Кто это придумал и как это работает: Мастерская Брусникина

ИНТЕРВЬЮ

Автор: Ирина Герасимова

Фото: Варвара Орлова

08 April, 2025

Мастерская Брусникина — это независимый современный театр, устроенный по принципу сообщества, в котором людей разных театральных профессий объединяет неравнодушное отношение к своему делу и к жизни. Все спектакли Мастерской прямо или косвенно исследуют российскую действительность. В 2025 году одному из самых честных российских театров исполняется 10 лет. К юбилею команда театра приготовила большой спектакль-концерт, показ которого состоится 8 апреля на площадке Театрального центра «На Плющихе».

Мы поговорили с брусникинцами о жизни в их «доме» — герои рассказали о том, как сейчас ими воспринимается Мастерская Брусникина, поделились знаковыми воспоминаниями и постарались выразить то, что согревает их сердца.

Мария Синицына

директор

ЧТО ДЛЯ ВАС СИМВОЛИЗИРУЕТ МАСТЕРСКАЯ БРУСНИКИНА, КАК БЫ ВЫ ЕЕ ОПИСАЛИ?

В первую очередь — люди. Место профессионального старта для невероятно талантливых крутых людей. Особая связь, которая выдерживает испытание расстоянием и временем. Идея, которая по мере взросления ребят и театра остается в ДНК. И конечно, это наши спектакли и сообщество людей, на протяжении десяти лет поддерживающих независимый театр.

ЧТО ВАМ ДАЕТ МАСТЕРСКАЯ БРУСНИКИНА, КАК ЛИЧНО, ТАК И ПРОФЕССИОНАЛЬНО? ЧТО ДЛЯ ВАС САМОЕ ВАЖНОЕ В ВАШЕЙ РАБОТЕ?

В моей работе, безусловно, есть повседневная рутина, связанная с функционированием театра как организации. И то, что дает мне много сил и энергии — это создание условий для развития творческих возможностей. Мне важно способствовать появлению обстоятельств, в хорошем смысле этого слова, провоцирующих на эксперимент, открывающих новые горизонты для проявления инициативы и амбиций. «Если хочешь сделать что-то новое — делай! Давай подумаем, как тебе помочь сделать это».

ПО-ПРЕЖНЕМУ ЛИ МАСТЕРСКАЯ БРУСНИКИНА СВЯЗАНА С ИДЕЯМИ ДМИТРИЯ БРУСНИКИНА? ЕСЛИ ДА, ТО В ЧЕМ ЭТО ВЫРАЖЕНО?

Идеи и принципы, заложенные Дмитрием Владимировичем, остаются с нами. Это касается отношения к своей работе, к партнерам и к зрителям, которые приходят на спектакли. В честном ответе на вопросы «Почему это важно и нужно сегодня? В чем тема?». Профессионализм соединяется с гражданской и человеческой позицией, в которой каждый является активным наблюдателем, фиксирующим и анализирующим реальность. И в этой точке реальности театр соединяется со зрителями — не в XIX веке, и не в XXI, а здесь и сейчас.

В ЭТОМ ГОДУ У МАСТЕРСКОЙ БРУСНИКИНА ЮБИЛЕЙ — 10 ЛЕТ. КАК ВЫ ОСМЫСЛЯЕТЕ ЭТОТ ОПЫТ И ЧТО ПЛАНИРУЕТЕ ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ?

Про курс, который стал основой Мастерской Брусникина 10 лет назад, можно сказать, что Брусникин потрясающе мог видеть человека. Ему удалось собрать невероятно крутых людей, и здесь речь не только про их талант, но и про человеческие качества. Этим людям достались всё его внимание и любовь. Следующий курс выпускался через год после ухода Дмитрия Владимировича в 2018 году, и сейчас эти ребята — наша основа основ, так что разделение на «старших» и «младших», которое, может, и было в самом начале, исчезло само собой.

Самые старшие ученики Дмитрия Владимировича сейчас уже сами мастера — Сергей Щедрин, Юрий Квятковский, Алексей Розин, и в прошлом году к нам пришли прекрасные актеры, выпускники курса Марины Брусникиной и Сергея Щедрина, абсолютно наши люди.

