«Фотография всё чаще становится не просто формой, но и методом»: 5 участников ярмарки «Контур» о медиуме

ИНТЕРВЬЮ

Авторы: Саша Шапиро

Фото: предоставлены героями материала

07 May, 2025

С 15 по 18 мая в Нижнем Новгороде пройдет ярмарка «Контур», где в этом году особое внимание будет уделено фотографии. «Контур.Фото» расположится в пространстве бывшего павильона «Мытного рынка», а галереи-участницы представят авторов, использующих фотографию как метод и средство художественного исследования.

Мы поговорили с участниками ярмарки — кураторами, галеристами и директорами институций — о месте фотографии на российском арт-рынке, а также узнали, как лучше организовать и хранить собственную коллекцию.

Арина Левандовская

директор лаборатории ПиранезиLAB

РАССКАЖИТЕ ОБ АВТОРАХ, КОТОРЫХ ВЫ ПОКАЗЫВАЕТЕ НА «КОНТУР.ФОТО».

«Контур.Фото» — новая инициатива и для самой ярмарки, и для нас, поэтому мы воспринимаем участие в ней как возможность для очередного эксперимента. Мы не фокусируемся на фотографии, как на строго фиксированной форме — она скорее интересует нас как медиум, находящийся в движении, открытый к разным способам интерпретации и приложения к печатному методу.

С одной стороны, фотография — это отпечаток реальности, след, связанный с актом наблюдения и документальности. На ярмарке мы представим продолжение серии объектов Алёны Пасхиной — «Прятки». В этой работе художница обращается к теме подглядывания и игры в прятки, исследуя, как городская среда становится пространством сокрытия и наблюдения. Она снимает в местах, связанных с личной памятью, в Долгопрудном и Аптекарском огороде, где природа частично заслоняет архитектуру, прячет ее, превращая город в нечто ускользающее. В этой логике пряток художница выступает как водящий: ее фотография — это поиск, стремление уловить момент, спрятанный среди света, тени и листвы.

С другой стороны, фотография становится средой для манипуляций: для режиссуры, сборки и вмешательства. Алексей Веселовский работает с пейзажем как с темой и средой для формального и смыслового эксперимента. В своих сериях он обращается к ландшафтам, вызывающим тревожное чувство неизвестности: темная линия леса, полынья, вспаханное поле — образы, наполненные напряжением и внутренней замкнутостью. Ключевым элементом в его работе является техника гумбихроматной печати, основанная на непредсказуемости и вариативности. Веселовский вмешивается в изображение на всех этапах: начиная с цифровой подготовки, затем управляя химическим процессом печати и, наконец, дополняя готовое изображение ручной графикой. Этот диалог с изображением позволяет исследовать границы между контролем и случайностью. Его пейзажи становятся гетеротопиями: пространства, которые одновременно узнаваемы и вымышлены, автономны и непрозрачны, вовлекают зрителя в созерцание и сомнение.

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКОЕ МЕСТО СЕГОДНЯ ЗАНИМАЕТ ФОТОГРАФИЯ НА РОССИЙСКОМ АРТ-РЫНКЕ И ПОЧЕМУ?

Фотография сегодня очерчивает для себя на российском арт-рынке неоднозначное, но всё более интересное положение. С одной стороны, она остается самостоятельной формой — тиражная фотопечать, традиционно воспринимаемая как объект коллекционирования. Такие работы можно встретить в экспозициях галерей, на ярмарках, они входят в частные и институциональные собрания.

С другой стороны, особенно среди молодых художников, фотография всё чаще становится не просто формой, но и методом. Она встраивается в более сложные художественные практики, превращаясь в инструмент наблюдения, фиксации, сборки образов и смыслов.

Именно так работает, например, Алёна — для нее фотография становится составной частью игры с вниманием, частью размышления о сокрытии и видимости. В таком случае фотография уже не обязательно материализуется в классической форме отпечатка — она может быть элементом инсталляции, книги художника, документации или исследовательского жеста.

Так что, говоря о фотографии на арт-рынке, важно понимать, что ее роль сегодня выходит за пределы статичного объекта. Это не просто вещь, а процесс, метод, язык, с помощью которого художники взаимодействуют с реальностью.

КАК МОЖНО ОРГАНИЗОВАТЬ ХРАНЕНИЕ ФОТОГРАФИИ ИЛИ ФОТОКНИГ ДОМА?

