“Two cultures within me periodically mix or replace each other.” Lilit Matevosyan about her art practice, multiculturality as a superpower and working with archives

INTERVIEW

Author: Anastasiia Lobacheva

Photos: Andrey Kuznetsov

07 November, 2023

Lilit Matevosyan’s project “Island Surrounded by Land” was launched at the Garage Museum in January as part of the “Field Research” direction. The project is dedicated to the folklore of the autochthonous peoples of the North-West Caucasus and its role in the history and culture of our time. The artist explores the relationships between mythological characters, literary images and historical events in this territory.

Senior editor of The Gathering Anastasia Lobacheva spoke with Lilith about her new project and how archives can become a source of inspiration, and the exploration of one’s own identity can be a superpower.

This article is in Russian. Contact us via email if you would like to comment or request an English translation.

ЛИЛИТ, У ТЕБЯ ЗА ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ТАК МНОГО НОВЫХ ВЫСТАВОК И ПРОЕКТОВ — ОТ ЕРЕВАНА ДО ЕКАТЕРИНБУРГА — ЧУВСТВУЕШЬ САМА ЭТОТ ПОДЪЕМ?

Мне больно от того, что большое количество людей сейчас сталкиваются с эмиграцией, вынуждены покинуть родные места, и поэтому темы, с которыми я работаю, стали так актуальны. Для меня выставки, которые случились за последнее время, — способ выстроить диалог с друзьями, знакомыми, семьей, возможность поговорить и вспомнить. К сожалению, мои работы не спасают и не могут ничего изменить, но, кажется, дают людям поддержку. Так что сложно сейчас назвать это «подъемом».

ТЫ ВЕРНО ЗАМЕТИЛА, ЧТО СЕЙЧАС МНОГИЕ УЕЗЖАЮТ И НАХОДЯТСЯ В ПОИСКАХ СВОЕГО ДОМА. А БЫЛА ЛИ ТЫ ПЕРЕД ТАКИМ ВЫБОРОМ? ИЛИ ВДРУГ ЭТО В ТВОИХ ПЛАНАХ?

Это открытая для нас с мужем тема. Полтора года назад у нас родился сын и, да, конечно, мы часто говорим и думаем о будущем. Нас поддерживают друзья, которые хотят, чтобы мы переехали, но мы решили остаться в Сочи по ряду причин.

КАК В ТВОЕЙ ЖИЗНИ ПОЯВИЛАСЬ ФОТОГРАФИЯ? ПОЧЕМУ ОНА СТАЛА ДЛЯ ТЕБЯ ГЛАВНЫМ СПОСОБОМ ВЫРАЖЕНИЯ СЕБЯ КАК ХУДОЖНИЦЫ?

Я училась на дизайнера интерьеров и предполагала, что всю жизнь буду работать по этой специальности. На первом курсе университета мне захотелось фотографировать. Я брала камеры у друзей и снимала все, что видела вокруг. До сих пор не могу разобрать архивы тех лет. Кажется, я больше не снимаю так часто, как тогда. Все изменило поступление в «Фотографику» в 2015 году — я получила грант на обучение на годовую программу. Тогда же начались мои поездки в Грузию и Армению, где я приступила к работе над персональными проектами. Фотография — пока что самый доступный и любимый для меня инструмент.

КАЖЕТСЯ, ЧТО «ФОТОГРАФИКА» — ЭТО КАКАЯ-ТО ОПРЕДЕЛЕННАЯ ТОЧКА СХОДА И МЕСТО СИЛЫ ДЛЯ МНОГИХ ФОТОГРАФОВ. Я ОТ МНОГИХ СЛЫШУ, ЧТО ЭТО ШКОЛА БЫЛА ДЛЯ НИХ ТАКИМ ИМПУЛЬСОМ НАЧАТЬ ЗАНИМАТЬСЯ ФОТОГРАФИЕЙ.

Да, это классное место. Большой плюс «Фотографики» в том, что во время обучения у тебя много мастеров и приглашенных лекторов — ты выбираешь того, кто тебе ближе всего, пробуешь разные подходы и методы. В школе невероятная атмосфера, где чувствуешь себя свободно и безопасно, не боишься делать глупости и ошибаться — мне кажется, это важно.

