Who Invented This and How It Works: The Team of the Center for Contemporary Culture “Tselinny” in Almaty

INTERVIEW

Authors: Anastasiia Lobacheva, Sasha Shapiro, Maria Sharonova

Photos: Michael Ekimson

22 September, 2025

In Almaty, after a six-year restoration of the “Tselinny” cinema building, a Center for Contemporary Culture has opened, retaining its historic name. The project was led by British architect Asif Khan, who integrated elements of Soviet modernism into the renewed building, originally completed in 1964.

On the eve of the opening, we spoke with the “Tselinny” team about creating a “third place” in Almaty, the local art scene, and working with the city’s historical legacy.

This article is in Russian. Contact us via email if you would like to comment or request an English translation.

Алима Кайрат

художественная директорка «Целинного»

С ЧЕГО НАЧАЛАСЬ ВАША ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ С «ЦЕЛИННЫМ»?

Центр был основан в 2018 году — и тогда я выступала скорее как консультант. Активно работать в команде я начала в конце 2020 года, и в том же году команда запустила первые онлайн-проекты в период пандемии, а также в тот период мы переехали в наше первое временное пространство. На тот момент основным фокусом центра был проект реконструкции пространства и архитектурные решения.

С момента моего прихода, я хотела больше сфокусироваться на нашей институциональной миссии и стратегии. С опытом работы в физическом пространстве мы начали получать фидбек от коллег, художественного сообщества. Мы начали задаваться вопросами: кем мы являемся как институция, какие у нас основные задачи, какую институциональную стратегию мы выбираем и как ее формируем, какая у нас основная повестка, что нас, как общество, волнует и кто наша аудитория. Художественное сообщество — наша очевидная аудитория, ведь мы с самого начала позиционируем себя и работаем на стороне художников и художниц, а также интеллектуального сообщества, ведь без их деятельности не было бы нашей работы. Но при этом наша миссия намного больше: мы хотим рассказывать широкой аудитории о нашей культуре, заполнять белые пятна в нашей истории. К концу года мы сформировали нашу основную художественную стратегию и направления работы центра. В результате мы пришли к симбиозу двух мотивов «Здесь» и «Сейчас» — это «Культура» и «Исследование», которые всегда работают в связке друг с другом.

КАК ПРОХОДИТ ВАШ ОБЫЧНЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ?

Мой рабочий день в основном состоит из операционных задач, встреч и планерок по каждому направлению в центре — это проект Documentation, образовательные проекты, выставки, социальные сети, PR встречи. Сейчас рабочие будни также во многом связаны с поиском новых сотрудников в основную команду. У нас горизонтальная структура, и для меня важно, чтобы в команде были люди, которые разделяют общее видение, но при этом имеют собственный взгляд — и желание им делиться.

Сейчас большой интерес к Центральной Азии, и нам часто пишут исследователи и художники, которые приезжают в Казахстан — встречи с ними тоже стали неотъемлемой частью моего дня. Часто получается так, что в конце дня я занимаюсь тем, чтобы ответить на почту, сформировать какие-то тексты, задания, бюджеты — для этого нужна тишина, чтобы не отвлекаться на переговоры.

ВЫ УЧИЛИСЬ В ЛОНДОНЕ И РАБОТАЛИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ КОМПАНИЯХ. НА СКОЛЬКО ЦСК «ЦЕЛИННЫЙ», ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, МОЖЕТ ПРЕТЕНДОВАТЬ НА ЗВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ЦЕНТРА?

У меня профильное образование: бакалавриат по искусствоведению и магистратура по современной теории искусства. Я также работала ассистенткой куратора, менеджеркой разных структурах, и в государственной музейной структуре, а также в частных организациях. Профильное образование дает общее представление о том, как устроен рынок и чем живет профессиональная среда, но помимо этого важна постоянная насмотренность, умение отслеживать мировые тренды, а также необходима чувствительность и знание этических границ.

Мне кажется, «Целинный» уже вошел на мировую арт-сцену. Мы являемся частью большого международного музейного сообщества CIMAM (International Committee for Museums and Collections of Modern Art, Affiliated Organization of ICOM — the International Council of Museums). На мой взгляд, работа с локальными сообществами является неотъемлемой частью современной международной институции. Архитектура центра также отвечает высоким стандартам музейной практики. Наш архитектор Асиф Хан работает с музейными пространствами по всему миру, исследуя их через призму истории здания и культурного контекста. Мы сознательно сохранили название «Целинный», несмотря на то, что оно связано с непростой страницей в истории нашей страны. Работа с этими сложными смыслами через художественные проекты — это тоже способ говорить на универсальном языке культуры. Думаю, именно этот подход и дает нам право быть частью международного культурного поля.

КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО В КАЗАХСТАНЕ ОТ ДРУГИХ СТРАН?

Я с огромной любовью отношусь к творчеству казахстанских художников. Меня впечатляет то, как наши Центральноазиатское художники говорят о сегодняшнем дне — открыто, точно, своевременно, современным и непростым языком в разных форматах с учетом того, что культурный сектор мало финансируется. Думаю, именно это отличает их от многих других.

В казахстанском искусстве чувствуется особое «ощущение срочности» — необходимость говорить и показывать сейчас, не откладывая. Это внутреннее напряжение и жажда высказывания делает искусство живым и актуальным.

МЫ РАЗГОВАРИВАЕМ НАКАНУНЕ ОТКРЫТИЯ СОБСТВЕННОГО ЗДАНИЯ У ЦСК «ЦЕЛИННЫЙ». ЧТО ВАМ ХОТЕЛОСЬ БЫ ПОЖЕЛАТЬ СВОЕЙ КОМАНДЕ ПЕРЕД ЭТИМ ВАЖНЫМ СОБЫТИЕМ И ЧТО ХОТЕЛОСЬ БЫ СКАЗАТЬ ПОСЕТИТЕЛЯМ?

Хочу сказать коллегам спасибо за их труд. Я знаю, что каждый из вас делает больше, чем требует должность или расписание — ради того, что мы вместе строим. Желаю вам сил, здоровья, терпения и уверенности! Сегодня на одной из встреч мне сказали: «Вы сейчас создаете историю». Мне хочется передать эти слова своим коллегам. Меня радует и вдохновляет то, что мы делаем, а главное — мы делаем это вместе.

А посетителям: мы всегда открыты для диалога. Хочется, чтобы они приходили к нам и возвращались с детьми, семьями и близкими. Хочется, чтобы «Целинный» стал для всех местом встреч и знаний. Мы открыты к изменениям, стремимся становиться лучше — и всегда ждем вас.

Джамиля Нуркалиева

директорка «Целинного»

С ЧЕГО НАЧАЛАСЬ ВАША ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ С «ЦЕЛИННЫМ»?

После возвращения из Парижа я жила в Астане с 2012 года, а в 2015 — начала работать в Национальном музее Республики Казахстан. Там существовало подразделение — Центр современного искусства при музее, и именно туда я пришла с идеей организовывать образовательные мероприятия. Тогдашняя директорка центра познакомила меня с Алимой, которая на тот момент работала в галерее «Куланши», тоже в Астане.

Вскоре я ушла из музея — довольно быстро, потому что меня пригласили работать в национальную компанию «Астана-Экспо». Я узнала, что у них есть проекты, связанные с современным искусством, и решила полностью сфокусироваться на этой теме. В рамках международной заявки на проведение «ЭКСПО-2017» в Астане была задумка создания здания арт-центра, и мне показалось, что это отличная идея, в которую я захотела вовлечься всерьез. Тогда же я предложила Алиме работать со мной в роли куратора над частью этих проектов.