Когда речь заходит о хранении фотографии или фотокниг дома, важно понять, с чем именно мы имеем дело, потому что сегодня фотография существует в самых разных формах.

С одной стороны, есть классическое представление о фотографии как об объекте — отпечаток на архивной бумаге, оформленный в раму, с подписью автора и номером тиража. Такие работы требуют особого внимания. Лучше всего хранить их в условиях, похожих на музейные: избегать прямого света, перепадов температуры и влажности, использовать стекло с защитным покрытием, паспарту, а для длительного хранения — архивные коробки и бескислотную бумагу.

Но фотография давно перестала ограничиваться только этой формой. Всё чаще она становится частью более сложных художественных практик, служа методом наблюдения, фиксации и исследования. В таких случаях речь может идти о фотокнигах, инсталляциях, цифровых архивах — и каждый из них требует своего подхода.

Фотокниги, особенно тиражные или сделанные вручную, стоит хранить так же бережно, как редкие книги: вертикально, в сухом месте, а по желанию — в специальных коробах или обложках.

Так что универсального совета по хранению нет — всё зависит от того, в какой форме существует фотография. Иногда это просто вещь, которую можно повесить на стену. А иногда — процесс, метод, архив, с которым нужно обращаться с особым вниманием.

  • Работа Алексея Веселовского
    Работа Алексея Веселовского
  • Работа Алексея Веселовского
    Работа Алексея Веселовского
  • Работа Алексея Веселовского
    Работа Алексея Веселовского

Джессика

основательница галереи Jessica

РАССКАЖИТЕ ОБ АВТОРЕ, КОТОРОГО ВЫ ПОКАЗЫВАЕТЕ НА «КОНТУР.ФОТО».

На ярмарке мы будем представлять работы Александра Гронского, выдающегося российского фотографа. Он отмечен множеством призов, известен в международном информационном поле. Ежедневная практика Саши — брать фотоаппарат и отправляться куда-нибудь в новую строящуюся Москву, чтобы снимать изменяющийся ландшафт. С февраля 2022 года у него появилась новая серия работ внутри города, связанная с рекламными баннерами, которые будто отражают реальность, в которой мы все оказались.

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКОЕ МЕСТО СЕГОДНЯ ЗАНИМАЕТ ФОТОГРАФИЯ?

Так получилось, что сейчас в Петербурге открылись сразу четыре фотографические выставки: наш проект, PENNLAB, Nikolay Evdokimov Gallery и Екатерининское собрание. Думаю, что фотография — один из недооцененных в России медиумов. Однако к нему всё равно есть большой интерес. Одновременное и стихийное появление четырех фотографических выставок именно об этом и говорит.

ЧТО СТОИТ УЧИТЫВАТЬ КОЛЛЕКЦИОНЕРУ, ПОКУПАЯ ФОТОГРАФИЮ?

Стоит учитывать тираж. Тираж и, наверное, исполнение. Например, мы все фотографии пластифицируем. Это более дорогая техника, в рамках этой выставки мы потратили миллион-полтора только на пластификацию. Она углубляет снимок, делает его более приглушенным, создает атмосферу.

  • Работа Александра Гронского
    Работа Александра Гронского
  • Работа Александра Гронского
    Работа Александра Гронского
  • Работа Александра Гронского
    Работа Александра Гронского

Анна Антонова

основатель галереи современного искусства 159F Gallery и коммуникационного агентства 159FOUNDATION, коллекционер и меценат

РАССКАЖИТЕ ОБ АВТОРЕ, КОТОРОГО ВЫ ПОКАЗЫВАЕТЕ НА «КОНТУР.ФОТО».

На ярмарке мы представляем работы Дмитрия Закунова, фотохудожника, работающего в технике хронофотографии. Данный метод записывает траектории движений модели при помощи съемки на длинной выдержке. Эта техника позволяет передавать экспрессию движений, скрытую пластику, разрушать привычные формы и создавать мистические образы на границе фотографии и живописи. Работами Дмитрия Закунова мы хотим показать некий фотодинамический портрет современника, не столько документирующий внешние черты, сколько его эмоции и стремления.

