A good example: the art project "Architecture of relations" in the House of the People's Committee of Finance

on view

Photos: Varvara Toplennikova

31 January, 2025

Until March 23, the art project by Igor Samolet “Architecture of Relationships,” is open in the communal block of the Narkomfin House. This is the second event in the “Supporting the Structure” series — a collection of projects that unite the century-long history of the House with contemporary artists.

We spoke with Elmira Minkina, the curator of the series, to learn about the unique aspects of working with a constructivist architectural monument.

This article is in Russian. Contact us via email if you would like to comment or request an English translation.

Эльмира Минкина

куратор серии художественных проектов «Несущие конструкцию»

О неочевидных сложностях кураторской работы в Доме Наркомфина

Работа в таком особенном месте, как Дом Наркомфина, — большая ответственность. А когда речь идет о курировании первого художественного проекта, главным героем которого становится сам Дом, она возрастает в разы. В серии «Несущие конструкцию» мне было важно не симпатично развесить на стенах работы современных авторов: технически это почти невозможно, а концептуально — неинтересно. Хотелось найти форму, позволяющую с помощью современного искусства рассказать об уникальном доме будущего, особенностях его архитектурного облика и внутреннего устройства, передовых идеях архитектора Моисея Гинзбурга и его единомышленников-конструктивистов и о том, как они воплотились в жизнь советских граждан и дошли до наших дней. Хотя перед участниками серии и не стояла задача дословно «пересказать» исторические факты в своих работах, поиск баланса между художественными амбициями, исследовательскими подходами и масштабом самого Дома — физическим и культурным — оказался самым непредсказуемым и непростым.

Об открытиях, сопровождавших работу

До начала подготовки к проекту я знала о статусе Дома Наркомфина как достопримечательности «для своих» и мало интересовалась его историей и значением. И пусть с моего первого вдумчивого посещения прошел почти год и я шучу, что могу сама водить экскурсии, кажется, я каждый раз узнаю что-то новое: как солнечный свет из коридора между жилым и коммунальным блоками оставлял розовый блик на белой лестнице в последний месяц работы проекта Кати Рыбловой «Переход цвета», как Дом начинает «дышать», когда во время летнего дождя в кафе открывают окна, в каких местах слышно сквозняк и где неровный пол.

О подготовке проекта

Одна из самых интересных составляющих всей серии проектов «Несущие конструкцию» — проживание художников в Доме Наркомфина, которое позволяет познакомиться с ним изнутри и снаружи, синхронизироваться с его образом жизни и логикой. Как и остальные участники, Игорь Самолет заселился в отдельную ячейку и в течение двух недель изучал пространство. Его художественное исследование включало не только прогулки и общение с сотрудниками Дома, но и встречи с друзьями. Они и стали героями снимков, сделанных на фотоаппарат моментальной печати, впоследствии использованных в коллажах и барельефах на монументальных объектах. Игорь практически сразу определился с темой противоречивости отношений архитектурной формы и человека, крупногабаритным форматом произведений и локациями. Масштабные объекты, объединяющие модернистские «фасады», предметы мебели и быта и объемные «отпечатки» повседневных эпизодов в единое целое, разместились в многофункциональном зале коммунального блока, а коллажи на чертежной бумаге и исторические фотографии жильцов Дома — в ячейке П.

on view

Photos: Varvara Toplennikova

31 January, 2025