Art Basel 2025: хайлайты ярмарки

Новости

Фото: предоставлены героинями материала

24 June, 2025

C 19 по 22 июня в Швейцарии прошлa Art Basel — одна из самых престижных ярмарок современного и послевоенного искусства. Несмотря на общее замедление рынка, связанное с политической обстановкой в мире, ярмарка отразила ключевые тренды года — укрепление онлайн-продаж, увеличение объема сделок и рост интереса к доступным работам стоимостью до $50,000.

Мы изучили официальный отчет о результатах Art Basel в этом году и собрали ключевые выводы, а также попросили коллег — Анну Мерман и Лизавету Матвееву — поделиться впечатлениями от увиденного в Базеле.

Basel Social Club

2024 год стал вторым подряд, когда глобальные продажи искусства пошли на спад: рынок сократился на 12%, до $57,5 миллиарда. Основная причина — охлаждение верхнего ценового сегмента. При этом количество сделок, наоборот, выросло на 3%, достигнув 40,5 миллиона. Активность сместилась в сторону более доступных работ до $50 000, которые обеспечили 85% всех продаж у дилеров.

Онлайн-продажи удержали долю в 18% от общего объема. Почти половина онлайн-сделок пришлась на новых покупателей, что говорит о продолжающемся интересе к цифровым каналам. Дилеры и аукционные дома по-прежнему используют как онлайн-, так и офлайн-форматы, а e-commerce остается на стабильно высоком уровне, достигнутом во время пандемии.

На фоне снижения в среднем и верхнем ценовых сегментах небольшие галереи с оборотом до $250 000 показали рост продаж на 17%. Крупные участники рынка, напротив, сообщили о падении. Это отражает сдвиг внимания и изменение подходов к работе с аудиторией.

Великобритания вернулась на второе место по объему продаж, обойдя Китай, несмотря на собственное снижение на 5%. США сохранили лидерство с долей в 43%. Хотя арт-рынок за последние 30 лет стал гораздо более глобальным, основные объемы продаж по-прежнему сосредоточены в трех странах — США, Великобритании и Китае. В 2024 году их суммарная доля составила 76%.

Продажи в «старых» жанрах изобразительного искусства в 2024 году превысили показатели contemporary art. По словам дилеров, высокие цены концентрируются вокруг признанных авторов, тогда как молодые современные художники чаще продаются по доступным ценам. У тех, кто работает только с contemporary art, продажи сократились на 11%. В сегментах послевоенного, модернистского и классического искусства продажи остались стабильными или немного выросли. Снижение также зафиксировали дилеры, работающие с антиквариатом и другими менее традиционными направлениями.

В центре внимания остается гендерный баланс. Женщины-художницы составляют 41% среди представленных авторов, а в небольших галереях — до 49%. В то же время в сегменте с оборотом выше $10 миллионов доля женщин снизилась до 33%. Несмотря на то, что они всё еще в меньшинстве, вклад успешных художниц в общую выручку галерей становится всё заметнее.

Лизавета Матвеева

независимый куратор, продакшн-менеджер в Музее искусства и истории города Женева

Art Basel для меня интересен даже не столько как ярмарка, сколько как место встречи — такой плотный узел, в котором переплетаются и постоянно множатся связи между институциями, художниками, галереями и кураторами. Сейчас я всё острее ощущаю себя частью глобальных процессов, и именно здесь они становятся особенно зримыми.

Каждый год я провожу время в Базеле по-разному: в один год обходила все стенды и галереи, в другой — забежала на один день и бегло посмотрела основную площадку. В этом году мне было интересно сосредоточиться на проектах вне ярмарки — и я не пожалела.

На самой Art Basel меня впечатлила инсталляция The Voyage — A March to Utopia от Atelier Van Lieshout на Unlimited. Работа состоит из 80 частей и по диагонали пересекает всю площадку: манекены в противогазах, движущиеся механизмы — всё это образует процессию, будто идущую то ли в, то ли из апокалиптического будущего.

Среди проектов вне ярмарки особенно запомнилась выставка Midnight Zone Жульана Шаррьера в Музее Тэнгели. Художник исследует отношения человека с Землей — и особенно с водной средой. Фото, саунд-, видео- и мультимедиа-инсталляции, размещенные в полной темноте (за исключением одного ослепительно белого зала), создают почти физический опыт: стены и пол дрожат, звуки будто доносятся из-под воды — всё это сбивает с толку тело и восприятие.

В Kunstmuseum идет выставка скульптора начала XX века Медардо Россо. Его работы представлены рядом с произведениями современных художников, и вместе они выстраивают сложные концептуальные связи. Это редкий пример крутого кураторского подхода, когда относительно малоизвестного модерниста помещают в многослойный современный контекст, благодаря которому его работы звучат свежо и актуально. Если сравнивать с недавней ретроспективой Бранкузи в парижском Помпиду, то выставка Россо явно выигрывает.

И, конечно, нельзя не упомянуть Basel Social Club — независимый проект, который уже четвертый год держит высокий уровень. В этом году площадкой стало здание бывшего банка: работы размещены буквально повсюду — в комнатах, чуланах, на лестницах. Передвигаясь по этому лабиринту, можно случайно столкнуться с Хансом-Ульрихом Обристом или Ларри Гагосяном, набить татуировку, подстричься или купить украшения Билли Боя. Пространство наполнено отличным искусством, которое интересно искать и разглядывать — от классиков вроде Пикассо, Дюшана, Христо и Кателлана до молодых авторов, чьи имена еще только начинают звучать.

  • Joep Van Lieshout, The Voyage – A March To Utopia
    Joep Van Lieshout, The Voyage – A March To Utopia
  • Midnight Zone exhibition
    Midnight Zone exhibition
  • Basel Social Club
    Basel Social Club

Анна Мерман

основательница и СЕО «Объединения»

Пару наблюдений с Art Basel. В этом году секцию Unlimited уже в пятый раз курирует Джованни Кармине. На этот раз он подчеркивает, что искусство говорит на другом языке — вне рамок понятия функциональности и эффективности. И что, возможно, именно сейчас оно звучит особенно ясно — на фоне глобальных кризисов, политических напряженностей и технологических вызовов. Цель работ, представленных в рамках Unlimited, — не искать ответы на вопросы, повисшие в воздухе, а попробовать взглянуть на происходящее под углом предыдущего опыта, того, как эти темы осмыслялись ранее.

Для русскоязычной аудитории важным событием, конечно, стало появление двух огромных холстов Эрика Булатова с надписью «Вперед» в секции Unlimited. В целом Unlimited в этом году показалась мне достаточно ровной — словно не хватило «якорного» проекта, который бы объединил всё воедино.

На самой ярмарке в этом году представлены 291 галерея из 42 стран. Секции Statements и Feature для меня самые интересные: первая — про emerging art, вторая — про искусство XX века.

Из заметных трендов — текстиль. Его много и он везде: в Unlimited, на стендах Art Basel, а также на ярмарках Liste и June. Если еще недавно весь фокус был на керамике, то теперь — на ткани. Интересно, как дальше будет раскрываться этот тренд, и куда он приведет.

  • Диптих Эрика Булатова
    Диптих Эрика Булатова
  • Monilola Olayemi Ilupeju, The Wishing Well
    Monilola Olayemi Ilupeju, The Wishing Well
  • Lee Ufan, Relatum — Dialogue
    Lee Ufan, Relatum — Dialogue
Новости

Фото: предоставлены героинями материала

24 June, 2025