Помню, что мы много обсуждали возможность появления в Казахстане подобного пространства, и для нас обеих было очевидно, что такая институция просто необходима.

В 2017 году мы запустили проект Astana Contemporary Art Center в рамках выставки «ЭКСПО-2017». Центр успешно проработал в течение всего периода выставки, и результаты были по-настоящему впечатляющими: мы вошли в топ-десять по посещаемости. Стало понятно, что такой формат — с музейной выставкой, образовательной программой и живым диалогом с аудиторией — оказался очень востребован у широкой публики.

В последний день работы международной выставки нас посетил Кайрат Боранбаев — основатель будущего «Целинного». Он сказал, что слышал много хорошего о нашем проекте, в том числе за пределами Казахстана, и ему самому стало интересно его увидеть. Тогда он и рассказал нам о своей идее: у него был объект, который он хотел преобразовать в публичное пространство. Он искал команду, которая смогла бы разработать концепцию, обосновать ее и реализовать. Так и началась история «Целинного» — в самом конце 2017 года.

КАК БЫЛ ВЫБРАН АРХИТЕКТОР ДЛЯ ЗДАНИЯ «ЦЕЛИННОГО»?

С Асифом Ханом мы познакомились в Astana Contemporary Art Center, где он также был участником международной выставки. Он представлял павильон Великобритании и реализовал интересный проект, который получил архитектурную награду. Асиф пришел на одно из мероприятий в центре, и мы познакомились. Сразу завязалось активное профессиональное общение. Он говорил, что, несмотря на участие во множестве международных выставок, впервые увидел подобный уровень кураторской программы: очень разнообразной, но при этом глубокой, профессиональной и цельной. Это произвело на него большое впечатление.

Когда мы начали обсуждать проект реконструкции здания «Целинного», я предлагала основателю разные варианты подходов: пригласить молодых локальных архитекторов, восходящих звезд международной сцены или признанных мастеров — архитекторов, которые создают музеи по всему миру. Мы собрали несколько портфолио, и выбор в итоге почти мгновенно пал на Асифа. Причем этот выбор оказался абсолютно интуитивным. Думаю, основной причиной здесь был опыт Асифа — он всегда работает с инновационными решениями, обладает нестандартным подходом к осмыслению пространства, фокусируется на истории места. Он размышляет свободно, всегда экспериментирует и ищет новые способы взаимодействия с материалами и средой. А для нас было важно сохранить преемственность — не «перестроить», а «переосмыслить» здание. Основатель проекта с самого начала говорил, что хотел бы избежать глобальной трансформации: не сносить, не надстраивать, не менять кардинально облик, а сохранить дух места, выстроить новое на основе исторической важности самого кинотеатра.

И именно такая задача — соединить историческую ткань с новой архитектурной мыслью — идеально соответствовала подходу Асифа. Он работает на стыке инновации и традиции, и этот проект стал уникальным опытом как для него, так и для всей команды. Думаю, именно поэтому сейчас так много СМИ обращают внимание на «Целинный» — получился действительно редкий и сильный синтез.

ВАША КОЛЛЕГА, АЛИМА КАЙРАТ, РАССКАЗАЛА, ЧТО ВЫ ДОЛГО ДУМАЛИ, ОСТАВЛЯТЬ ЛИ НАЗВАНИЕ «ЦЕЛИННЫЙ». С ЧЕМ ЭТО БЫЛО СВЯЗАНО И ПОЧЕМУ ВСЁ ЖЕ ПРОЕКТ ОСТАЛСЯ ПОД ТАКИМ НАЗВАНИЕМ?

Здесь очень важно отметить: если бы мы переименовали «Целинный» во что-то новое, полностью отказавшись от прежнего названия, это автоматически означало бы, что мы претендуем на переписывание истории. Представьте: у нас есть историческое здание, и мы вдруг называем его, условно, «АБХ-210». Это выглядело бы как попытка стереть прошлое и начать «с чистого листа». А для нас это абсолютно неприемлемо.

Сохранение имени «Целинный» — это принципиальное решение, в основе которого лежит желание выстроить связь между прошлым и настоящим. Архитектурная концепция проекта как раз об этом — о преемственности и переосмыслении.

Да, целина — это тяжелая, травматичная история для Казахстана. Но при этом, здание с 1964 года было публичным пространством для горожан. Это своего рода точка на карте, ориентир в городской навигации, часть общей памяти.

Мы ведем большую исследовательскую работу, и нам важно не просто напоминать о прошлом, а думать о нем. Причем не через травму или культивацию боли — речь идет о трезвом, критическом взгляде. Наша цель не в том, чтобы дать одну «правильную» интерпретацию. Напротив, мы стремимся к полифонии — к множественности взглядов, к открытой дискуссии.

Поэтому имя «Целинный» стало для нас отправной точкой: оно отражает реальность, с которой мы работаем, которую анализируем, обсуждаем, пересобираем. И именно в этом мы видим свою миссию.

ВЫ ДОЛГОЕ ВРЕМЯ СУЩЕСТВОВАЛИ БЕЗ СВОЕГО ЗДАНИЯ. ЗАЧЕМ, В ТАКОМ СЛУЧАЕ, «ЦЕЛИННОМУ» СВОЕ ЗДАНИЕ?

Во-первых, собственное пространство — это, прежде всего, приглашение. Приглашение заглянуть на нашу территорию, почувствовать ее. Это, наверное, первый и самый важный момент.

Во-вторых, это действительно место встречи. Пространство, где люди могут назначить встречу вне дома, вне офиса — в месте, которое с самого начала задумывалось как пространство, способное помочь увидеть новую современную реальность. Возможно, даже на время оторваться от реальности и взглянуть на повседневность под другим углом.

Для нас «Целинный» — пространство желаний. Место, где можно задавать вопросы, не бояться чего-то не знать, искать новые смыслы. Мы хотим, чтобы человек, попадая туда, мог проследить за теми идеями, которые для нас важны: выпуск книг, работа с документацией институциональных архивов и инициатив в современном искусстве нашего региона, создание среды для общения.

Через художественные проекты мы стремимся выстроить эмоциональную связь с аудиторией. Не через прямое объяснение, а через чувства, через визуальные и пространственные переживания. И, конечно, важно, чтобы само здание приносило эстетическое удовольствие. Мне кажется, что вместе с Асифом Ханом нам удалось найти тот самый баланс — без дорогой отделки, без вычурных материалов, но с другим качеством восприятия пространства.

И, пожалуй, самое главное: мы хотим создавать среду. Среду для изменений. Среду, в которой можно открыться новому опыту, взгляду, диалогу — и, возможно, немного изменить себя.

МЫ РАЗГОВАРИВАЕМ НАКАНУНЕ ОТКРЫТИЯ СОБСТВЕННОГО ЗДАНИЯ У ЦСК «ЦЕЛИННЫЙ». ЧТО ТЕБЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ ПОЖЕЛАТЬ СВОЕЙ КОМАНДЕ ПЕРЕД ЭТИМ ВАЖНЫМ СОБЫТИЕМ И ЧТО ХОТЕЛОСЬ БЫ СКАЗАТЬ ПОСЕТИТЕЛЯМ?

Нашим коллегам я хочу пожелать сил, терпения и любви. Потому что мы, конечно, на очень длинной дистанции — в большом, серьезном забеге. Это изнуряет: с одной стороны, ты видишь, как появляется физический результат всех усилий, но эмоционально этот процесс может длиться долго. В такие моменты неизбежно приходят сомнения, усталость, внутреннее недоверие к самому стремлению. Поэтому я искренне желаю нам всем сил — выдержать. И чтобы реализация проекта принесла именно ту радость, о которой мы столько мечтали.