У Брусникина было правило: если чувствуешь в себе желание и силы попробовать себя в новой области — сделай это. И мы делаем: брусникинцы пробуют себя в режиссуре, пишут музыку, преподают и пишут сценарии. В Мастерской Брусникина за 10 лет выросли и состоялись 12 режиссеров, которые работают не только в театре, но и в кино.

Ежегодно у нас выходит несколько премьер — это результат Питчинга Мастерской Брусникина, который мы придумали в 2021 году как платформу, на которой молодые творческие команды могут представить эскизы своих театральных проектов. Питчинг превратился в фестиваль с насыщенной параллельной программой, с читками, выставкой, музыкой.

Ольга Чучадеева

PR и продюсер специальных проектов

ЧТО ДЛЯ ВАС СИМВОЛИЗИРУЕТ МАСТЕРСКАЯ БРУСНИКИНА, КАК БЫ ВЫ ЕЕ ОПИСАЛИ?

В данное актуальное время мастерская для меня — про смысл. Это деятельность, которая наполнена правдой. Во всех актуальных реалиях она дает понимание, зачем я это делаю, почему я это делаю и вообще зачем я что-либо делаю. А еще — про удовольствие, я настолько обожаю ребят и так счастлива, что однажды оказалась внутри, и что у меня есть возможность не просто смотреть, как рождаются новые постановки, не просто быть зрителем и фанатом, а быть причастной. Тут нет никаких для меня рутинных задач, связанных с Мастерской: всё, что делаю по ней, делаю с огромной любовью. Это вообще про дом — как когда ты долго снимал разное жилье, но всегда помнил, как это — жить у себя дома. Так и я работала на куче разных проектов, тоже интересных, но тут вот нашла свой дом и сад, который хочется возделывать и растить.

ЧТО ВАМ ДАЕТ МАСТЕРСКАЯ БРУСНИКИНА, КАК ЛИЧНО, ТАК И ПРОФЕССИОНАЛЬНО?

Театр и любые театральные перформансы позволяют соединять в себе сразу все мои предыдущие ипостаси — музыкальную, художественную, антрепренерскую, продюсерскую. Сама Мастерская для меня всегда была просто мечтой, хотелось с ней сотрудничать. Все ребята — это клад, это огромное количество самых разных характеров и героев.

ЧТО ДЛЯ ВАС САМОЕ ВАЖНОЕ В ВАШЕЙ РАБОТЕ В МАСТЕРСКОЙ БРУСНИКИНА?

Самое важное, наверное, это иметь возможность делать с классной менеджерской и творческой командой разные проекты, находить возможности возить спектакли в разные города. Я занимаюсь гастролями в Петербург: как, скажем, козырными в партнерстве с Новой Голландией, так и самодельными, на грани самоокупаемости — хендмейд, когда кучу всего делаешь сам. А еще здорово представлять высокопрофессиональный продукт и быть его голосом в том числе, и конечно, это о возможности показать честный театр и нести его в массы.

КАК ИЗМЕНИЛАСЬ МАСТЕРСКАЯ БРУСНИКИНА ЗА ПОСЛЕДНИЕ ТРИ ГОДА?

Помню эти золотые времена, когда Мастерская взорвала культурный ландшафт Москвы. Все ребята были кумирами. Встречала их на разных мероприятиях. Они читали стихи, играли перфомансы. Смотрела, затаив дыхание, еще в театр-студии «Человек», например, «Наташину мечту». И именно благодаря Мастерской открывала для себя современную драматургию и театр. За три последних года, наверное, мы все-таки отстроились. Это было всегда, но просто момент, когда я пришла, был переломным, в связи с приходом нового директора Маши Синицыной — она пригласила меня примкнуть к команде, что дало ощущение почвы под ногами и возможность делать независимые вещи. И нас объединяет большая любовь к Мастерской.

КАКИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ ДЕЛАЕТ МАСТЕРСКАЯ БРУСНИКИНА И КАКИХ СПЕЦПРОЕКТОВ У ВАС НИКОГДА НЕ БУДЕТ И ПОЧЕМУ?

