«Фотография всё чаще становится не просто формой, но и методом»: 5 участников ярмарки «Контур» о медиуме
С 15 по 18 мая в Нижнем Новгороде пройдет ярмарка «Контур», где в этом году особое внимание будет уделено фотографии. «Контур.Фото» расположится в пространстве бывшего павильона «Мытного рынка», а галереи-участницы представят авторов, использующих фотографию как метод и средство художественного исследования.
Мы поговорили с участниками ярмарки — кураторами, галеристами и директорами институций — о месте фотографии на российском арт-рынке, а также узнали, как лучше организовать и хранить собственную коллекцию.

Арина Левандовская
директор лаборатории ПиранезиLAB
РАССКАЖИТЕ ОБ АВТОРАХ, КОТОРЫХ ВЫ ПОКАЗЫВАЕТЕ НА «КОНТУР.ФОТО».
«Контур.Фото» — новая инициатива и для самой ярмарки, и для нас, поэтому мы воспринимаем участие в ней как возможность для очередного эксперимента. Мы не фокусируемся на фотографии, как на строго фиксированной форме — она скорее интересует нас как медиум, находящийся в движении, открытый к разным способам интерпретации и приложения к печатному методу.
С одной стороны, фотография — это отпечаток реальности, след, связанный с актом наблюдения и документальности. На ярмарке мы представим продолжение серии объектов Алёны Пасхиной — «Прятки». В этой работе художница обращается к теме подглядывания и игры в прятки, исследуя, как городская среда становится пространством сокрытия и наблюдения. Она снимает в местах, связанных с личной памятью, в Долгопрудном и Аптекарском огороде, где природа частично заслоняет архитектуру, прячет ее, превращая город в нечто ускользающее. В этой логике пряток художница выступает как водящий: ее фотография — это поиск, стремление уловить момент, спрятанный среди света, тени и листвы.
С другой стороны, фотография становится средой для манипуляций: для режиссуры, сборки и вмешательства. Алексей Веселовский работает с пейзажем как с темой и средой для формального и смыслового эксперимента. В своих сериях он обращается к ландшафтам, вызывающим тревожное чувство неизвестности: темная линия леса, полынья, вспаханное поле — образы, наполненные напряжением и внутренней замкнутостью. Ключевым элементом в его работе является техника гумбихроматной печати, основанная на непредсказуемости и вариативности. Веселовский вмешивается в изображение на всех этапах: начиная с цифровой подготовки, затем управляя химическим процессом печати и, наконец, дополняя готовое изображение ручной графикой. Этот диалог с изображением позволяет исследовать границы между контролем и случайностью. Его пейзажи становятся гетеротопиями: пространства, которые одновременно узнаваемы и вымышлены, автономны и непрозрачны, вовлекают зрителя в созерцание и сомнение.
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКОЕ МЕСТО СЕГОДНЯ ЗАНИМАЕТ ФОТОГРАФИЯ НА РОССИЙСКОМ АРТ-РЫНКЕ И ПОЧЕМУ?
Фотография сегодня очерчивает для себя на российском арт-рынке неоднозначное, но всё более интересное положение. С одной стороны, она остается самостоятельной формой — тиражная фотопечать, традиционно воспринимаемая как объект коллекционирования. Такие работы можно встретить в экспозициях галерей, на ярмарках, они входят в частные и институциональные собрания.
С другой стороны, особенно среди молодых художников, фотография всё чаще становится не просто формой, но и методом. Она встраивается в более сложные художественные практики, превращаясь в инструмент наблюдения, фиксации, сборки образов и смыслов.
Именно так работает, например, Алёна — для нее фотография становится составной частью игры с вниманием, частью размышления о сокрытии и видимости. В таком случае фотография уже не обязательно материализуется в классической форме отпечатка — она может быть элементом инсталляции, книги художника, документации или исследовательского жеста.
Так что, говоря о фотографии на арт-рынке, важно понимать, что ее роль сегодня выходит за пределы статичного объекта. Это не просто вещь, а процесс, метод, язык, с помощью которого художники взаимодействуют с реальностью.
