Новые лица: знакомьтесь, резиденты 10 сезона Открытых студий Винзавода
В конце октября стартовал юбилейный 10 сезон Открытых студий Винзавода. Для десяти участниц главным мотивом станет артикуляция собственной позиции в диалоге с художниками предшествующих эпох и современности. Ментором этого сезона впервые стала Анна Зайцева — главный куратор и заместитель директора по выставочной деятельности Мультимедиа Арт Музея, Москва.
Для нового материала мы познакомились с художницами и спросили ментора, каково ей в этой роли, какой совет можно дать резидентам и чем будет отличаться концепция 10 сезона Открытых студий.
Анна Зайцева
ментор 10 сезона Открытых студий Винзавода
АННА, РАССКАЖИТЕ ПОДРОБНЕЕ О КОНЦЕПЦИИ НОВОГО СЕЗОНА ОТКРЫТЫХ СТУДИЙ. КАКИЕ ЗАДАЧИ ВЫ СТАВИТЕ ПЕРЕД СОБОЙ?
Со словом «концепция» есть, как мне кажется, проблема — оно само по себе предполагает существенный уровень контроля над происходящим со стороны носителя концепции. А Открытые студии — это все-таки проект, который создается для художников, они являются центральной фигурой. Было бы крайне глупо заходить в полугодичное плавание с художниками с какой-то готовой концепцией для того, чтобы потом всех под нее подводить.
Себя я воспринимаю (мне кажется, это единственная разумная и правильная позиция) как некую вспомогательную силу. Важны оба слова. «Сила» — потому что я должна быть достаточно деятельной. «Вспомогательная» — потому что центральными героями этого проекта являются художники, и он делается для них.
Что это означает на практике? Я отдаю себе отчет в границах своей компетенции. Я музейный куратор, и могу поделиться с художниками своей «профессиональной деформацией». Я прихожу на выставки и смотрю, как это сделано. Для художника это чрезвычайно важный опыт, хотя бы для осознания того, что произведение живет в итоге отдельно от автора. И художник не может управлять теми контекстами, в которых оно будет существовать потом. Кураторский анализ всех походов на выставке — это опыт понимания того, в какие взаимосвязи там ставятся произведения разных авторов, как эти взаимосвязи работают, какие смыслы начинают мерцать в произведении в зависимости от контекста.
В частности, мы ходили на блистательную, как мне кажется, выставку в ММОМе на Петровке «Единицы времени». Выставка охватывала очень широкий временной диапазон от лагерных работ Свешникова до недавних работ Ани Жёлудь. Я предложила художникам выбрать определенную часть экспозиции, такую, которая входит с ними в резонанс. Попробовать разобрать, какие произведения поставлены в диалог, что это дает, разобраться в отношении к этому — вот что ценно. Еще раз подчеркну, что центром любого вопроса, любой практики, которую я предлагаю, остается художник. А лучшим товарищем для художника является другой художник. И я только создаю условия, в которых они, общаясь с произведениями других авторов, в итоге лучше формулируют свою позицию.
Почему же для того или иного художника так важно быть в контакте с другими авторами? Потому что мы определяем себя в отграничении от других. Важна именно граница: это мое, это не мое, это мне близко, это не близко. Так мы определяем свою личность, в частности, творческую.
А ЧТО ДЛЯ ВАС САМОЕ ВАЖНОЕ В РОЛИ МЕНТОРА?
Самое важное — не быть чересчур ментором. Я стараюсь понять, чем занимаются конкретно те десять художников, которые собрались в этом году. И в зависимости от угадываемого мной направления их мыслей и интересов, предлагаю им какие-то опыты. Начиная с личных встреч — с художниками и представителями нашей профессиональной среды, — и заканчивая анализом каких-то самых, на мой взгляд, качественных, интересных, умно сделанных экспозиций.
КАКОЙ СОВЕТ МОГЛИ БЫ ВЫДАТЬ РЕЗИДЕНТАМ ОТКРЫТЫХ СТУДИЙ?
