с художниками, я общаюсь только с типографиями и багетными мастерскими.
ВАШ ЛЮБИМЫЙ ХУДОЖНИК, ВЫСТАВКА ИЛИ ПРОЕКТ, КОТОРЫЙ БЫЛ ПОДДЕРЖАН MASTERS?
Большим шагом для меня стала выставка «Роман между предметом и его отражением» художницы Кати Афониной. Незадолго до начала работы над ней не стало искусствоведа, куратора, хранителя кабинета итальянской гравюры в Эрмитаже, Аркадия Ипполитова, чья работа очень важна для меня. Тогда мне сильно захотелось создать что-то в память о нем. А Катя в тот момент только вернулась из резиденции в Италии, где писала новую серию и размышляла об увядающей красоте венецианских замков.
Темы, которые мы подняли в этой выставке, во многом перекликались с исследованиями Аркадия Ипполитова и Павла Муратова, автора книги «Образы Италии». Сейчас я очень благодарна Кате и ее удивительным работам, что наше высказывание стало возможным.
ПОДЕЛИТЕСЬ ПЛАНАМИ НА ВЫСТАВОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ MASTERS В ТЕКУЩЕМ ГОДУ?
Мы продолжаем держать ракурс на открытие новых имен и первых персональных выставок. Кое-что особенное мы готовим к параллельной программе с ярмаркой Cosmoscow.
Екатерина Обухова
куратор программы «история искусств»
РАССКАЖИТЕ О ТОМ, КАК ВЫ ПРИСОЕДИНИЛИСЬ К КОМАНДЕ MASTERS.
К команде masters я присоединилась в сентябре прошлого года благодаря моей коллеге Насте Шульгиной. В августе мы обе оказались в Санкт-Петербурге и я пригласила ее на обед, во время которого Настя поделилась со мной впечатлениями от работы в школе masters и рассказала, что у них открыта вакансия администратора. Тут же я поймала себя на мысли, что мне бы хотелось попробовать себя на новой должности, и выдвинула свою кандидатуру. Настя связала меня с управляющей, и мы договорились о собеседовании. Так я попала в школу masters! Мой вам большой совет — расширяйте круг знакомств и не бойтесь открыто заявлять о своих намерениях!
ЧТО ВЫ ЦЕНИТЕ БОЛЬШЕ ВСЕГО В СВОЕЙ РАБОТЕ?
Людей и бесценные знания, которые я ежедневно получаю в этом проекте. Коллеги, студенты и лекторы — мое больше вдохновение! Огромная удача работать в команде профессионалов, которые способствуют твоему росту. Также я очень ценю возможность постоянно находиться в культурной повестке и даже частично участвовать в ее создании.
КАК ПРОХОДИТ ВАШ ОБЫЧНЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ?
Мой рабочий день может проходить по-разному. Золотой стандарт — планирование разовых мероприятий, переговоры с лекторами и курирование программы «Теория и история искусства». Иногда бывают такие дни, которые особенно мне запоминаются. Это дни, когда я сопровождаю экскурсии в лучшие музеи Москвы. Послушать рассказы об искусстве профессионалов в своем деле — большое преимущество моей работы.
ВАШ ЛЮБИМЫЙ ХУДОЖНИК, ВЫСТАВКА ИЛИ ПРОЕКТ, КОТОРЫЙ БЫЛ ПОДДЕРЖАН MASTERS?
Выставка Андрея Ковязина «Тихий сад» — мой любимый выставочный проект на сегодняшний день. Свежесть, легкость и красочность работ Андрея не отпускают до тех пор, пока ты не начнешь ассоциировать произведение с каким-нибудь теплым воспоминанием из счастливого прошлого. Способность искусства поднимать в тебе давно забытые эмоции — это показатель, что художник находится на верном пути, по крайней мере, для меня это так.
КАКИЕ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, СЮЖЕТЫ ИЛИ ИМЕНА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА ОКАЗАЛИСЬ НЕСПРАВЕДЛИВО ЗАБЫТЫ?
Признаться, я не мыслю категориями «забытое искусство». На каждое имя и течение в истории искусства найдется свой любитель, а пока такой есть — это нельзя назвать забытым. Однако, на мой взгляд, больше внимания стоит уделить народным промыслам России. Это то искусство, на рассказах о котором мы росли и которое окружало нас с раннего детства. Почему-то с возрастом мы меньше им интересуемся, хотя это очень важно для поддержания культуры России в целом, как я думаю.
Дарья Анищенко
управляющая школы
РАССКАЖИТЕ О ТОМ, КАК ВЫ ПРИСОЕДИНИЛИСЬ К КОМАНДЕ MASTERS.