Центральным в художественной практике Дмитрия Закунова становится человеческое тело, представленное не как объект обнаженной репрезентации, но как медиум, в котором регистрируются подвижные, а порой и патологические состояния субъекта. Телесность и пластика в его фотографиях — не нейтральная биологическая константа, а то, что подвержено деформации, преломлению, стиранию. Оно сдвигается в пространстве и времени, теряет четкость, будто бы покидает плоскость изображения и возвращается уже в другом состоянии — неузнанное, но не исчезнувшее. Эта деформация, впрочем, не столько декоративная, сколько философская. Она мыслится как акт хайдеггерианской деструкции, где разрушение — метод высветить сбои. Художник разрушает привычную оптику восприятия, чтобы обнажить неочевидное: скрытые режимы чувствования, неявные механизмы психической жизни, которые редко попадают в поле зрения классической визуальности.

В этой оптике фотография перестает быть средством репрезентации и становится аппаратом психоаналитической разборки — чем-то сродни «второму взгляду», акту экстраспекции, выявляющему вытесненное, симптоматическое, невидимое. Изображения Закунова не фиксируют реальность в ее застигнутом состоянии — напротив, они высвечивают ее порывы, искажения, сомнамбулические тропы. Они существуют как переживание, где фотография — это не столько снимок, сколько визуальный след внутреннего напряжения.

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКОЕ МЕСТО СЕГОДНЯ ЗАНИМАЕТ ФОТОГРАФИЯ НА РОССИЙСКОМ АРТ-РЫНКЕ И ПОЧЕМУ?

Фотография на сегодняшний день занимает периферийное положение на российском арт-рынке. Это отчетливо проявляется в структуре ведущих художественных ярмарок: количество фотографических работ на них минимально по сравнению с живописью, графикой или объектным искусством. Такая маргинализация связана с рядом факторов, среди которых — особенности самого медиума и институциональные ограничения.

Во-первых, специфика фотографии как искусства массового тиража накладывает ограничения на ее рыночную ценность. Тиражность, техническая воспроизводимость, отсутствие уникального материального носителя и так называемой «ауры» подлинности снижают восприятие фотографии как элитарного, коллекционного объекта. Кроме того, покупатели и коллекционеры часто сталкиваются с непрозрачностью системы ценообразования: остается неочевидным, как на стоимость работы влияет размер тиража, тип печати, качество исполнения, статус автора или участие в институциональных проектах.

Во-вторых, развитие рынка ограничено отсутствием специализированной инфраструктуры. В России практически нет ярмарок, фокусирующихся исключительно на фотографии (аналогов Paris Photo или Photo London), а количество профессиональных галерей, представляющих исключительно фотографическое искусство, остается крайне ограниченным. Это создает дефицит институциональной поддержки и затрудняет выстраивание устойчивой профессиональной экосистемы. Тем не менее, фотография сохраняет потенциал к росту благодаря своей относительной доступности.

Ярмарка «Контур.Фото» — подтверждение растущего интереса к тиражным видам искусств среди российских коллекционеров. Наша галерея желает представить зрителю необычный художественный подход к известному медиуму.

С ЧЕГО НАЧАТЬ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ ФОТОГРАФИИ?

Коллекционирование начинается там, где присутствует внутренний отклик к предмету, где есть личный интерес. По сравнению с другими видами искусства, начать коллекционировать фотографию проще — как с финансовой точки зрения, так и с точки зрения понимания визуального языка и сюжетных кодов. Это делает фотографию особенно привлекательной для начинающих коллекционеров и способствует ее популяризации среди более широкой аудитории.

  • Работы Дмитрия Закунова
    Работы Дмитрия Закунова
  • Работы Дмитрия Закунова
    Работы Дмитрия Закунова
  • Работы Дмитрия Закунова
    Работы Дмитрия Закунова

Дарья Блинова

фотограф, дизайнер, директор по развитию PERSPEKTIVA, преподаватель в HSE Art and Design School

РАССКАЖИТЕ ОБ АВТОРАХ, КОТОРЫХ ВЫ ПОКАЗЫВАЕТЕ НА «КОНТУР.ФОТО».

На «Контур. Фото» мы решили собрать очень разных авторов и объединить их между собой, образовав визуальный ряд в фотосушке, напоминающий сушку фотографий в даркруме после оптической печати — большая часть кадров напечатана именно таким способом. В отборе присутствует принцип некоего «полета в космос»: размышления о дорогих местах в виде фотопейзажей, still-life метаморфозы, эмоции и глубокие переживания, множества и стечения обстоятельств.

Мы покажем работы Ильи Батракова, Михаила Бордуновского, Дарьи Блиновой, Сергея Костромина, Андрея Краузова, Ильи Малышева, Дмитрия Плотникова, Алексея Слышева, Евгении Соломатиной, Леонида Сорокина и Владислава Усика.