Как бы так дать совет, чтобы это не звучало по-менторски? Единственная вещь, которую хочется произнести, но которая должна быть само собой разумеющаяся — не нуждаться ни в каких советах. Чрезвычайно важно, чтобы художник в том, что он делает, шел от себя, а не от некой внешней конъюнктуры, которая не дает никакой опоры и рождает много лишних, вызывающих невроз вопросов. «Мой сосед уже воспользовался этим приемом, значит, мне больше нельзя». «С этой темой уже работал художник "Х", значит, мне с ней уже работать нельзя». Если действительно идти от себя, то этот вопрос снимется автоматически. Ведь даже если ты будешь работать с уже известной проблематикой или пользоваться какими-то подсмотренными приемами, то все равно будешь делать это иначе. Лучшее — не совет, а обращение к молодому художнику — сделал Эрик Булатов, которому в этому году исполнилось 90 лет. Мы в МАММ готовим его выставку, и моя коллега Маша Лаврова нашла цитату, которой я хочу поделиться со всеми. Ничего более точного, тонкого я не знаю — и это важно прочесть. Возможно, это поддержит тех, кто испытывает сомнения, кому-то даже изменит жизнь.
«Я хорошо помню, как возникало сознание самостоятельности. Когда молодой художник вступает в искусство, ему кажется, что он опоздал и все места заняты. Как будто пришел в театр, когда спектакль уже идет, и сесть негде. Потом видишь, что между двумя художниками, скажем, между Фальком и Фаворским, есть щелочка, в которую можно втиснуться, правда с трудом и неудобством. Но спектакль так интересен, что о неудобстве и соседях скоро забываешь, а когда спохватываешься, оказывается, сидишь один и рядом никого нет. Теперь я понимаю, что опоздать невозможно, а места твоего никто не может занять, кроме тебя. И если ты сам его не займешь, оно так и останется пустым навсегда».
Полина Савина
художница
НА ЧЕМ СКОНЦЕНТРИРОВАН ТВОЙ ИНТЕРЕС КАК ХУДОЖНИКА?
Я люблю обращать внимание на места, где сходятся противоречивые явления, люблю следить за тем, как они сталкиваются и сочетаются. Такие точки пересечения я ищу между прошлым и настоящим, реальностью и вымыслом, мифом и документацией. В этом контексте я работаю с темами памяти, ее достоверности, взаимодействия человека и его симуляции, места в цифровой среде, а также с конструированием личного эпоса. Каждая из этих точек является поводом для творческого поиска и приглашением к дискуссии.
КАКИЕ У ТЕБЯ ЛЮБИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ?
Вообще, мне интересно работать с любыми материалами, в особенности с теми, которые я беру в руки впервые. Когда работаешь с чем-то новым, процесс творчества превращается в игру и не может ощущаться рутинно. Хотя и со знакомыми материалами бывает очень хорошо, мне нравится предсказуемость результата и некоторый автоматизм в работе с ними. Для меня такими являются акрил и акварель.
ЗАЧЕМ ИСКУССТВО В 2023 ГОДУ?
Чтобы создавать пространство для высказывания.
ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ МЕСТО СИЛЫ? ГДЕ ОНО?
Мое место силы находится в Плёсе. Совершенно загадочный городок, где время идет по-другому, и если остаться там надолго, рискуешь никогда не уехать.
ЛУЧШАЯ ВЫСТАВКА ЭТОГО ГОДА, КОТОРУЮ ТЫ ПОСЕТИЛА?
Выставка Нестора Энгельке «Картинная галерея имени проф. Вудмана»
ЧТО ТЕБЕ ВАЖНО РАССКАЗАТЬ И СДЕЛАТЬ В РАМКАХ 10 СЕЗОНА ОТКРЫТЫХ СТУДИЙ?
В первую очередь для меня важно максимально раскрыть тему моего нынешнего проекта о постапокалипсисе, погрузить зрителя в этот новый мир, поговорить о том, в каком контексте мы находимся сейчас и что будет, если из этого контекста выпадем.
