“The power of unity and the fragile hope”: curator Liliana Marre about Andrey Kuzkin’s new exhibition at Anna Nova Gallery

on view

Photos: Alexey Bogolepov. By Anna Nova Gallery.

01 November, 2023

Until December 10, the Anna Nova Gallery is hosting Andrey Kuzkin’s exhibition “to live forget to live forget” This project is the artist’s reflections on life and death, which were formed into two opposing artistic statements — the action “I’m still alive. I’m still alive” and the large-scale installation “The Gift of Oblivion or the Formula of an Empty World”.

We spoke with Liliana Marre, project curator and director of the Anna Nova gallery, about the significance of Kuzkin’s works for the modern art community, and the emotions of viewers that arise when visiting the exhibition.

This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.

Лилиана Маррэ

куратор проекта и директор галереи Anna Nova

О значимости работ Андрея Кузькина для современного художественного сообщества

Его признание как одного из самых выдающихся художников современности пришло не просто так. Андрей продолжает традицию московского концептуализма, которая абсолютно уникальна. Это в то же время ставит его в одну линию с такими художниками, как Марина Абрамович. Он важная фигура в развитии не только российского перформанса и акционизма, но и мирового искусства. Не зря Андрей был включен в рейтинг самых влиятельных художников (по версии изданий «Артхроника», «Артгид», «The Art Newspaper Russia») и в историю мирового перформанса.

Художник — дважды лауреат премии в области современного искусства имени Кандинского, дважды государственной премии в области современного искусства «Инновация», трижды премии в области современного искусства «Соратник». Участник параллельной программы 54-й Венецианской биеннале, Биеннале современного искусства в Нью-Йорке Performa, Берлинской биеннале современного искусства и многих других значимых событий в мире современного искусства.

Работы Кузькина находят отклик у самой широкой аудитории благодаря силе и чистоте высказывания. И неважно, месит ли он бетон или чертит линию на стене в течение нескольких часов (прим. перформансы «По кругу» и «Пространственно-временной континуум» 2008 года). Любой современный художник такого уровня зачастую кажется провидцем. Его проекты всегда актуальны и сказаны современным языком и, порой, предвосхищают и словно предсказывают события которые произойдут в дальнейшем. Проблемы, которые он поднимает в своих проектах вневременные — это захватывает дух.

Об актуальности проектов «Я еще жив. Я еще жива» и «Дар забвения или формула пустого мира»

Оба проекта — «Я еще жив. Я еще жива» и «Дар забвения или формула пустого мира», — действительно были созданы с разрывом во времени, в 2019 и 2021 году соответственно. Перед нами стояла достаточно сложная задача — совместить их, чтобы они не противоречили, а дополняли друг друга.

Замысел выставки родился из желания показать масштабную инсталляцию «Дар забвения», которая была актуальна уже четыре года назад, а теперь, в текущих событиях «настоявшись», требует нового взгляда и обретает дополнительные смыслы. По реакциям и отзывам посетителей мы видим, что попали в самую точку, в живой нерв, который мучительно отзывается сегодня в каждом из нас. Мы даже не можем назвать эту инсталляцию антиутопичным взглядом на будущее, ведь возможно, она повествует о страшной и тяжелой реальности, в которой мы уже находимся.

Второе художественное высказывание «Я еще жив. Я еще жива» — акция, которая продолжается в режиме реального времени и пока не имеет финальной точки. Изначально она давала оптимистичный взгляд на реальность, но сейчас вызывает совсем противоположные ассоциации.

Андрей сразу настаивал на включении этой работы в экспозицию. Да, она дает надежду, вызывает чувство единения, но одновременно пугает своим масштабом и острым чувством заземления в текущем моменте. Многие расписки (а их около 300 штук), которые оставляли люди еще в 2021 году, буквально за 4 месяца до начала (слово, запрещенное в РФ), возможно, уже изменили свой статус. Они стали отпечатком времени. В итоге, в этом противоречии и родилось новое высказывание, которое на контрасте «холодного душа» смены экспозиции с первого на второй этаж, дает надежду — и снова забирает ее, давая требуемый эффект.

Об устройстве и архитектуре выставки

Как я уже говорила ранее, проект на первом этаже галереи — это высказывание про мимолетность и хрупкость жизни, а на втором — про актуальную для нас тему забвения и смерти. Все люди, которые посещают проект, могут так или иначе оставить свой след и увидеть черноту, которая сейчас нас окружает.

Хлебный человек (хлеб в христианской традиции олицетворяет сакральную жертвенность) одиноко и бесконечно печально лежит в темноте, подсвеченный холодным светом лайтбоксов. Скульптура окружена ужасающими словами без надежды на спасение. Это по-настоящему заставляет испытывать мурашки по коже.

Мы видим по реакции зрителей, что, в отличие от остальных наших проектов, они единодушно деликатны и внимательны к экспозиции. Никто не пытается дотронуться до человека и нарушить глубокую атмосферу этого пространства.

Приятно видеть, что зрители участвуют в акции «Я еще жив. Я еще жива». Каждый хочет оставить свой след в истории, и по мере того, как заполняется пространство, инсталляция превращается в единый ансамбль. Его, конечно, хотелось бы расширить, сделать экспозицию тотальной, чтобы любой входящий ощущал мощь единения и хрупкую надежду. На эти эмоции и направлен проект художника.

on view

Photos: Alexey Bogolepov. By Anna Nova Gallery.

01 November, 2023