Простор и воздух, движение на Восток и неожиданный выбор стенда года: как прошла 13-я ярмарка Cosmoscow

Разбор

Автор: Наталия Кудрявцева

Фото: Предоставлены пресс-службой Cosmoscow

19 September, 2025

С 11 по 14 сентября в «Тимирязев Центре» прошло 13-е издание Международной ярмарки современного искусства Cosmoscow. Четыре дня, два этажа, почти сотня галерей и десятки спецпроектов — в этом году Cosmoscow показала, что растет не только в размерах, но и в качестве.

Специально для «Объединения» Наталия Кудрявцева побывала на ярмарке, проанализировала увиденное и поговорила с галеристами и кураторами о трендах и особенностях события этого года.

Уже второй раз ярмарка прошла в «Тимирязев Центре», но впервые заняла сразу два этажа площадью 15  840 м². Это оказалось правильным решением: воздух и свет позволили зрителям не толкаться в очередях, а спокойно рассматривать стенды галерей, знакомиться с новыми авторами и проектами, а также отдыхать и задерживаться у партнерских стендов.

Алина Пинская, основательница Alina Pinsky Gallery, отмечает в целом гармоничную организацию ярмарки: «Кажется удачной новая двухэтажная конфигурация — полностью оправданный ход, привычный на крупных ярмарках в мире. Я знаю, что устроители Cosmoscow тщательно подошли к организации приглашений, что позволило избежать прошлогодней проблемы огромной толпы в публичные дни».

Cosmoscow 2025 стала самой масштабной за всю историю ярмарки: 97 галерей, 20 партнерских и 100 галерейных стендов, 12 некоммерческих культурных проектов, новые международные блоки и география участников от Москвы до Владивостока, от Индии до Бразилии. За четыре дня ярмарку посетили 55 тысяч человек — на пять тысяч больше, чем в прошлом году, и в несколько раз больше, чем в эпоху первых выпусков 10 лет назад.

Марина Гисич, основательница Marina Gisich Gallery, подчеркивает: «В этом году ярмарка обрела какую-то особую легкость — словно наступил долгожданный вздох после нескольких лет неопределенности и перемен. Кажется, что все наконец нашли свое пространство, в котором могут честно и открыто показывать искусство».

Первый этаж выиграл за счет удачного соседства галерей, создававшего ощущение диалога. Второй этаж получился чуть более плотным, но оттого не менее интересным: здесь было представлено и тиражное искусство, и дизайн, и некоммерческие проекты, и сразу две дискуссионные зоны с кафе. В этом изобилии разбегаются глаза, но если выделять на посещение ярмарки несколько часов или даже дней, то можно вполне комфортно обойти все стенды.

Основательница петербургской галереи Anna Nova Анна Баринова: «Атмосфера 13-го выпуска Cosmoscow отличалась особым теплом и внимательностью к деталям. По сравнению с прошлыми годами, чувствовалась еще более высокая степень организации, насыщенность параллельной программы и рост интереса со стороны не только опытных коллекционеров, но и новой аудитории, только начинающей знакомство с современным искусством. Это говорит о расширении круга заинтересованных и о росте общего интереса к искусству в целом, что не может не радовать».

Международный контекст: движение на Восток

Хотя ярмарку всё еще сложно ставить в один ряд с мировыми гигантами вроде Art Basel или Frieze, международное присутствие и спецпроекты дают ясный сигнал: российское искусство остается частью глобального диалога, даже в непростой геополитической ситуации.

В этом году Cosmoscow предложила зрителям сразу несколько «точек входа» в международное искусство. Секция COLLECTORS представила проект India: How the Spirit Becomes Matter, собранный коллекционерами Екатериной и Андреем Теребениными. Теребенины отобрали авторов из ведущих индийских галерей — Threshold, Espace, Mango Tree Craft & Design и Anuvad Innovation. Индийские художники показали, как традиционные материалы и ремесленные техники соединяются с новыми формами и создают современную визуальную эстетику. Главной звездой стала Неха Лавингия (Threshold) чья выставка в мае 2025 года прошла в галерее Myth в Санкт-Петербурге, и чья работа ушла на Cosmoscow за 1,4 миллиона рублей — рекорд секции.

Не осталась без внимания и Персидская секция с проектом «Человек. Цивилизация. Вселенная». Здесь зрители увидели десяток авторов — от классиков модернизма до авангардных художниц и молодых мастеров, включая Монира Шахруди Фарманфармаиан, Сохрабе Сепехри, Бехджата Садр и Алирезе Асанлу.

