Who invented this and how it works: a team behind Port Art Fair

INTERVIEW

Author: Irina Gerasimova

Photos: Sergey Misenko

16 April, 2024

The annual Contemporary Port Art Fair opens its doors again this year in Saint Petersburg, from April 18th to 21st. Traditionally, PAF will be held at Sevkabel Port, bringing together independent artists and galleries.

We visited the Port Art Fair site several days before the opening and asked the team what they value most in the fair organization process, how the project operates, and who it serves.

This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.

Анна Заведий

куратор

ЧТО ТЫ ЦЕНИШЬ БОЛЬШЕ ВСЕГО В РАБОТЕ НАД PORT ART FAIR?

Я обожаю создавать сложные проекты и находить новые имена. В PAF я больше всего ценю возможность видеть среду живой и меняющейся, помогать художникам и галереям развиваться. Нужно понимать, что ярмарка PAF инициирована командой Севкабель Порта — это особенный вайб. Никакой закостенелости, только эксперимент!

ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ «МЫ ДЕЛАЕМ PORT ART FAIR ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ…»

Интересней жилось.

ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ СВОЯ КОЛЛЕКЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА?

Я покупаю и коллекционирую искусство еще с университетских лет. Первыми были графические работы Анны Адржиевской. Что-то мне дарили художники и коллекция росла. Последнее пополнение это Егор Корягин и его акварельный портрет одинокого чудовища с цветами, называется «Его розы».

НА ЧТО ТЫ ОПИРАЛАСЬ В ОТБОРЕ РАБОТ ДЛЯ ЯРМАРКИ?

Опираюсь на качество работ и на уникальность художественного языка.

МОЖЕШЬ ОПИСАТЬ, КАК БУДЕТ СЧИТЫВАТЬСЯ ОБЩАЯ ИДЕЯ ЯРМАРКИ В ЭТОМ ГОДУ?

Общая идея ярмарки — изобилие и соседство. У нас есть key visual — это изображения луга с разными цветами. Для меня это еще про невозмутимость природы: луг все равно взойдет цветами, чтобы в мире не происходило.

Евдокия Горбовская

PR-директор и инициатор

ЧТО ТЫ ЦЕНИШЬ БОЛЬШЕ ВСЕГО В РАБОТЕ НАД PORT ART FAIR?

В этом году мы делаем PAF второй раз. Можно много говорить общих, и не менее важных, слов про развитие и поддержку современного искусства. Но ценю то, с какой любовью наша команда делает этот проект, несмотря на объем и сложность.

ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ «МЫ ДЕЛАЕМ PORT ART FAIR ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ…»

А кто если не мы?

ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ СВОЯ КОЛЛЕКЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА?

В моей семье коллекционировал дедушка. Я начала коллекционировать примерно 15 лет назад со времен работы в «Этажах». Сейчас у меня больше 100 работ: дома, в офисе Севкабель Порта и часть по друзьям. Мой краш — Алиса Гвоздева, ее работ около 10. Из последнего пополнения — Полина Уварова.

ПОЧЕМУ БЫЛО ВАЖНО ИНИЦИИРОВАТЬ ЯРМАРКУ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В ПЕТЕРБУРГЕ?

Это было не просто важно, а практически невозможно не сделать. Севкабель Порт за 6 лет с нашим объемом мероприятий и проектов стал неким плавильным котлом культурных связей, который просто выплеснулся.

КАКИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ СТОЯТ ПЕРЕД PORT ART FAIR?

Хочется, чтобы проект жил в течение всего года, открыть постоянную галерею в Севкабель Порту, организовать гастроли и создать онлайн-платформу. Хочется больше коллабораций бизнеса и искусства. PAF — про большую любовь и вдохновение, главная стратегическая задача — делать качественный и регулярный проект с душой.

Валентина Антюшина

директор по маркетингу

ЧТО ТЫ ЦЕНИШЬ БОЛЬШЕ ВСЕГО В РАБОТЕ НАД PORT ART FAIR?

Количество безумно талантливых ребят, которые в 2023 году смогли поверить в нашу идею сделать первую ярмарку современного искусства от команды Севкабель Порта, а в 2024 году полным составом решили вместе с нами сделать ярмарку снова, увеличив масштабы.

ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ «МЫ ДЕЛАЕМ PORT ART FAIR ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ…»

Узнавать, объединять, открывать новое.

ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ СВОЯ КОЛЛЕКЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА?

У меня микс, который пытается ужиться: есть и Турбен, и работы студентов Академии Художеств.

НА КАКИЕ СПЕЦПРОЕКТЫ PORT ART FAIR В ЭТОМ ГОДУ СТОИТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ?

На образовательную программу. В этом году она подобрана с особой любовью — от лекций про стрит-арт и NFT в искусстве до фестиваля видеоарта и лекций от художников. В этом году мы решили покрутить тему совриска с разных сторон и посмотреть на нее глазами всех участников арт-рынка — от зрителя до поставщиков материалов.

ДЛЯ КОГО ЭТОТ ПРОЕКТ?

Для всех. Существует паттерн, что современное искусство — это для избранных. Это совсем не так: каждое десятилетие доказывает нам именно то, что современное искусство для каждого открывает свои грани.

Илья Шуринов

руководитель отдела продаж

ЧТО ТЫ ЦЕНИШЬ БОЛЬШЕ ВСЕГО В РАБОТЕ НАД PORT ART FAIR?

Возможность применить свой опыт и исправить ошибки работы других ярмарок, на которых я работал, с прекрасной командой этого проекта и Севкабеля в целом.

ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ «МЫ ДЕЛАЕМ PORT ART FAIR ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ…»

Развивать локальный рынок, создавать условия и форматы для участников среды и делать искусство доступным.

ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ СВОЯ КОЛЛЕКЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА?

Да, и мы сделали про нее прекрасную статью в соцсетях PAF.

НА ЧТО ТЫ ОБРАЩАЕШЬ ВНИМАНИЕ В РАБОТАХ СОВРЕМЕННЫХ ХУДОЖНИКОВ?

На форму высказывания в контексте первого впечатления.

КТО ПОКУПАЕТ СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО НА PORT ART FAIR?

Тот, кто в нем нуждается, а наша задача предоставить для этого возможность.

Анна Иода

технический директор

ЧТО ТЫ ЦЕНИШЬ БОЛЬШЕ ВСЕГО В РАБОТЕ НАД PORT ART FAIR?

Новый опыт, процесс соединения разных точек зрения в общее видение.

ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ «МЫ ДЕЛАЕМ PORT ART FAIR ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ…»

Драйвить среду, строить новые взаимоотношения.

ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ СВОЯ КОЛЛЕКЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА?

Всего несколько работ, у всех разная история попадания ко мне, на ярмарке еще ничего не доводилось покупать.

ЧТО БЫЛО САМЫМ СЛОЖНЫМ В ОРГАНИЗАЦИИ PORT ART FAIR?

Соединение концептуального и функционального в архитектуре застройки.

МОЖЕШЬ ЛИ ПОДЕЛИТЬСЯ КАКИМИ-ТО ОСОБЕННЫМИ КЕЙСАМИ ПО РАБОТЕ С ПЛОЩАДКОЙ?

Застройка в цеху — это всегда столкновение планового и реального, регулярная архитектура цеха, обросшая спонтанными элементами за годы эксплуатации, которая каждый раз вносит неожиданные коррективы.

Кристина Рябинина

продюсер

ЧТО ТЫ ЦЕНИШЬ БОЛЬШЕ ВСЕГО В РАБОТЕ НАД PORT ART FAIR?

Работу лично с Анной Заведий, а также взаимодействие с большим количеством искусства. Наблюдать за тем, как мыслит куратор — истинное удовольствие. А также для меня это возможность прикоснуться к процессу и быть частью великого арт-рынка.

ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ «МЫ ДЕЛАЕМ PORT ART FAIR ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ…»

В Санкт-Петербурге была площадка для формирования качественной насмотренности в области искусства. Port Art Fair — концентрат вдохновения.

ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ СВОЯ КОЛЛЕКЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА?

Коллекции пока нет, но большое желание на вернисаже PAF 2024 это изменить. Уже присмотрела несколько работ.