КАКИМ ТЫ ВИДИШЬ ИТОГ СВОЕГО РЕЗИДЕНТСТВА В ОТКРЫТЫХ СТУДИЯХ?
Как нам сказала Анна Зайцева на первой встрече — погрузиться в галерейную среду и осознать себя ее частью. Ну и реализовать проект.
Елена Шарганова
художница
НА ЧЕМ СКОНЦЕНТРИРОВАН ТВОЙ ИНТЕРЕС КАК ХУДОЖНИКА?
Я работаю с темой памяти. Для меня важен процесс поиска ответов на вопросы о сегодняшнем дне в прошлом. В процессе исследования я перерабатываю много информации, перевожу ее в художественное поле.
КАКИЕ У ТЕБЯ ЛЮБИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ?
Оптимальное состояние для моих практик — эксперимент. Сейчас я сфокусировалась на экспериментах в области текстиля. Мне интересно смешивать техники, материалы — в этом смешении рождаются новые смыслы.
ЗАЧЕМ ИСКУССТВО В 2023 ГОДУ?
Для осмысления реальности.
ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ МЕСТО СИЛЫ? ГДЕ ОНО?
Мое место силы — это мой собственный маленький сад, далеко от Москвы. Там я ухаживаю за растениями и действительно отдыхаю. Река рядом с домом и сосновый лес наполняют меня силой.
ЛУЧШАЯ ВЫСТАВКА ЭТОГО ГОДА, КОТОРУЮ ТЫ ПОСЕТИЛА?
Пожалуй, самая лучшая выставка — недавно прошедшая в ММОМА «Единицы времени».
ЧТО ТЕБЕ ВАЖНО РАССКАЗАТЬ И СДЕЛАТЬ В РАМКАХ 10 СЕЗОНА ОТКРЫТЫХ СТУДИЙ?
Мне важно продолжить свое исследование о Пространствах памяти, важно найти художественные средства, чтобы рассказать о своих впечатлениях.
КАКИМ ТЫ ВИДИШЬ ИТОГ СВОЕГО РЕЗИДЕНТСТВА В ОТКРЫТЫХ СТУДИЯХ?
Я надеюсь представить на отчетной выставке несколько новых работ, которые войдут в мой персональный проект. Ожидаю, что я смогу выйти на новые художественные решения.
Ольга Михальчук
художница
НА ЧЕМ СКОНЦЕНТРИРОВАН ТВОЙ ИНТЕРЕС КАК ХУДОЖНИКА?
Мой интерес как художницы сконцентрирован примерно как лирический герой Хармса («Тигр на улице», 1936):
Я долго думал, откуда на улице взялся тигр.
Думал-думал,
Думал-думал,
Думал-думал,
Думал-думал.
В это время ветер дунул,
И я забыл, о чем я думал.
Так я и не знаю, откуда на улице взялся тигр.
КАКИЕ У ТЕБЯ ЛЮБИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ?
Очень люблю фотографию и работаю преимущественно с ней. Сама возможность отпечатка позволяет выбирать разные материалы и техники: цианотипия на ткани и стекле, каллитипия на бумаге, цифровая и ручная серебряно-желатиновая печать для экспозиции на выставке или в книжной форме.
ЗАЧЕМ ИСКУССТВО В 2023 ГОДУ?
Мне было очень сложно ответить на этот вопрос годом ранее. Ощущалась полная потеря опор и ориентиров. Сейчас я чувствую, что искусство позволяет получить тот опыт, которого у тебя не было — или, наоборот, что-то понять о своей жизни, столкнувшись с чем-то знакомым. Причем мне видится важным, что эта возможность обоюдная, и нужна как автору, так и зрителям.
ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ МЕСТО СИЛЫ? ГДЕ ОНО?
