Бум на культурные телеграм-каналы: кто их ведет и для чего
Автор: Анастасия Шульгина
Работа: Maria Sainte
Фотографии: предоставлены героями материала
27 May, 2022
Вы, как, впрочем, и мы, не могли не заметить настоящий бум на околокультурные Телеграм-каналы. По ощущением, их за последний год (в силу разных причин) стало как минимум в два раза больше. Решили исследовать этот феномен и расспросить админов известных каналов о культуре о том, зачем им все это нужно.
ЯНА СИДОРКИНА
Художник и музыкант
Автор ТГ-канала «ты сегодня такой пепперштейн»
количество подписчиков на время выпуска: 9068
КАК ПРИШЛА ИДЕЯ СОЗДАТЬ ТГ-КАНАЛ
Идея пришла после лекции и выставки Павла Пепперштейна в 2015 году. В голове застряло слово «пепперштейн», потом мы с моим сооснователем Юлией Анисовец начали называть разные предметы вокруг пепперштейнами. Появилась фраза: «ты сегооооодня такоооой пепперштейн!» – она обозначает, что человек может находиться в странном состоянии, в котором находится перманентно Паша.
ЕГО МИССИЯ В КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ
Постепенно пришло осознание, что молодежь моего возраста ничего не знает о московском концептуализме, и мы можем занять эту нишу своей просвещенческой деятельностью. Увидели, что как только появлялась какая-то работа, например, со словом «х*й» – количество лайков увеличивалось. Так мы поняли, что людям скучен контент чисто «о высоком», и мы стали подавать российское искусство в каком-то захватывающем внимание ключе, не оставляя стороной философские тексты. В итоге, аудитория получает фан и одновременно с тем узнает что-то новое.
ПЛЮСЫ ОТ ВЕДЕНИЯ СОБСТВЕННОГО ТГ-КАНАЛА
Ведя канал, ты учишься всему сам. По сути, это постоянное самообразование, только ты еще делишься знаниями с другими. Ходишь по архивам, целенаправленно ездишь в музеи и мастерские, общаешься и работаешь с профессионалами, потому что главное – найти и выложить то, что еще никто (или почти никто) в интернете не видел.
ПОЛУЧАЕТСЯ ЛИ МОНЕТИЗИРОВАТЬ
Монетизация началась, может, лет через пять после создания проекта. Какой-то авторский канал – не лучшая идея для обогащения, если вы о таком размышляете.
СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ЗАНИМАЕТ
Надо понимать, что если вы решили завести канал, то им надо будет заниматься постоянно. Им нельзя поиграться и бросить, а такие мысли возникают у многих, иногда становится скучно, контент заканчивается, тогда все усилия будут напрасными. Поэтому я занимаюсь каналом много времени.
КСЕНИЯ КОРОБЕЙНИКОВА
Журналист и искусствовед
Автор ТГ-канала «ку-ку»
количество подписчиков на время выпуска материала: 8123
КАК ПРИШЛА ИДЕЯ СОЗДАТЬ ТГ-КАНАЛ
Я в журналистике 10 лет; начала писать, потому что это моя физиологическая потребность. Только структурируя и излагая информацию на лист, могу переварить ее. Завести канал подсказали друзья-админы, которые видели, как загорались мои глаза, когда надо было сформулировать емко суть моих проектов для их каналов. После ухода из офиса появилось время и наконец-то дошли руки.
ЕГО МИССИЯ В КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ
Миссия — сказано громко. Есть интенции:
- Помогать художникам и арт-деятелям, которых уважаю;
- Показывать, что про искусство можно говорить простым языком, а также его можно лучше понимать и чувствовать, благодаря таким ясно выраженным текстам;
- Подсвечивать культурные процессы с неочевидных сторон;
- Делать видимым то, что часто остается в тени;
- Привносить прозрачность в истории, которые принято замалчивать, но понимание которых важно для культурного поля.
ПЛЮСЫ ОТ ВЕДЕНИЯ СОБСТВЕННОГО ТГ-КАНАЛА
- Появляется дополнительный повод следить за процессами, рефлексировать и формулировать.
- Это такой кайф, когда ты сам себе редактор. Хотя это и проблема.
- Можно работать, где и когда угодно.
- Ваша деятельность становится более выпуклой, но у этого тоже есть оборотная сторона.
ПОЛУЧАЕТСЯ ЛИ МОНЕТИЗИРОВАТЬ
Незначительно. Можете убедиться в этом, так как я помечаю все рекламные посты специальной рубрикой. Коммерческих предложений приходит в среднем по 2-3 в день. Но соглашаюсь примерно не чаще раза в неделю, а то и реже, потому что редко попадаются созвучные мне проекты или продукты, которым доверяю.
СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ЗАНИМАЕТ
Все время, кроме сна. Некоторые посты готовятся неделями, как, например, разбор музейных туалетов. Для каких-то жду месяцами определенных экспертов, у которых плотные графики. Практически все, с чем сталкиваюсь, за редким исключением, конвертируется рано или поздно в контент для канала. Поэтому стараюсь фильтровать свой контекст.
КСЕНИЯ ЛАМШИНА
Руководитель Радио «Культура»
Автор ТГ-канала «КУЛЬТУРНЫЕ ЛЮДИ»
количество подписчиков на время выпуска материала: 6041
КАК ПРИШЛА ИДЕЯ СОЗДАТЬ ТГ-КАНАЛ
Все просто: являясь руководителем Радио «Культура», имея пять эфиров в неделю, отслеживая вообще весь эфир и новостную ленту, бесконечно посещая премьеры, вернисажи, перемещаясь в командировках по всей стране, — я однажды решила, что нужно делиться всем в другом формате. Кроме того, захотелось немного отделить себя от радио.
ЕГО МИССИЯ В КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ
Рассказывать о как можно большем количестве культурных событий, делать видимыми творцов, помогать молодым, давать более объемный культурный срез в масштабах страны.
ПЛЮСЫ ОТ ВЕДЕНИЯ СОБСТВЕННОГО ТГ-КАНАЛА
Тут вырабатывается много навыков. По сути ты создаешь свое автономное СМИ, твоя персональная узнаваемость растет, ты лучше понимаешь аудиторию, которая тебя читает. Блог дает больше возможностей выражать свое мнение и акцентировать внимание на важных для тебя вещах, чем официальное государственное СМИ.
ПОЛУЧАЕТСЯ ЛИ МОНЕТИЗИРОВАТЬ
Да, но поскольку я придерживаюсь своей миссии, это сложнее. Я все же стараюсь помогать всем, что подразумевает бесплатное размещение большей части постов. Но монетизация произошла, чему я тоже рада, деньги всегда нужны.
СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ЗАНИМАЕТ
Все свободное от работы время и даже когда работаю. В моем случае не получается воспринимать это как работу. Я просто не могу не писать.
АНАСТАСИЯ ЛАНДЕР
Экспертка по маркетингу и коммуникациям
Автор ТГ-канала «artysmarty»
количество подписчиков на время выпуска материала: 4095
КАК ПРИШЛА ИДЕЯ СОЗДАТЬ ТГ-КАНАЛ
Это был конец 18 — начало 19 года. Я училась в Институте Sotheby's, хотела куда-то выплескивать опыт совершенной новой для себя учебы, смотрела на опыт друзей, примеривалась к телеграму. В конце концов, поняла, что канал для меня будет идеальной площадкой – в начале нулевых я вела ЖЖ, так что текст стал основным методом осмысления опыта.
ЕГО МИССИЯ В КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ
Нет какой-то специфической миссии, кроме довольно эгоистической: рассказывать друзьям о том, что происходит на международной арт-сцене с фокусом на бизнес-составляющую. При этом я не робот и не медиа, мне сложно крепко держаться единожды заявленного формата, поэтому пишу не только об арт-рынке, но и о прочих околокультурных и социо-политических вопросах, которые меня волнуют.
ПЛЮСЫ ОТ ВЕДЕНИЯ СОБСТВЕННОГО ТГ-КАНАЛА
Меня узнают в оффлайне! Я жутко тщеславна, и мне очень приятно, когда ко мне подходят читатели (чаще это читательницы) и говорят, что меня читают, что я пишу о чем-то таком, что больше нигде не сыщешь. Кроме того, благодаря каналу я стала сотрудничать с некоторыми классными медиа как авторка.
ПОЛУЧАЕТСЯ ЛИ МОНЕТИЗИРОВАТЬ
От случая к случаю, и я не то, чтобы стремлюсь на канале заработать. У меня не самая большая аудитория, и довольно нишевый контент, поэтому рекламодатели приходят редко, и я не со всеми работаю. Монетизация — скорее, приятный бонус, а не цель существования канала.
СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ЗАНИМАЕТ
Я веду канал в удовольствие, поэтому позволяю себе то залить три поста в день, то неделю-другую вообще молчать, ограничиваясь репостами из дружественных каналов. Будь это полноценным медиа, я бы с бóльшими усердием и системностью подходила к процессу, но мне важнее всего получать удовольствие от ведения artysmarty. Поэтому я не принуждаю себя его вести.
НАТАЛИЯ КРЮЧКОВА
Выпускающий редактор The Art Newspaper Russia
Автор ТГ-канала «я поведу тебя в музей»
количество подписчиков на время выпуска материала: 6123
КАК ПРИШЛА ИДЕЯ СОЗДАТЬ ТГ-КАНАЛ
С одной стороны, спонтанно. С другой — так как работаю журналистом, это, наверное, было делом времени. Когда постоянно находишься в эпицентре событий и новостей (к счастью, в моем случае исключительно культурных), хочется делиться информацией. А когда у тебя бэкграунд новостника, Телеграм становится идеальной платформой.