Что касается наших будущих посетителей — я очень надеюсь, что «Целинный» станет пространством для многих. Мне бы хотелось, чтобы у людей появилась привычка и потребность возвращаться: взаимодействовать с пространством, разговаривать с теми, кто в нем находится, быть частью живого процесса. Чтобы возникла настоящая экосистема — то, чего, как мне кажется, сейчас остро не хватает нашему городу и региону.

В какой-то момент все сместилось в сторону торговых центров — культура потребления захватила почти все. Это понятно, это часть нашего времени. Но мы хотим вернуть другое — пространство, в которое можно приходить не ради покупки, а ради мысли. Пространство, в котором можно просто быть.

Татьяна Неуймина

документалистка «Целинного»

С ЧЕГО НАЧАЛАСЬ ВАША ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ С «ЦЕЛИННЫМ»?

Искусство всегда было частью моей жизни. В 2022, когда я заканчивала магистратуру по истории искусств и параллельно работала в музее, стало важно честно спросить себя: действительно ли это мой путь, или просто привычная для меня среда? Я решила сделать паузу в искусствознании и посвятить следующий год экспериментам.

В течение года я участвовала в некоммерческом креативном сообществе «Забыли рифму»: помогала в организации творческих мероприятий, создала и вела разговорный клуб по английскому. Там же я собрала музыкальную группу “Everdis”, с которой мы стали выступать на андеграундной сцене Алматы. Наконец, я попробовала себя как преподавательца английского: прошла обучение и работала в этой сфере 9 месяцев. Под конец моего “gap” year вышла книга «Дом Набокова», над которой я работала как соавторка в течение магистратуры. 2023 был насыщенным и интересным годом, в котором я оставалась связана с искусством. Этого времени хватило, чтобы с уверенностью сказать себе: да, искусство — это мое.

Весь этот период я внимательно следила за «Целинным». Меня очень зацепила триеннале звучащих искусств “Korkut”. Потом узнала про лабораторию общественного мнения, практикумы — особенно запомнилась серия дискуссий "Beyond the Post-Soviet: Where do we go from here?", куда я попала летом. Я пришла туда и была в восторге: атмосфера, уровень дискуссий, приглашенные исследователи, внимание к деталям — все это оказалось очень близко мне по духу. Тогда я поняла, где хочу работать.

После отпуска я собрала резюме и написала письмо в «Целинный»: рассказала о себе, о своем опыте и о том, как сильно мне откликается то, что делает команда. На следующий день мне пришел ответ — меня пригласили на собеседование. Это было неожиданно и очень радостно. Так я и оказалась в команде.

КАК ПРОХОДИТ ВАШ ОБЫЧНЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ?

Формально я — лид проекта цифрового архива Documentation. Если точнее, это цифровая база данных современного искусства Центральной Азии — таково полное название, но внутри команды мы чаще называем это просто цифровым архивом.

Как выглядит мой рабочий день? Очень по-разному. Но если обобщить, то, наверное, половина дня — это общение с художниками. Это могут быть переписки, звонки или встречи. Часто бывает, что мы находим работы художников — фотографии их скульптур, видео с выставок, где они появляются — и связываемся с ними.

Другая большая часть работы — это своего рода детективная история. Мы ищем правообладателей работ, авторов, кураторов — бывает, что информации нет нигде, и тогда приходится буквально «копать». Я пишу, звоню, ищу через соцсети, спрашиваю у знакомых. Например, однажды мы наткнулись на видеофильм об арт-группе “Kyzyl Traktor”. Фильм был выложен на YouTube, но кто его автор — неизвестно. Мы начали искать. Выяснилось, что продюсерский центр, который делал заказ, уже не существует. Директорка скончалась, ее наследница тоже. В итоге я, переписываясь и созваниваясь с десятками людей, нашла режиссера — Бахыта Каирбекова. Мы встретились, поговорили, затем снова встретились для интервью, а потом еще раз, чтобы подписать соглашение. И он неожиданно принес нам сценарии к этому фильму, о котором никто даже не знал. Это был настоящий подарок.

КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, В ЧЕМ ВАЖНОСТЬ СБОРА ЦИФРОВЫХ КОЛЛЕКЦИЙ И АРХИВОВ?

Я бы сказала, что цифровой архив делается прежде всего для того, чтобы помнить эту историю. К примеру, был архив СЦСИ (Центра современного искусства Фонда Сорос-Алматы). Центр существовал с 1998 по 2010 год, и за это время они собрали статьи, биографии, брошюры, фотографии и даже фотопленки о художниках и выставочных проектах Центральной Азии. Мы оцифровываем эти материалы и работаем уже с цифровыми файлами.

Во время сканирования материалов нам самим было очень интересно, потому что мы сначала разбираем их, читаем, а затем работаем с атрибуцией: указываем авторов, годы, названия, а если речь идет о художественных работах — еще и технику, размеры и другие детали. В процессе атрибуции мы обнаружили, что многие темы, которые сейчас считаются новыми и актуальными на арт-сцене, уже были в 90-х. Для меня это — главная цель оцифровки: помнить, что это было, и что это было совсем недавно — всего 30 лет назад.

Практически все эти художники живы и продолжают работать, часть из них выставляется. Очень обидно, что их идеи и опыт часто остаются незамеченными. А молодое поколение художников учится именно на этом. Проживание прошлого опыта помогает создавать что-то новое — и очень важно, чтобы эта преемственность не угасала.

Мы называем наш проект Documentation — цифровым архивом, но официально это цифровая база данных. Мы выбрали именно такое название, потому что база данных — это собрание информации, с которой можно взаимодействовать. Исследователи, кураторы, художники могут изучать, что происходило в современном искусстве: перформансы, инсталляции, аудиоработы, видеоработы, какие выставки проходили. И использовать эту информацию для своих проектов.

У нас стоит сверхзадача — вовлечь как можно больше людей в работу с базой данных, чтобы она не пылилась где-то на серверах, а действительно использовалась.

ПОМИМО ТОГО, ЧТО ВЫ ЯВЛЯЕТЕСЬ ДОКУМЕНТАЛИСТКОЙ ЦСК «ЦЕЛИННЫЙ», ВЫ ЕЩЕ И НЕЗАВИСИМАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬНИЦА АРХИТЕКТУРЫ. КАК НЕЗАВИСИМАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬНИЦА, ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ О НОВОМ ЗДАНИИ, В КОТОРОМ ОТКРОЕТСЯ ЦСК?

Я исследую архитектуру модернизма и постмодернизма XX века — примерно с 1920-х по 1970-е годы. Здание «Целинного» было построено в 1964 году именно как кинотеатр, и мне было безумно интересно изучать, как оно менялось со временем.

Особенно интересны перестройки, пристройки, внутренние изменения — сначала, когда это был кинотеатр, а потом, когда здание стало чем-то вроде торгового центра с ночным клубом и магазинами. На собеседовании я расспрашивала именно об этом. Было важно услышать, что реконструкция проводится с заботой о здании. Его укрепили, ведь мы живем в сейсмоопасном регионе.

Особенно мне понравилось, что пространство бывшего кинозала на первом этаже сохранилось в том объеме и с той тектоникой, в которой оно было задумано изначально. Это правильный подход к реконструкции — не додумывать и не фантазировать, а сохранять архитектуру. Приятно осознавать, что в «Целинном» поступают именно так.