Стенд галереи FUTURO

Стенд года

Каждый год жюри выделяет стенд, который стал особенно интригующим и ценным на ярмарке. В 2025 году эта награда досталась нижегородской галерее FUTURO, недавно открывшей дополнительную площадку в Москве на «Винзаводе». На ярмарке галерея представила персональный проект SPAS Леонида Костина. Художник исследует социальное напряжение между художником и ожиданиями зрителя: «если ты художник — значит должен писать картины». Вместо традиционных полотен Леонид Костин обращается к их основаниям — иконным доскам. На стенде представлено несколько итераций проекта: SPAS Blank — минималистичная монохромная серия, основанная на традициях иконописи. Внутри стенда выставлена серия SPAS First Edition, где сохраняются классические этапы изготовления иконы — доска, левкас, золото, пигменты — без узнаваемого образа, создавая эффект абстракции, напоминающий Мондриана или Малевича. Дополняет экспозицию SPAS Techno, выполненный из латуни и соблюдающий пропорции аналойного размера.

Стенд этого года, впрочем, вызвал обсуждения. Куратор Музея современного искусства «Гараж» и автор телеграм-канала «Матькуратор» Анастасия Митюшина призналась, что смотрит на проект Костина через призму опыта работы с Асей Заславской: «Мне сложно комментировать работы Костина хладнокровно, потому что я пять лет работаю и приятельствую с Асей. Оттого мне были знакомы ее работы из проекта "Город N", который начался в 2020-2021 годах, а впервые показан в 2022, а работу Костина я впервые увидела на групповой выставке FUTURO на Винзаводе этим летом. В проекте Ася деконструирует иконное письмо и работает с живописью на иконной доске, но всегда делает это ради какого-то замысла, а не ради опустошающего жеста. Так для меня Ася сохраняет суть иконы как объекта "трепетного назначения". А в проекте Костина меня смутила выхолощенность жеста: радикальным в сведении иконы к геометрии после Малевича быть уже не получится, потому остается какое-то самолюбование. Экспозиция стенда была безупречно продумана, роскошно срежессирована, но мне не хватило в ней живости и обаяния».

В качестве примера Митюшина вспомнила работу Заславской «Сад» (2024) по сюжету из Нового Завета про Разбойника Раха: «Эта работа появилась в рамках выставки «Природа будущего» по мотивам забытого советского художника Геннадия Мишинева. Ася взяла за основу иконографию «разбойника Раха», известную только знатокам, где фоном становились цветы — отсылка к райскому саду. Ее герой отсутствует, но благодаря сохранению структуры, он может вернуться. Такой подход мне симпатичнее, так как провоцирует меня как зрителя исследовать заложенные художником связи и осознавать его выбор, то есть дает моей душе потрудиться. У Костина же чистый аффект, который сначала впечатляет, а потом оставляет опустошенной».

Анастасия добавляет: «Мне гораздо симпатичнее показался стенд Matiush First у галереи Jessica или вообще концептуально более выверенный проект галереи Jessica (Jessica Gallery), сделанный художницей Верой Светловой как куратором. Но, понятно, что их не могли выделить второй год подряд — это, скорее, дипломатическая история».

  • Стенд галереи FUTURO
    Стенд галереи FUTURO
  • Стенд галереи FUTURO
    Стенд галереи FUTURO
  • Стенд галереи FUTURO
    Стенд галереи FUTURO

Арт-группа «ПРОВМЫЗА», проект «Семена»

Созерцание природы, кибер-мотивы и интерактивные коллекции

Художниками года стал нижегородский дуэт «ПРОВМЫЗА» — участники Венецианской биеннале от России — художники Галина Мызникова и Сергей Проворов. На Cosmoscow художники представили проект «Семена» в жанре перформативной скульптуры: в центре — скульптура, изображающая Мать с висящими на ее теле-глыбе детьми.

Дарья Ярцева, куратор, соосновательница галереи Deep List, отметила возрастающую востребованность художников «середины карьеры»: «Мне кажется, что сейчас на российском рынке формируется интересный тренд: внимание коллекционеров направлено на художников среднего поколения, примерно 35-40 лет. Во внимании новое поколение авторов, которые уже нашли свой язык и отточили производство своих работ, остались в России или продолжают активно работать в рамках российского рынка. Я бы особенно отметила Игоря Самолёта и Лизу Бобкову — талантливых художников, которые долго шли к этому и заслуженно добились успеха. Они выступают на ярмарках и не только, горжусь их достижениями».

Стенд галереи XL получил много положительных отзывов, как галеристов, так и посетителей ярмарки. Под кураторством Елены Селиной, постоянного члена экспертного совета Cosmoscow, галерея показала искусство художников разных поколений: Виктора Пивоварова, Александра Повзнера, Ирины Кориной и Артёма Филатова.

Artwin Gallery представила проект Floaters Димы Ребуса: художник создает картины, используя «природную» воду, собранную по всему миру. Техника и цвета Ребуса, как и всегда, заставляет рассматривать работы, затаив дыхание.

