Полка Объединения в «Гараже»

МУДБОРД

08 December, 2023

В соцсетях и журнале мы делимся рекомендациями книг, которые любит и читает команда «Объединения». Теперь познакомиться с нашими книжными предпочтениями офлайн можно в библиотеке музея современного искусства «Гараж». На полке «Объединения» ждут книги про архитектуру, современное искусство, музейное дело и кураторство.

А для этого материала мы выбрали несколько книг и рассказали, чем они нам нравятся и почему их стоит прочитать.

Кураторство

Художественная литература

Анна Мерман

CEO «Объединения»

«Не ходите вокруг да около, идите и купите три работы. Повесьте их у себя дома или на работе, смотрите на них в течение нескольких месяцев, а затем оцените вашу коллекцию снова, задайте себе вопрос: что нравится вам больше и больше?».

Этот совет я и сама даю другим и себе чаще всего — на мой взгляд, в природе нет такого понятия, как «правильная первая покупка». Можно понять, что останется с тобой только методом проб и ошибок. Эрлинг Кагге в легкой и быстрой манере (книга читается за пару часов, потому что больше половины в ней — фотографии работ его коллекции) объясняет, зачем вообще коллекционировать искусство, и как на этом пути совершить по возможности чуть меньше ошибок.

Мне кажется, что, закрывая эту книгу, невозможно не заразиться этой страстью, и не начать думать о следующем приобретении в коллекцию.

Александра Жиленко

операционный директор «Объединения»

Три книги с текстами московских концептуалистов, к которым я люблю возвращаться: «Влюбленный агент» — воспоминания Виктора Пивоварова о детстве, ранних годах творчества, дружбе с художниками, рефлексия о любви, жизни и работе на стыке тысячелетий; текстовое свидетельство легендарного периода в истории современного российского искусства. Как жили московские концептуалисты, кто с кем дружил и не дружил, о чем они думали и мечтали — все в этой автобиографии.

В своих «Текстах» Илья Кабаков подробно описывает концепции своих многочисленных проектов. Здесь потрясает масштаб мысли художника и как ему систематично удавалось воплощать практически любую идею в жизнь.

И, наконец, книга Никита Алексеева — это сборник его постов на фейсбуке, написанные в последние годы жизни художника. Бытовые зарисовки, воспоминания о поездках, рассуждения о состоянии современного искусства в стране и мире — читается легко и с огромным интересом.

Мария Локачева

SMM менеджер «Объединения»

Книга Шилы Хети «Каким быть человеку?» погружает читателя в размышления автора, в которых есть место всему жизненному — и проблемам, и радостям. Эту книгу я прочитала этим летом, закончив учебу в магистратуре и перестраивая себя и свой быт на новый лад. На главный вопрос книги, каким же, все-таки быть человеку, каждый из нас пытается ответить в течение жизни, сталкивая с новыми обстоятельствами и выстраивая свой сценарий, а рефлексия другого способна запустить в нас этот неспешный поток шуршания мысли.

Анна Емельянова

менеджер по работе с коллекционерами «Объединения»

Книга из «директорской серии» Гаража, посвященной руководителям ведущих мировых музеев, которая затягивает с первых страниц.

Занимательные мемуары Томаса Ховинга, ставшего в 67-ом году директором Нью-Йоркского музея Метрополитан, а к 77-му году сумевшего сделать его одной из ведущих культурных институций мира.

После этого увлекательного рассказа о том, как устроена жизнь музея изнутри, как пополнялась коллекция музея, как найти деньги на выставку, такой литературы хочется читать еще больше.

Анастасия Лобачёва

старший редактор «Объединения»

Одна из книг, которую я захотела добавить в подборку, — это переиздание «Смотрим на чужие страдания» Сьюзен Сонтаг. Я не люблю перечитывать книги, но именно к этой обращалась множество раз: в последний — весной 2022 года, когда находилась в поисках поддержки и находила ее в спокойных и рациональных текстах Сонтаг. Продолжая свое исследование фотографии, автор в этой книге обращается к военной фотографии и пытается разобраться, как документальные и постановочные снимки чужих страданий влияют на зрителя и какой смысл несут в себе.

«Обозначить ад — это, конечно, еще не значит сказать нам, как вызволить людей из ада, как притушить адское пламя. Но уже то хорошо, что признано, что нам дано яснее почувствовать, сколько страданий причиняет человеческое зло в мире, который мы делим с другими».

Самые лучшие тексты — это те, которые каким-то магическим образом становятся актуальными на все времена. К сожалению, книга «Смотрим на чужие страдания» сейчас очень своевременна. К счастью, этот текст переиздается на русском языке, и он дает ответы на множество вопросов.

Саша Жирнова

редактор «Объединения»

Этой осенью я решила основательно пройтись по творчеству Оливии Лэнг. Сначала была книга «Тело каждого. Книга о свободе», затем «Путешествие к Источнику Эха. Почему писатели пьют». Сейчас я дочитываю «Непредсказуемая погода. Искусство в чрезвычайной ситуации», и для книжной полки «Гаража» решила выбрать именно эту книгу.

«Непредсказуемая погода» — это рецензии на книги и выставки, статьи о писателях и художниках, которые Лэнг писала для журнала Frieze. Мне импонирует то, как тонко Лэнг говорит о современном искусстве и раскрывает его. Эта книга — очень хороший повод поразмышлять над тем, к какому искусству каждый из нас обращается в темные времена, и тем, как это искусство помогает нам переживать сложные события.

«Нам часто говорят, что искусство не способно ничего изменить. Я не согласна. Оно формирует наши этические ландшафты; оно открывает нам внутренние жизни других людей. Оно служит полигоном возможного. Оно создает простые неравенства и предлагает иные образы жизни. Разве вы не хотели бы пропитаться всем этим светом?».

Восхитительная книга, дарящая поддержку.

МУДБОРД

08 December, 2023