МЫ РАЗГОВАРИВАЕМ НАКАНУНЕ ОТКРЫТИЯ СОБСТВЕННОГО ЗДАНИЯ У ЦСК «ЦЕЛИННЫЙ». ЧТО ТЕБЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ ПОЖЕЛАТЬ СВОЕЙ КОМАНДЕ ПЕРЕД ЭТИМ ВАЖНЫМ СОБЫТИЕМ И ЧТО ХОТЕЛОСЬ БЫ СКАЗАТЬ ПОСЕТИТЕЛЯМ?

В «Целинном» у нас есть главная задача — создать пространство для обмена идеями и опытом: художественным, интеллектуальным и личным. Быть платформой для диалога между разными группами населения. И интересно, что я примерно с таким же настроем иду по жизни. Ведь, если мы все живем в этом мире вместе, почему бы не сделать проживание комфортным друг для друга? Почему бы не общаться, обмениваться мыслями, идеями, опытом и поддерживать друг друга?

Поэтому я бы пожелала и своим коллегам, и всем посетителям, чтобы желание создавать такое пространство для диалога не оставалось только в стенах «Целинного», а выходило в повседневную жизнь — и общественную, и личную. Мне кажется, именно в таком взаимодействии рождается много любви и красоты, и благодаря этому нам всем будет приятно жить эту прекрасную жизнь.

Дамели Мукашева

документалистка «Целинного»

ВЫ ПОПАЛИ В ЦЕНТР КАК СТАЖЕРКА, А ПОТОМ ВАС ПРИГЛАСИЛИ В КОМАНДУ. РАССКАЖИТЕ, С ЧЕГО НАЧАЛАСЬ ВАША ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ С «ЦЕЛИННЫМ»?

Впервые я узнала о деятельности «Целинного» во время карантина. Тогда я училась на первом курсе университета в Нидерландах, но из-за пандемии находилась в Алматы и училась онлайн. Оказавшись на родине после многих лет жизни за границей, я почувствовала острое желание заново открыть для себя свою культуру и город. «Целинный» и проекты Центра неожиданно откликнулись на этот внутренний запрос — именно тогда я начала с интересом следить за его деятельностью.

После окончания университета в Европе я вернулась домой и некоторое время размышляла, в каком направлении хочу двигаться дальше. В самый подходящий момент мне попался пост в Instagram о наборе стажеров в проект Documentation. Основными требованиями были интерес к современному искусству и культуре Центральной Азии, а также исследовательский опыт. Имея и то, и другое, я почти сразу решила подать заявку.

Ответ пришел быстро, и вскоре мы встретились с командой лично. Мне рассказали о проекте, обучили оцифровке и сортировке архивных материалов – этим я и занималась во время стажировки. Спустя несколько месяцев меня пригласили присоединиться к команде уже на постоянной основе — в роли документалиста.

КАК ПРОХОДИТ ВАШ ОБЫЧНЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ?

Обычный рабочий день скорее всего начинается с планерки, где мы обсуждаем текущие дела. Далее мы в основном работаем индивидуально, но находимся рядом друг с другом в едином офисном пространстве, что удобно, ведь в любой момент можно обратиться к коллегам за советом или предложением сходить вместе за кофе.

В мои обязанности входит ведение различных коллекций, таких как СЦСИ и семейный видеоархив Шай-Зии, а также создание индивидуальных коллекций с художниками современного искусства. Работа с каждой коллекцией слегка отличается, но в основном мои задачи выглядят так: оцифровка материала, сортировка материала на внутренней базе данных, атрибуция или описание материала, регулярные созвоны с нашими стажерами, коммуникация с художниками, кураторами и исследователями, и, конечно же, документооборот. Помимо этого, в данное время мы также занимаемся подготовкой к выставке, которая основывается на проекте Documentation и будет проходить в рамках открытия «Целинного». Организация выставки — работа коллективная, но конкретно в мои задачи в основном входит: консультация по архивным материалам, переговоры с художниками и планирование публичной программы.

КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, В ЧЕМ ВАЖНОСТЬ СБОРА ЦИФРОВЫХ КОЛЛЕКЦИЙ И АРХИВОВ?

Сбор цифровых коллекций и архивов имеет огромное значение для сохранения культурной памяти и осмысления процессов, происходящих в обществе. Особенно это важно в контексте современного искусства, которое нередко остается вне официальной истории.

В проекте Documentation мы занимаемся сохранением и исследованием материалов о современном искусстве Центральной Азии – начиная с 1985 года, времени, когда Казахстан и другие страны региона двигались к независимости. Через сбор и систематизацию архивных материалов мы стремимся восстановить контекст, выстроить связи между людьми, событиями и хронологией. Цифровая коллекция, над которой мы работаем, важна для исследователей, художников, кураторов, теоретиков и всех, кто интересуется современным искусством, гуманитарными науками и историей региона. Архив становится не только хранилищем информации, но и инструментом формирования культурной идентичности, пространством для появления новых исследовательских вопросов.

МЫ РАЗГОВАРИВАЕМ НАКАНУНЕ ОТКРЫТИЯ СОБСТВЕННОГО ЗДАНИЯ У ЦСК «ЦЕЛИННЫЙ». ЧТО ТЕБЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ ПОЖЕЛАТЬ СВОЕЙ КОМАНДЕ ПЕРЕД ЭТИМ ВАЖНЫМ СОБЫТИЕМ И ЧТО ХОТЕЛОСЬ БЫ СКАЗАТЬ ПОСЕТИТЕЛЯМ?

Команде «Целинного» хочу пожелать терпения – потому что знаю, как много уже сделано, но и сколько еще впереди. Я верю, что в каждом из нас живет настоящая любовь к нашему делу. Пусть она не угасает и только разгорается с каждым днем.

А посетителям желаю, чтобы каждый визит в «Целинный» был для вас окном в новые смыслы, источником вдохновения и точкой расширения горизонтов. Приходите, всматривайтесь, чувствуйте, будьте здесь и сейчас.

Арсений Аксенов

куратор кинопрограмм, выпускающий редактор Horizon

С ЧЕГО НАЧАЛАСЬ ВАША ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ С «ЦЕЛИННЫМ»?

Я просто связался с Центром по почте — искал работу и наткнулся на них. Встретился с Джамой (прим.ред. — директор «Целинного»), мы весело пообщались, и я предложил себя как SMM-менеджера. Наши взгляды совпали, и мы начали вместе работать над проектом Korkut (прим.ред. — триеннале звучащих искусств). Потом я стал постоянным SMM-щиком и редактором текстов в «Целинном».

Спустя какое-то время мне надоело заниматься только соцсетями. Я и раньше работал в разных агентствах как текстовый редактор, но все же хотел заниматься чем-то другим — конкретно кинопрограммой. Где-то через год после начала работы мы договорились, что я возьму на себя это направление.

РАССКАЖИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЗДАНИЯ HORIZON. ЧЕМ ОНО ЗАНИМАЕТСЯ И КАКИЕ ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ ОСВЕЩАЕТ?

Horizon я подхватил уже после того, как перестал заниматься SMM. Я подключился на этапе, когда выбирали редактора третьего выпуска.

Это онлайн-антология, которая в идеале выходит раз в год, хотя, конечно, бывает по-разному — все зависит от обстоятельств. Каждый выпуск курирует новый главный редактор, который задает тему, а под нее уже подбираются авторы: ученые, художники, исследователи, культурные деятели. Форматы — тоже на усмотрение редактора: это могут быть не только тексты, но и видеоэссе, заметки, фрагменты, иногда совсем междисциплинарные вещи. Фокус всей серии — культура, искусство, история и теория в контексте Центральной Азии.