Специальные проекты могут быть как коммерческие, так и некоммерческие — от перфомансов на запуск нишевых ароматов, до сайт-специфик спектаклей-променадов и коллабораций с культурными институциями. Из недавнего — участвовали в дискуссии после показа фильма «Мелочи жизни» с Киллианом Мерфи, организованный кинопрокатной компанией Про:Взгляд, а модерировала беседу Мария Бессметная. Мы всегда стараемся, чтобы все было в букве стиля, вкуса, смысла и профессионально. Наша область — коллаборации с такими же энергичными и амбициозными партнерами, не боящимися мечтать: смелое владение жанрами, оригинальные решения вместо кондовых читок — здесь может быть реализована практически любая самая фантастическая идея. Не будет только места для заказухи и пропаганды.

Вика Шарикова

заведующая труппой и продюсер

ЧТО ДЛЯ ВАС СИМВОЛИЗИРУЕТ МАСТЕРСКАЯ БРУСНИКИНА, КАК БЫ ВЫ ЕЕ ОПИСАЛИ?

Динамичность. Как внутри спектаклей, так и внутри театра в целом — мы никогда не стоим на месте. Все время что-то меняется вокруг и внутри нас, а театр это отражает. Это самое ценное — не отрываться и не застывать, а быть открытыми миру и новому. Думаю, именно этим мы занимаемся сами и даем это зрителям.

ЧТО ВАМ ДАЕТ МАСТЕРСКАЯ БРУСНИКИНА, КАК ЛИЧНО, ТАК И ПРОФЕССИОНАЛЬНО?

В профессиональном плане главное, что мне дала и дает Мастерская — это возможность создавать классные вещи буквально из ничего. У нас есть идея, и мы думаем, как это воплотить. Потом поиски, обсуждения, переговоры, привлечение ресурсов, пишется пьеса или музыка, которая постепенно превращается в эскиз или спектакль. Когда проходит показ, трудно поверить, что когда-то это было просто идеей, которую вы сами воплотили в жизнь и сделали что-то во всех смыслах настоящее.

ЧТО ДЛЯ ВАС САМОЕ ВАЖНОЕ В ВАШЕЙ РАБОТЕ В МАСТЕРСКОЙ БРУСНИКИНА?

Как ни странно, для меня самое важное — это люди, которые никогда не делают ничего формально. Артисты и продюсерская команда всегда максимально вкладывается в то, что мы делаем. Благодаря этому на сцене мы видим то, что по-настоящему трогает. Для меня важно именно такое отношение к Мастерской, к ее спектаклям и всему, что происходит. Иначе зачем заниматься театром.

ЕСТЬ ЛИ У МАСТЕРСКОЙ БРУСНИКИНА ВСТРЕЧИ ТРУППЫ И ЕСЛИ ДА, ТО КАК ОБЫЧНО ОНИ ПРОХОДЯТ? НАД КАКИМИ ПРОЕКТАМИ, СПЕКТАКЛЯМИ ВЕДЕТСЯ РАБОТА В ТЕЧЕНИЕ ЮБИЛЕЙНОГО ГОДА?

У нас всегда много проектов, которые идут параллельно. Сейчас главное, к чему мы готовимся — это большой вечер к Десятилетию Мастерской. Помимо Десятилетия мы продолжаем жить театральной жизнью — прямо сейчас репетируем — премьеру «Плотник» можно будет увидеть 23 мая. Этот спектакль воплощение изменений и движения, как внутреннего, так и внешнего. Питчинг Мастерской Брусникина традиционно проводим летом — для меня это одно из самых интересных событий, потому что там можно увидеть целый парад эскизов спектаклей, изменения театра и мышления людей за предыдущий год. Также мы очень ждем и следующие премьеры — в репертуарных планах современная музыка, подростковый спектакль, партнерство с фестивалем Context Дианы Вишневой.

