Reading list of «Объединения» team
01 June, 2022
Собрали книжные рекомендации от команды «Объединения». Какие альбомы и фотокниги мы мечтаем купить, что нас поддерживает сейчас, и какие книги мы потеряли, но с любовью в сердце вспоминаем эти тексты.
Аня Мерман
основательница Объединения
Есть одна книга, которая очень меня подбадривает и поддерживает уже долгое время, ездит со мной в путешествия и переезжает теперь. «Краткая история кураторства» — это всегда повод отступить на пару шагов назад от всех текущих задач (особенно, когда погружаешься в рутину — тушение пожаров, и забываешь о главной цели, зачем ты все это делаешь) и посмотреть на сферу искусства объемлющим взглядом, понять, насколько это невероятный глубокий мир, и сколько всего можно еще сделать.
Я также очень люблю красивые альбомные книги художников. Понятно, что есть издательства Taschen (я бы взяла Bettina Rheims) и Phaidon (только недавно листала Ugo Rondinone и это мой план на следующую покупку), есть Rizolli (например, Louise Bourgeois) и Aperture (они специализируются на фотографии, но я рекомендую обратить внимание на их журнал, новый номер — про Celebrations).
Но еще я люблю следить за тем, какие книги выпускают галереи (с музеями чуть понятнее, почти у каждого есть свое издательство). У Thaddaeus Ropac я засматриваюсь на Please Touch — Marcel Duchamp and the Fetish, в Perrotin — на альбом работ Claire Tabouret. В книжном галереи Gagosian закажу себе журнал-отчет The Summer 2022 issue of Gagosian Quarterly, но и хотелось бы большую книгу Cy Twombly. Еще слежу за издательствами в David Zwirner (вот книга Marlene Dumas) и Hauzer&Wirth (например, книга Luchita Hurtado).
Ира Нетбай
коммуникация с художниками и покупателями
«Когда соборы были белыми. Путешествие в край нерешительных людей» — это не столько архитектурная история, сколько личная и даже интимная рефлексия Ле Корбюзье о смыслах, мире, различиях и сходствах, о цивилизациях и их путях, о свободе. Люблю эту книгу за ее атмосферу и неперегруженность.
«На пике века. Исповедь одержимой искусством от Пегги Гуггенхайм» — эту книгу мне подарила Аня Мерман.
Признаюсь честно, я пока в процессе, но это такая манящая исповедь от первого лица. Читая, испытываю огромную солидарность и очень сильно эмпатирую вдохновению и любви Пегги к искусству.
«Черты очерчивать чертог» — размышление Брижит Саби о декоре как искусстве посредством слов и изображений. Вся книга — это альбом, с фото-фрагментом интерьера на левой странице и словесной метафорой на правой, а я обожаю метафоры и такую красивую верстку!
Саша Жиленко
PR и коммуникации Объединения
Виктор Пивоваров — Влюбленный агент.
Воспоминания и размышления одного из моих любимых современных художников. Жизнь в Москве в 70-80-х, жизнь в эмиграции и изоляция, воспоминания о современниках, отношения с женой и детьми, размышления, сомнения, творческие открытия — это очень откровенный рассказ, почти личное знакомство с Пивоваровым. Рекомендация номер один для всех, кому интересно как зарождался московский концептуализм.
Эрлинг Кагге — Как собрать коллекцию современного искусства и не разориться.
Мы делали совместный материал с «Гаражем»про эту книгу и нам подарили по копии. Это инструкция по применению для начинающего коллекционера с бесценными советами от человека, который за свою жизнь собрал самую эклектичную коллекцию из всех, что я видела. Он делится опытом, рассказывает, как вести переговоры, как выбирать работы (ну, сердцем, конечно) и не потратить все деньги сразу — я свою коллекцию начала совсем недавно, и все это вдохновляет и направляет.
Мэттью Макконахи — Зеленый свет.
