«Нам не хватает красивых кресел и диванов»: Анастасия Колчина о том, кто сейчас создает мебель и почему это стало модно
Архитектор и урбанист Анастасия Колчина, основавшая бюро Синица, пишет для Forbes и преподает в Британской школе дизайна и МАРШ, а также разбирается в дизайне и производстве экологичной и пользующейся спросом мебели. Для нашей рубрики она рассказала о том, как российские бренды, несмотря на все сложности, наполняют почти пустой рынок своими линейками и учатся маркетингу у западных компаний.
Глобальные потрясения последних трех лет привели к неожиданному: в России стали делать мебель, уже не только энтузиасты-дизайнеры, но вполне себе массовый рынок. Как так получилось и к чему это приведет?
Локальное производство прекрасно с точки зрения экологии и устойчивости, но все разговоры об этом не приводили ни к чему пока везти из Китая было дешевле, а качество Италии оставалось недостижимым. И вот сначала «Крымнаш» отменил итальянские и скандинавские кресла и диваны, а потом ковид добил поставки из Китая — были проблемы с контейнерами, с ценой, со всем подряд и постоянно, так что даже самые упертые экспортеры перестроились на российский рынок.
Кажется, стулья совершили тот же скачок, что и сыр пятью годами ранее: как тульская страчателла и подмосковный пармезан могут быть предпочтительнее оригиналов, так и белорусские стулья выигрывают по цене у польских, а по качеству — у китайских.
При этом есть ощущение, что другие сферы — общепит, сфера моды, производство продуктов — быстро переварили и усвоили западные ходы и приемы в маркетинге, рекламе и подаче, а мебельные не успели это сделать до ковида и последующих событий. Между тем, чтобы просто возить мебель из точки А в точку Б и созданием цельного современного бренда разница такая же, как между ларьком в переходе и сетью магазинов с онлайн-приложением, и преодолевать ее придется теперь самостоятельно и на ощупь.
Кроме того, традиционные проблемы российского производства никуда не делись. Производство соединяет в себе четыре разных сферы, и со всеми в России есть свои сложности. Дизайн исторически не самая сильная сторона, конструкторы и разработчики склонны игнорировать задачи дизайна, рабочие и исполнители не отличаются дисциплиной и высокой производительностью труда, и над всем этим парит менеджмент со склонностью замыкать все на одного человека и ставить сроки к дню рождения, игнорируя реальность.
Знаем всю эту кухню изнутри — мы год назад сделали первую линейку универсальной мебели Holst. Сейчас мы с интересом наблюдаем за тем, насколько опустевший российский рынок мотивирует преодолевать все эти сложности остальных участников. Как интерьерным дизайнерам (бюро Синица специализируется на дизайне магазинов) нам очень не хватает красивых кресел и диванов, а модели Delo Design и Annki Studio есть уже почти во всех магазинах. Первая наша линейка — корпусная мебель, если разрабатывать и мягкую, нужно искать другие производства.
Превратит ли огромный спрос маленькие производства в большие бренды — неизвестно, но с точки зрения дизайна многие мои коллеги делают большие успехи.
Петр Сафиуллин уже шесть лет вкладывается в бренд Яратам, за что в этом году получил заслуженный Гран-при конкурса «Придумано и сделано». В формах коллекции стульев, табуретов, в подаче, есть что-то очень современно-восточное — так вольно или невольно культура Татарстана продолжается в будущем.
Мария Карасик много лет искала производства для прекрасной мебели Play Ply — пока они с мужем создавали новые и новые коллекции, выставлялись на Миланской главной выставке и продавали через инстаграмм.
Интересно работают с фанерой команда Ply, создавая выверенные минималистичные детали на мебели с ярким посылом. Для своих интерьеров мы часто предлагаем Unique Moblar — это, кстати, первые из дизайнеров, которые сделали настоящий шоу-рум на Артплее. У них невероятно качественная мебель из массива, которая, конечно, больше подходит для дома.
Второй момент «узнавания Италии» для меня был в офисе Archipelago — они сделали такие же подборки образцов, как у зрелых итальянских мебельных брендов, за что мы тоже их часто ставим в интерьеры. А совсем недавно я узнала про Annki Studio, и сейчас это любимые мои кресла и диваны — честно, думаю, что лучшие на российском рынке.
Неожиданно милую и трогательную коллаборацию запустили Divan.ru и фонд Антон тут рядом — уникальный дизайн, месседж и маркетинг вызывают большое уважение.