В ТВОЕМ CV НАПИСАНО, ЧТО ТЫ РОДИЛАСЬ В ТБИЛИСИ, РОСЛА В АРМЕНИИ И СЕЙЧАС ЖИВЕШЬ В СОЧИ. ИНТЕРЕСНО У ТЕБЯ СПРОСИТЬ ПРО ТО, КАК В ТЕБЕ УЖИВАЕТСЯ ЭТА МУЛЬТИКУЛЬТУРНОСТЬ. НЕДАВНО У НАС В ЖУРНАЛЕ ВЫШЛА КОЛОНКА НАТЕЛЫ ПОЦХВЕРИИ, КОТОРАЯ НАЗЫВАЛАСЬ «БУДНИ ПОЛУКРОВКИ». ОНА ПИСАЛА О ТОМ, КАК В НЕЙ УЖИВАЮТСЯ ГРУЗИНСКИЕ И РУССКИЕ КОРНИ, ПРО СВОИ ОЩУЩЕНИЯ СВОЕЙ СРЕДИ ЧУЖИХ, ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ И КЛАССНО РАССКАЗАЛА О ТОМ, ЧТО ТЕПЕРЬ ДЛЯ НЕЕ ЭТО СКОРЕЕ СУПЕРСИЛА. А КАК ДЛЯ ТЕБЯ?

Ты произнесла слово, о котором я часто думаю — суперсила. Две культуры внутри меня периодически смешиваются или вытесняют друг друга в зависимости от ситуации. В России я меньше разговариваю на армянском языке, редко бываю на семейных праздниках. В Армении и Грузии все меняется в противоположную сторону. Не могу сказать, где я чувствую себя лучше. Это две большие истории внутри меня, каждая играет свою мелодию — иногда одна становится громче, заглушая другую.

Между Арменией и Сочи был еще остров Сахалин, где мы с семьей прожили около пяти лет после переезда в 1994 году. За год до школы я выучила русский язык. Помню, как мне в этом помогали прогулки с ребятами из соседних домов. Я долго говорила с акцентом и очень стеснялась своего имени. Пришлось придумать для себя другое — Лика. Им я защищалась довольно долго — до окончания университета. Подростком я сопротивлялась родной культуре и языку. Хотелось быть «белой», которой точно сдадут квартиру в Москве. С собой я помирилась в 25 лет, когда поехала к родным в Тбилиси.

НЕ ЗНАЛА, ЧТО МЕЖДУ АРМЕНИЕЙ И СОЧИ У ВАС БЫЛ ЕЩЕ И САХАЛИН — Я САМА С ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА, ИЗ ХАБАРОВСКА, А МОЯ МАМА КАК РАЗ РОДИЛАСЬ И ВЫРОСЛА НА САХАЛИНЕ. ЭТО ПРАВДА ОЧЕНЬ ДАЛЕКИЙ И ДОЛГИЙ ПУТЬ. ТВОИ РОДИТЕЛИ СОВЕРШИЛИ МОЩНЫЙ РЫВОК! В ТВОИХ РАБОТАХ КАК РАЗ МНОГО ОТСЫЛОК К ДЕТСТВУ — И ПРОЕКТЫ «КУРОРТНОЕ ДЕЛО», И «ТЫ ТАК ПОХОЖА НА МАМУ» — МНЕ КАЖЕТСЯ, ЭТО ВСЕ ОСОБЕННО ПРО СВЯЗЬ С НАШИМ ПРОШЛЫМ. МОЖЕШЬ НЕМНОГО РАССКАЗАТЬ О ТОМ, КАКОЕ ДЕТСТВО БЫЛО У ТЕБЯ? ЕСТЬ ЛИ КАКОЕ-НИБУДЬ ЯРКОЕ ВОСПОМИНАНИЕ?

Ты знаешь, меня очень восхищает и поражает то, как мои родители справлялись с трудностями, которые пришли вместе с развалом СССР. Рядом с ними я чувствовала себя в безопасности, росла в любви и заботе. Но, конечно, какие-то эпизоды все равно попадались на глаза, их невозможно было скрыть. Для меня «яркие воспоминания» — это скорее самые травмирующие.

Мы с папой часто ездили в наш дом в Тбилиси, чтобы навестить родных. В начале 90-х границы между Арменией и Грузией были похожи на минные поля из бандитсĸих националистических группировоĸ. Я тогда впервые увидела людей с оружием в руĸах. Наш автобус остановили, всех вывели и стали забирать документы, деньги и украшения. После того, ĸаĸ прозвучал первый выстрел, мне стало страшно за отца — он не поднял руĸи вверх по приĸазу, папа заĸрывал ими мои глаза. Нас отпустили. До Ванадзора мы ехали без остановок, быстро и в полной тишине. После этих событий мы еще долго лечили мои страшные заикания и проблемы с речью. У папы было огромное чувство вины за это.