Первые два выпуска курировал Анвар Мусрепов. Третий, над которым я сейчас работаю, собрал Фуркат Палван-Заде. В этом выпуске, например, будут уже готовые фильмы. Один — фильм Фурката про Човган, про поло, которое возникло в Арцахе, и колониальные аспекты того, как этот вид спорта был представлен как часть азербайджанской национальной культуры. Еще один фильм — работа грузинской режиссерки Кетеван Кипиани, тоже выбранный редактором.

Так что форматов и тем довольно много. А я сейчас в этом проекте выполняю скорее менеджерскую роль — помогаю, чтобы все работало и выходило.

ЧЕМ КИНОПРОГРАММЫ «ЦЕЛИННОГО» ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ КИНОПРОГРАММ ДРУГИХ ИНСТИТУЦИЙ?

Я этим занялся в 2023 году и успел провести небольшой лекторий на разные темы, связанные с кино, а также кинопрограмму, посвященную фильмам-эссе — мы показывали Криса Маркера, Харуна Фароки, Поля Пресьядо. Сейчас я работаю над программой для летнего сезона, которая осмысляет историю кинопроката — но не как серьезное исследование, а скорее как игру в исследование. Мы хотим показать фильмы разных эпох — и старые, и новые — через рамку истории кинопроката самого здания «Целинного».

Это здание пережило много трансформаций: в советское время — классический кинотеатр, позже — видеосалон, ночной клуб, ресторан. Эта сложная история пространства вдохновила нас на такую форму.

Основной фокус «Целинного» — современное искусство, но кино тоже входит в его поле интересов как важная часть истории здания и как самостоятельное искусство. Однако у нас не будет стабильной рубрики вроде «кинопонедельников»: формат самого пространства не позволяет сформировать устойчивую привычку у зрителей. Поэтому каждый показ — это событие, которое нужно придумывать заново. Важно будет приглашать сторонних кураторов.

КАК ПРОХОДИТ ВАШ ОБЫЧНЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ?

Команда у нас компактная, задач много, потому что мы хотим делать все и сразу. Иногда берешься за что-то не из-за формальных обязанностей, а потому что это важно для Центра или просто интересно — подредактировать текст, вычитать что-то, помочь с формулировками.

Как у выпускающего редактора Horizon, мой день — это в основном менеджерские задачи: просыпаюсь, проверяю почту, пишу напоминания, передаю тексты, получаю обратно, правлю, загружаю на сайт, отправляю анонс SMM-команде. Все это занимает, может быть, пару часов в день.

А вот работа над кинопрограммой — совсем другая. Когда ты ищешь фильмы, придумываешь рамку — это все очень вдохновляет. Интересно находить неочевидные решения, ставить себе задачу не просто собрать известные фильмы, а найти что-то, что не находится в общем доступе. Это делает программу живой.

Иногда это превращается в целый квест: ты ищешь фильм через племянницу режиссера, который давно умер, потом связываешься с дистрибьюторами, узнаешь, что правообладатели и дистрибьюторы — разные люди. Постепенно у тебя собирается таблица: названия фильмов, контакты, цены. А дальше — менее вдохновляющие, но необходимые процессы: получать DCP, договариваться о субтитрах, отправлять на перевод. Поскольку у нас в Казахстане билингвальная ситуация, субтитры нужно делать сразу на двух языках — русском и казахском — и сводить в одну дорожку.

А потом наступает самая приятная часть — сам показ. Ты приходишь, рассказываешь о фильме, смотришь его с аудиторией, общаешься после показа, иногда с режиссером. В начале ты вдохновлен идеей, в конце — тем, что получилось. А между этими двумя точками — менеджерская работа. Не могу сказать, что это особенно интересно, но это часть процесса, и с этим просто нужно смириться.

БЫЛА ЛИ У ВАС ИСТОРИЯ, КОГДА УДАЛОСЬ НАЙТИ ФИЛЬМ СОВСЕМ НЕОЖИДАННЫМ СПОСОБОМ?

Однажды я поставил себе цель найти редкий фильм индийского режиссера Мринала Сена. Он был известен как левый политический режиссер, и эта работа — очень сильное высказывание. Фильм не буквально о голоде в деревне, а о съемочной группе, которая приезжает в деревню снимать кино о голоде. Постепенно они сталкиваются с тем, что их городское, интеллектуальное восприятие совершенно не совпадает с реальностью и взглядами местных жителей. В какой-то момент голод становится скорее метафорой — источником национального мифа, который чужд людям, пережившим все на себе.

Я наткнулся на его копию в ужасном качестве — в пикселях, буквально — на каком-то старом Google-диске, ссылка на который была в одном левом кинематографическом списке на Letterbox. После этого начался настоящий квест. Я вышел на племянника Мринала, потом — на его дочь, которая живет в Австралии. Она подтвердила, что права у нее, а копия фильма — в государственном киноархиве Индии. Мы писали туда, чтобы получить доступ.

Это был очень вдохновляющий момент — найти такой фильм, который почти нигде не показывают, и понять, что он действительно важный. Мы хотели показать его в Казахстане, но, к сожалению, пока не получилось: лицензия на один показ стоила около $1500. В Индии довольно сложная система дистрибуции, особенно с архивным кино — часто никто не хочет делать исключений ради культурных показов, но, может быть, в будущем получится.

МЫ РАЗГОВАРИВАЕМ НАКАНУНЕ ОТКРЫТИЯ СОБСТВЕННОГО ЗДАНИЯ У ЦСК «ЦЕЛИННЫЙ». ЧТО ТЕБЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ ПОЖЕЛАТЬ СВОЕЙ КОМАНДЕ ПЕРЕД ЭТИМ ВАЖНЫМ СОБЫТИЕМ И ЧТО ХОТЕЛОСЬ БЫ СКАЗАТЬ ПОСЕТИТЕЛЯМ?

Команде я бы хотел пожелать продолжать верить в свое дело и не поддаваться слабостям на фоне сложностей. А посетителям я бы хотел пожелать просто приходить в «Целинный». И людям, которые приезжают в Алматы, тоже предлагаю посещать Центр как одно из важных мест города.

Айнур Стаханова

арт-менеджерка «Целинного»

С ЧЕГО НАЧАЛАСЬ ВАША ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ С «ЦЕЛИННЫМ»?

Моя история с «Целинным» началась с увиденного анонса выставки молодых художников в рамках программы Umit Playground. Меня заинтересовала не только сама выставка, но и институциональный подход, как «Целинный» работает и поддерживает художественные поиски на ранних этапах, ведь это формирует живой диалог внутри локального контекста.

Интересно было наблюдать за тем, как участники программы, находясь в стадии становления, исследуют новые формы и методологии, пробуют себя вне привычных рамок. Именно искренняя поддержка идей и видения художников, свобода привлекли меня в подходе «Целинного».

Со временем наблюдение переросло в желание стать частью этих процессов. Я подала заявку на стажировку и получила возможность погрузиться в повседневную работу департамента арт-менеджмента.

КАК ПРОХОДИТ ВАШ ОБЫЧНЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ?

Мой рабочий день редко бывает однообразным, каждый раз он приносит что-то новое. Одним днем может быть поездка в мастерскую к художнику — это, наверное, моя самая любимая часть. Всегда ведь любопытно заглянуть и посмотреть на процесс создания, когда работа еще не готова и видно лишь задумку. Остается гадать: работа останется такой же или все поменяется? А в другой день — работа с документами и переговоры.

Наиболее напряженный и увлекательный этап это все-таки подготовка проекта, когда до его запуска остается примерно месяц. В этот период все сосредоточено на активных действиях: выезды на локацию, координация с командой, общение с подрядчиками каждый день требует внимания и решения множества задач. Однако самая приятная часть работы наступает, когда проект уже реализован, выставка открыта, и можно просто побыть и притвориться зрителем в зале и посмотреть все с другого ракурса. Увидеть проект заново не как задачу, а как высказывание, которое начинает жить своей собственной жизнью.

