Who Invented This and How It Works: The Team Behind the “Archstoyanie” Festival

INTERVIEW

Authors: Sasha Shapiro, Maria Sharonova

Photos: Sergei Misenko

Cover: Stas Chervonykh, courtesy of the Archstoyanie festival

01 August, 2025

The Archstoyanie architecture festival has turned 20 — over the years, the art park has seen its objects, themes, artists, and infrastructure change. This year, a “White City” was built on the grounds of Nikola-Lenivets — a space that hosted performances and concerts prompting reflection on the festival’s theme: “My Main Thing.”

A few days before the opening, our editorial team visited the site and spoke with the Archstoyanie team about the humanization of art, the allure of Nikola-Lenivets, and the starry sky that can be seen in the park.

This article is in Russian. Contact us via email if you would like to comment or request an English translation.

Николай Полисский

основатель арт-парка Никола-Ленивец и фестиваля «Архстояние»

КАК ИДЕЙНО ИЗМЕНИЛСЯ И ВЫРОС ФЕСТИВАЛЬ ЗА 20 ЛЕТ?

В начале это был мой личный художественный проект. Главное изменение как раз в этом — сначала я просто работал с крестьянами, которые меня поддержали. Мы вместе занимались искусством. Потом стали приглашать других художников, и нужно было уже что-то оставлять здесь. Первые проекты были временные — из снега, сена, дров, которые долго не стояли. Первый «долгоиграющий» объект — это Маяк в 2004 году. В 2005 году я твердо решил, что фестиваль будет проводиться регулярно, но уже не я стал им заниматься. Я пригласил Юлию Бычкову, а дальше, когда образовался парк, подключились Антон Кочуркин, Иван Полисский. Из проекта одного художника всё превратилось в коллективный процесс. Умножились силы, всё расширилось. На территории национального парка теперь стоят мои объекты, а за дорогой — уже работы других художников и архитекторов. Фестиваль сильно изменился, но это произошло благодаря тому, что пришли люди с новыми идеями, и всё стало общим делом. А началось всё с личного художественного опыта.

Все состоялось благодаря местным жителям, и в этом смысле ничего не изменилось: они по-прежнему активно участвуют. Сейчас — уже за деньги, а тогда просто помогали, им было интересно. В 2000 году еще оставались элементы советского колхоза, люди не знали, что за всё надо платить, что такое капитализм. Сейчас — другое время. Мои дети, которые сейчас занимаются фестивалем, действуют уже совсем по-другому — им нужны бюджеты. А я еще застал то время, когда всё можно было делать «просто так».

КАК ЗА 20 ЛЕТ СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ПОМЕНЯЛА СРЕДУ, ТЕРРИТОРИИ, НА КОТОРЫХ ВЫ РАБОТАЛИ? КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАК ИЗМЕНИЛИСЬ МЕСТНЫЕ ЖИТЕЛИ ЗА ВРЕМЯ РАБОТЫ С ВАМИ?

Конечно, что-то изменилось. Например, в 2008 году 12 человек из местных поехали со мной на Венецианскую биеннале. Вроде бы они остались прежними, но они ездили и во Францию, и в Люксембург, и в Японию. Дядя Витя ездил в Тайвань и во многие другие места. Конечно, они изменились. Сама форма участия в искусстве необычна — вместо того чтобы сажать огурцы, помогают делать арт-объекты. Ну, или сажает алюминиевые огурцы на брезентовом поле, как говорится.

Недавно мы встречались с первыми, кто меня поддержал. Всё те же — просто постарели. Конечно, гордятся тем, что благодаря их помощи место стало известным, сюда приезжает много людей. Но есть и проблемы — демография, например. В школе уже нет первых трех классов. Люди приезжают работать, но жить уезжают в города. Искусство эту проблему не решит — нужны ресурсы.

Мы — скорее пример правильного поведения. Мы как бы держим свечу, чтобы кто-то еще так же жил в других местах. Мы существуем, чтобы распространять практику правильного взаимодействия с природой: местные жители помогают художникам, а художники работают в рамках охраняемой природной территории. Это хороший замес. Этот опыт нужно распространять — он имеет перспективу. Пока мы просто стараемся держать марку, обучать приезжающих, чтобы опыт распространялся дальше.

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ИЗМЕНИЛСЯ ЛИ ЗРИТЕЛЬ ЗА ЭТО ВРЕМЯ?