КАК МОЖНО ОРГАНИЗОВАТЬ ХРАНЕНИЕ ФОТОГРАФИИ ИЛИ ФОТОКНИГ ДОМА?
Когда речь заходит о хранении фотографии или фотокниг дома, важно понять, с чем именно мы имеем дело, потому что сегодня фотография существует в самых разных формах.
С одной стороны, есть классическое представление о фотографии как об объекте — отпечаток на архивной бумаге, оформленный в раму, с подписью автора и номером тиража. Такие работы требуют особого внимания. Лучше всего хранить их в условиях, похожих на музейные: избегать прямого света, перепадов температуры и влажности, использовать стекло с защитным покрытием, паспарту, а для длительного хранения — архивные коробки и бескислотную бумагу.
Но фотография давно перестала ограничиваться только этой формой. Всё чаще она становится частью более сложных художественных практик, служа методом наблюдения, фиксации и исследования. В таких случаях речь может идти о фотокнигах, инсталляциях, цифровых архивах — и каждый из них требует своего подхода.
Фотокниги, особенно тиражные или сделанные вручную, стоит хранить так же бережно, как редкие книги: вертикально, в сухом месте, а по желанию — в специальных коробах или обложках.
Так что универсального совета по хранению нет — всё зависит от того, в какой форме существует фотография. Иногда это просто вещь, которую можно повесить на стену. А иногда — процесс, метод, архив, с которым нужно обращаться с особым вниманием.

Джессика
основательница галереи Jessica
РАССКАЖИТЕ ОБ АВТОРЕ, КОТОРОГО ВЫ ПОКАЗЫВАЕТЕ НА «КОНТУР.ФОТО».
На ярмарке мы будем представлять работы Александра Гронского, выдающегося российского фотографа. Он отмечен множеством призов, известен в международном информационном поле. Ежедневная практика Саши — брать фотоаппарат и отправляться куда-нибудь в новую строящуюся Москву, чтобы снимать изменяющийся ландшафт. С февраля 2022 года у него появилась новая серия работ внутри города, связанная с рекламными баннерами, которые будто отражают реальность, в которой мы все оказались.
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКОЕ МЕСТО СЕГОДНЯ ЗАНИМАЕТ ФОТОГРАФИЯ?
Так получилось, что сейчас в Петербурге открылись сразу четыре фотографические выставки: наш проект, PENNLAB, Nikolay Evdokimov Gallery и Екатерининское собрание. Думаю, что фотография — один из недооцененных в России медиумов. Однако к нему всё равно есть большой интерес. Одновременное и стихийное появление четырех фотографических выставок именно об этом и говорит.
ЧТО СТОИТ УЧИТЫВАТЬ КОЛЛЕКЦИОНЕРУ, ПОКУПАЯ ФОТОГРАФИЮ?
Стоит учитывать тираж. Тираж и, наверное, исполнение. Например, мы все фотографии пластифицируем. Это более дорогая техника, в рамках этой выставки мы потратили миллион-полтора только на пластификацию. Она углубляет снимок, делает его более приглушенным, создает атмосферу.

Анна Антонова
основатель галереи современного искусства 159F Gallery и коммуникационного агентства 159FOUNDATION, коллекционер и меценат
РАССКАЖИТЕ ОБ АВТОРЕ, КОТОРОГО ВЫ ПОКАЗЫВАЕТЕ НА «КОНТУР.ФОТО».
На ярмарке мы представляем работы Дмитрия Закунова, фотохудожника, работающего в технике хронофотографии. Данный метод записывает траектории движений модели при помощи съемки на длинной выдержке. Эта техника позволяет передавать экспрессию движений, скрытую пластику, разрушать привычные формы и создавать мистические образы на границе фотографии и живописи. Работами Дмитрия Закунова мы хотим показать некий фотодинамический портрет современника, не столько документирующий внешние черты, сколько его эмоции и стремления.