ЧЕМ ТВОЯ РАБОТА С «ЦЕЛИННЫМ» ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ РАБОТЫ В ДРУГИХ КОМПАНИЯХ?

Наверное, самое заметное отличие это формат взаимодействия внутри команды. В «Целинном» каждый самостоятельный профессионал со своей зоной ответственности, собственными проектами, взглядами. Но при этом мы не распадаемся на отдельные элементы — наоборот, остаемся частью живой, взаимосвязанной экосистемы.

Это не просто команда, а сообщество людей с горящими глазами, которые искренне влюблены в искусство и по-настоящему живут его будущим.

МЫ РАЗГОВАРИВАЕМ НАКАНУНЕ ОТКРЫТИЯ СОБСТВЕННОГО ЗДАНИЯ У ЦСК «ЦЕЛИННЫЙ». ЧТО ТЕБЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ ПОЖЕЛАТЬ СВОЕЙ КОМАНДЕ ПЕРЕД ЭТИМ ВАЖНЫМ СОБЫТИЕМ И ЧТО ХОТЕЛОСЬ БЫ СКАЗАТЬ ПОСЕТИТЕЛЯМ?

Очень хочется пожелать или, скорее, загадать, чтобы наш Центр стал тем самым «третьим местом» пространством, куда хочется возвращаться. Для кого-то он точно станет напоминанием о детстве или юности, для кого-то совершенно новым открытием. Но в любом случае это пересечение: взглядов, подходов и поколений. Место, куда можно прийти за вдохновением, за вопросами или просто за ощущением сопричастности.

Команде я хочу пожелать сохранить ту вовлеченность и доверие друг к другу, которые привели нас к этому моменту.

Мадина Садыбекова

продюсерка выставочных проектов, организаторка исследований для художников, кураторов, исследователей в «Целинном»

С ЧЕГО НАЧАЛАСЬ ВАША ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ С «ЦЕЛИННЫМ»?

Я пришла в команду осенью 2021 года. На тот момент я как раз закончила магистратуру по теории современного искусства в Лондоне и вернулась в Казахстан всего на пару месяцев, чтобы повидаться с семьей.

Я уже знала о проекте. На самом деле, в 2018 году, когда состоялся первый запуск «Целинного», я тоже была рядом — тогда я работала с галереей Aspan, и вместе с моей коллегой мы делали выставку «На углу: город, место, люди». Потом центр начал строиться, все ждали, что будет дальше, а я в это время занималась другими проектами.

В 2021 году появились новости, что Центр откроется в ближайшие пару лет. Я уточнила у знакомой, набирается ли команда, и выразила желание присоединиться — особенно в части организации и продюсирования выставок.

ВЫ СКАЗАЛИ, ЧТО ТОГДА РАБОТАЛИ И УЧИЛИСЬ В ЛОНДОНЕ — ТО ЕСТЬ НЕ ЖИЛИ ТОГДА В КАЗАХСТАНЕ. ПОЧЕМУ ВСЕ ЖЕ РЕШИЛИ ВЕРНУТЬСЯ?

Меня очень вдохновила команда — атмосфера единомышленников, с которыми приятно строить что-то новое. Не с нуля, но с той базы, которой раньше в регионе почти не было. Было ощущение, что можно применить все, что я знала и умела: свой опыт, практики, идеи. Руководство у нас открытое: мы свободно делимся предложениями, и в команде действительно ощущается общая цель.

Когда я училась, мне всегда было интересно возвращаться к теме региона. Даже в диссертациях, курсовых, проектах — все равно тянуло к местному контексту, к культуре, к попыткам осмыслить ее через новые знания, книги, инструменты. Хотелось нащупать то, что действительно важно и поделиться этим. Наверное, это и стало для меня ключевым мотивом.

Изначально я думала, что останусь в Казахстане на год или два. Но прошло уже больше трех лет — и мы продолжаем двигаться вперед. Проекты идут, институция работает, здание готовится к открытию. Думаю, именно это ощущение причастности к важному и удержало меня здесь.

КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, ЧЕМ СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО КАЗАХСТАНА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ДРУГИХ СТРАН?

Наверное, весь контекст в целом интересный, потому что современное искусство Казахстана долгое время оставалось как будто «серым пятном». Оно было тесно связано с советским и постсоветским наследием, и многие аспекты развивались в стороне от основного художественного поля. С одной стороны, существовало традиционное ремесло, классическая живопись, модернистские подходы — их до сих пор представляет Союз художников, с которым мы стараемся поддерживать отношения, хотя это скорее параллельная реальность. Они охватывают совсем другой этап художественной истории — более официальный, академический, ориентированный на живописную традицию.

Современное же искусство, в том виде, в каком мы его понимаем сейчас, начало активно развиваться в Казахстане с появлением Фонда Сороса. Тогда многие художники, которые сегодня считаются звездами региональной сцены — Елена и Виктор Воробьевы, Ербосын Мельдибеков, Алмагуль Менлибаева — получили поддержку, в том числе институциональную и финансовую. Это дало сильный толчок. Но, конечно, не все оказались в центре внимания. Были и другие объединения, как, например, «Кызыл Трактор» — группа художников, которые тоже занимались своими практиками, но оставались менее заметными.

Мы знаем, что существует заметный разрыв между поколениями. Есть старшие художники — им уже за 60, у них есть имена и истории. А потом — провал. Почти нет художников 40–50 лет, о которых говорят на том же уровне. И только последние 7–8 лет мы наблюдаем резкий всплеск — молодые художники появляются и «выстреливают» буквально каждый день. Они работают с наследием, но при этом открыты миру, благодаря доступу к интернету, возможности путешествовать, участвовать в резиденциях.

Это действительно интересное явление — мы в нашей институции тоже с этим работаем. Благодаря архивам — как институциональным, так и личным — можно отследить, почему одни художники оказались на виду, а другие остались в тени. Это позволяет увидеть, как формировалась сцена, и кто в нее был включен, а кто — нет.

Важно понимать, что до сих пор в Казахстане нет системной государственной поддержки современного искусства. Оно по-прежнему воспринимается как нечто второстепенное. Например, за все время Казахстан участвовал в Венецианской биеннале всего дважды — и оба раза участие стало возможным исключительно благодаря частным инвесторам и независимым комиссарам. Это говорит о многом.

РАССКАЖИТЕ О ВАШИХ РЕСЕРЧ-ТРИПАХ. ДЛЯ КОГО ВЫ ИХ ПРОВОДИТЕ?

Это очень интересный формат. Когда мы планируем сотрудничество с международными художниками или кураторами, часто возникает ситуация, что они искренне увлечены нашим контекстом, хотят больше узнать о регионе, но никогда не были в Казахстане. У них нет возможности пообщаться с художниками лично, увидеть все своими глазами. Тогда мы становимся таким мостом: организуем для них исследовательские поездки, помогаем с доступом к государственным и частным архивам.

Обычно все начинается с обсуждения тем, которые интересны нам и потенциальным партнерам. Мы нащупываем направления, формулируем задачи — и затем я превращаюсь, как я это называю, в «тревел-агента»: составляю детальный маршрут по Казахстану, адаптированный под интересы конкретного человека.

Один из самых масштабных таких трипов был у Таус Махачевой летом 2022 года. Она приехала на две недели, и мы встретились в Алматы. Мы передали ей список рекомендаций, составили насыщенный маршрут, организовали перелеты, экскурсии. Она проехала почти весь Казахстан, чему я до сих пор завидую — у меня самой не было возможности поехать с ней. Бывают и менее масштабные поездки — на пару дней, с плотным графиком встреч. Но в любом случае для нас это возможность показать наш контекст так, как его не прочитаешь в интернете — через живой опыт, людей и пространство.

