Where the beauty is created: inside Alexandra Azovtseva’s studio in Moscow

studio visit

Author: Anna Abramova

Photos: Pavel Borisov

31 March, 2025

Alexandra Azovtseva works with watercolour, pastel, and wool. Her artistic language is marked by an acute attention to detail and a deep sensitivity to material as a vehicle for emotion. After years of travel, she now lives and works in Moscow.

We spoke with her about her interest in religious art, the ability to work from anywhere, and her observations of flies.

This article is in Russian. Contact us via email if you would like to comment or request an English translation.

КАК ТЫ РЕШИЛА СТАТЬ ХУДОЖНИЦЕЙ?

Эта история началась в детстве. Лет в восемь меня не взяли в Строгановку, и я пошла по музыкальной тропе как профессиональная скрипачка. В пятнадцать лет завершила занятия музыкой и ушла в бизнес. А потом... Всё это во мне как-то тлело, и в двадцать лет я пошла на курсы по иконографии. Потом переехала. Мне было невероятно грустно, когда я жила в Бельгии, но я увидела современное искусство и поняла, что хочу именно этого. Как раз там я начала становиться художником. Всё началось с портретов. А когда вернулась в Россию, пошла учиться в Институт современного искусства Иосифа Бакштейна.

ПОЛУЧАЕТСЯ, ИСКУССТВО ВСЕГДА БЫЛО В ТВОЕЙ ЖИЗНИ В ТОЙ ИЛИ ИНОЙ СТЕПЕНИ?

Да, наверное, мне нужно было позволить себе признаться в том, что я могу заниматься искусством серьезно. Я достаточно «практический» человек. Искусство — это баланс, это не полностью то, из чего я состою.

РАССКАЖИ, ГДЕ ТЫ УЧИЛАСЬ? ЧТО ТЕБЕ ДАЛО ОБРАЗОВАНИЕ?

Моя творческая жизнь родилась из религиозного чувства. Мне интересно религиозное искусство — как классическое, так и современное. Посредством искусства возможно строить связь с тем, что выше нас.

Я не могу позволить себе истинное зло в сюжетах работ. Это отражается и на технике: я стараюсь очень аккуратно взаимодействовать с материалами. Я верю, что искусством можно навредить человеку. Например, когда я работала с более тяжелыми сюжетами, то чувствовала, как это отражается на моем здоровье. Теперь я отношусь к этому осторожно.

Глубокое профессиональное погружение в область современного искусства мне дал Институт современного искусства Иосифа Бакштейна и, в частности, ректор Станислав Шурипа. Он демонстрировал всем студентам, насколько сложносочиненным может быть произведение. Также в институте преподавал Денис Максимов, он проводил разборы работ. Именно он порекомендовал мне обратиться к философии экзистенциализма, например, почитать Сёрена Кьеркегора, что помогло мне начать серию «Нежное пространство».

ТАКОЕ ВНИМАНИЕ К СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОМУ БЫЛО С ТОБОЙ ВСЕГДА?

Я думаю, да. Этот эстетический язык со мной, наверное, лет с двенадцати. Это, конечно Андрей Тарковский и его цветовая гамма, например, фильм «Зеркало», где оператором был Георгий Рерберг — мой кумир. Мне нравится, как Рерберг строил композицию, он многое брал из Возрождения, и я тоже стремлюсь двигаться в этом направлении

КАКУЮ ЦЕЛЬ ТЫ СТАВИШЬ ПЕРЕД СОБОЙ ПРИ СОЗДАНИИ НОВОЙ РАБОТЫ?

Это очень сложный вопрос. Некоторые работы живут во мне достаточно долго, от месяца до нескольких лет. В какой-то момент идея настолько кристаллизуется, что я могу приступить к работе с бумагой. Для меня важен не сюжет, а намерение, которое я вкладываю — намерение безграничной нежности, тепла, светлого и немножко грустного. Однажды я поняла, что должна делать то, во что верю. Делать максимально честно, насколько я могу.

Раньше, создавая искусство, я пыталась высказываться на какие-то темы, но после 2022 года я себя полностью перестроила. Всё очень органично сложилось с прозрачной серией. Она тяжело мне давалась. Работы выглядят мило: прозрачные, розовые, наивные, но в этом есть определенная подоплека. Эта серия показывает, что может произойти с человеком, как он истончается и переходит не совсем в земное состояние.

А сейчас мне хочется всех обнять.

КАК СЕЙЧАС ТЫ ФОРМУЛИРУЕШЬ ДЛЯ СЕБЯ, ЧЕМ ТЫ ЗАНИМАЕШЬСЯ?

Моя настольная книга — сборник рассказов Антона Чехова, в котором я больше всего люблю рассказ «Дом с мезонином». В тексте противопоставляются две сестры: одна эфемерная, воздушная, обожающая искусство, а другая — помогает людям практически, жаждет быть деятельной и полезной для общества. Мне хочется быть единым существом, которое может объединить в себе два, казалось бы, несоединимых начала.

КАК СТРОИТСЯ ТВОЙ ИДЕАЛЬНЫЙ ДЕНЬ?