Мое место силы — деревня Озерна и долина реки Угры в Калужской области. На противоположном берегу — деревни Звизжи и Никола-Ленивец, где я с первого года проведения открывала для себя удивительные объекты фестиваля «Архстояние» и, сама того не зная, впитывала взгляд художников на мир. Эти места наполняют; здесь происходили события из моей книги «Брод», над которой работала 3 года, здесь приходили ответы на самые непростые и болезненные вопросы.
ЛУЧШАЯ ВЫСТАВКА ЭТОГО ГОДА, КОТОРУЮ ТЫ ПОСЕТИЛА?
В вопросе не определены критерии, по которым нужно выбрать. Очень много всего хочется и приходится смотреть для своего развития и для работы. Отмечу то, что первым пришло в голову: меня невероятно впечатлил объем работы на выставке «Основано на реальных событиях. Избранные фрагменты российского видеоарта» и некоторые работы в частности. Сразу за ней вспомнилась «Великая пустота» в фонде Ruarts — замечательная кураторская работа. А вообще, я очень скучаю по выставкам в МАММ, который всё ещё на ремонте.
ЧТО ТЕБЕ ВАЖНО РАССКАЗАТЬ И СДЕЛАТЬ В РАМКАХ 10 СЕЗОНА ОТКРЫТЫХ СТУДИЙ?
Сейчас мне важно говорить о том, что в мире отчаянно не хватает тепла и любви. Мне необходимо немного покоя, тишины, очень хочется, чтобы была надежда, и как будто важно дать это и зрителю, слушателю, гостю. Мне важно отдавать, чтобы хоть на капельку восполнить баланс. Как будто чувствую, что через свои работы я могу это делать.
КАКИМ ТЫ ВИДИШЬ ИТОГ СВОЕГО РЕЗИДЕНТСТВА В ОТКРЫТЫХ СТУДИЯХ?
В личном плане я вижу, что избавилась от профессиональных страхов, неуверенности в себе, своей практике. Смогла пойти глубже и дальше, разрешила письмо, показала так непросто дающийся видеоарт и не стеснялась бы сделать инсталляцию тотальной, а проявления разных работ — театральными.
Вместе с другими участницами и нашим ментором я надеюсь сделать цельную и запоминающуюся итоговую выставку, потому что нам всем есть что сказать. Уже первый месяц показывает, что в этой синергии может родиться что-то замечательное.
Аксана Прутцкова
НА ЧЕМ СКОНЦЕНТРИРОВАН ТВОЙ ИНТЕРЕС КАК ХУДОЖНИКА?
Моя практика связана с темой коммуникации и утопического будущего. В своих работах я исследую процесс осцилляции между иронией и искренностью в современном мире.
КАКИЕ У ТЕБЯ ЛЮБИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ?
Я работаю с видеоинсталляцией, видеоартом и перформансом, рассматривая его одновременно как контекст и как диалог: со временем, пространством и другими людьми.
ЗАЧЕМ ИСКУССТВО В 2023 ГОДУ?
Искусство — это зеркало времени. Оно не может не быть.
ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ МЕСТО СИЛЫ? ГДЕ ОНО?
Центр современного искусства «Винзавод». Я знаю здесь все закоулки и секретные места, но все равно каждый раз открываю для себя что-то новое. Это единственное место в Москве, которое всегда в движении. Новые выставки, новые художники, новые надписи на стенах, новые плакаты. Это заряжает на то, чтобы не останавливаться.
ЛУЧШАЯ ВЫСТАВКА ЭТОГО ГОДА, КОТОРУЮ ТЫ ПОСЕТИЛА?
Одну точно не выберу. Из того, куда сейчас не поздно сходить, — Зверев / Михнов-Войтенко, «Секунда, умноженная на вечность» в Музее AZ (Галерея pop/off/art).
А еще в этом году впечатлили выставки «Основано на реальных событиях» на Винзаводе (Галерея «Триумф»); «Таяние» Ирины Кориной и «Здесь дороги просто нет!» Ульяны Покорытовой в Галерее XL; «Картинная галерея имени проф. Вудмана» Нестора Энгельке во VLADEY; «Кухня» и «Текст как ландшафт» Ивана Симонова в Галерее pop/off/art; «Один-один» в Галерее на Песчаной; «Мультики-джойстики» в Галерее на Ходынке; «Единицы времени. Собрание Сергея Александрова» в ММОМА; «Настройки-3» в ГЭС-2.