КАК ПРОИСХОДИТ ОТБОР НА ТАКИЕ ПОЕЗДКИ? ЕСТЬ ЛИ ОТКРЫТЫЕ КОНКУРСЫ?

Пока что опен-коллы мы не проводили. Возможно, в будущем появится такой формат, но на данный момент все складывалось немного иначе. Чаще это были предварительные договоренности или внутренняя уверенность в том, что мы хотим поработать с тем или иным художником или международным куратором. В таких случаях мы делали адресные приглашения.

Что касается академиков и исследователей, здесь все строится больше на взаимном интересе. К нам часто обращаются сами, и мы, в свою очередь, понимаем, что нам также было бы интересно сотрудничать. Это не совсем формат опен-колла — скорее, органичный диалог и совместный поиск точки соприкосновения. Мы обсуждаем идеи, направления, возможные форматы и вместе решаем, что могло бы быть полезным и нам, и им.
В будущем, думаю, действительно есть смысл подумать о формате открытого конкурса, потому что мы получаем много запросов от исследователей и академиков. Это могло бы стать устойчивой практикой.

МЫ РАЗГОВАРИВАЕМ НАКАНУНЕ ОТКРЫТИЯ СОБСТВЕННОГО ЗДАНИЯ У ЦСК «ЦЕЛИННЫЙ». ЧТО ТЕБЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ ПОЖЕЛАТЬ СВОЕЙ КОМАНДЕ ПЕРЕД ЭТИМ ВАЖНЫМ СОБЫТИЕМ И ЧТО ХОТЕЛОСЬ БЫ СКАЗАТЬ ПОСЕТИТЕЛЯМ?

Коллегам, наверное, я бы пожелала хорошего настроения и стрессоустойчивости. Сейчас мы все находимся в активной фазе подготовки к открытию, и, конечно, это сопровождается нервозностью и спешкой. Каждый из нас старается собрать мысли, доделать задачи, дотянуть до финала. Но в этом процессе мы иногда забываем, насколько важный и классный проект мы вместе реализуем.

Мне кажется, открытие станет важным этапом для всей команды. Когда двери наконец откроются, и все заработает — это уже будет не просто идея, не план на будущее, не разговор в коридоре, а реальность. Наши проекты будут жить в нашем здании, и это огромная радость. Поэтому — сплоченности нам, поддержки и взаимного уважения. Это действительно важный момент для всех.

А зрителям я бы пожелала побольше любопытства и открытости. Мы хотим, чтобы к нам приходили все — независимо от того, насколько они знакомы с современным искусством. Чтобы аудитория была самой разной и каждый мог найти что-то свое: новую книгу, вдохновение, знакомство с художником на вернисаже, неожиданный разговор, который перерастет во что-то большее — в диалог, в проект, в идею. Мы бы хотели стать тем самым «третьим местом» — пространством, куда приходят просто побыть, где можно провести время без обязательств, выпить кофе, поговорить с незнакомцем за столом и почувствовать, что ты на своем месте.

Адия Акпеисова

продакшн директорка «Целинного»

Я ЗНАЮ, ЧТО ВАШ ПУТЬ С ЦСК «ЦЕЛИННЫЙ» БЫЛ ДОЛГИМ, ВЫ УСПЕЛИ ПОБЫВАТЬ ЗДЕСЬ НА РАЗНЫХ ПОЗИЦИЯХ. РАССКАЖИТЕ, С ЧЕГО ВСЕ НАЧАЛОСЬ?

Моя история с «Целинным» началась в 2018 году, когда я вернулась в Алматы после учебы в Англии, где изучала архитектуру и дизайн. Тогда Центр только начинал свою публичную деятельность перед тем, как закрыться на реконструкцию, и я присоединилась к одному из первых проектов — работала медиаторкой на архитектурной и художественной выставках.

Этот первый опыт стал для меня важным погружением в сферу современного искусства. Тогда я впервые почувствовала, что мне интересно не только наблюдать, но и быть внутри всех процессов — участвовать, создавать, взаимодействовать.

После завершения проекта мне предложили присоединиться к команде на долгосрочной основе. За шесть лет я прошла разные этапы: участвовала в образовательных программах, работала со спонсорами и партнерами, занималась продюсированием выставок и публичных проектов, организацией мероприятий и развитием Клуба Патронов Центра.

КАК ПРОХОДИТ ВАШ ОБЫЧНЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ?

Каждый день в «Целинном» — необычный, потому что мы все время занимаемся разными задачами. Моя работа заключается в постоянном взаимодействии с командой: с директоркой, с художественной директоркой, с техническим департаментом, с арт-менеджерами. Как операционная директорка я координирую все процессы, слежу за реализацией выставок, работаю с бюджетами, взаимодействую с художниками и архитекторами. Мы с коллегами каждый день видимся после работы — днем у нас в основном проходят встречи, из-за чего не хватает времени на… работу. Поэтому после рабочего дня мы сидим вместе и работаем непосредственно над проектами. Мы часто говорим, что работа в искусстве — это выбор. Поэтому я думаю, каждый в нашей команде делает то, что он любит, и у каждого это получается прекрасно.

КАКОЙ ОДИН ПРОЕКТ ЗА ВСЁ ВРЕМЯ СВОЕЙ РАБОТЫ В ЦСК ВЫ МОГЛИ БЫ ВЫДЕЛИТЬ?

Все проекты в «Целинном» для меня важны, каждый приносил новые открытия. Но особенным стал проект «Начало» — именно тогда я впервые погрузилась в современное искусство Казахстана и познакомилась с художницами: Бахыт Бубикановой, Ербосыном Мельдибековым, Еленой и Виктором Воробьёвыми, Александром Угаем, Нурболом Нурахметом, Маратом Райымкуловым, Зоей Фальковой, Асель Кадырхановой и многими другими. Я увидела, как рождается выставка, как мыслят художники, и этот опыт стал для меня отправной точкой в профессии и помог понять, что именно в этом направлении я хочу двигаться дальше.

Кроме того, выставка проходила еще до реконструкции здания «Целинного». Мы работали в пространстве, которое еще не было переосмыслено физически, но уже жило как культурная сцена. Мы исследовали здание, его прошлое, его потенциал — и это помогло мне понять, как сильно архитектура влияет на восприятие искусства и как важно учитывать саму среду, в которой рождается выставка.

КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, ЧЕМ ИСКУССТВО КАЗАХСТАНА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ДРУГИХ СТРАН?

Хотя у меня нет профильного художественного образования, мой архитектурный бэкграунд и международный опыт очень помогли. Я училась и жила в Лондоне, много смотрела, анализировала, посещала музеи и галереи. Это дало мне понимание, как устроены культурные институции.

Казахстанская художественная сцена сегодня, на мой взгляд, очень живая, искренняя и смелая. Здесь много внутреннего поиска, художники часто работают с локальным контекстом, историей, идентичностью, темами травмы, языка, памяти. Искусство становится способом осмыслить, кто мы, откуда мы и куда движемся. Мне кажется, именно это делает его таким сильным.

МЫ РАЗГОВАРИВАЕМ НАКАНУНЕ ОТКРЫТИЯ СОБСТВЕННОГО ЗДАНИЯ У ЦСК «ЦЕЛИННЫЙ». ЧТО ВАМ ХОТЕЛОСЬ БЫ ПОЖЕЛАТЬ СВОЕЙ КОМАНДЕ ПЕРЕД ЭТИМ ВАЖНЫМ СОБЫТИЕМ И ЧТО ХОТЕЛОСЬ БЫ СКАЗАТЬ ПОСЕТИТЕЛЯМ?

