Joseph Bakstein passed away: 6 facts about the historian, art criticizer and curator
Author: Kristina Mayer
Cover: Alexey Kudenko, Kommersant, Fotodom
Photos: personal archive of Joseph Backstein; Igor Makarevich; Sergey Borisov
12 January, 2024
«Today in London, Joseph Markovich Backstein passed away in the hospital. His wife, Kathy Dippwell, said it was quiet and peaceful,» says a message posted on Facebook of the Institute of Contemporary Art. We remember the key figure of unofficial art and the head of integration into the international artistic environment.
This article is in Russian. Contact us via email if you would like to comment or request an English translation.
1.
Иосиф Бакштейн ворвался в маленький круг московских концептуалистов будучи студентом физфака Московского института электронного машиностроения. Но искусство всегда было где-то рядом: одноклассником Иосифа был лидер эстетики соц-арта Александр Меламид. Когда в 1976 году соц-арт Комара и Меламида успешно перебрался на Запад, в том числе дружба с ними помогала Бакштейну оставаться в актуальном мировом художественном пространстве и развивать западные идеи дома, постепенно вытаскивая неофициальных художников из подполья. «Я помню, что в 1975 году Меламид дал мне на одну ночь почитать "Философию Энди Уорхола". И я всю ночь читал ее».
2.
Технарь Бакштейн с самого начала тяготел к философии, посещая подпольные кружки, работая сначала по распределению института на засекреченном предприятии «почтовый ящик», а потом скрываясь от статьи за тунеядство в качестве социолога. Благодаря своим гуманитарным познаниям он знакомится с андерграундом и больше никогда не расстается с ним. Соратниками Иосифа становятся и Илья Кабаков, и Эрик Булатов, и, чуть позже, Андрей Монастырский: «Нам было понятно, что отечественное советское искусствознание не предоставляет достаточного количества средств анализа современных художественных произведений. Было ясно, что необходимо иметь в этом деле собственную, альтернативную точку зрения».
3.
Самыми важными выставками перестройки Бакштейн называет проекты легендарного «Клуба авангардистов» или «КЛАВЫ», начавшиеся в 1986 году — «…была попытка встроиться в какое-то легальное выставочное пространство и выйти из андерграунда, квартирных выставок для своих. Поэтому выставка в залах МОСХа на Кузнецком мосту, которая была осенью 86 года, и первая выставка "Клуба авангардистов", "Творческая атмосфера и художественный процесс" в марте 87 года в выставочном зале на Автозаводской — это были первые знаковые выставки». Тогда профессия куратора только осваивала умы советских нонкомформистов, а «КЛАВА» объединяла несколько поколений художников круга московского концептуализма и помогала молодому Бакштейну примерить на себя новую специальность.
4.
«23 февраля в московской городской Бутырской тюрьме представители городской элиты посетили акцию-вернисаж 12 авангардистов, вывесивших картины в двух тюремных коридорах. Тюремные зэки работали на оформлении выставки бесплатно» — гласит материал Коммерсанта от 1992 года. Зеленые коридоры Бутырской тюрьмы силами заключенных превратились в белые, повторяя типичный «Белый куб». Осужденные, помимо всяческих звезд искусствоведения и художников, стали главными гостями вернисажа в окружении картин Ильи Кабакова, Комара и Меламида, Эрика Булатова и Виктора Пивоварова. Куратором этого громкого «делегированного перформанса» стал, конечно же, Иосиф Бакштейн: «Неофициальное искусство исчезло и переселилось на Запад. Вернисажи-акции вспоминаются с ностальгическим вздохом, и когда появилась возможность выставиться в тюрьме, выставочный антураж и картины наконец-то нашли друг друга».
5.
«Вообще, когда мы однажды проснулись и узнали, что Советский Союз перестал существовать, нашей первой мыслью было: ну все, мы победили! Оказалось, что все наши поиски, дискуссии, размышления и прочие чаяния были справедливы и в одно мгновения стали крайне актуальными, в первую очередь на Западе». Еще до крушения СССР Иосиф Бакштейн курирует свою первую выставку в Западном Берлине «ИсKUNSTво: Москва–Берлин» 1988 года, а потом и грандиозную «Между весной и летом. Советское концептуальное искусства в эру позднего коммунизма» в Бостоне. «Это было событие, положившее начало реинтеграции русского искусства в международный художественный контекст. Как раз после этого события мы с друзьями пошли и зарегистрировали независимое объединение — Институт современного искусства, который сегодня превратился в Институт проблем современного искусства, с собственной образовательной программой».
6.
Московская биеннале современного искусства стала первым «большим проектом для России» (так на уровне задумки называлось грандиозное событие, которое практик Бакштейн изначально задумал вместе с «теоретиком» Виктором Мизиано). Тогда для обсуждения мероприятия, призванного превратить столицу России в одну из главных культурных точек мира, приехала целая делегация звезд кураторского дела в составе Харальда Зеемана, Ханса Ульриха Обриста, Джермано Челанта и Роберта Сторра. Так в Москве 2005 года на одной выставочной площадке оказались и важнейший из скульпторов Кристиан Болтански, и икона видео-арта Билл Виола, и ближайший друг коммисара Московской биеннале — Илья Кабаков.
Author: Kristina Mayer
Cover: Alexey Kudenko, Kommersant, Fotodom
Photos: personal archive of Joseph Backstein; Igor Makarevich; Sergey Borisov
12 January, 2024