Стремительно! На самом деле, это случилось не так давно. Наш директор Полина опубликовала у себя вакансию управляющего. Я почти не думала, так как была знакома с проектом до открытия в Москве, откликнулась и рассказала о том, кто я и зачем здесь. Уже через пару дней оказалась на первом собрании, а дальше все органично слилось в то, что есть сегодня.
ЧТО ВЫ ЦЕНИТЕ БОЛЬШЕ ВСЕГО В СВОЕЙ РАБОТЕ?
Скажу банальность, наверное, но настолько важную, — это люди. Те, с кем и для кого ежедневно что-то создается. Команда, лекторы, студенты, партнеры, гости — каждое касание сталкивает с новой историей и возможностью.
Также важно, что нет ограничений. Можно выйти за рамки своей ключевой роли и взять на себя задачу, которая по душе и по силам, чтобы сделать проект лучше. Такой приятный симбиоз умений и интересов. Я и сама вижу, как девушки-администраторы берут на себя аналитику или редактуру, потому что могут и хотят, и очень радуюсь.
КАК ПРОХОДИТ ВАШ ОБЫЧНЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ?
Начинаю рабочий день еще по пути в школу — заглядываю в почту, в чат и в расписание событий. Приезжая, сонастраиваюсь с командой и не только — мы тепло дружим с соседствующей кофейней. Дальше уже разбираю мессенджеры, новые задачи и запросы, анализирую календарь, пишу план на день. В команде невероятно много общения, обсуждений, касающихся текущих и будущих проектов, поэтому требуется постоянное взаимодействие и с другими организациями. Рутинных дел достаточно, они меня не отталкивают, а даже наоборот, потому что в этом всем есть ощущение значимости одного большого дела, ради которого все происходит.
Помимо управленческих задач, я беру на себя и небольшие проектные. Например, на данный момент мы организуем оперные вечера: знакомим московских слушателей с оперой под чутким руководством необыкновенного лектора, члена международной ассоциации театральных критиков при ЮНЕСКО, Гюляры Садых-заде.
Еще я очень люблю детскую аудиторию, поэтому с радостью занимаюсь организацией событий для юных слушателей. Посещение лекций и экскурсий тоже часть работы — вот такая приятная рутина! В masters будто не бывает обычных дней, и это мне по душе.
Мери Хачикян
SMM
РАССКАЖИТЕ О ТОМ, КАК ВЫ ПРИСОЕДИНИЛИСЬ К КОМАНДЕ MASTERS.
Я долго следила за деятельностью школы и очень хотела стать ее частью. В декабре прошлого года Алина, pr-директор masters, рассказала, что есть свободная вакансия, и я попробовала!
ЧТО ВЫ ЦЕНИТЕ БОЛЬШЕ ВСЕГО В СВОЕЙ РАБОТЕ?
В своей работе я ценю как сопричастность к значимому проекту, так и возможность работать в классной команде. Здорово видеть, как общими усилиями мы развиваемся и помогаем другим узнать больше о культуре и искусстве: от архитекторы до музыки, от кино до литературы.
КАК ПРОХОДИТ ВАШ ОБЫЧНЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ?
В 10:00 в общий чат команды приходит сообщение со статистикой посещения грядущих событий в школе. Исходя из этого, я ставлю себе задачи на день и корректирую планы на неделю. Затем, в зависимости от дня, я могу поработать дома или в masters, где заодно посещаю лекции и делаю контент.
ВАШ ЛЮБИМЫЙ ХУДОЖНИК, ВЫСТАВКА ИЛИ ПРОЕКТ, КОТОРЫЙ БЫЛ ПОДДЕРЖАН MASTERS?
Света Исаева! Я влюбилась в ее графические работы небольшого формата.
КАК ВЫГЛЯДИТ АУДИТОРИЯ ВАШЕГО ПРОЕКТА?
Люди, которые заинтересованы во всех формах культуры: от истории искусств и кино до музыки и литературы.
Александр Шимановский
управляющий книжным магазином masters
РАССКАЖИТЕ О ТОМ, КАК ВЫ ПРИСОЕДИНИЛИСЬ К КОМАНДЕ MASTERS.
Я уже смутно помню, как именно принял для себя решение не только читать книги, но и продавать их. Помню, как случайно наткнулся на вакансию в masters и буквально через неделю стал одним из членов команды.
ЧТО ВЫ ЦЕНИТЕ БОЛЬШЕ ВСЕГО В СВОЕЙ РАБОТЕ?
Конечно, непосредственную близость с читателями, покупателями книг, издательствами.
Так получилось, что, работая в книжном магазине, я нахожусь одновременно по обе стороны баррикад: являюсь кем-то вроде посредника между теми, кто книги создает, и теми, кто их читает.
Наверное, в этом и заключается суть книжных магазинов: приводить интересы людей и амбиции издательств к равновесию и общению.
КАК ПРОХОДИТ ВАШ ОБЫЧНЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ?