Для меня каждый день — идеальный. Я живая, у меня всё хорошо, я могу взаимодействовать с миром. Это уже прекрасно!

КАК ТЫ ОРГАНИЗУЕШЬ СВОЮ РАБОТУ? ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ РУТИНА, ИЛИ ТЫ РАБОТАЕШЬ ХАОТИЧНО?

Буквально две недели назад начала читать «Утопию» Томаса Мора. Книга начинается с письма к другу, в котором Мор извиняется за то, что он обещал закончить «Утопию» через полтора месяца, а закончил через год. Он говорил, что у него семья, работа, приходится писать в обед и по ночам. Я прочла это и почувствовала тепло внутри от того, что были люди, сочетающие в себе много ролей, от того, что можно жить и так.

Я знаю очень мало художников, которые могут позволить себе жить исключительно искусством. У меня нет мастерской, только комната для работы, а в ней — непрекращающийся ремонт.

Я могу положить все свои материалы в сумку и поехать куда угодно, могу работать из любой точки мира, из любого дома, любого уголочка. Я не занимаюсь живописью, потому что масляные краски в наборах весят много, долго сохнут, а разбавители имеют резкий запах. Графика для меня идеальна! Для работы я использую любую свободную минуту, идеи могут возникнуть в метро или парке, я зарисовываю их на полях, а потом возвращаюсь к ним вечером, ночью, утром, на выходных… Получается плотный график, но, с другой стороны, я просто делаю то, что люблю. Всегда.

РАССКАЖИ О СВОИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПОИСКАХ. КАКИЕ МАТЕРИАЛЫ ТЫ ИСПОЛЬЗУЕШЬ ЧАЩЕ ВСЕГО И ПОЧЕМУ?

Моя первая осознанная серия была создана во время обучения в институте Бакштейна и она акварельная; вторая уже пастельная, потом я соединила акварель и пастель, а сейчас добавила шерсть. В 17 лет я начинала с масла, этот материал был мне понятен, а вот к акварели я долгое время не могла подступиться — я не чувствовала ее. Акварель не прощает ошибок, у тебя есть только один шанс. Если что-то пошло не так, нужно смириться или взять новый лист. Сейчас все, что я делаю в акварели, я просчитываю максимально подробно. Нужно понимать, куда потечет краска, куда нанести больше воды, какой будет пигмент, как сделать переходы из одного цвета в другой, сколько секунд будет в распоряжении и какой размер кисти потребуется для создания мельчайшего элемента. Всё нужно знать заранее на 200%. При этом элемент случайности всегда присутствует: нечаянное движение, бумага разная по текстуре, солнечный свет может уйти или прийти и многое другое.

В пастели я уже всё контролирую, здесь до определенного момента можно многое поправить. Для меня акварель — это водная стихия, а пастель — земля и воздух.

К шерсти я пришла, потому что мне захотелось добавить объем, перейти от графики к объектам. Шерсть — это объемное выражение пастели. Такая же мягкая, тактильная, теплая. И сама техника добавляет смысл: я делаю объекты, используя сухое валяние, с помощью огромного количества уколов, и мне важно, чтобы объект остался теплым после всех игл. Нежность отсылает не к эфемерности, но к осознанному, трепетному отношению к жизни.

КАК ТЫ ПРИШЛА К ТЕМЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ И ПОЧЕМУ ТЕБЯ ИНТЕРЕСУЕТ ЧЕЛОВЕК В НОВОМ ВРЕМЕНИ?

Меня интересует исследование человека и всего живого, это моя центральная тема. Сейчас меня особенно занимает тема тепла. У Фрэнсиса Бэкона есть работа «Опыты», где он выделяет несколько видов тепла. Я стараюсь осмыслить их и передать в своих работах. К ним мне хотелось бы добавить метафизическое, душевное тепло, которое отсутствует в оригинальном тексте Бэкона.

А КАКОЕ ВРЕМЯ ТЫ ПРЕДСТАВЛЯЕШЬ, КОГДА СОЗДАЕШЬ СВОИ РАБОТЫ?

Мне бы хотелось делать что-то для людей сейчас, в этом моменте, эмоционально поддерживать. Но делаю ли я это? Думаю, что нет. Я надеюсь, то, что я делаю на тему тепла, коснется максимального количества людей. Не может нагнетание обстановки длиться вечно. Люди устают, всем хочется человечности: просто подержаться за руку, побыть рядом с другим человеком, а не с машиной или системой.

ЧТО ДЛЯ ТЕБЯ ЗНАЧИТ ЛЮБОВЬ?

Любовь — это очень хорошо. Но мне не очень нравится само слово: оно обросло таким количеством интерпретаций в культуре, что постепенно потеряло свое первоначальное значение. В ядре этого слово должно быть «тепло». Я думаю, что тепло — квинтэссенция любви.

ЗНАЧИТ ДЛЯ ТЕБЯ ВЫРАЖЕНИЕМ ЛЮБВИ БУДЕТ ФРАЗА «МНЕ ТЕПЛО РЯДОМ С ТОБОЙ»?

Я думаю, да.

Работа Гарика Карасева

НОВОЕ ВРЕМЯ — КАКОЕ ОНО?