Стенд коллекционеров Милы и Дениса Пак — un[ПАК]ing — стал хитом ярмарки. Можно было открыть любой ящик, заглянуть внутрь и увидеть работу, которую коллекционеры когда-то приобрели. «Важным открытием стал стенд Милы и Дениса Пака "un[пак]ing" в рамках биеннале частных коллекций. Это интерактивная инсталляция с открывающимися ящиками и дверцами предложила публике новый, игровой способ взаимодействия с искусством и пространством. А еще, конечно, не можем не отметить представленную работу художника Anna Nova Gallery, Хаима Сокола, в их коллекции!», — делится Анна Баринова.

Jessica Space, новое лицо молодой петербургской галереи Jessica Gallery, познакомила посетителей с творчеством Matiush First: чтобы добраться до экспозиции, нужно преодолеть дугообразную решетчатую ограду, которая сама становится частью художественного опыта. Работы художницы как будто «пикселизировались» и взгляд сложно задержать на одном фрагменте. В том же ключе цифрового влияния выполнены живопись и графика Виктории Кошелевой на стенде Seréne, где ее «киберэкспрессионизм» завораживает и немного гипнотизирует.

По мнению Анны Бариновой, в фокусе внимания ярмарки этого года — темы, связанные с экологией, деконструкцией антропоцентрической перспективы и взаимодействием человека с природой: «Художники работают с природными материалами, антропоморфными образами, постиндустриальными ландшафтами, что указывает на актуальность темы нечеловеческих субъектов в искусстве. Также наблюдается рост интереса к интерактивным инсталляциям и, уже традиционно, к технологиям, таким как блокчейн и искусственный интеллект».

Важный тренд, на который обратила внимание Анастасия Митюшина, как медиа и партнеры всё активнее включаются в ярмарку и делают собственные артистические стенды: «Наверное, я как музейный куратор должна к этому относиться негативно, — признается она, — но меня это, наоборот, радует: всё делается со вкусом и с большой любовью к зрителю. И куратор Даша Эпин делает грандиозную работу в этом направлении от ярмарки, органично и с умом создавая стенды-коллабы или интегрируя работы художников в среду лаунджей и зон отдыха».

В числе удачных примеров Митюшина назвала стенд РБК по мотивам проекта «РБК Визионеры», который курировала Настя Каменская вместе со студией «Тихая», а также стенд с водой, где человек, разливавший воду, выступал в роли медиатора-актера — с большим артистизмом и вниманием к публике.

О любимце публики — некоммерческом стенде «РБК Стиль» и нижегородской студии «Тихая», посвященному проекту «РБК Визионеры» — хочется рассказать поподробнее. Здесь собраны архивные работы резидентов студии. Центром экспозиции стал «Проигрыватель» Артёма Филатова — объект‑портал, где зритель может временно выйти из ярмарочной суеты и погрузиться в атмосферу созерцания. Особое внимание привлекают, с первого взгляда обычные, стулья из серии Vanitas Александра Лаврова: из‑под их обивки проступают портреты Анны Ахматовой и Михаила Булгакова. Рядом впечатляет массивная деревянная кувшинка Всеволода Абазова. Идея стенда, подчеркивающего разницу между «смотреть» и по-настоящему «видеть», принадлежит Анастасии Каменской, шеф‑редактору и креативному директору редакционных проектов «РБК Стиль», а кураторское наполнение обеспечила Алиса Савицкая из студии «Тихая».

«Поскольку мы медиа, а не галерея, искусство мы не продаем — скорее, погружаем зрителя в наш мир и те контексты, которые хочется отразить и раскрыть. Артём Филатов — герой нашего проекта "РБК Визионеры", мы уже однажды делали вместе обложку "РБК Стиль". Тот номер был посвящен будущему, и Артём придумал метафору с огнетушителем. Огнетушитель — это всегда что-то надежное: видишь его в углу и как-то успокаиваешься. Вот только "наш" огнетушитель, если присмотреться и прочитать инструкцию, никаких гарантий не давал. Этот пример как раз про разницу между "смотреть" и "видеть": у каждого художника студии "Тихая" свой, очень особенный взгляд, и именно эти разные видения мы хотели показать. Хотя о "Тихой" слышали многие, в самой студии бывали немногие»,— делится Анастасия Каменская.

Всё больше на ярмарке появляется предметов коллекционного дизайна на грани с искусством. Например, хрустальные скульптуры Александры Пацаманюк на стендах галерей Ulm и Deep List, работы галереи «Палаты», переосмысляющие традиционный дизайн — как панно «Триединство» Натальи Макаровой — а также стеклянные объекты художника и дизайнера DROZHDINI на стенде галереи 3L. Все эти произведения показывают, что грань между искусством и дизайном становится всё более размытой.