Центральным в художественной практике Дмитрия Закунова становится человеческое тело, представленное не как объект обнаженной репрезентации, но как медиум, в котором регистрируются подвижные, а порой и патологические состояния субъекта. Телесность и пластика в его фотографиях — не нейтральная биологическая константа, а то, что подвержено деформации, преломлению, стиранию. Оно сдвигается в пространстве и времени, теряет четкость, будто бы покидает плоскость изображения и возвращается уже в другом состоянии — неузнанное, но не исчезнувшее. Эта деформация, впрочем, не столько декоративная, сколько философская. Она мыслится как акт хайдеггерианской деструкции, где разрушение — метод высветить сбои. Художник разрушает привычную оптику восприятия, чтобы обнажить неочевидное: скрытые режимы чувствования, неявные механизмы психической жизни, которые редко попадают в поле зрения классической визуальности.
В этой оптике фотография перестает быть средством репрезентации и становится аппаратом психоаналитической разборки — чем-то сродни «второму взгляду», акту экстраспекции, выявляющему вытесненное, симптоматическое, невидимое. Изображения Закунова не фиксируют реальность в ее застигнутом состоянии — напротив, они высвечивают ее порывы, искажения, сомнамбулические тропы. Они существуют как переживание, где фотография — это не столько снимок, сколько визуальный след внутреннего напряжения.
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКОЕ МЕСТО СЕГОДНЯ ЗАНИМАЕТ ФОТОГРАФИЯ НА РОССИЙСКОМ АРТ-РЫНКЕ И ПОЧЕМУ?
Фотография на сегодняшний день занимает периферийное положение на российском арт-рынке. Это отчетливо проявляется в структуре ведущих художественных ярмарок: количество фотографических работ на них минимально по сравнению с живописью, графикой или объектным искусством. Такая маргинализация связана с рядом факторов, среди которых — особенности самого медиума и институциональные ограничения.
Во-первых, специфика фотографии как искусства массового тиража накладывает ограничения на ее рыночную ценность. Тиражность, техническая воспроизводимость, отсутствие уникального материального носителя и так называемой «ауры» подлинности снижают восприятие фотографии как элитарного, коллекционного объекта. Кроме того, покупатели и коллекционеры часто сталкиваются с непрозрачностью системы ценообразования: остается неочевидным, как на стоимость работы влияет размер тиража, тип печати, качество исполнения, статус автора или участие в институциональных проектах.
Во-вторых, развитие рынка ограничено отсутствием специализированной инфраструктуры. В России практически нет ярмарок, фокусирующихся исключительно на фотографии (аналогов Paris Photo или Photo London), а количество профессиональных галерей, представляющих исключительно фотографическое искусство, остается крайне ограниченным. Это создает дефицит институциональной поддержки и затрудняет выстраивание устойчивой профессиональной экосистемы. Тем не менее, фотография сохраняет потенциал к росту благодаря своей относительной доступности.
Ярмарка «Контур.Фото» — подтверждение растущего интереса к тиражным видам искусств среди российских коллекционеров. Наша галерея желает представить зрителю необычный художественный подход к известному медиуму.
С ЧЕГО НАЧАТЬ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ ФОТОГРАФИИ?
Коллекционирование начинается там, где присутствует внутренний отклик к предмету, где есть личный интерес. По сравнению с другими видами искусства, начать коллекционировать фотографию проще — как с финансовой точки зрения, так и с точки зрения понимания визуального языка и сюжетных кодов. Это делает фотографию особенно привлекательной для начинающих коллекционеров и способствует ее популяризации среди более широкой аудитории.

Дарья Блинова
фотограф, дизайнер, директор по развитию PERSPEKTIVA, преподаватель в HSE Art and Design School
РАССКАЖИТЕ ОБ АВТОРАХ, КОТОРЫХ ВЫ ПОКАЗЫВАЕТЕ НА «КОНТУР.ФОТО».
На «Контур. Фото» мы решили собрать очень разных авторов и объединить их между собой, образовав визуальный ряд в фотосушке, напоминающий сушку фотографий в даркруме после оптической печати — большая часть кадров напечатана именно таким способом. В отборе присутствует принцип некоего «полета в космос»: размышления о дорогих местах в виде фотопейзажей, still-life метаморфозы, эмоции и глубокие переживания, множества и стечения обстоятельств.
