Напоминание, что когда-то было нормально, и обязательно будет вновь: друзья «Объединения» о коллекции искусства в эмиграции
Мы завершаем наш тематический месяц, который был посвящен транзиту и адаптации в новом мире. За это время мы поговорили о том, как помочь себе и другим, как адаптироваться к кризису, спросили коуча о том, как построить карьеру в условиях географической неопределенности.
Финальный материал — о предметах искусства и дизайна, которые друзья «Объединения» взяли с собой в эмиграцию. Как работы из личной коллекции поддерживают, вдохновляют и помогают построить новый мир вокруг себя — читайте в этом материале.
Марина Анциперова
главный редактор журнала «Объединение»
Shaltai Editions подарили мне этот красивый календарь, который разбил сердце моей маме, и она с радостью ждала каждую страничку. Его нарисовали МишМаш, арт-группа, которую я очень высоко ценю и всегда хотела их работу. Когда календарь закончился, я подарила друзьям по страничке, а несколько взяла с собой в маленький чемодан при переезде из России: историю про осенний лист, про камень и вот про это меланхоличное состояние, которое вдруг чудом сможет исправить кусочек шоколада.
Работа висит на почетном месте в коридоре и очень нравится моим друзьям, да и сама не представляю, как без нее жила — часто останавливаюсь проходя мимо нее.
Наталья Кудрявцева
сооснователь галереи Tonka
Я уезжала из Москвы несколько раз. В первый раз, когда я поступила в магистратуру в 2016 году и поехала учиться в Италию, я взяла с собой много фотографий с семьей и друзьями, но не захватила никакую вещицу, напоминающую о доме. Через полтора года я переехала в Париж и взяла с собой папину картину: на ней изображен бутерброд с рыбой и стакан то ли воды, то ли водки. Он не художник, но любит рисовать, и мне очень нравится эта работа. Она же первой украсила полупустую тогда парижскую квартиру и голые стены в ней.
Сейчас я живу между Парижем, Утрехтом и Москвой, большую часть времени провожу в Нидерландах, и картина здесь со мной. Я еще не нашла ей место, потому что не успела развесить искусство, которое привезла, и пока что папина работа скромно стоит под камином. Но надеюсь, скоро я придумаю, куда ее пристроить.
Александр Бланарь
директор галереи Serene
Автопортрет художника Джованни Бассано стала для меня неким символом моей эмиграции. До начала всех событий и внезапного переезда в Лугано, мы планировали выставку Джованни в галерее Serene в Москве. Но не смогли это осуществить. И спустя год, в середине мая, мы открыли его выставку Metonymia в галерее Serene в Лугано. Поэтому именно это произведение стало для меня точкой опоры и напоминанием обо всем. Также эта работа стала одной из моих первых покупок после переезда, что для меня является еще неким ознаменованием новой жизни.
Мне безумно нравится то, что это автопортрет, в котором художник стер свое лицо при помощи бьюти-маски. Мы отчетливо понимаем, кто перед нами, но в этом отсутствии черт лица есть некая потеря идентичности, желание спрятаться, чтобы тебя никто не видел.
Анастасия Лобачёва
старший редактор журнала «Объединение»
Уезжая в марте 2022 из Питера, я очень хотела взять с собой ощущение надежды и сохранить детское чувство, что, в конце концов, добро победит зло. Поэтому я приобрела эту работу Лизы Бобковой в галерее MYTH — просто не смогла уйти без нее. Тонкая калька, ярко-красная краска и эта надпись — так просто и, как мне кажется, гениально, сложились в то, что я чувствовала в то время.
Кстати, в итоге, работа не висит у меня дома на видном месте. Пока что не получилось найти для нее оформление в Тбилиси. Но периодически я разворачиваю ее из тысячи защитных слоев картона и бумаги и с восхищением смотрю. Особенно, когда становится сильно грустно, скучается по дому или не хочется двигаться дальше от бессилия. В общем, каким-то чудесным образом, она еще и мотивирует не сдаваться, и уж точно сохраняет во мне то наивное чувство — что добро победит зло.