По словам Дарьи Ярцевой один из трендов в современном искусстве сейчас — развитие декоративно-прикладных практик. Дарья отмечает: «В нашей галерее, например, многие художники обращаются к сложным техникам и материалам, требующих особенных технических знаний. На рынке мало предложений объекта и скульптуры, так как создавать такие вещи сложно, производство дорогостоящее, и в итоге спрос заметно превышает предложение. Кроме того, активно развивается направление коллекционного дизайна, каждый год появляется больше участников на ярмарках, стенды становятся интереснее, а продажи подтверждают высокий интерес и коллекционерскую активность, что, безусловно, приятно».

  • Стенд арт-группы «ПРОВМЫЗА»
    Стенд арт-группы «ПРОВМЫЗА»
  • Стенд РБК
    Стенд РБК
  • Стенд РБК
    Стенд РБК

Уверенные продажи и новые имена

Продажи на Cosmoscow 2025 тоже очень достойные и охватили широкий диапазон цен. Среди крупных сделок: Mirage Григория Орехова (a‑s‑t‑r‑a gallery) и хрустальная работа Александры Пацаманюк Aeterna renascentia (Deep List), обе ушли за 5 миллионов рублей, а «Человеческий проект. Эпизод #79» Керима Рагимова (Marina Gisich Gallery) был продан за 4,9 миллиона.

Среди других заметных продаж — также серия стеклянных масок «Неуязвимость хрупкости. Маски Венер» Аннушки Броше за 1,75 миллиона рублей (Elohovskiy Gallery), работа Натальи Макаровой «Триединство» за 1,5 миллиона (галерея «Палаты»), скульптура Дениса Патракеева «Знак дыхания» за 1,42 миллиона (Anna Nova Gallery) и панно Water and Sand за 1 миллион (3L Gallery).

Более доступные работы тоже нашли своих коллекционеров: тиражные «Глазуны» Алины Глазун ушли за 60 тысяч рублей, панно Аристарха Чернышева — за 350 тысяч, а гобелен Игоря Гуровича — за 100 тысяч. «Прибрежные разговоры III» Никиты Алексеева ушли за 100 000 ₽ (Set Projects), работа Александра Мортаева из серии «Лес» за 350 тысяч (Сообщество Современных Сибирских художников), а объект «Инфосплетение» Аристарха Чернышева за 350 тысяч. Такой разброс цен наглядно показывает, что на ярмарке есть место и для серьезных инвестиций, и для первых шагов в коллекционировании.

«Особый интерес со стороны коллекционеров и арт‑сообщества вызвали работы Димы Филиппова — одна из них уже в день превью была приобретена в коллекцию Наталии Опалевой. Не меньший отклик получили объекты Дениса Патракеева и Ильи Федотова‑Фёдорова, которые также пополнили знаковые частные собрания», — делится Анна Баринова. По ее словам, коммерчески 13-й выпуск ярмарки прошел удачно: сумма продаж превысила 6,2 миллиона рублей, а самый дорогой лот — работа Ильи Федотова‑Фёдорова — ушёл за 1,755 миллиона рублей.

Галеристы отмечают, что новые имена на ярмарке тоже как никогда актуальны. «В этом году мы представили нового художника галереи — живописца Даниила Васильева. Даниил сейчас учится в Италии, а до этого окончил Санкт-Петербургскую академию им. Репина. Нам нравится его стиль и техническая подкованность. Посмотрим, как он будет развиваться», — рассказывает директор галереи сцена/szena Руслан Потамошнев. Алина Пинская добавляет: «Публика уже не первый год с радостью покупает молодых. Многие хотят быть причастными к «открытию» новой звезды — это извечная история. В пуле галереи разные художники получили свое внимание, но выставка Евгения Музалевского, конечно, подогрела интерес к его работам на стенде».

По сравнению с немного хаотичным Blazar в этом году Cosmoscow оставила достаточно целостное впечатление у сообщества. Несмотря на геополитическую турбулентность, на ярмарке чувствовалась та энергия, ради которой сюда приходят: возможность увидеть, чем живет современная российская сцена, какие эксперименты и поиски ведут художники, какие появились новые перспективные авторы и, наконец, — чтобы пополнить коллекции. Коммерческий успех галерей-участниц, а также неугасающий интерес коллекционеров как к звездным художникам, так и к менее известным авторам, подтверждают успех 13-ой Cosmoscow. К тому же, ярмарка продолжается онлайн на платформе ТЕО, поэтому судить о финальных цифрах еще рано.

Разбор

Автор: Наталия Кудрявцева

Фото: Предоставлены пресс-службой Cosmoscow

19 September, 2025