Алексей Мартынов

режиссер, актер и член художественного совета

ЧТО ДЛЯ ВАС СИМВОЛИЗИРУЕТ МАСТЕРСКАЯ БРУСНИКИНА, КАК БЫ ВЫ ЕЕ ОПИСАЛИ?

Мастерская Брусникина — грибница, разветвленная сеть, состоящая из разных персонажей и героев, которые появляются в самых разных местах. А еще это космическая система, которая включает планеты и спутники. И костер, который горит 10 лет.

ЧТО ВАМ ДАЕТ МАСТЕРСКАЯ БРУСНИКИНА, КАК ЛИЧНО, ТАК И ПРОФЕССИОНАЛЬНО?

Как актер и как режиссер я начинался и продолжаюсь в Мастерской Брусникина. Свое личное счастье я тоже нашел здесь.

ЧТО ДЛЯ ВАС САМОЕ ВАЖНОЕ В ВАШЕЙ РАБОТЕ В МАСТЕРСКОЙ БРУСНИКИНА?

Продолжая мою метафору с костром, для меня самое важное – подкладывать дров в этот костер.

РЕПЕТИЦИИ КАКИХ СПЕКТАКЛЕЙ ЗАПОМНИЛИСЬ БОЛЬШЕ ВСЕГО И ПОЧЕМУ?

«Безбашенный процесс» под руководством Михаила Дмитриевича Мокеева, когда мы для этюда пробовали персонажей, образы, сцены в разных жанрах, например, сцена из «Бесов» была однажды сыграна в клоунском стиле. Конечно же, «Конармия» Максима Диденко — мы занимались каким-то другим театром, особенно памятны репетиции в рамках нашей поездки в Комарово. И всё это оказало на меня огромнейшее влияние, когда мы две недели каждый день показывали этюды, практически без слов, а только с невероятной какой-то внешней пластической выразительностью. И еще репетиции спектакля «Слон» под руководством Андрея Стадникова, так как это был перформативный метод работы над спектаклем и изучение нового театра.

КАКИЕ РЕШЕНИЯ В МАСТЕРСКОЙ БРУСНИКИНА ПРИНИМАЮТСЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ СОВЕТОМ?

Отвечу про Питчинг Мастерской Брусникина — этот проект сформировался в 2021 году, когда мы решили каждое лето показывать эскизы возможных будущих спектаклей. С тех пор Питчинг стал кровеносной системой Мастерской, потому что в основном все спектакли за последние 4 года выходили из-под крыла этого проекта, который курирует художественный совет.

Алиса Кретова

режиссер, актер, член художественного совета

ЧТО ДЛЯ ВАС СИМВОЛИЗИРУЕТ МАСТЕРСКАЯ БРУСНИКИНА, КАК БЫ ВЫ ЕЕ ОПИСАЛИ?

Мастерская Брусникина для меня пространство для души, которое мы сделали сами, я горжусь этим очень сильно. Это пространство тотальной свободы. Было раньше. Сейчас, во время военной цензуры, свободы практически нет нигде, все время звучит отголосок контекста. Мы не понимали и не ценили насколько были свободны в творчестве и в возможности говорить и быть услышанными. Это было для нас нормой и, конечно же, рефлексия и осознание пришло через кривое зеркало, в которое ты смотришь и можешь видеть прошлое совершенно под другим углом. Мастерская была и остается пространством тотального понимания, у нас один вокабуляр, одни ценности, не только наши, но на них все выстраивалось и держится для многих наших зрителей и почитателей. Пространство творчества искреннего и личного, пространство диалога.

ЧТО ВАМ ДАЕТ МАСТЕРСКАЯ БРУСНИКИНА, КАК ЛИЧНО, ТАК И ПРОФЕССИОНАЛЬНО?

В Мастерской я избалована стала правом голоса, который влияет и решает. Теперь, когда в жизни стало такой возможности меньше, я только сейчас осознаю, что я все же знаю, что такое свобода и что такое команда, чувство долга и сокровище в виде сделанного собственного дела и проекта.

