Не стало Иосифа Бакштейна: 6 фактов об историке, искусствоведе и кураторе
Автор: Кристина Майер
Обложка: Алексей Куденко, Коммерсантъ, Fotodom
Фото: личный архив Иосифа Бакштейна; Игорь Макаревич; Сергей Борисов
12 January, 2024
«Сегодня в Лондоне в госпитале ушел Иосиф Маркович Бакштейн. Его супруга Кэти Диппуэл сообщила, что это было тихо и спокойно», — говорится в сообщении, опубликованном в Facebook* Института проблем современного искусства. Вспоминаем ключевую фигуру неофициального искусства и начальника интеграции в международную художественную среду.
*компания Meta признана в России экстремистской организацией и запрещена.
1.
Иосиф Бакштейн ворвался в маленький круг московских концептуалистов будучи студентом физфака Московского института электронного машиностроения. Но искусство всегда было где-то рядом: одноклассником Иосифа был лидер эстетики соц-арта Александр Меламид. Когда в 1976 году соц-арт Комара и Меламида успешно перебрался на Запад, в том числе дружба с ними помогала Бакштейну оставаться в актуальном мировом художественном пространстве и развивать западные идеи дома, постепенно вытаскивая неофициальных художников из подполья. «Я помню, что в 1975 году Меламид дал мне на одну ночь почитать "Философию Энди Уорхола". И я всю ночь читал ее».
2.
Технарь Бакштейн с самого начала тяготел к философии, посещая подпольные кружки, работая сначала по распределению института на засекреченном предприятии «почтовый ящик», а потом скрываясь от статьи за тунеядство в качестве социолога. Благодаря своим гуманитарным познаниям он знакомится с андерграундом и больше никогда не расстается с ним. Соратниками Иосифа становятся и Илья Кабаков, и Эрик Булатов, и, чуть позже, Андрей Монастырский: «Нам было понятно, что отечественное советское искусствознание не предоставляет достаточного количества средств анализа современных художественных произведений. Было ясно, что необходимо иметь в этом деле собственную, альтернативную точку зрения».
3.
Самыми важными выставками перестройки Бакштейн называет проекты легендарного «Клуба авангардистов» или «КЛАВЫ», начавшиеся в 1986 году — «…была попытка встроиться в какое-то легальное выставочное пространство и выйти из андерграунда, квартирных выставок для своих. Поэтому выставка в залах МОСХа на Кузнецком мосту, которая была осенью 86 года, и первая выставка "Клуба авангардистов", "Творческая атмосфера и художественный процесс" в марте 87 года в выставочном зале на Автозаводской — это были первые знаковые выставки». Тогда профессия куратора только осваивала умы советских нонкомформистов, а «КЛАВА» объединяла несколько поколений художников круга московского концептуализма и помогала молодому Бакштейну примерить на себя новую специальность.
4.
«23 февраля в московской городской Бутырской тюрьме представители городской элиты посетили акцию-вернисаж 12 авангардистов, вывесивших картины в двух тюремных коридорах. Тюремные зэки работали на оформлении выставки бесплатно» — гласит материал Коммерсанта от 1992 года. Зеленые коридоры Бутырской тюрьмы силами заключенных превратились в белые, повторяя типичный «Белый куб». Осужденные, помимо всяческих звезд искусствоведения и художников, стали главными гостями вернисажа в окружении картин Ильи Кабакова, Комара и Меламида, Эрика Булатова и Виктора Пивоварова. Куратором этого громкого «делегированного перформанса» стал, конечно же, Иосиф Бакштейн: «Неофициальное искусство исчезло и переселилось на Запад. Вернисажи-акции вспоминаются с ностальгическим вздохом, и когда появилась возможность выставиться в тюрьме, выставочный антураж и картины наконец-то нашли друг друга».
5.
«Вообще, когда мы однажды проснулись и узнали, что Советский Союз перестал существовать, нашей первой мыслью было: ну все, мы победили! Оказалось, что все наши поиски, дискуссии, размышления и прочие чаяния были справедливы и в одно мгновения стали крайне актуальными, в первую очередь на Западе». Еще до крушения СССР Иосиф Бакштейн курирует свою первую выставку в Западном Берлине «ИсKUNSTво: Москва–Берлин» 1988 года, а потом и грандиозную «Между весной и летом. Советское концептуальное искусства в эру позднего коммунизма» в Бостоне. «Это было событие, положившее начало реинтеграции русского искусства в международный художественный контекст. Как раз после этого события мы с друзьями пошли и зарегистрировали независимое объединение — Институт современного искусства, который сегодня превратился в Институт проблем современного искусства, с собственной образовательной программой».
6.
Московская биеннале современного искусства стала первым «большим проектом для России» (так на уровне задумки называлось грандиозное событие, которое практик Бакштейн изначально задумал вместе с «теоретиком» Виктором Мизиано). Тогда для обсуждения мероприятия, призванного превратить столицу России в одну из главных культурных точек мира, приехала целая делегация звезд кураторского дела в составе Харальда Зеемана, Ханса Ульриха Обриста, Джермано Челанта и Роберта Сторра. Так в Москве 2005 года на одной выставочной площадке оказались и важнейший из скульпторов Кристиан Болтански, и икона видео-арта Билл Виола, и ближайший друг коммисара Московской биеннале — Илья Кабаков.
Автор: Кристина Майер
Обложка: Алексей Куденко, Коммерсантъ, Fotodom
Фото: личный архив Иосифа Бакштейна; Игорь Макаревич; Сергей Борисов
12 January, 2024