Как правило, я прихожу к открытию нашего пространства и сразу берусь поправлять книги. Забавно, но в этом действии есть некая ритуальность, суеверность: от соблюдения этой традиции зависит, как пойдет день. Затем все строится в зависимости от задач и потока посетителей.
С КАКИМИ ТРУДНОСТЯМИ ВЫ СТАЛКИВАЕТЕСЬ В РАБОТЕ? КАК ВАМ УДАЕТСЯ ИХ ПРЕОДОЛЕВАТЬ?
Объем работы таков, что постоянно требуется высокий уровень внутренней дисциплины. Это необходимо, в первую очередь, для отчетности. Мне это дается труднее всего, но по механизму собаки Павлова вырабатываю эти качества в себе.
ПОДЕЛИТЕСЬ, КАКАЯ КНИГА ИЗ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ПРОГРАММЫ MASTERS ВАША ЛЮБИМАЯ И ПОЧЕМУ?
С недавних пор наша издательская программа заметно расширилась: вместе с командой Ad Marginem мы уже успели издать 7 новых книг и нас ждет еще столько же. Появились свои «хиты» и «лидеры продаж», но, как мне кажется, почти незамеченной прошла книга «Искусство, восприятие, реальность», — по одному эссе от каждого из трех поистине больших мыслителей ХХ века: Гомбриха, Хохберга, Блэка.
Аида Рамадан
менеджер проектов
РАССКАЖИТЕ О ТОМ, КАК ВЫ ПРИСОЕДИНИЛИСЬ К КОМАНДЕ MASTERS.
Еще два года назад мы с подругой совершенно случайно забрели в пространство masters. В мои руки попал буклет, на котором красовался логотип школы — яркий и цепляющий. Тогда же я прочитала информацию, просмотрела фотографии и подумала, что надо обязательно заглянуть в свободное время. Спустя два года я вновь увидела знакомый логотип, но уже в интернет-объявлении о вакансии. В этот раз не задумывалась ни на секунду. Сразу отправила заявку, словно в моей жизни был разыгран заранее спланированный сценарий. Потом собеседования, первые шаги, работа в команде и теперь интервью с журналом «Объединение».
ЧТО ВЫ ЦЕНИТЕ БОЛЬШЕ ВСЕГО В СВОЕЙ РАБОТЕ?
Я нахожу настоящее удовольствие не только в том, что делаю, но и в том, с кем я это делаю. Для меня общение с людьми — это как глоток свежего воздуха, заряд энергии и источник вдохновения. Мне нравится быть частью комьюнити, где мы все живем, как один организм, ценим и разделяем любовь к искусству. Это похоже на клуб по интересам, где каждый член клуба — профессионал в своем деле, жаждущий поделиться знаниями и опытом.
КАК ПРОХОДИТ ВАШ ОБЫЧНЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ?
Мой рабочий день — это процесс взаимодействия с людьми и информацией. Он начинается с проверки почты, CRM-программ и прочего. Я сразу включаюсь в контекст наших проектов и отвечаю на вопросы.
В течение дня много общаюсь с людьми: разговариваю с потенциальными клиентами, знакомлю их с нашим пространством и командой, провожу мини-экскурсии по нашей выставке. Это очень важная часть моей работы, потому что я помогаю людям осознать их потребность в искусстве и найти решения в нашем пространстве.
Есть один ритуал, который делает мой рабочий день особенным. Перед тем, как начать работу, я создаю предсказание для общего чата команды. И вот он, самый любимый момент: звон уведомлений, чтение ответов. Кто-то смеется, кто-то поддерживает мой оптимизм, кто-то даже проверяет, сбылось ли мое пророчество.
ВАШ ЛЮБИМЫЙ ХУДОЖНИК, ВЫСТАВКА ИЛИ ПРОЕКТ, КОТОРЫЙ БЫЛ ПОДДЕРЖАН MASTERS?
Это точно Глеб Баранов и его работы в духе иранской миниатюры с литературными и религиозными сюжетами. Прожужжала уши всем друзьям об изображениях, в которых сочетаются сказочные и обыденные сюжеты: фантазии о Востоке, где есть место и любимым котам, и морским путешествиям!
НА КАКОЕ СОБЫТИЕ ИЗ ТЕХ, КОТОРЫЕ ОРГАНИЗУЕТ MASTERS В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ, СТОИТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ?
Честно, сложный вопрос. Хочется делиться всем и сразу — экскурсиями, арт-завтраками и многочисленными лекциями. Особая слабость — это, конечно, полугодовые курсы.
Команда вместе со студентами идет по пути обучения, открывает новые горизонты, растет как профессиональное сообщество, впитывает знания и опыт. И каждый раз, когда курс заканчивается, мы чувствуем гордость за проделанную работу, за то, что мы создали что-то действительно ценное, объединяющее и помогающее участникам реализовать себя и достичь своих целей.