У ВАС В ПРОФИЛЕ НА САЙТЕ МАСТЕРСКОЙ БРУСНИКИНА НАПИСАНО, ЧТО СПЕКТАКЛЬ «СЛОН» ВАШ ЛЮБИМЫЙ. ПОЧЕМУ И НА ЧТО ОН ПОВЛИЯЛ?

Создание спектакля проходило как тотальный тренинг с Александром Андрияшкиным, который был посвящен осознанию себя, мотивов действий на сцене и социальной хореографии. Андрей Стадников научил меня играть ничего не играя. Это был параллельный мир, который сильно повлиял на меня личностно.

ПРО ЧТО ВЫ СТАВИЛИ СПЕКТАКЛЬ «ДЕВУШКИ В ЛЮБВИ»?

Это пьеса разработана мной и коллегами про созависимые отношения, спектакль — про первую самостоятельную работу в 2016 году, а выпустились мы в 2015, получилось рассказать про всё, чему мы научились разом.

Андрей Минеев

актер, музыкант, композитор

ЧТО ДЛЯ ВАС СИМВОЛИЗИРУЕТ МАСТЕРСКАЯ БРУСНИКИНА, КАК БЫ ВЫ ЕЕ ОПИСАЛИ?

Это команда талантливых людей, единомышленников и просто хороших артистов. Я в этом убеждаюсь с каждым новым проектом.

ЧТО ВАМ ДАЕТ МАСТЕРСКАЯ БРУСНИКИНА, КАК ЛИЧНО, ТАК И ПРОФЕССИОНАЛЬНО?

Здесь нет рамок. Я имею в виду адекватное восприятие как конвенционального театра, так и актуального, нет зацикленности на чем-то одном, поэтому есть возможность пробовать себя в разном.

ЧТО ДЛЯ ВАС САМОЕ ВАЖНОЕ В ВАШЕЙ РАБОТЕ В МАСТЕРСКОЙ БРУСНИКИНА?

Наши отношения с коллегами переросли рабочее общение. Для меня это классные, близкие приятели, с которыми чувствую себя очень комфортно.

ВЫ ОКОНЧИЛИ КУРС МАРИНЫ БРУСНИКИНОЙ В ШКОЛЕ-СТУДИИ МХАТ. КАКОЙ ФОРМУЛЕ РАБОТЫ НА СЦЕНЕ ВАС УЧИЛИ?

Сложно выделить что-то одно, нам преподавали очень много разных дисциплин, обучали совершенно разным театральными «школам». Но самое главное, чему я научился — не выходить на сцену «с холодным носом». Находить интерес в любом спектакле и работать на 100% искренне.

ВЫ ИГРАЕТЕ В СПЕКТАКЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ПРОСТОДУРСЕН. ВЕЛИКИЙ ТЕАТР». ЧТО САМОЕ ГЛАВНОЕ В ТЕАТРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ?

Самое главное, чтобы детям было интересно! Если они смеются, реагируют, а потом на поклонах идут обниматься, значит, мы все делаем правильно. В этом спектакле мы часто дурачимся, дети чувствуют нашу легкость и непосредственность, и их внимание не рассеивается. Очень люблю этот спектакль.

Владимир Канухин

актер

ЧТО ДЛЯ ВАС СИМВОЛИЗИРУЕТ МАСТЕРСКАЯ БРУСНИКИНА, КАК БЫ ВЫ ЕЕ ОПИСАЛИ?

Ассоциируется со словом «родное», потому что невозможно отделить себя от нарицательного «Брусникинец» — это как вторая фамилия. Второе слово-ассоциация — школа. Причем не просто «школа-студия», а именно школа выстраивания человеческих взаимоотношений, школа, где мастер — самый важный учитель, школа, где постоянно впитываешь в себя новую информацию и формируешь себя как личность. Третье слово — дом, где тебя всегда ждут, принимают и понимают.

ЧТО ВАМ ДАЕТ МАСТЕРСКАЯ БРУСНИКИНА, КАК ЛИЧНО, ТАК И ПРОФЕССИОНАЛЬНО?

До сих пор сотрудничество с Мастерской позволяет мне не терять форму, оттачивать свои навыки, делиться своим творчеством со зрителем. Мастерская — какое-то непоколебимое искусство, с которым я иду бок о бок уже много лет.