ЧТО ТЕБЕ ВАЖНО РАССКАЗАТЬ И СДЕЛАТЬ В РАМКАХ 10 СЕЗОНА ОТКРЫТЫХ СТУДИЙ?
Планирую серию экспериментов с ИИ и нейросетями. Хочу вовлечь в процесс создания работ зрителей «Открытых студий».
КАКИМ ТЫ ВИДИШЬ ИТОГ СВОЕГО РЕЗИДЕНТСТВА В ОТКРЫТЫХ СТУДИЯХ?
Новые работы и новые идеи.
Юля Диброва
художница
НА ЧЕМ СКОНЦЕНТРИРОВАН ТВОЙ ИНТЕРЕС КАК ХУДОЖНИКА?
В настоящее время меня волнует, как художественная деятельность переплетается с обычной жизнью. Я бы сказала, что в моих интересах как художницы находят выход мои интересы по жизни: начиная с каких-то социальных вопросов, будь то гендерная проблематика, заканчивая какими-то наблюдаемыми или рефлексируемыми явлениями — такими как тишина. Я для себя недавно поняла, что по большей части мне нравится брать за основу личную историю и разворачивать ее на поле искусства. Так, чтобы это было интересно другим, потому что, в конце концов, все мы обычные люди.
КАКИЕ У ТЕБЯ ЛЮБИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ?
Мои любимые материалы — те, что под рукой. К сожалению, выбор материалов для меня упирается в денежные вопросы, и я считаю это одной из главных проблем художников, потому что выбор материала должен отталкиваться от концепции работы. А иногда ты просто не можешь себе это позволить и приходится искать альтернативы. А так, для меня главный материал — это тексты, найденные объекты, синтетические материалы и еще я помешана на булыжниках. Еще я люблю все милое, розовое и забрасываю это в суровые условия для получения контрастов. На жестких контрастах и четких границах всегда рождается что-то интересное. Взять хотя бы концепцию инь-янь или графическое изображение звука.
ЗАЧЕМ ИСКУССТВО В 2023 ГОДУ?
А зачем мы все в 2023 году?
ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ МЕСТО СИЛЫ? ГДЕ ОНО?
Сейчас — определенно в Открытых студиях. А так — дома, где я прожила всю жизнь. Там столько всего... Плюс любое место, где можно лежать на камне под звездным небом. Но это скорее вопрос времени, а не пространства.
ЛУЧШАЯ ВЫСТАВКА ЭТОГО ГОДА, КОТОРУЮ ТЫ ПОСЕТИЛА?
Скромности мне не занимать, но лучшей в этом году стала поп-ап выставка в подвале на Фабрике, она же мастерская Булдакова и пристанище Ганеева, которую мы сделали с подругой художницей Дарьей Кочетковой. Она была приурочена к моему дню рождения и посвящена теме того, что если ты художница, то ты художница 24/7 (привет, Трейси Эмин!). Мы захватили пространство, и все гости стали соавторами нашего перформанса. Также у нас была потрясающая развлекательная программа — например, конкурс на самый красивый шаблэм (это такой элемент в танцах, выразительное падение). Ведь если падать, то красиво.
ЧТО ТЕБЕ ВАЖНО РАССКАЗАТЬ И СДЕЛАТЬ В РАМКАХ 10 СЕЗОНА ОТКРЫТЫХ СТУДИЙ?
Для меня, наверное, важно попробовать что-то новое, включая формат работы. У меня никогда не было такого пространства для работы. В частности, я бы хотела рассказать историю о своем друге по онлайн-переписке, который погиб. Об этом я тоже узнала онлайн. Мы обсуждали веб-отношения и иллюстрировали это заметками о Кроненберге. Мне важно показать, что мы живем в очень интересное время. Кроме того, это вызов самой себе. Посмотреть, как пространство влияет на то, что я делаю. Пространство и общение с другими художницами, а также с Анной, которое, хочется верить, постепенно складывается в совместную работу.
