Кто это придумал и как это работает: команда ярмарки PORT ART FAIR

ИНТЕРВЬЮ

Автор: Ирина Герасимова

Фото: Сергей Мисенко

16 April, 2024

Ежегодная ярмарка современного искусства в Санкт-Петербурге, Port Art Fair, в этому году вновь открывает свои двери — c 18 по 21 апреля. Традиционно PAF пройдет в пространстве Севкабель Порта и объединит в себе независимых художников и галереи.

Мы побывали на площадке Port Art Fair за несколько дней до ее открытия и узнали у команды, что они больше всего ценят в работе над ярмаркой, как устроен проект и для кого он существует.

Анна Заведий

куратор

ЧТО ТЫ ЦЕНИШЬ БОЛЬШЕ ВСЕГО В РАБОТЕ НАД PORT ART FAIR?

Я обожаю создавать сложные проекты и находить новые имена. В PAF я больше всего ценю возможность видеть среду живой и меняющейся, помогать художникам и галереям развиваться. Нужно понимать, что ярмарка PAF инициирована командой Севкабель Порта — это особенный вайб. Никакой закостенелости, только эксперимент!

ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ «МЫ ДЕЛАЕМ PORT ART FAIR ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ…»

Интересней жилось.

ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ СВОЯ КОЛЛЕКЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА?

Я покупаю и коллекционирую искусство еще с университетских лет. Первыми были графические работы Анны Адржиевской. Что-то мне дарили художники и коллекция росла. Последнее пополнение это Егор Корягин и его акварельный портрет одинокого чудовища с цветами, называется «Его розы».

НА ЧТО ТЫ ОПИРАЛАСЬ В ОТБОРЕ РАБОТ ДЛЯ ЯРМАРКИ?

Опираюсь на качество работ и на уникальность художественного языка.

МОЖЕШЬ ОПИСАТЬ, КАК БУДЕТ СЧИТЫВАТЬСЯ ОБЩАЯ ИДЕЯ ЯРМАРКИ В ЭТОМ ГОДУ?

Общая идея ярмарки — изобилие и соседство. У нас есть key visual — это изображения луга с разными цветами. Для меня это еще про невозмутимость природы: луг все равно взойдет цветами, чтобы в мире не происходило.

Евдокия Горбовская

PR-директор и инициатор

ЧТО ТЫ ЦЕНИШЬ БОЛЬШЕ ВСЕГО В РАБОТЕ НАД PORT ART FAIR?

В этом году мы делаем PAF второй раз. Можно много говорить общих, и не менее важных, слов про развитие и поддержку современного искусства. Но ценю то, с какой любовью наша команда делает этот проект, несмотря на объем и сложность.

ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ «МЫ ДЕЛАЕМ PORT ART FAIR ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ…»

А кто если не мы?

ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ СВОЯ КОЛЛЕКЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА?

В моей семье коллекционировал дедушка. Я начала коллекционировать примерно 15 лет назад со времен работы в «Этажах». Сейчас у меня больше 100 работ: дома, в офисе Севкабель Порта и часть по друзьям. Мой краш — Алиса Гвоздева, ее работ около 10. Из последнего пополнения — Полина Уварова.

ПОЧЕМУ БЫЛО ВАЖНО ИНИЦИИРОВАТЬ ЯРМАРКУ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В ПЕТЕРБУРГЕ?

Это было не просто важно, а практически невозможно не сделать. Севкабель Порт за 6 лет с нашим объемом мероприятий и проектов стал неким плавильным котлом культурных связей, который просто выплеснулся.

КАКИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ СТОЯТ ПЕРЕД PORT ART FAIR?

Хочется, чтобы проект жил в течение всего года, открыть постоянную галерею в Севкабель Порту, организовать гастроли и создать онлайн-платформу. Хочется больше коллабораций бизнеса и искусства. PAF — про большую любовь и вдохновение, главная стратегическая задача — делать качественный и регулярный проект с душой.

Валентина Антюшина

директор по маркетингу

ЧТО ТЫ ЦЕНИШЬ БОЛЬШЕ ВСЕГО В РАБОТЕ НАД PORT ART FAIR?