Потом Сахалин. Первый год был самым сложным. Из Армении мы приехали без денег, у нас не было регистрации и российских паспортов. Чтобы заработать хоть что-то, родители стали гнать водку в домашних условиях. Моей задачей было наклеивать ярко-красную этикетку на бутылки. Позже папа купил морской контейнер и сам сделал из него ларек. Договорился с «крышей», что установит его на улице Победы и назовет «Лилит». Зимой 1998 года на папу напали, когда он забирал дневную выручку. Его сильно избили и выкинули в овраг. Он чудом выжил. Оставаться на Сахалине было небезопасно. Родители всегда мечтали жить у моря. Так мы оказались в Сочи и обрели новый дом.

СЕЙЧАС ТВОИ РОДИТЕЛИ В СОЧИ?

В Сочи живет мой отец и старшая сестра. Мама умерла в 2001 году — через год после нашего переезда.

А В ГРУЗИЮ И АРМЕНИЮ ТЫ ЧАСТО ПРИЕЗЖАЕШЬ СЕЙЧАС? ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ В КАЖДОМ ИЗ РОДНЫХ ГОРОДОВ МЕСТА СИЛЫ?

Да, с 2014 года, когда я начала заниматься проектом про дом, я довольно часто приезжала, несколько раз в год и в Грузию, и в Армению. Во время пандемии случился большой перерыв в поездках. В этом году друзья из ЦСИ «Типография» (прим.ред. — по решению Минюста РФ АНО Краснодарский центр современного искусства «Типография» включён в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента) пригласили нас в свою резиденцию в Ереван. Мы смогли навестить родственников и познакомить нашего сына с ними — это была очень важная поездка.

По поводу мест силы, ты знаешь, наверное, из-за частых переездов и постоянно открытого вопроса про то, где мой дом и что вообще можно назвать «своим домом», это понятие размылось. Я вдохновляюсь поездками по Грузии, очень люблю бывать в Армении и рада тому, что у нас получилось сохранить в Сочи, но эти места не только про силу, они могут быть и самой большой слабостью. На данный момент нахожу поддержки внутри себя — моя какая-то постоянная оболочка.

ЗНАЕШЬ, ВОЗМОЖНО, В НАШЕ ВРЕМЯ ЭТО КАК РАЗ И ЕСТЬ ТВОЯ СУПЕР-СИЛА — ДОМ ВНУТРИ! Я ЗНАЮ, ЧТО ОДИН ИЗ ПРОЕКТОВ, НАД КОТОРЫМ ТЫ РАБОТАЕШЬ СЕЙЧАС, ЭТО ИССЛЕДОВАНИЕ «ОСТРОВ ОКРУЖЕННЫЙ СУШЕЙ» В РАМКАХ «ПОЛЕВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» МУЗЕЯ «ГАРАЖ». РАССКАЖИ ОБ ЭТОМ — КАК ДОЛГО ГОТОВИЛСЯ ПРОЕКТ И ПОЧЕМУ В ЭТОТ РАЗ ТЫ РЕШИЛА ОБРАТИТЬСЯ К ТЕМЕ ФОЛЬКЛОРА?

Пять лет назад я познакомилась с Андреем, моим мужем. Он увлекается историей и объездил большое количество мест на Кавказе. Андрей начал знакомить меня с литературой, рассказывающей о народах, которые жили на территории Краснодарского края до завершения Кавказской войны в 1864 году. Меня напугало то, как мало я знаю о местах, в которых живу. С этого начались два важных для меня проекта, связанных с историей Сочи, — «Курортное дело», в котором меня интересуют вопросы конструирования образа «социалистического рая», и «Остров окруженный сушей» — исследование фольклора автохтонных народов Северо-Западного Кавказа.

А МОЖЕШЬ ЧУТЬ БОЛЬШЕ РАССКАЗАТЬ, КАК ПРОИСХОДИТ СОТРУДНИЧЕСТВО С «ПОЛЕВЫМИ ИССЛЕДОВАНИЯМИ»? ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ТВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, КАК ЭТО ВЫГЛЯДИТ?