ЧТО ДЛЯ ВАС САМОЕ ВАЖНОЕ В ВАШЕЙ РАБОТЕ В МАСТЕРСКОЙ БРУСНИКИНА?

Первое, чему нас учил Дмитрий Владимирович и сама Мастерская, что это — дело коллективное, то есть приходить ради зрителя, ради коллег и быть с ними в одном дыхании, в одном темпе, несмотря на разные возраста, выпуски, жизненные события. Это то место, где мы становимся единым механизмом. А быть его частью — большая редкость и удача.

КОГДА ВЫ ПОСТУПАЛИ К ДМИТРИЮ БРУСНИКИНУ, ВАМ НУЖНО БЫЛО РАССКАЗАТЬ ЛИЧНУЮ ИСТОРИЮ. КАКАЯ ЭТО БЫЛА ИСТОРИЯ И ПОЧЕМУ?

Признаюсь, когда я поступал, я выбрал форму рассказа о себе в виде сказки, что тогда очень сильно удивило Дмитрия Владимировича. Сказка была про мальчика и чайку, которые жили у моря. И образ чайки символизировал недостижимое, что-то в облаках как мечта. У мальчика была мечта — дотронуться до нее, поймать. А затем у него выросли крылья. Дмитрию Владимировичу понравилось. И, наверное, он нашел в ней что-то по-детски искреннее.

ВЫ ПРИНИМАЛИ УЧАСТИЕ В ПРОЕКТЕ «ТРАНССИБ». РАССКАЖИТЕ ОБ ЭТОМ ОПЫТЕ.

Потрясающее путешествие, которое Дмитрий Владимирович подарил нескольким поколениям. Это было путешествие, о сути которого ты даже и не догадывался, но которое стало событием на всю жизнь. Только повзрослев, начинаешь осознавать и понимать, что это целое испытание и важная история. Люди из других стран покупают за бешеные деньги билеты для того, чтобы у них была такая возможность прокатиться. Поэтому Дмитрий Владимирович оставил нам такой подарок с воспоминаниями и историей. Мы проехали Транссибирскую магистраль и все 14 дней узнавали свою страну.

Юлия Разумовская

актриса, член художественного совета

ЧТО ДЛЯ ВАС СИМВОЛИЗИРУЕТ МАСТЕРСКАЯ БРУСНИКИНА, КАК БЫ ВЫ ЕЕ ОПИСАЛИ?

Для меня это место единомышленников с общими взглядами на то, каким театр должен и может быть сегодня, какое место в нем занимает актер, и что мы можем выразить с помощью театра.

ЧТО ВАМ ДАЕТ МАСТЕРСКАЯ БРУСНИКИНА, КАК ЛИЧНО, ТАК И ПРОФЕССИОНАЛЬНО?

Возможность высказываться и не ограничивать себя. Ограничивает пока отсутствие бюджета и наличие своей площадки, но внутри невероятно вдохновляет возможность пробы, поиска и профессионального и человеческого роста.

ЧТО ДЛЯ ВАС САМОЕ ВАЖНОЕ В ВАШЕЙ РАБОТЕ В МАСТЕРСКОЙ БРУСНИКИНА?

Для меня важно, что на сцене я с людьми, которые приходят не просто на работу, чтобы зарабатывать деньги. Они тут, чтобы выйти на сцену и сыграть спектакль, сказать что-то важное. Это ценно — быть здесь, потому что ты обожаешь театр, хочешь выходить на площадку и играть в классных спектаклях. Это очень важно.

ЧЕМУ ВАС УЧИЛ ДМИТРИЙ БРУСНИКИН, ЧТО ЗАПОМНИЛОСЬ БОЛЬШЕ ВСЕГО?

Я помню, что когда мы делали «До и после» (это был второй курс), мне в этот период важно было найти опору в образовании, столпы в профессии актера, на которые можно опереться в плане понимания театра. Хотелось понять как быть и развиваться. И тогда я подошла к Дмитрию Владимировичу, говорю: «А есть ли что-то стабильное в театре?» И Дмитрий Владимирович сказал: «Конечно, нет. Театр меняется». Театр не может оставаться законсервированным музеем. Театр — это живой организм. Это очень важно для осознавания себя и понимания того, что ты делаешь.