В ЧЕМ СЕКРЕТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ЯРМАРКИ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА?

В команде, которая живет искусством, в скорости принятия решений и в масштабном мышлении создателей.

КАК ВСЕ УСПЕВАТЬ И НЕ УНЫВАТЬ?

Научиться получать истинное удовольствие от процесса. В каждом хаосе есть дзен.

Рита Садова

руководитель проекта

ЧТО ТЫ ЦЕНИШЬ БОЛЬШЕ ВСЕГО В РАБОТЕ НАД PORT ART FAIR?

Ценю людей. И, конечно, сам проект. Круто наблюдать за тем, как Port Art Fair выходит далеко за рамки дней работы в Севкабеле, рождает новые коллаборации, вдохновляет на новые работы и проекты, помогает заявить о себе.

ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ «МЫ ДЕЛАЕМ PORT ART FAIR ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ…»

Чтобы делать то, что любим и заражать этим.

ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ СВОЯ КОЛЛЕКЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА?

Я бы не называла это коллекцией, но у меня есть работа Максима Саввы с прошлого PAF, люблю ее. В этом году планирую приобрести что-нибудь еще.

ИЗ КАКИХ ЭТАПОВ СОСТОЯЛА ПОДГОТОВКА В ЭТОМ ГОДУ?

Подготовка состояла из классических этапов: планирование, расчет бюджета, создание timeline и дальнейшая работа по всем блокам проекта. Впереди нас ждет реализация — непосредственно само мероприятие, хотя уже во всю идет стройка, можно сказать, что этот этап уже настал.

МОЖЕШЬ ЛИ ДАТЬ РЕКОМЕНДАЦИИ, КАК ГОСТЯМ ЛУЧШЕ СПЛАНИРОВАТЬ ПОСЕЩЕНИЕ?

Я бы не стала давать рекомендации как спланировать, а дала бы рекомендацию с каким настроем идти — с радостью. Port Art Fair я воспринимаю как феномен на арт-рынке за его открытую и дружественную атмосферу, поэтому берите друзей и близких, приходите знакомиться с участниками и их работами, и, конечно, покупайте искусство, это доступнее, чем кажется на первый взгляд.

Женя Колосов

арт-директор

ЧТО ТЫ ЦЕНИШЬ БОЛЬШЕ ВСЕГО В РАБОТЕ НАД PORT ART FAIR?

Возможность заглянуть за кулисы арт-ярмарки, посмотреть на процессы изнутри. Мне, как человеку, который занимается визуальной оболочкой, это всегда любопытно.

ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ «МЫ ДЕЛАЕМ PORT ART FAIR ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ…»

Создать что-то особенное.

ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ СВОЯ КОЛЛЕКЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА?

Коллекцией это сложно назвать, но 4-5 работ фотографов, уличных и не только, художников, у меня имеется. Самая последняя куплена в Азии, работа Klairung Attanatho, она делает невероятно милые миниатюры.

ЧТО ТЕБЕ ПОМОГАЕТ НАХОДИТЬ ВДОХНОВЕНИЕ В РАБОТЕ?

Как бы банально это не звучало, окружающий мир. Я много читаю про дизайн и не только, еще больше смотрю на разных площадках, но самые цепляющие образы приходят не из книги или классных картинок, а окружающего нас мира. Будь то беседа ребят за соседним столиком или спокойная вода, отражающая голубое небо.

Что самое интересное и самое тяжелое в твоей работе?
Самое интересное — проектировать, строить планы на визуал. Самое тяжелое — понимать, что не все можно реализовать и бесконечно оптимизировать.

Ева Черных

архитектор

ЧТО ТЫ ЦЕНИШЬ БОЛЬШЕ ВСЕГО В РАБОТЕ НАД PORT ART FAIR?

Команду и динамику процесса. Задействовано внушительное количество талантливых коллег, все мы с головой погружаемся, чтобы создать потрясающее мероприятие. Живой рабочий процесс с теми, кто готов доверять, помогать, слушать и слышать.

ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ «МЫ ДЕЛАЕМ PORT ART FAIR ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ…»

Подарить Петербургу самое яркое арт-событие года. Преумножать связь горожан с искусством, принимать гостей, открывать новые имена и наблюдать уже полюбившихся художников, двигать рынок искусства — уверена, что я еще не все перечислила. Это событие с очень мощной энергетикой.

ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ СВОЯ КОЛЛЕКЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА?

У меня кочующий образ жизни и пока я не решаюсь на большие полотна, но имею множество дорогих сердцу «штучек», печатных изданий, объектов, в том числе одежды, созданной художниками и художницами, что-то купила, что-то подарили... Планирую пополнить небольшого размера живописью или графикой, заглядываюсь на секцию независимых художников PAF.

ИЗ ЧЕГО В ЦЕЛОМ СКЛАДЫВАЕТСЯ РАБОТА НАД АРХИТЕКТУРОЙ ПРОСТРАНСТВА?

Это сложносочиненная загадка с множеством подвижных вводных. Архитектура ярмарки должна быть функциональной, при этом иметь собственный запоминающийся визуальный язык, а еще быть достаточно гибкой и при необходимости принимать в себя изменения, которые вносит реальность. Важно сделать ярмарку комфортной и понятной для тысяч людей, для сотрудников, соблюсти потребности каждой галереи и каждого художника, и самое главное — архитектура должна работать на искусство, нежно быть для него другом и опорой.

КАКАЯ ИСТОРИЯ СТОИТ ЗА РАБОТОЙ С ПРОСТРАНСТВОМ ДЛЯ PORT ART FAIR?

Это про трудолюбие и отвагу, мы справились со всеми сложностями и ярмарке быть. Сейчас, во время стройки, я испытываю эйфорию, когда чертежи и картинки материализуются на глазах. А еще это история про любовь к искусству и людям, повторюсь, все это: труд десятков людей, организация мероприятия, все это, чтобы человек в итоге смэтчился с тем самым предметом искусства и стал чуточку счастливее.

Елизавета Закураева

координатор секции галерей

ЧТО ТЫ ЦЕНИШЬ БОЛЬШЕ ВСЕГО В РАБОТЕ НАД PORT ART FAIR?

Самое ценное для меня в работе над таким классным мероприятием — это атмосфера в команде. Счастлива быть окруженной интересными и эмпатичными людьми, которые на время становятся буквально второй семьей. Вместе мы делаем уже вторую ярмарку в Севкабеле и каждый раз это похоже на волшебство — как от задумки в переговорке появляется огромное пространство, которое наполняется искусством и наполняет им Петербург.

ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ «МЫ ДЕЛАЕМ PORT ART FAIR ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ…»

Мы делаем Port Art Fair для того, чтобы арт-сцена Петербурга расцвела и зазеленела этой весной. Port Art Fair — это классная возможность для независимых художников, объединений и галерей представить себя зрителю, а посетителям увидеть интересное искусство и найти своих любимчиков среди прежде незнакомых имен.

ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ СВОЯ КОЛЛЕКЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА?

У меня есть небольшая коллекция искусства, кстати, художников которые были и будут представлены на ярмарке в прошлом или в этом году — графика Полины Майер, акварель и скульптура «Существо» Серафимы Сажиной, нежная вышивка Насти Иваненковой и живопись Вовы Цыгана.

КАКУЮ РОЛЬ ИГРАЮТ ГАЛЕРЕИ В ПРОГРАММЕ ЯРМАРКИ?

Выборка галерей в этом году широкая — помимо знакомых публике петербургских имен и artist-run объединений, к нам приедут гости из Москвы и других регионов (Никольские хрустальные мастерские, Сообщество Современных сибирских художников). Наша география растет.

КАК ГАЛЕРЕИ МОГЛИ ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К ЯРМАРКЕ?

Галереи участвовали в общем open-call'e и у нас сердце разрывалось, когда наступала стадия отбора, — хочется пригласить как можно больше разных и талантливых коллективов от галерей. Верю, что выборка получилась очень яркая и репрезентативная, где каждый найдет в зоне галерей для себя вдохновение и что-то в домашнюю коллекцию.

INTERVIEW

Author: Irina Gerasimova

Photos: Sergey Misenko

16 April, 2024