Антон Хитров
критик, журналист
Основная часть моей коллекции сейчас томится в чемоданах: я собираюсь развесить работы, когда где-нибудь надолго осяду. Но некоторые вещи я все-таки храню на видных местах, чтобы не скучать.
Самая заметная — вязаная муха Нади Петровой, которую я подарил себе на день рожденья в прошлом году, и которая приехала ко мне, когда я уже жил в Германии. Она довольно крупная, около метра. Это, с одной стороны, уютная работа, которая напоминает о тюлевых занавесках на даче (там всегда много насекомых), а с другой, довольно страшная, потому что мухи ассоциируются со смертью и темными силами. Вот эта двойственность очень мне симпатична, а еще — перекличка с Ильей Кабаковым, у которого муха была любимым героем, и, собственно, рукодельная техника (обожаю рукодельные техники).
Сейчас муха работает у меня фоном для видеозвонков и, кажется, действительно помогает располагать к себе собеседников.
Федора Акимова
мультимедийная художница
Однажды фотограф Наташа Тазбаш делала серию снимков своих знакомых художниц в мастерской. Она пригласила меня поучаствовать в этом проекте. Мы встретились, пообщались. Мне очень понравились ее пейзажи (я сама тоже занимаюсь пейзажами), и я купила у нее фотографию. Этот снимок у меня долго лежал в конверте, я никак не могла найти для него рамку. Потом наступила (слово, запрещенное в России), я перевезла всю свою коллекцию в Тбилиси. В Тбилиси мне захотелось эту работу оформить, повесить. В итоге я ее приклеила на картонку и вставила в рамку, которая больше этой фотографии, и она до сих пор у меня не оформлена как положено.
На снимке изображено Озернинское водохранилище, которое находится в Московской области. Это просто пейзаж с деревьями, и водой, но такой поэтический, черно-белый, красивый. Фотография была сделана в 2019 году. Озернинское водохранилище вышло из берегов, обычно это место выглядит по-другому. А сама Наташа уехала с семьей в Израиль в марте 2022 года.
Никита Лукьянов
художник
При переезде я забрал с собой карточку Йоко Оно "Imagine". После выставки в ММОМА она висела у меня в московской мастерской, а когда я познакомился с Настей, то в ее петербуржской квартире висела такая же.
"Imagine" для меня как напоминание, что возможно все, просто представь и двигайся к этой цели. Сейчас этот важный для меня «пис оф арт» висит в моем новом доме в Тбилиси.
Коля Уренцев и Олеся Луконина
основатели Галереешной им. Морриса Хиршфилда и Брошечной им. Билла Трейлора
Одну работу выбрать очень сложно, но если такая задача стоит, то пусть этим поддерживающим кусочком станет маленькая бромсеребряная фотография Дмитрия Попова.
Важную роль тут играет тот факт, что спустя пару месяцев после того, как эта карточка обжилась у нас дома, мы лично смогли оказаться на том месте, где она была снята и увидеть своими глазами этот городской пейзаж — поэтому для нас фотография хранит то чувство беспечного фланирования, растянутости времени и хмельную беззаботность улиц Лиссабона (а может Порту, а может еще какого-то из прекрасных мест Португалии, что со временем уже слились в один кадр).
И второе, что делает эту фотографию особенной — это PF-ка — слегка забытый, но очень уютный жанр, когда перед новым годом в кругу друзей и коллег по фотографическому цеху шел обмен специально заготовленными к этому случаю карточками. Такое вот напоминание, что когда-то было нормально, и что обязательно будет вновь.
Саша Жирнова
редактор журнала «Объединение»
Я очень люблю архитектуру и кофе. Первая вещь, которую я положила в свой чемодан (не считая книг), была гейзерная кофеварка La Cupola. Это великолепие было придумано в 1988 году итальянским архитектором и дизайнером Альдо Росси. Если посмотреть на крышечку кофеварки, то можно узнать в ней купола итальянских соборов — флорентийскую Санта-Мария-дель-Фьоре, или венецианский Собор Святого Марка.
Этот предмет дизайна — подарок на свадьбу от нашей подруги, такого же кофемана и архигика.
Поэтому каждый раз, когда я пью кофе, я вспоминаю путешествия по Италии, своих друзей и наши уютные совместные завтраки.