КАКИМ ТЫ ВИДИШЬ ИТОГ СВОЕГО РЕЗИДЕНТСТВА В ОТКРЫТЫХ СТУДИЯХ?
Буду плакать, что это кончилось. А если серьезно, то постараюсь отпустить себя, довести до ума свою идею и найти своего зрителя.
Маргарита Журавлёва
художница
НА ЧЕМ СКОНЦЕНТРИРОВАН ТВОЙ ИНТЕРЕС КАК ХУДОЖНИКА?
Я часто опираюсь на локальное, обыденное, незаметное. Обращаюсь к темам познания, смерти, памяти через призму бытовых, неприметных вещей. Мне интересно наблюдать за жизнью в незначительных деталях, находить, как в чем-то простом отражается что-то важное, неоднозначное.
КАКИЕ У ТЕБЯ ЛЮБИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ?
Наверное, сейчас наиболее часто используемыми материалами в моей практике являются гипс, найденные объекты. Но выбор материала зависит от работы.
ЗАЧЕМ ИСКУССТВО В 2023 ГОДУ?
Это способ познания.
ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ МЕСТО СИЛЫ? ГДЕ ОНО?
Безусловно, есть важные, памятные места. Ощущение дороги, пейзаж средней полосы, меняющийся ландшафт, город. Но думаю, на данный момент значимые места — это рядом с родными, друзьями.
ЛУЧШАЯ ВЫСТАВКА ЭТОГО ГОДА, КОТОРУЮ ТЫ ПОСЕТИЛА?
Выставки Мэта Коллишоу «Аритмия» в Стамбуле, «Основано на реальных событиях» от галереи Триумф на Винзаводе, «Настройки-3» в ГЭС-2.
ЧТО ТЕБЕ ВАЖНО РАССКАЗАТЬ И СДЕЛАТЬ В РАМКАХ 10 СЕЗОНА ОТКРЫТЫХ СТУДИЙ?
Погрузиться в действие, выстроить для себя процесс работы. Осуществить или попробовать сделать задуманные вещи, поэкспериментировать, размышляя о новых идеях.
КАКИМ ТЫ ВИДИШЬ ИТОГ СВОЕГО РЕЗИДЕНТСТВА В ОТКРЫТЫХ СТУДИЯХ?
Хочется сказать, что так далеко я не загадываю. Надеюсь реализовать задуманное и еще не придуманное, ощутить больше уверенности и узнать, открыть что-то новое для себя.
Лена Холкина
художница
НА ЧЕМ СКОНЦЕНТРИРОВАН ТВОЙ ИНТЕРЕС КАК ХУДОЖНИКА?
На мирах, которых нет. На уходе от привычного и повседневного. На переизобретении вещей.
КАКИЕ У ТЕБЯ ЛЮБИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ?
Бумага. Мне нравится ее хрупкость и необходимость каждый раз уговаривать ее на всякие эксперименты. Нравится, что в разных странах она своя — локальная, я ее ищу, привожу из поездок, храню, извлекаю под разные проекты, и каждый раз бумага меня чем-то удивляет.
ЗАЧЕМ ИСКУССТВО В 2023 ГОДУ?
Как и раньше — для производства смыслов, и, особенно сегодня, для многообразия голосов.
ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ МЕСТО СИЛЫ? ГДЕ ОНО?
Мое место силы — кусок деревянного пола, на котором можно танцевать. Танцуя, я чувствую power. Уже почти 20 лет, и не могу остановиться. Когда думаю об этой невозможности остановки, понимаю, что это именно вопрос силы. Хочу иметь ее вечно.
ЛУЧШАЯ ВЫСТАВКА ЭТОГО ГОДА, КОТОРУЮ ТЫ ПОСЕТИЛА?