ВЫ ИГРАЛИ В КУЛЬТОВОМ СПЕКТАКЛЕ МАСТЕРСКОЙ БРУСНИКИНА «БЕСЫ.НОЧЬ». РАССКАЖИТЕ О СВОЕЙ РОЛИ В НЕМ И НА ЧЕМ ОНА СТРОИЛАСЬ?

Моя роль строилась на полнейшем безумии и интуиции. Была задача спасти и максимально защитить героя, которого играл Лёша Мартынов. Все было построено на физике и теле. Мы переходили из одного состояния в другое, перемещались по стенке и при этом произносили свой текст. В процессе показов спектакля не было никакой стабильности — помню, как за пять минут до выхода на сцену, к нам подошел режиссер Михаил Мокеев, и сказал: «Так, а сегодня попробуйте наоборот». И нам пришлось тут же по ходу дела как-то меняться, пристраиваться друг к другу. Каждый раз острые ощущения.

Юрий Квятковский

режиссер, член художественного совета

ЧТО ДЛЯ ВАС СИМВОЛИЗИРУЕТ МАСТЕРСКАЯ БРУСНИКИНА, КАК БЫ ВЫ ЕЕ ОПИСАЛИ?

Мастерская Брусникина символизирует недосягаемость, потому что даже после того, как ушел Брусникин-мастер, который, конечно же, являлся центральной фигурой институции, и этот коллектив продолжает держаться друг друга, не развалился, хотя прошло уже много лет. Недосягаемость – это то, к чему все стремятся, но то, что дается единицам.

ЧТО ВАМ ДАЕТ МАСТЕРСКАЯ БРУСНИКИНА, КАК ЛИЧНО, ТАК И ПРОФЕССИОНАЛЬНО?

Большую ответственность, невыносимую порой. Развивать это дело, это начинание в условиях, практически невозможных для этого. Поэтому — боль и радость.

ЧТО ДЛЯ ВАС САМОЕ ВАЖНОЕ В ВАШЕЙ РАБОТЕ В МАСТЕРСКОЙ БРУСНИКИНА?

Sex, drugs, rock'n'roll.

ВЫ ГОТОВИТЕ ЮБИЛЕЙНЫЙ ПРОЕКТ. О ЧЕМ ОН БУДЕТ?

Сам вечер будет про то, чтобы осознать, что такое Мастерская Брусникина для Москвы и для людей, которые наблюдали ее рождение и развитие. Очень интересно, кто окажется в зале. Все билеты проданы на этот вечер. Что это за юбилей? Для кого этот юбилей? Огромный вопрос.

КАК ВЫ РАБОТАЛИ С ПАМЯТЬЮ И К ЧЕМУ ОБРАЩАЛИСЬ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ЮБИЛЕЙНОГО ПРОЕКТА?

Опыт любого театра — это его спектакли. Мы решили взять финалы этих спектаклей и весь вечер посвятить финалам. Всяческим.

Сергей Щедрин

режиссер, член художественного совета

ЧТО ДЛЯ ВАС СИМВОЛИЗИРУЕТ МАСТЕРСКАЯ БРУСНИКИНА, КАК БЫ ВЫ ЕЕ ОПИСАЛИ?

Дом — там, где все свои, там, где всегда тепло и приятно.

ЧТО ВАМ ДАЕТ МАСТЕРСКАЯ БРУСНИКИНА, КАК ЛИЧНО, ТАК И ПРОФЕССИОНАЛЬНО?

Возможность встречаться с дорогими мне людьми. Там мои друзья.

А ЗАЧЕМ МАСТЕРСКОЙ БРУСНИКИНА НУЖЕН ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ?

Для того, чтобы давать художественные советы.

ИНТЕРВЬЮ

Автор: Ирина Герасимова

Фото: Варвара Орлова

08 April, 2025