Количество безумно талантливых ребят, которые в 2023 году смогли поверить в нашу идею сделать первую ярмарку современного искусства от команды Севкабель Порта, а в 2024 году полным составом решили вместе с нами сделать ярмарку снова, увеличив масштабы.

ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ «МЫ ДЕЛАЕМ PORT ART FAIR ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ…»

Узнавать, объединять, открывать новое.

ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ СВОЯ КОЛЛЕКЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА?

У меня микс, который пытается ужиться: есть и Турбен, и работы студентов Академии Художеств.

НА КАКИЕ СПЕЦПРОЕКТЫ PORT ART FAIR В ЭТОМ ГОДУ СТОИТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ?

На образовательную программу. В этом году она подобрана с особой любовью — от лекций про стрит-арт и NFT в искусстве до фестиваля видеоарта и лекций от художников. В этом году мы решили покрутить тему совриска с разных сторон и посмотреть на нее глазами всех участников арт-рынка — от зрителя до поставщиков материалов.

ДЛЯ КОГО ЭТОТ ПРОЕКТ?

Для всех. Существует паттерн, что современное искусство — это для избранных. Это совсем не так: каждое десятилетие доказывает нам именно то, что современное искусство для каждого открывает свои грани.

Илья Шуринов

руководитель отдела продаж

ЧТО ТЫ ЦЕНИШЬ БОЛЬШЕ ВСЕГО В РАБОТЕ НАД PORT ART FAIR?

Возможность применить свой опыт и исправить ошибки работы других ярмарок, на которых я работал, с прекрасной командой этого проекта и Севкабеля в целом.

ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ «МЫ ДЕЛАЕМ PORT ART FAIR ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ…»

Развивать локальный рынок, создавать условия и форматы для участников среды и делать искусство доступным.

ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ СВОЯ КОЛЛЕКЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА?

Да, и мы сделали про нее прекрасную статью в соцсетях PAF.

НА ЧТО ТЫ ОБРАЩАЕШЬ ВНИМАНИЕ В РАБОТАХ СОВРЕМЕННЫХ ХУДОЖНИКОВ?

На форму высказывания в контексте первого впечатления.

КТО ПОКУПАЕТ СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО НА PORT ART FAIR?

Тот, кто в нем нуждается, а наша задача предоставить для этого возможность.

Анна Иода

технический директор

ЧТО ТЫ ЦЕНИШЬ БОЛЬШЕ ВСЕГО В РАБОТЕ НАД PORT ART FAIR?

Новый опыт, процесс соединения разных точек зрения в общее видение.

ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ «МЫ ДЕЛАЕМ PORT ART FAIR ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ…»

Драйвить среду, строить новые взаимоотношения.

ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ СВОЯ КОЛЛЕКЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА?

Всего несколько работ, у всех разная история попадания ко мне, на ярмарке еще ничего не доводилось покупать.

ЧТО БЫЛО САМЫМ СЛОЖНЫМ В ОРГАНИЗАЦИИ PORT ART FAIR?

Соединение концептуального и функционального в архитектуре застройки.

МОЖЕШЬ ЛИ ПОДЕЛИТЬСЯ КАКИМИ-ТО ОСОБЕННЫМИ КЕЙСАМИ ПО РАБОТЕ С ПЛОЩАДКОЙ?

Застройка в цеху — это всегда столкновение планового и реального, регулярная архитектура цеха, обросшая спонтанными элементами за годы эксплуатации, которая каждый раз вносит неожиданные коррективы.

Кристина Рябинина

продюсер

ЧТО ТЫ ЦЕНИШЬ БОЛЬШЕ ВСЕГО В РАБОТЕ НАД PORT ART FAIR?

Работу лично с Анной Заведий, а также взаимодействие с большим количеством искусства. Наблюдать за тем, как мыслит куратор — истинное удовольствие. А также для меня это возможность прикоснуться к процессу и быть частью великого арт-рынка.

ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ «МЫ ДЕЛАЕМ PORT ART FAIR ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ…»

В Санкт-Петербурге была площадка для формирования качественной насмотренности в области искусства. Port Art Fair — концентрат вдохновения.

ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ СВОЯ КОЛЛЕКЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА?