Я бы хотела поблагодарить всю нашу команду и тех людей, которые все эти годы были с нами. Это невероятные люди, которые вкладывались и продолжают вкладываться в развитие Центра — с огромной любовью, самоотдачей и терпением. Я хочу пожелать им сил и вдохновения!

Хочу поблагодарить нашего основателя, Кайрата Боранбаева, за то, что он дал нам возможность создавать, мечтать и переосмыслять. Спасибо Джамиле Нуркалиевой и Алиме Кайрат за их видение, профессионализм, доверие и умение вдохновлять нас двигаться вперед.

А нашим зрителям хочется пожелать открытости и смелости. Современное искусство — это не всегда про однозначные ответы, но оно точно про ощущение, про отклик, про внутренний диалог. Не бойтесь того, что кажется непонятным. Приходите с интересом, любопытством — и обязательно что-то для себя найдете.

Нам бы хотелось, чтобы «Целинный» стал местом встреч и живых диалогов, пространством для вдохновения и взаимодействия. Чтобы это было такое место, куда хочется возвращаться снова и снова, и где каждый может почувствовать себя частью чего-то важного и настоящего.

Эльмира Баттал

юристка «Целинного»

С ЧЕГО НАЧАЛАСЬ ВАША ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ С «ЦЕЛИННЫМ»?

Я узнала, что у нас открывается Центр культуры, и меня это очень заинтересовало. Я подумала: почему бы не попробовать себя в сфере искусства? Мой путь начался в совершенно другой области — я пришла из промышленной сферы, занималась вопросами транспортировки газа. Поэтому культура стала для меня чем-то новым и неизведанным, но именно это и привлекло.

Мне было интересно буквально все: интеллектуальное право, авторское право, защита интеллектуальной собственности — я с головой погрузилась в изучение этих тем. Надеюсь, что нам удается справляться с задачами и двигаться в правильном направлении.

КАК ПРОХОДИТ ВАШ ОБЫЧНЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ?

Сейчас мы находимся в активной фазе подготовки к открытию Центра, поэтому основное внимание сосредоточено на стройке и на всех сопутствующих процессах. Это этап финальных штрихов: закупаем материалы, уточняем детали, доводим пространство до совершенства. Здесь особенно много работы у кураторской команды, и на каждом этапе требуется юридическое сопровождение.

Но юридическая работа в таких проектах — это не просто «составить договор». Формирование контракта — это, по сути, тоже своего рода творческое произведение. Для его создания сначала нужно собрать первичную информацию, а она далеко не всегда поступает своевременно и в полном объеме. Часто приходится задавать дополнительные вопросы, чтобы добраться до сути.

Мы прорабатываем абсолютно каждую мелочь: где будет располагаться эскиз, кто отвечает за проект, какие конструкции будут использоваться, как организовать монтаж. Каждый договор требует глубокого погружения, поэтому я часто участвую в обсуждениях с командой.

Мне очень нравится, что в процессе чувствуется настоящий дух единства. У всех нас одна цель, и каждый вносит в нее свою важную часть. Это дает колоссальное чувство причастности и вдохновения.

КАК ВАША РАБОТА СОЧЕТАЕТСЯ С ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЦСК?

Помимо юридических нюансов, которыми я занимаюсь внутри компании, взаимодействуя с нашими арт-операторами и менеджерами, — для меня огромную ценность имеет живое общение с художниками. Это по-настоящему незабываемый опыт, особенно для тех, кто только начинает соприкасаться с миром искусства.

Когда ты задаешь авторам вопросы, которые тебя интересуют, они интересуются в ответ — в этом и рождается настоящая коллаборация. Мы не просто защищаем интересы Центра, мы одновременно делимся с художниками знаниями: объясняем, как работает закон, на какие нюансы им стоит обратить внимание. Мы стремимся выстраивать равноценные отношения, чтобы у авторов было больше возможностей, больше понимания и, главное, больше прав.

Для меня самое ценное — это возможность общения с интересными, глубокими людьми и ощущение сопричастности к важному делу. Сейчас, когда открытие уже совсем близко, я буквально на прошлой неделе призналась своим руководителям, что очень хочу наконец увидеть все работы вживую. Когда долго работаешь в переговорных процессах, с документами, естественно возникает желание увидеть результат. И я надеюсь, что он найдет отклик и во мне — несмотря на то, что моя профессия все-таки предполагает больше прагматизма.

Для меня стало настоящим открытием, что в договор можно заложить не только готовую работу, но и предварительный эскиз или даже сценарий. И что работа в процессе может видоизменяться. Иногда ты идешь в проект как будто с закрытыми глазами, не зная, каким будет финал. А когда доходишь до конца и видишь результат — понимаешь, что он получился совершенным, сильным, настоящим. И тогда приходит двойное удовлетворение от сотрудничества. Потому что ты понимаешь: все было не зря.

С ВАШИМ ПРИХОДОМ КОЛЛЕГАМ В «ЦЕЛИННОМ» ПРИШЛОСЬ МНОГОМУ НАУЧИТЬСЯ И УЗНАТЬ РАЗНЫЕ НЮАНСЫ В РАБОТЕ С АВТОРСКИМ ПРАВОМ. ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?

Мы всегда стараемся заранее предупредить художников о тех моментах, которые они могут не учесть на старте проекта: например, логистические расходы, страхование произведений и другие сопутствующие услуги. Как юрист, ты видишь это сразу и можешь предостеречь автора от возможных ошибок — особенно если он впервые сталкивается с подобным масштабом.

Что касается авторского права, мы часто опираемся на статью 16, которая регулирует объем исключительных имущественных прав. Раньше, до моего прихода в компанию, применялся более прямолинейный подход: если передаются исключительные права — значит, полностью, и на этом все. Но в процессе работы, изучая судебную практику и профессиональные комментарии, мы поняли: подход может быть гораздо более гибким.

Для нас стало настоящим открытием, что объем прав можно делить. Мы можем заключать договоры на передачу части исключительных прав или договариваться о предоставлении неисключительных прав — на конкретные цели, на ограниченный срок, в определенной территории. Это дает нам возможность учитывать интересы и Центра, и художника, не нарушая баланса. Такой подход открывает гораздо больше вариантов сотрудничества — прозрачных, обоснованных и гибких.

МЫ РАЗГОВАРИВАЕМ НАКАНУНЕ ОТКРЫТИЯ СОБСТВЕННОГО ЗДАНИЯ У ЦСК «ЦЕЛИННЫЙ». ЧТО ТЕБЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ ПОЖЕЛАТЬ СВОЕЙ КОМАНДЕ ПЕРЕД ЭТИМ ВАЖНЫМ СОБЫТИЕМ И ЧТО ХОТЕЛОСЬ БЫ СКАЗАТЬ ПОСЕТИТЕЛЯМ?

Терпения, выдержки желать уже не надо — все знают, что это необходимо, все в этом спокойно работают. Желаю не сбавлять темпов и не терять этот настрой. Желаю себе и своим коллегам, чтобы при подготовке к каждому мероприятию у нас было чувство, что мы — единая команда, что мы делаем что-то общее, и чтобы в итоге, когда увидим результат, он всем откликался. Зрителям — чтобы наша работа имела отклик в их душах и сердцах.

INTERVIEW

Authors: Anastasiia Lobacheva, Sasha Shapiro, Maria Sharonova

Photos: Michael Ekimson

22 September, 2025