Над проектом «Остров окруженный сушей» мы работаем вместе с кураторской группой «Полевых исследований». С коллегами я консультируюсь по всем вопросам внутри проекта — обсуждаю планы экспедиций, съемки и публикации. На данный момент в исследование входят фотографии и интервью из нескольких экспедиций в Лазаревский и Туапсинский районы. Я сканирую архивные материалы, которыми со мной делятся жители шапсугских аулов. Скоро в Сочи мы проведем небольшую публичную программу в рамках проекта.

ТЫ МНОГО РАБОТАЕШЬ С АРХИВАМИ. РАССКАЖИ, ЧТО ТЕБЕ КАК ХУДОЖНИЦЕ ЭТО ДАЕТ?

Для меня архив — точка входа в работу с темой. Это можно сравнить с фундаментом, на котором потом уверенно строится что-то свое. Меня очень вдохновляет работа с бумажным архивом. Могу подолгу разбирать сотни фотографий и документов, сканировать негативы, систематизировать и придумывать форму для публикаций. Дома хранится большое количество фотографий, которые мне передают знакомые, — что-то найдено на улице, что-то осталось от бабушек и дедушек. Не на все, к сожалению, пока хватает сил, но я рада этим сокровищам.

В НАЧАЛЕ ИНТЕРВЬЮ ТЫ СКАЗАЛА, ЧТО ТВОИ ВЫСТАВКИ СЕЙЧАС СКОРЕЕ НЕ ВДОХНОВЛЯЮТ, А СКОРЕЕ НАПОМИНАЮТ, В КАКОЕ ВРЕМЯ МЫ ЖИВЕМ, И ПРОЕКТЫ СТАНОВЯТСЯ ТОЧКОЙ ОПОРЫ ДЛЯ ЛЮДЕЙ, ГДЕ МОЖНО ОБСУДИТЬ ЧТО-ТО, ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМИ МЫСЛЯМИ. ИНТЕРЕСНО, А КАК ЗРИТЕЛИ ИЗ ДРУГИХ СТРАН ВОСПРИНИМАЮТ ТВОИ ВЫСТАВКИ? ПОНИМАЮТ ЛИ ОНИ ЭТОТ КОНТЕКСТ?

На выставках в России, Грузии и Армении многое не нужно объяснять. Зритель бессознательно часто находит что-то знакомое для себя на моих фотографиях. Это могут быть предметы интерьера, пейзаж или образ человека. Наверное, это можно назвать общим прошлым, которое находит в хранилищах памяти нужные папки с воспоминаниями.

Одна из моих персональных выставок проекта «Я вышла из дома ранним утром» проходила в Германии. На вернисаже ко мне подошел пожилой мужчина и задал примерно такой вопрос: «Почему я должен на это смотреть? Что я должен здесь увидеть?». Мы долго говорили с ним про судьбы людей на постсоветском пространстве. Поначалу ему было многое непонятно — он переживал, что не поймет всего контекста, пока не изучит историю. Но у нас получилось найти много общего. Он поделился историей своей семьи, которой тоже пришлось в послевоенное время терять дом, родных, заново адаптироваться. Оказалось, наши чувства примерно одинаковые, хотя и потребовалось какое-то время для погружения.

ТЫ ОДНА ИЗ ОСНОВАТЕЛЬНИЦ САМООРГАНИЗАЦИИ «АЭРАРИЙ» В СОЧИ. КАК ДАВНО ОНО СУЩЕСТВУЕТ?

Это не первая самоорганизация, в которой я состояла. В 2015 году мы с друзьями открыли альтернативный культурный проект «PRAXIS». После я долго занималась исключительно фотографией и персональными проектами. В 2020 году я поступила в КИСИ (Краснодарского Института Современного Искусства). Во время обучения ЗИПы (прим.ред. — арт-группировка, созданная в 2009 году. Базировалась в Краснодаре. В 2011 году основали Краснодарский институт современного искусства) предложили придумать свою самоорганизацию. Случилось удивительное попадание, и я в этот же день придумала название, составила небольшую презентацию. Позвонила друзьям-художникам, Оле Егоровой и Олегу Корчагину, и предложила действовать. У нас до сих пор нет своего пространства, что возможно придает нам некую устойчивость. Мы взаимодействуем с различными площадками в нашем городе, проводим лекции в барах, кофейнях, выставки на заброшенных заводах, оранжереях и так далее.

