In memoriam. Cy Twombly’s creative strategies

news

Author: Elizaveta Fomina

Cover: François Halard

05 July, 2023

This day, twelve years ago, after a long fight against cancer, Cy Twombly died. Along with Robert Rauschenberg and Jasper Johns, the renowned artist has always been an important part of American expressionism evolution. Despite the notable influence of such authors, Twombly’s works stand special and attract by their uniqueness.

To commemorate Cy Twombly’s wonderful works, we publish an essay by Elizaveta Fomina on the creative freedom and main traits of the artist’s work.

This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.

Сай Твомбли, 1959. Источник: Camilla and Earl McGrath Foundation

Сай Твомбли родился в Венгрии, получил образование и первое признание в США, прожил последние свои годы в Италии. Нью-Йорк можно назвать местом поиска художественного языка Твомбли, где он познакомился с кругом абстрактных экспрессионистов, посещая занятия в Black Mountain College. Позднее он отошел от экспрессионизма, разработав свой уникальный язык живописи и скульптуры. Сай Твомбли стал одним из немногих современных художников, чья работа экспонируется на постоянной основе в Лувре. Выставки Твомбли проводятся в Париже, Берлине, Лондоне, и на одной из таких ретроспектив в 1970-е года побывал Ролан Барт (выдающейся французский философ-семиолог). Под впечатлением от экспозиции он написал два небольших текста, в которых содержится проницательный анализ самобытного творчества Твомбли. Влияние художника можно обнаружить в творчестве уличных художников 1980-х годов, среди которых — Жан-Мишель Баския. Попытка оставить след на поверхности — вот что роднит Твомбли и поколение уличных художников.

Часто именно про работы Сая Твомбли можно услышать: «такое нарисует даже ребенок». Несмотря на то что абстракция как направление существовала не первое десятилетие, архаичность живописи Твомбли цепляет и поражает. Часто его картины сравнивают с наскальными рисунками или с живописью без знаков. Полотна художника действительно напоминают каракули, но именно из-за наивной простоты и утонченности его работ возникает ощущение тотальной свободы творчества. Ролан Барт в своем эссе, посвященном работам Твомбли, проводит различие его полотен и детских рисунков в том, что при создании живописного изображения ребенок совершает усилие, в то время как работы Сая Твомбли выполнены будто легкой ленивой рукой мастера. Тем не менее желание оставить след, зафиксировать присутствие через начертания роднит картины художника и рисунки детей. В начале своей карьеры вандальные абстракции художника не были тепло встречены публикой, но уже 1980-90-е годы Твомбли получает долгожданное признание.

School of Athens, 1964. Источник: Cy Twombly Foundation

Чтобы разобраться, каким образом достигается это уникальное ощущение свободы в рисунках, скульптурах и инсталляциях художника, обратимся к основным художественным стратегиям автора.

1.

Во-первых, одной из наиболее узнаваемых черт искусства Твомбли являются античные мотивы. Они появляются после поездки с его коллегой Робертом Раушенбергом в Северную Африку, Испанию, Италию и Францию. Античная культура, которая впечатлила Твомбли, мотивы древнегреческой мифологии стали сквозным мотивом его работ начиная с 60-х годов и заканчивая смертью. Среди ключевых античных работ и циклов следует упомянуть Fifty Days at Iliams, 1978, и Poems to the Sea 1959.

Untitled, 1970. Источник: Cy Twombly Foundation

2.

Во-вторых, объект письма. Поздние графические работы художника, представленные на сером фоне, внешне напоминающие громадные грифельные школьные доски (1966–1972), крайне похожи на текст, но не являются им. Эти «надписи» ничего не означают, в них не зафиксирован код и нет сообщения, они являются актом письма. Письма до текста. На это в том числе мог повлиять опыт работы художника в криптографии в американской армии. Именно философия письма дает ключ к интерпретации полотен Твомбли.

Free Wheeler, 1955. Источник: Artchive

3.

В-третьих, элемент граффитичности в работах. Внимательно рассмотрим работу «Без тормозов», 1955. Визуально мы узнаем материал, которым выполнена работа — грифельный карандаш. Карандаш жестко и резко царапает холст, оставляя хищный след акта действия. Сай Твомбли помогает нам увидеть материал как след, как жест царапания, жест воздействия. Именно из этого жеста агрессивного следа, присутствия и возникает искусство граффити как попытка оставить свой индекс на стенах. Также можно провести параллель произведений Твомбли с наскальными древними рисунками, которые, по сути, служили для фиксации преобразования человеком предмета. Влияние Сая Твомбли мы можем наблюдать в том числе и в ранних работах Жана-Мишеля Баския как акта оставления следа в городском пространстве.

Fifty Days at Iliams, 1978. Источник: Philadelphia Museum of Art

4.

Четвертая творческая стратегия, которую мы можем выявить я творчестве Твомбли, — это переход картины к инсталляции. Вышеупомянутый цикл Fifty Days at Iliams представлен на больших холстах, они объединены общей тематикой и погружают зрителя в особое состояние. Картины представляются совокупным художественным целым, составляющим единую нить повествования. Тот же подход к восприятию можно применить к нескольким циклам художника, например Nine Discourses on Commodus, 1963.

Coronation of Sesostris, 2000. Источник: Cy Twombly Foundation

5.

Последняя творческая стратегия автора, которую интересно выделить в его творчестве, — это наименование картин. Для абстрактного экспрессионизма не является редкостью, когда произведения не имеют названия или просто пронумерованы, но в случае Твомбли многие произведения имеют названия, отсылающие к классическим сюжетам (Coronation of Sesostris, 2000, Shades of Achilles, Patroclus, and Hector, 1978, School of Athens, 1964). В классическом искусстве название и изображение идентичны друг другу: мы наблюдаем заглавных персонажей и заданные сюжеты. В картинах Твомбли мы не наблюдаем прямой связи слово–изображение, но чувствуем, что объекты изображенные на полотнах не противоречат названию. Художник продюсирует отдельную логику интерпретации зрителем изображения и позволяет нам увидеть полноценный сюжет через особый код его объектов.

news

Author: Elizaveta Fomina

Cover: François Halard

05 July, 2023