«Мощь единения и хрупкая надежда»: куратор Лилиана Маррэ о новой выставке Андрея Кузькина в Anna Nova Gallery

ВЫСТАВКИ

Фото: Алексей Боголепов. Предоставлено галереей Anna Nova.

01 November, 2023

До 10 декабря в Anna Nova Gallery проходит выставка Андрея Кузькина «жить забыть жить забыть». Этот проект — размышления художника о жизни и смерти, которые сформировались в два противоположных художественных высказывания — акцию «Я еще жив. Я еще жива» и масштабную инсталляцию «Дар забвения или формула пустого мира».

Мы поговорили с Лилианой Маррэ, куратором проекта и директором галереи Anna Nova, о значимости работ Кузькина для современного художественного сообщества, и эмоциях зрителей, которые возникают при посещении выставки.

Лилиана Маррэ

куратор проекта и директор галереи Anna Nova

О значимости работ Андрея Кузькина для современного художественного сообщества

Его признание как одного из самых выдающихся художников современности пришло не просто так. Андрей продолжает традицию московского концептуализма, которая абсолютно уникальна. Это в то же время ставит его в одну линию с такими художниками, как Марина Абрамович. Он важная фигура в развитии не только российского перформанса и акционизма, но и мирового искусства. Не зря Андрей был включен в рейтинг самых влиятельных художников (по версии изданий «Артхроника», «Артгид», «The Art Newspaper Russia») и в историю мирового перформанса.

Художник — дважды лауреат премии в области современного искусства имени Кандинского, дважды государственной премии в области современного искусства «Инновация», трижды премии в области современного искусства «Соратник». Участник параллельной программы 54-й Венецианской биеннале, Биеннале современного искусства в Нью-Йорке Performa, Берлинской биеннале современного искусства и многих других значимых событий в мире современного искусства.

Работы Кузькина находят отклик у самой широкой аудитории благодаря силе и чистоте высказывания. И неважно, месит ли он бетон или чертит линию на стене в течение нескольких часов (прим. перформансы «По кругу» и «Пространственно-временной континуум» 2008 года). Любой современный художник такого уровня зачастую кажется провидцем. Его проекты всегда актуальны и сказаны современным языком и, порой, предвосхищают и словно предсказывают события которые произойдут в дальнейшем. Проблемы, которые он поднимает в своих проектах вневременные — это захватывает дух.

Об актуальности проектов «Я еще жив. Я еще жива» и «Дар забвения или формула пустого мира»

Оба проекта — «Я еще жив. Я еще жива» и «Дар забвения или формула пустого мира», — действительно были созданы с разрывом во времени, в 2019 и 2021 году соответственно. Перед нами стояла достаточно сложная задача — совместить их, чтобы они не противоречили, а дополняли друг друга.

Замысел выставки родился из желания показать масштабную инсталляцию «Дар забвения», которая была актуальна уже четыре года назад, а теперь, в текущих событиях «настоявшись», требует нового взгляда и обретает дополнительные смыслы. По реакциям и отзывам посетителей мы видим, что попали в самую точку, в живой нерв, который мучительно отзывается сегодня в каждом из нас. Мы даже не можем назвать эту инсталляцию антиутопичным взглядом на будущее, ведь возможно, она повествует о страшной и тяжелой реальности, в которой мы уже находимся.

Второе художественное высказывание «Я еще жив. Я еще жива» — акция, которая продолжается в режиме реального времени и пока не имеет финальной точки. Изначально она давала оптимистичный взгляд на реальность, но сейчас вызывает совсем противоположные ассоциации.

Андрей сразу настаивал на включении этой работы в экспозицию. Да, она дает надежду, вызывает чувство единения, но одновременно пугает своим масштабом и острым чувством заземления в текущем моменте. Многие расписки (а их около 300 штук), которые оставляли люди еще в 2021 году, буквально за 4 месяца до начала (слово, запрещенное в РФ), возможно, уже изменили свой статус. Они стали отпечатком времени. В итоге, в этом противоречии и родилось новое высказывание, которое на контрасте «холодного душа» смены экспозиции с первого на второй этаж, дает надежду — и снова забирает ее, давая требуемый эффект.

Об устройстве и архитектуре выставки

Как я уже говорила ранее, проект на первом этаже галереи — это высказывание про мимолетность и хрупкость жизни, а на втором — про актуальную для нас тему забвения и смерти. Все люди, которые посещают проект, могут так или иначе оставить свой след и увидеть черноту, которая сейчас нас окружает.

Хлебный человек (хлеб в христианской традиции олицетворяет сакральную жертвенность) одиноко и бесконечно печально лежит в темноте, подсвеченный холодным светом лайтбоксов. Скульптура окружена ужасающими словами без надежды на спасение. Это по-настоящему заставляет испытывать мурашки по коже.

Мы видим по реакции зрителей, что, в отличие от остальных наших проектов, они единодушно деликатны и внимательны к экспозиции. Никто не пытается дотронуться до человека и нарушить глубокую атмосферу этого пространства.

Приятно видеть, что зрители участвуют в акции «Я еще жив. Я еще жива». Каждый хочет оставить свой след в истории, и по мере того, как заполняется пространство, инсталляция превращается в единый ансамбль. Его, конечно, хотелось бы расширить, сделать экспозицию тотальной, чтобы любой входящий ощущал мощь единения и хрупкую надежду. На эти эмоции и направлен проект художника.

ВЫСТАВКИ

Фото: Алексей Боголепов. Предоставлено галереей Anna Nova.

01 November, 2023