Коллекции пока нет, но большое желание на вернисаже PAF 2024 это изменить. Уже присмотрела несколько работ.

В ЧЕМ СЕКРЕТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ЯРМАРКИ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА?

В команде, которая живет искусством, в скорости принятия решений и в масштабном мышлении создателей.

КАК ВСЕ УСПЕВАТЬ И НЕ УНЫВАТЬ?

Научиться получать истинное удовольствие от процесса. В каждом хаосе есть дзен.

Рита Садова

руководитель проекта

ЧТО ТЫ ЦЕНИШЬ БОЛЬШЕ ВСЕГО В РАБОТЕ НАД PORT ART FAIR?

Ценю людей. И, конечно, сам проект. Круто наблюдать за тем, как Port Art Fair выходит далеко за рамки дней работы в Севкабеле, рождает новые коллаборации, вдохновляет на новые работы и проекты, помогает заявить о себе.

ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ «МЫ ДЕЛАЕМ PORT ART FAIR ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ…»

Чтобы делать то, что любим и заражать этим.

ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ СВОЯ КОЛЛЕКЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА?

Я бы не называла это коллекцией, но у меня есть работа Максима Саввы с прошлого PAF, люблю ее. В этом году планирую приобрести что-нибудь еще.

ИЗ КАКИХ ЭТАПОВ СОСТОЯЛА ПОДГОТОВКА В ЭТОМ ГОДУ?

Подготовка состояла из классических этапов: планирование, расчет бюджета, создание timeline и дальнейшая работа по всем блокам проекта. Впереди нас ждет реализация — непосредственно само мероприятие, хотя уже во всю идет стройка, можно сказать, что этот этап уже настал.

МОЖЕШЬ ЛИ ДАТЬ РЕКОМЕНДАЦИИ, КАК ГОСТЯМ ЛУЧШЕ СПЛАНИРОВАТЬ ПОСЕЩЕНИЕ?

Я бы не стала давать рекомендации как спланировать, а дала бы рекомендацию с каким настроем идти — с радостью. Port Art Fair я воспринимаю как феномен на арт-рынке за его открытую и дружественную атмосферу, поэтому берите друзей и близких, приходите знакомиться с участниками и их работами, и, конечно, покупайте искусство, это доступнее, чем кажется на первый взгляд.

Женя Колосов

арт-директор

ЧТО ТЫ ЦЕНИШЬ БОЛЬШЕ ВСЕГО В РАБОТЕ НАД PORT ART FAIR?

Возможность заглянуть за кулисы арт-ярмарки, посмотреть на процессы изнутри. Мне, как человеку, который занимается визуальной оболочкой, это всегда любопытно.

ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ «МЫ ДЕЛАЕМ PORT ART FAIR ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ…»

Создать что-то особенное.

ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ СВОЯ КОЛЛЕКЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА?

Коллекцией это сложно назвать, но 4-5 работ фотографов, уличных и не только, художников, у меня имеется. Самая последняя куплена в Азии, работа Klairung Attanatho, она делает невероятно милые миниатюры.

ЧТО ТЕБЕ ПОМОГАЕТ НАХОДИТЬ ВДОХНОВЕНИЕ В РАБОТЕ?

Как бы банально это не звучало, окружающий мир. Я много читаю про дизайн и не только, еще больше смотрю на разных площадках, но самые цепляющие образы приходят не из книги или классных картинок, а окружающего нас мира. Будь то беседа ребят за соседним столиком или спокойная вода, отражающая голубое небо.

Что самое интересное и самое тяжелое в твоей работе?
Самое интересное — проектировать, строить планы на визуал. Самое тяжелое — понимать, что не все можно реализовать и бесконечно оптимизировать.

Ева Черных

архитектор

ЧТО ТЫ ЦЕНИШЬ БОЛЬШЕ ВСЕГО В РАБОТЕ НАД PORT ART FAIR?

Команду и динамику процесса. Задействовано внушительное количество талантливых коллег, все мы с головой погружаемся, чтобы создать потрясающее мероприятие. Живой рабочий процесс с теми, кто готов доверять, помогать, слушать и слышать.

ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ «МЫ ДЕЛАЕМ PORT ART FAIR ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ…»

Подарить Петербургу самое яркое арт-событие года. Преумножать связь горожан с искусством, принимать гостей, открывать новые имена и наблюдать уже полюбившихся художников, двигать рынок искусства — уверена, что я еще не все перечислила. Это событие с очень мощной энергетикой.

ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ СВОЯ КОЛЛЕКЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА?

У меня кочующий образ жизни и пока я не решаюсь на большие полотна, но имею множество дорогих сердцу «штучек», печатных изданий, объектов, в том числе одежды, созданной художниками и художницами, что-то купила, что-то подарили... Планирую пополнить небольшого размера живописью или графикой, заглядываюсь на секцию независимых художников PAF.

ИЗ ЧЕГО В ЦЕЛОМ СКЛАДЫВАЕТСЯ РАБОТА НАД АРХИТЕКТУРОЙ ПРОСТРАНСТВА?

Это сложносочиненная загадка с множеством подвижных вводных. Архитектура ярмарки должна быть функциональной, при этом иметь собственный запоминающийся визуальный язык, а еще быть достаточно гибкой и при необходимости принимать в себя изменения, которые вносит реальность. Важно сделать ярмарку комфортной и понятной для тысяч людей, для сотрудников, соблюсти потребности каждой галереи и каждого художника, и самое главное — архитектура должна работать на искусство, нежно быть для него другом и опорой.

КАКАЯ ИСТОРИЯ СТОИТ ЗА РАБОТОЙ С ПРОСТРАНСТВОМ ДЛЯ PORT ART FAIR?

Это про трудолюбие и отвагу, мы справились со всеми сложностями и ярмарке быть. Сейчас, во время стройки, я испытываю эйфорию, когда чертежи и картинки материализуются на глазах. А еще это история про любовь к искусству и людям, повторюсь, все это: труд десятков людей, организация мероприятия, все это, чтобы человек в итоге смэтчился с тем самым предметом искусства и стал чуточку счастливее.

Елизавета Закураева

координатор секции галерей

ЧТО ТЫ ЦЕНИШЬ БОЛЬШЕ ВСЕГО В РАБОТЕ НАД PORT ART FAIR?

Самое ценное для меня в работе над таким классным мероприятием — это атмосфера в команде. Счастлива быть окруженной интересными и эмпатичными людьми, которые на время становятся буквально второй семьей. Вместе мы делаем уже вторую ярмарку в Севкабеле и каждый раз это похоже на волшебство — как от задумки в переговорке появляется огромное пространство, которое наполняется искусством и наполняет им Петербург.

ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ «МЫ ДЕЛАЕМ PORT ART FAIR ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ…»

Мы делаем Port Art Fair для того, чтобы арт-сцена Петербурга расцвела и зазеленела этой весной. Port Art Fair — это классная возможность для независимых художников, объединений и галерей представить себя зрителю, а посетителям увидеть интересное искусство и найти своих любимчиков среди прежде незнакомых имен.

ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ СВОЯ КОЛЛЕКЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА?

У меня есть небольшая коллекция искусства, кстати, художников которые были и будут представлены на ярмарке в прошлом или в этом году — графика Полины Майер, акварель и скульптура «Существо» Серафимы Сажиной, нежная вышивка Насти Иваненковой и живопись Вовы Цыгана.

КАКУЮ РОЛЬ ИГРАЮТ ГАЛЕРЕИ В ПРОГРАММЕ ЯРМАРКИ?

Выборка галерей в этом году широкая — помимо знакомых публике петербургских имен и artist-run объединений, к нам приедут гости из Москвы и других регионов (Никольские хрустальные мастерские, Сообщество Современных сибирских художников). Наша география растет.

КАК ГАЛЕРЕИ МОГЛИ ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К ЯРМАРКЕ?

Галереи участвовали в общем open-call'e и у нас сердце разрывалось, когда наступала стадия отбора, — хочется пригласить как можно больше разных и талантливых коллективов от галерей. Верю, что выборка получилась очень яркая и репрезентативная, где каждый найдет в зоне галерей для себя вдохновение и что-то в домашнюю коллекцию.

ИНТЕРВЬЮ

Автор: Ирина Герасимова

Фото: Сергей Мисенко

16 April, 2024