Мы покажем работы Ильи Батракова, Михаила Бордуновского, Дарьи Блиновой, Сергея Костромина, Андрея Краузова, Ильи Малышева, Дмитрия Плотникова, Алексея Слышева, Евгении Соломатиной, Леонида Сорокина и Владислава Усика.
Кураторский отбор производился, в первую очередь, с мыслью о том, что каждый автор и его работы самостоятельны и полноценны, но, сочетаясь между собой, усиливают друг друга, не перебивая, а создавая новые смыслы.
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКОЕ МЕСТО СЕГОДНЯ ЗАНИМАЕТ ФОТОГРАФИЯ НА РОССИЙСКОМ АРТ-РЫНКЕ И ПОЧЕМУ?
Фотография сегодня — не только актуальная разновидность изобразительного искусства и важная часть современной культуры, но и важный аспект работы коммерческих организаций. Камера — это инструмент, которым тоже нужно учиться пользоваться, как кистью, стамеской или смычком. Нужно быть насмотренным и начитанным, нужно оттачивать мастерство. Преимущественно мы уделяем внимание аналоговым методам, а они требуют обдуманного подхода. Сейчас, во времена цифровизации, когда люди практически не печатают фотографии, а рынок фотографии только зарождается, мы рады принимать участие именно в фотоярмарке. Мы сохраняем и продвигаем нестандартные технологии как часть современного искусства, делая его открытым и доступным — как для коллег, так и зрителей. PERSPEKTIVA представляет на «Контуре» ручные оптические отпечатки, а SOYAPRESS — фотокниги.
РАССКАЖИТЕ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ФОТОКНИГИ КАК МЕДИУМА.
Фотокнига сродни полноценному выставочному пространству, однако действует по другим принципам. Фотографическая серия, собранная в целостную книжную композицию, работает иначе, чем в пространстве галереи, опираясь скорее на драматические, чем на пространственные правила, и предлагая другой чувственный опыт взаимодействия с фотографией и визуальными медиумами — протяженный во времени и связанный с книжной, а не с галерейной логикой.

Петр Иванов
программный директор Flor et Lavr Gallery
РАССКАЖИТЕ ОБ АВТОРАХ, КОТОРЫХ ВЫ ПОКАЗЫВАЕТЕ НА «КОНТУР.ФОТО».
На ярмарке Flor et Lavr Gallery представляет работы двух художников — нашего эксклюзивного автора Полины Рукавичкиной и нового художника для галереи — Олега Савунова. Оба имеют серьезную школу фотографии за плечами и признание не только российского профессионального сообщества, но и международного.
В своей практике авторы исследуют пространства не столько через героев, сколько через детали, эти места конструирующие. Оба проекта, представленные на «Контур.Фото», погружены в тему гения места: Полина исследует Нижний Новгород, а Олег – Петербург.
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКОЕ МЕСТО СЕГОДНЯ ЗАНИМАЕТ ФОТОГРАФИЯ НА РОССИЙСКОМ АРТ-РЫНКЕ И ПОЧЕМУ?
Несмотря на то, что в мировой практике фотография давно утвердилась как привлекательный для коллекционеров медиум, не стоит забывать, что российский рынок играет по другим законам. Тут недоверие к фотографии все еще активно живет в мировоззрении начинающих коллекционеров. И действительно, неопытному зрителю бывает сложно отличить просто изображение от работы художника. Но появление ярмарок, которые специализируются только на фотографии — позитивный шаг сторону снятия стигмы.
На предыдущих двух ярмарках, в которых Flor et Lavr Gallery принимала участие, работы Полины Рукавичкиной очень удачно продались, войдя в важные коллекции.
КАК ВЫБИРАТЬ ФОТОГРАФИЮ ДЛЯ СВОЕЙ КОЛЛЕКЦИИ?
Здесь я не буду оригинален — выбирайте то, что нравится вам. Но всё же не забывайте смотреть на провенанс, регалии и достижения автора — это верный знак качества.