Кураторский отбор производился, в первую очередь, с мыслью о том, что каждый автор и его работы самостоятельны и полноценны, но, сочетаясь между собой, усиливают друг друга, не перебивая, а создавая новые смыслы.

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКОЕ МЕСТО СЕГОДНЯ ЗАНИМАЕТ ФОТОГРАФИЯ НА РОССИЙСКОМ АРТ-РЫНКЕ И ПОЧЕМУ?

Фотография сегодня — не только актуальная разновидность изобразительного искусства и важная часть современной культуры, но и важный аспект работы коммерческих организаций. Камера — это инструмент, которым тоже нужно учиться пользоваться, как кистью, стамеской или смычком. Нужно быть насмотренным и начитанным, нужно оттачивать мастерство. Преимущественно мы уделяем внимание аналоговым методам, а они требуют обдуманного подхода. Сейчас, во времена цифровизации, когда люди практически не печатают фотографии, а рынок фотографии только зарождается, мы рады принимать участие именно в фотоярмарке. Мы сохраняем и продвигаем нестандартные технологии как часть современного искусства, делая его открытым и доступным — как для коллег, так и зрителей. PERSPEKTIVA представляет на «Контуре» ручные оптические отпечатки, а SOYAPRESS — фотокниги.

РАССКАЖИТЕ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ФОТОКНИГИ КАК МЕДИУМА.

Фотокнига сродни полноценному выставочному пространству, однако действует по другим принципам. Фотографическая серия, собранная в целостную книжную композицию, работает иначе, чем в пространстве галереи, опираясь скорее на драматические, чем на пространственные правила, и предлагая другой чувственный опыт взаимодействия с фотографией и визуальными медиумами — протяженный во времени и связанный с книжной, а не с галерейной логикой.

  • Работа Алексея Слышева
    Работа Алексея Слышева
  • Работа Михаила Бордуновского
    Работа Михаила Бордуновского
  • Работа Владислава Усика
    Работа Владислава Усика
  • Работа Ильи Батракова
    Работа Ильи Батракова

Петр Иванов

программный директор Flor et Lavr Gallery

РАССКАЖИТЕ ОБ АВТОРАХ, КОТОРЫХ ВЫ ПОКАЗЫВАЕТЕ НА «КОНТУР.ФОТО».

На ярмарке Flor et Lavr Gallery представляет работы двух художников — нашего эксклюзивного автора Полины Рукавичкиной и нового художника для галереи — Олега Савунова. Оба имеют серьезную школу фотографии за плечами и признание не только российского профессионального сообщества, но и международного.

В своей практике авторы исследуют пространства не столько через героев, сколько через детали, эти места конструирующие. Оба проекта, представленные на «Контур.Фото», погружены в тему гения места: Полина исследует Нижний Новгород, а Олег – Петербург.

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКОЕ МЕСТО СЕГОДНЯ ЗАНИМАЕТ ФОТОГРАФИЯ НА РОССИЙСКОМ АРТ-РЫНКЕ И ПОЧЕМУ?

Несмотря на то, что в мировой практике фотография давно утвердилась как привлекательный для коллекционеров медиум, не стоит забывать, что российский рынок играет по другим законам. Тут недоверие к фотографии все еще активно живет в мировоззрении начинающих коллекционеров. И действительно, неопытному зрителю бывает сложно отличить просто изображение от работы художника. Но появление ярмарок, которые специализируются только на фотографии — позитивный шаг сторону снятия стигмы.

На предыдущих двух ярмарках, в которых Flor et Lavr Gallery принимала участие, работы Полины Рукавичкиной очень удачно продались, войдя в важные коллекции.

КАК ВЫБИРАТЬ ФОТОГРАФИЮ ДЛЯ СВОЕЙ КОЛЛЕКЦИИ?

Здесь я не буду оригинален — выбирайте то, что нравится вам. Но всё же не забывайте смотреть на провенанс, регалии и достижения автора — это верный знак качества.

  • Работы Полины Рукавичкиной
    Работы Полины Рукавичкиной
  • Работы Полины Рукавичкиной
    Работы Полины Рукавичкиной
  • Работы Олега Савунова
    Работы Олега Савунова
ИНТЕРВЬЮ

Авторы: Саша Шапиро

Фото: предоставлены героями материала

07 May, 2025