Может, не совсем в тему, но это удивительная история очень длинного и витиеватого профессионального пути, которая вдохновила на то, чтобы посмотреть на свой собственный путь свежим взглядом. Напоминание о том, как важно оставаться верным себе и своему делу.
Марина Анциперова
главный редактор журнала Объединения
Двухтомник Стамбульской биеннале, совершенно меня поразившей, и оказавшейся такой близкой по духу и мысли этой весной. Не знаю, можно ли еще купить эти книги, думаю, что Стамбульский музей современного искусства их точно продает, но они входят в набор вещей в одном большом чемодане, когда переезжаю с места на место. Один том — классический выставочный каталог, второй — набор эссе художников, участвующих в проекте, о том что такое для них дом, как сложно влиться в другую культуру, что такое быть хорошим соседом. Иногда это стихи, иногда заметки об отце, иногда мысли о своей отдельности — очень искренние, очень честные. Я редактировала и писала несколько книжек по искусству, и этот двухтомник был и остается для меня внутренним эталоном.
Люблю Уорхола больше как писателя, чем художника, и с большой нежностью вспоминаю его текст «Философия Энди Уорхола (от А к Б и наоборот»). Книжка куда-то задевалась при переезде, но я до сих пор тепло вспоминаю его рассказы о друзьях, деньгах и телефонных разговорах. Знаю, что есть люди, которые не хотят знать о том, хороший или плохой человек нарисовал те или иные произведения, но я вот не из таких! Всегда, глядя на уорхоловские артефакты, думаю о нем.
Книжка Эндрю Соломона «The Irony Tower. Советские художники во времена гласности» куда-то задевалась при переезде, а ее уже не купить, так что, когда она мне нужна для работы, всегда пишу Юле Коротковой и прошу сфотографировать странички, где написано про тех или иных художников. Молю, если у вас есть лишняя, подарите мне! Кто не читал — такая классная, совершенно неакадемичная библия про наших нонконформистов, написанная американским журналистом Эндрю Соломоном. Он приехал в Москву в 1988 году на знаменитый аукцион Сотбис и совершенно влюбился в художников, и пишет о них совершенно неакдемически (иногда, как мне кажется, уже смешивая действительность и вымысел), и очень тепло. Помню Файбисовича он называет Санта-Класом, а у Булатова припоминает цитату «Разве мои картины красивые? Это устрицы красивые». В общем, абсолютная любовь.
Настя Лобачева
редактор журнала Объединения
Выбрать три книги — слишком сложная задача, но я попробую!
Когда я хочу рациональности и какого-то объяснения тому, что происходит в этом мире, я читаю Ханну Арендт и Сьюзен Сонтаг. Сейчас это были книги «О насилии» и «Смотрим на чужие страдания». Кажется, их уже нигде не найти в печатном виде, но они точно есть в электронном. Нисколько не потерявшие своей актуальности эссе, поражают и заставляют меня постоянно задаваться вопросом: «А что бы это был за мир, если бы все прочитали Арендт и Сонтаг?»
Если хочется больше сердца и души — это Оливия Лэнг. Во-первых, советую посмотреть видео-прогулку по ее жилищу с прекрасным садом и отдельным домиком для книг! Во-вторых, всем советую читать «Одинокий город», если вы еще не сделали этого. Еще одна книга этого месяца — «Выбор» Эдит Евы Эгер. Какая-то невероятная история жизнелюбия от женщины, которая прошла сквозь кошмары концлагерей и сохранила себя.
Я так же, как и Аня Мерман, обожаю фотокниги и альбомы с работами художников. Две фотокниги из моей коллекции — Annie Leibovitz «At Work» и William Eggleston's Guide — прекрасны не только представленными в них фотографиями, но и качеством печати и бумаги. О далекой, но такой мне близкой Мексике, напоминают две книги, посвященные Фриде Кало. И пусть любовь к ней — это мейнстрим, сердцу не прикажешь. И последнее — альбом с работами и интервью Дэвида Войнаровича от издательства Aperture «Brush Fires in the Social Landscape». Просто большая любовь!
01 June, 2022