Я ТАК ПОНИМАЮ, ЧТО ЭТО МЕСТО НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ХУДОЖНИКОВ И ХУДОЖНИЦ, НО ДЛЯ ВСЕХ, КТО ИНТЕРЕСУЕТСЯ ИСКУССТВОМ И КУЛЬТУРОЙ?

На наши встречи часто приходят люди, не имеющие художественного образования и не считающие себя художниками. Важно сказать, что многие процессы внутри нашего сообщества сейчас остаются невидимыми. Мы стараемся находить поводы для встреч и дискуссий, поддерживать друга друга.

ПРЕДЛАГАЮ НЕМНОЖКО ВЕРНУТЬСЯ К ТВОЕЙ СЕМЬЕ. Я ТАК ПОНИМАЮ, ЧТО ВМЕСТЕ С МУЖЕМ ВЫ ДОВОЛЬНО МНОГО ВМЕСТЕ РАБОТАЕТЕ, ДАЖЕ ДЛЯ ЭТОГО МАТЕРИАЛА ОН СДЕЛАЛ КАДРЫ — АНДРЕЙ ТОЖЕ ФОТОГРАФ. ВЫ ВМЕСТЕ ДЕЛАЕТЕ И САМООРГАНИЗАЦИЮ «АЭРАРИЙ». ИНТЕРЕСНО УЗНАТЬ, КАК ВЫ ВЛИЯЕТЕ ДРУГ НА ДРУГА? ЕСТЬ ЛИ МЕЖДУ ВАМИ, КАК ТВОРЧЕСКИМИ ЕДИНИЦАМИ, СОПЕРНИЧЕСТВО ИЛИ ВЫ, НАОБОРОТ, ЧТО-ТО СОВЕТУЕТЕ ДРУГ ДРУГУ?

Мы совершенно по-разному смотрим на вещи. Никогда не чувствовала конкуренции и думаю, что он тоже. Сейчас мне особенно важна его поддержка и помощь с ребенком во время наших исследовательских поездок. Я тяжело переживаю неудачи и могу загрузить себя ненужными делами и мыслями. Андрей помогает выйти из этого состояния и находит нужные слова. Иногда мне кажется, что над проектом «Остров окруженный сушей» мы работаем втроем — я, мой муж и сын, — потому что вместе ездим в экспедиции, находимся в одном пространстве открытий и размышлений.

СУДЯ ПО ВСЕМУ, ВАШ СЫН УЖЕ ПОГРУЖЕН В ФОТОГРАФИЮ, АРХИВЫ, ИССЛЕДОВАНИЯ! ДУМАЛИ ЛИ ВЫ С ВОЗРАСТОМ ПРИОБЩАТЬ ЕГО К АРТ-ПРОЦЕССАМ, ВЗРАЩИВАТЬ НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ?

Здесь хочется сохранить чуткость и не переусердствовать. Сейчас у него нет выбора — он с нами во всех рабочих поездках, на всех лекциях, показах и выставках. Думаю, он скоро сможет доставать до наших камер на полке — я постараюсь показать, как это работает. Сейчас ему важнее, чтобы я была рядом и сохраняла радость.

ЕСТЬ ЛИ ЕЩЕ ПРОЕКТЫ ИЛИ ВЫСТАВКИ, НАД КОТОРЫМИ ТЫ СЕЙЧАС РАБОТАЕШЬ?

Все мои проекты идут параллельно друг с другом. Ни один еще не закончен. Но мне нравится это перетекание одного в другое и постоянные дополнения.

Сейчас, конечно, больше сил уходит на новый проект «Остров, окруженный сушей». Я разрабатываю серию прогулок по городу в формате медиации. Уже прописано шесть маршрутов, вокруг которых я планирую говорить о памяти и об истории черкесского народа. С приглашенной группой мы обычно не спеша двигаемся по выбранному пути, обращаем внимание на архитектуру, флору и запахи и фиксируем то, что в повседневности могли пропустить. В нашем городе-курорте часто проводят экскурсии, но мне хочется подойти к этому с другой оптикой и рассказывать людям о тех событиях, о которых умалчивают и предпочитают не затрагивать на обычных маршрутах.

INTERVIEW

Author: Anastasiia Lobacheva

Photos: Andrey Kuznetsov

07 November, 2023