«По обе стороны Уральских гор» в Музее современного искусства PERMM. Здорово было собрано, идеальный для меня летний баланс фотографии, текстов, объектов, видео и интерактива.
ЧТО ТЕБЕ ВАЖНО РАССКАЗАТЬ И СДЕЛАТЬ В РАМКАХ 10 СЕЗОНА ОТКРЫТЫХ СТУДИЙ?
У меня сейчас эскапистский проект о снах, распространяющийся на все сферы моей деятельности — художественную, танцевальную, преподавательскую. Я приглашаю в него всех людей, чтобы отдыхать и переключаться. Убегаем в сон. Оттуда можно что-то достать контрабандой.
КАКИМ ТЫ ВИДИШЬ ИТОГ СВОЕГО РЕЗИДЕНТСТВА В ОТКРЫТЫХ СТУДИЯХ?
Сейчас я делаю все, что меня цепляет в теме снов — коллекционирую тексты, читаю исследования, снимаю, планирую парочку видео, делаю объекты. Собрала несколько зинов с подростками и взрослыми, пробую новые для себя виды печати. По итогу хочу сделать книгу, в которую вольются все процессы, запускающиеся параллельно внутри этого проекта.
Таисия Камышан
художница
НА ЧЕМ СКОНЦЕНТРИРОВАН ТВОЙ ИНТЕРЕС КАК ХУДОЖНИКА?
На построении истории через живопись и визуальный язык.
КАКИЕ У ТЕБЯ ЛЮБИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ?
Я люблю работать с масляной живописью и тканями. Люблю ткани за их эфемерность и сочетания с более плотным живописным полотном.
ЗАЧЕМ ИСКУССТВО В 2023 ГОДУ?
Искусство — это способ исследования мира.
ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ МЕСТО СИЛЫ? ГДЕ ОНО?
Мое место силы — это места около водоемов.
ЛУЧШАЯ ВЫСТАВКА ЭТОГО ГОДА, КОТОРУЮ ТЫ ПОСЕТИЛА?
Выставка Андрея Дубравски в Берлине.
ЧТО ТЕБЕ ВАЖНО РАССКАЗАТЬ И СДЕЛАТЬ В РАМКАХ 10 СЕЗОНА ОТКРЫТЫХ СТУДИЙ?
Для меня важно создать убедительную серию живописи, которая будет читаться как книга, как некое повествование.
КАКИМ ТЫ ВИДИШЬ ИТОГ СВОЕГО РЕЗИДЕНТСТВА В ОТКРЫТЫХ СТУДИЯХ?
Итогом своего резидентства в студиях я вижу как создание законченных, продуманных проектов. Какого-то финального продукта, которым можно было гордиться.
Дарья Арбузова
художница
НА ЧЕМ СКОНЦЕНТРИРОВАН ТВОЙ ИНТЕРЕС КАК ХУДОЖНИКА?
Сейчас мне интересно отслеживать ситуации, в которых реальное и виртуальное смешиваются и входят в неразрывный и равноправный диалог между друг другом. Интересно рассматривать и осмыслять те прецеденты, в которых фикция трансформируется в субъективную действительность.
КАКИЕ У ТЕБЯ ЛЮБИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ?
Мне нравятся материалы, с которыми можно методично и спокойно работать, при этом сразу наблюдая результат — очень люблю все делать руками и самостоятельно контролировать. Еще люблю, когда во время такого механического процесса появляется пространство для непредсказуемого и спонтанного результата или для находки.
ЗАЧЕМ ИСКУССТВО В 2023 ГОДУ?
Искусство необходимо всегда, а сейчас, мне кажется, его необходимость ощущается особенно остро.
ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ МЕСТО СИЛЫ? ГДЕ ОНО?
Мое место силы там, где много моих вещей и меня! Сейчас — это определенно Студии.
ЛУЧШАЯ ВЫСТАВКА ЭТОГО ГОДА, КОТОРУЮ ТЫ ПОСЕТИЛА?