Человеческое отношение друг к другу станет базой. С внедрением новых технологий мир станет прозрачным, а мы не сможем обманывать друг друга. Например, внутри человека может поселиться сенсор, который будет показывать всем то, что он думает. В этой ситуации людям придется быть добрыми. Я сейчас говорю не о рейтинговой системе, а скорее о психологическом здоровье. Совесть станет фактором взаимодействия и сотрудничества, приведет к большей мягкости к себе и людям вокруг.

ОТКУДА ТЫ ЧЕРПАЕШЬ ВДОХНОВЕНИЕ И ИЩЕШЬ ОБРАЗЫ ДЛЯ СВОИХ РАБОТ?

Меня вдохновляет классическая живопись, кинематограф, классическая литература, музыка барокко. Еще — некоторые моменты из жизни, откровения от природы.

Однажды в моих работах появились мухи. Одним летом их было очень много, каждый день приходилось открывать окно более 5-8 раз, чтобы их выпустить, но они продолжали проникать в комнату. Это меня невероятно раздражало. Я не могла сконцентрироваться из-за звука их ударов о стекло. А потом я пошла на озеро, был мягкий теплый свет, и на небольшом пирсе сидела одна муха. Она, видимо, грелась. Ее крылья в преломлении луча солнца были перламутровыми, розово-зелеными и чуть-чуть голубоватыми. Я будто увидела прозрачный жемчуг. А пушистость мухи напомнила мне пастель... Невероятно красиво! Понятно, что ассоциации с мухами достаточно неприятные — гниение, упадок. У меня мухи связаны с рыбалкой, дедушкой, с чем-то хрупким и прекрасным. Микромомент совпал с визуальным образом, и я решила перенести образ мухи в свои работы.

ТЫ ДУМАЕШЬ МАСШТАБНО ИЛИ ТЕБЯ ИНТЕРЕСУЕТ ТО, ЧТО ПРОИСХОДИТ РЯДОМ С ТОБОЙ?

Я обожаю детали. Именно там может произойти какой-то глобальный взрыв, родиться вселенная. Детали точечно пронзают во мне какой-то нерв, трансформируют меня. Я увидела крылья мухи, и это стало для меня откровением. По силе эмоционального воздействия я могу сравнить этот момент с прослушиванием Амадея Моцарта.

ЧТО ПОНРАВИЛОСЬ ИЗ КНИГ, КОТОРЫЕ ТЫ ПРОЧЛА В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ?

Две недели назад я начала читать «Утопию» Томаса Мора. Больше всего мне понравилась не сама работа, а письмо перед ней. Постоянно перечитываю рассказы Антона Чехова. Еще читаю сборник Сэмюэля Беккета «Тихие трепыхания» и стараюсь учить стихи наизусть.

ЗАМЕЧАЕШЬ ЛИ ТЫ, КАК НА ТЕБЯ ВЛИЯЕТ ОКРУЖАЮЩИЙ ТЕБЯ КОНТЕКСТ: ГОРОД, СТРАНА, ДОМ? КАК ЭТО ОТРАЖАЕТСЯ В ТВОИХ РАБОТАХ?

Думаю, что не смогла бы заниматься искусством, если бы не была в России. Тогда я бы не знала, каково это всё. Извне это может выглядеть как непрекращающаяся тьма, а живя здесь, я замечаю много микромоментов света. Еду в метро и вижу, как люди целуются. Поднимаюсь наверх, а там уже иное послание. Постоянные эмоциональные качели. Сложность ситуации раскрывает во мне желание говорить и показывать то, что я вижу.

НУЖНО ЛИ ХУДОЖНИКУ ПОСТОЯННО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАТЬ И ИСКАТЬ НОВЫЕ ТЕМЫ, МЕДИУМЫ, СМЫСЛЫ? ПОЧЕМУ?

Я против слова «нужно», каждый выбирает для себя. Для меня это органичный процесс: сначала акварель, потом добавилась пастель, потому что нужно было передать определенную эмоцию. Когда я захотела уйти в объем, то подбирала материал, который позволил бы это. Скорее всего, следующим будет текст.

ДЛЯ КОГО ТЫ СОЗДАЕШЬ СВОЕ ИСКУССТВО?

Для себя и для людей со схожим мироощущением. Не видя подобного искусства, люди могут думать, что с ними что-то не так, думать, что они слишком наивные и нежные. А это неправда. Я хочу быть максимально искренней и с собой, и с другими.

ХОЧЕШЬ И ЖДЕШЬ ЛИ ТЫ ОБЩЕНИЯ СО ЗРИТЕЛЕМ?

Это происходит редко, но я очень люблю общение со зрителем. Было множество ситуаций, когда посетители выставки говорили какие-то вещи про мои работы, которые я не подразумевала и даже не смотрела в ту сторону. Некоторые идеи зрителей мне нравились даже больше, чем свои собственные. Для меня это всегда про удивление, игру и диалог.

КАКОЙ ТВОЙ ПРОЕКТ МЕЧТЫ?

Любой проект здесь и сейчас.

studio visit

Author: Anna Abramova

Photos: Pavel Borisov

31 March, 2025