ЕГО МИССИЯ В КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ
Когда думаю об этом, называю его «проводником» или агрегатором. У меня нет критики, анализа. Чаще всего это безоценочные посты, новости, анонсы, фотографии, находки. Как такой бесконечный дайджест. И в основном московские события, так как я из Москвы. Но по возможности стараюсь вносить разнообразие!
ПЛЮСЫ ОТ ВЕДЕНИЯ СОБСТВЕННОГО ТГ-КАНАЛА
Это спасение для души. На самом деле в самые турбулентные времена, (и внутренние, и внешние) в любой непонятной ситуации обращаюсь к каналу и погружаюсь с головой. И во время локдаунов, и сейчас это помогает не сойти с ума.
Еще один из плюсов — то, что это что-то только твое. На что никто не влияет (с оговоркой, конечно. Потому что мы видим, что случилось с другими социальными сетями и как люди фактически потеряли блоги, которые развивали годами). Когда работаешь в СМИ, не можешь просто взять и дать новость. Нужно пройти через несколько этапов. А здесь ты сам себе редактор, автор, СММ-менеджер, вдохновитель и фоторедактор.
ПОЛУЧАЕТСЯ ЛИ МОНЕТИЗИРОВАТЬ
Иногда приходит реклама, да. Бывает, что несколько раз в неделю пишут и спрашивают, можно ли разместиться. Бывает, что затишье на пару недель. Но все это скорее приятный бонус, чем заработок. В первое время очень стеснялась обсуждать рекламные предложения, потому что ну как за это деньги брать, когда канал по любви. Сейчас уже не так стесняюсь, потому что ведение канала энергозатратно и требует времени и сил.
СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ЗАНИМАЕТ
Обычно стараюсь уделять несколько часов в день. Минимум 1-2, думаю. У меня практически не бывает контент-плана, все ситуативно и по настроению. Так что иногда могу сидеть и до двух ночи, а иногда ничего не публиковать день-два — такое случается иногда в выходные. Забавно, но именно в такие дни подписчики как будто активнее добавляются, несмотря на тишину.
МАРИНА АНЦИПЕРОВА
Главный редактор онлайн медиа «Объединение»
Автор ТГ-канала «Love them all»
количество подписчиков на время выпуска материала: 2473
КАК ПРИШЛА ИДЕЯ СОЗДАТЬ ТГ-КАНАЛ
Канал у меня был, кажется, уже года четыре. Сначала я писала в нем рецензии на выставки и гордилась, что меня читает 300 подписчиков, а потом благополучно про него забыла. Года полтора назад вспомнила про него и решила реабилитировать: к тому времени успешно прошел первый Blazar, встали на ноги «Объединение» и Sample и стало понятно, что есть много людей, которые хотят собирать искусство, но пока только-только к этому присматриваются. Я подумала, что именно этим людям и полезно было бы знать, какие художники бывают и сколько они стоят, таким образом и определила свою ЦА.
ЕГО МИССИЯ В КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ
Сделать продажи прозрачными. Со стороны в арт-экономики трудно зайти, а чем дороже стоит художник, тем переменчивее может быть цена на его искусство: галерея может сделать скидку, а может, напротив, оказаться, что работа сейчас находится не в Москве и предложить оплатить ее дороже. Я думаю, что онлайн-галереи (в том числе маркетплейс bizar) сделали большой путь в сторону прозрачных цен: на bizar, например, можно узнать от какой суммы начинается графика Дубосарского-Виноградова. Я это очень приветствую.
ПЛЮСЫ ОТ ВЕДЕНИЯ СОБСТВЕННОГО ТГ-КАНАЛА
В моем случае делать мир лучше. Дмитрий Кавка на прошлой неделе попросил поддержать продажи его рисунков, и общими усилиями его инстаграма и моего канала художник смог продать весь тираж.
Иногда в канале проходят благотворительные аукционы: так мощную работу Ирины Петраковой удалось продать за почти 200 тысяч рублей, все из которых пошли на добрые дела.
ПОЛУЧАЕТСЯ ЛИ МОНЕТИЗИРОВАТЬ
Скорее эпизодически. Аудитория у канала маленькая, пусть и заточенная на арт-покупки. Вся редкая реклама, в любом случае, помечается как партнерский пост.
СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ЗАНИМАЕТ
Бывает по-разному. В среднем, полчаса в день.
Автор: Анастасия Шульгина
Работа: Maria Sainte
Фотографии: предоставлены героями материала
27 May, 2022