Я часто хожу на выставки и, думаю, я могла бы выделить сразу много классных, но самая запомнившаяся в этом году и важная для меня — это поп-ап выставка «Преломление», прошедшая в конце лета в рабочем цеху Гусевского хрустального завода. Мы сами организовывали и курировали этот проект вместе с моей подругой и художницей Полиной Романовой. Это был наш первый подобный опыт — куча эмоций, новых знакомств и знаний! Так что, пожалуй, это самая яркая выставка, которую я видела в этом году.
ЧТО ТЕБЕ ВАЖНО РАССКАЗАТЬ И СДЕЛАТЬ В РАМКАХ 10 СЕЗОНА ОТКРЫТЫХ СТУДИЙ?
Мне важно лучше понять себя и свой художественный метод. В планах работа над персональными проектами, которая, безусловно, способствует углублению в собственную практику, а общение и обмен мыслями с другими резидентами и с Анной помогут мне не быть изолированной в своих творческих поисках и позволят смотреть на то, что я делаю, со свежих ракурсов.
КАКИМ ТЫ ВИДИШЬ ИТОГ СВОЕГО РЕЗИДЕНТСТВА В ОТКРЫТЫХ СТУДИЯХ?
Пока очень рано говорить об итогах, но из того, что я могу сказать наверняка: хочу много работать и к концу резидентства в Студиях оглянуться на проделанную работу и похвалить себя за нее.
Ульяна Ёлкина
художница
НА ЧЕМ СКОНЦЕНТРИРОВАН ТВОЙ ИНТЕРЕС КАК ХУДОЖНИКА?
Сейчас мой интерес сконцентрирован на теме детства. Я выросла в начале двухтысячных годов, когда у нас в домах появились первые компьютеры, мобильные телефоны, мы смотрели мультфильмы сначала на кассетах, потом на дисках. Мне интересно исследовать, как мы из дворовых игр начали переходить в цифровые, компьютерные игры и создавать там свою реальность. Также меня волнует тема детских страхов и травм, которые пришли к нам в школьные годы, и то, как мы прорабатываем их сейчас.
КАКИЕ У ТЕБЯ ЛЮБИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ?
В Открытые студии я пришла с техникой тафтинг, но сейчас мне хочется больше экспериментировать. Я пробую машинную вышивку, работаю с тканями и пряжей, так же беру какие-то знаковые предметы периода двухтысячных и трансформирую их в арт-объекты, крашу, клею, прибиваю. Любой материал любимый, ведь из него можно что-то создать.
ЗАЧЕМ ИСКУССТВО В 2023 ГОДУ?
Не знаю. Меня успокаивает, что оно есть, может, кого-то тоже.
ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ МЕСТО СИЛЫ? ГДЕ ОНО?
Место силы у меня может меняться в зависимости от смены локации. Так как последние шесть лет я прожила в Санкт-Петербурге, место силы там — это Таврический сад.
ЛУЧШАЯ ВЫСТАВКА ЭТОГО ГОДА, КОТОРУЮ ТЫ ПОСЕТИЛА?
Наверное, я не отвечу на этот вопрос. Последний год, когда я закончила Академию, я выгорела и почти не ходила в галереи и музеи. Зато сейчас, когда я попала в Открытые студии, мы посещаем несколько выставок в неделю, так что на этот вопрос я смогу дать ответ чуть позже.
ЧТО ТЕБЕ ВАЖНО РАССКАЗАТЬ И СДЕЛАТЬ В РАМКАХ 10 СЕЗОНА ОТКРЫТЫХ СТУДИЙ?
Мне важно сделать все работы, которые были спрятаны в скетчбуках. Пока я здесь, у меня есть возможность показывать свои работы и вести диалог со зрителем.
КАКИМ ТЫ ВИДИШЬ ИТОГ СВОЕГО РЕЗИДЕНТСТВА В ОТКРЫТЫХ СТУДИЯХ?
Мне сейчас так интересно и весело, не хочу еще думать об итогах. Моя задача — хорошо поработать и повеселиться. А итоги подведу, когда придет время.