Зрителей стало больше, и это дало большее разнообразие. Но в целом наш зритель культурнее, чем средний зритель других мероприятий. Раньше приезжали, не понимая, куда. Просто модное место, пивка попить. Сейчас приезжают уже подготовленные, почитавшие, что здесь происходит. Обычно кто-то приезжает «на разведку» первый раз, потом приезжают и привозят с собой целую команду подросших детей. У них уже есть свои традиции, они водят экскурсии, вспоминают, что было 10 лет назад.

ИЗМЕНИЛИСЬ ЛИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ЗА ЭТИ 20 ЛЕТ?

Конечно, меняется жизнь, меняется искусство, появляются новые технологии. Больше людей обменивается опытом. Мы стараемся держать марку. Я требую, чтобы искусство было хорошо отобрано. Бывает разное, потому что эксперимент. Но держим ответственность перед зрителем. Искусство должно быть качественное.

КАКИЕ СОБЫТИЙ НА ФЕСТИВАЛЕ ВЫ ОСОБЕННО ЖДЕТЕ?

Я всегда с интересом жду — хочется удивиться. Хочется увидеть откровения — от мастеров или от молодежи, которая стартует у нас, а потом ты следишь, как они развиваются. Это приятно — видеть, что наш старт дал им возможность выйти в большой мир. Некоторые идут обниматься, когда встречаешь их где-то. Это очень трогательно.

Есть и мастера, которые только сейчас решаются участвовать. Например, архитектор Белов, или Борис Орлов — взрослые, известные художники. Встреча поколений — это ценно.

В ЭТОМ ГОДУ «АРХСТОЯНИЮ» ИСПОЛНЯЕТСЯ 20 ЛЕТ. ЧТО ВЫ ПОЖЕЛАЕТЕ КОЛЛЕГАМ И ФЕСТИВАЛЮ?

Я думаю, что это само по себе удивительно, потому что творческие коллективы редко живут так долго. Пожелаю дальнейшего развития и воспитать себе в других местах людей, чтобы вот они дружили уже семьями где-то в других частях России, чтобы появлялись такие фестивали по нашему примеру.

Коллегам — творческих успехов и счастья в жизни.

Юлия Бычкова

управляющий партнер арт-парка Никола-Ленивец и генеральный продюсер фестиваля «Архстояние»

КАК ИДЕЙНО ИЗМЕНИЛСЯ ФЕСТИВАЛЬ ЗА 20 ЛЕТ СВОЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ?

Это был эксперимент, который объединил людей, которые симпатизировали друг другу. На первый фестиваль приехало 300-500 человек, и фестиваль мы делали абсолютно бескорыстно, почти без денег, ничего с него не зарабатывая. Зарабатывать с фестиваля не было даже в планах.. Это было что-то вроде творческого летнего лагеря, который уже за свои 20 лет перерос в масштабный фестиваль. Он породил и сам парк Никола-Ленивец, большую фестивальную культуру. Сейчас в парке порядка шести фестивалей в год во все сезоны и на разные аудитории.

Уже в процессе мы поняли, что фестиваль может быть большим эффективным инструментом для развития территории. Его сущность, форматы менялись. Мы начинали как субархитектурный фестиваль, но в какой-то момент поняли, что это сужает наше поле, и начали работать и делать коллаборации с художниками, режиссерами, музыкантами.

Теперь это междисциплинарный проект, в котором участвуют представители разных художественных, культурных и других дисциплин. Мы любим работать с людьми, которые приносят гениальные идеи, но при этом не имеют никакого профильного образования — гениальная идея может прийти в голову не только профессионалу.

КАКИЕ ОТКРЫТИЯ СЛУЧИЛИСЬ С ВАМИ ВО ВРЕМЯ ПОДГОТОВКИ К ФЕСТИВАЛЮ?

Я перестала быть профессиональным архитектором и стала профессиональным продюсером. Проект напрямую повлиял на изменение мого вида деятельности и определил то, чем я занимаюсь с удовольствием, и не только в Никола-Ленивце. Мне нравится компилировать смыслы, соединять несоединимое, формировать новые команды, осуществлять масштабные цели по интеграции искусства в среду.

Самое большое открытие — с божественным масштабом природы можно соревноваться, но только с осознанием и аккуратностью.

ПОЧЕМУ СТОИТ ЕХАТЬ НА ФЕСТИВАЛЬ В ЭТОМ ГОДУ?

Это самый масштабный фестиваль за все эти 20 лет, в нем участвуют порядка 50 авторов, архитекторов и художников. Это достаточно внушительный список. Только на фестивале вы увидите самую масштабную инсталляцию размером 2,5 гектара. Только на фестивале увидите 13 инсталляций, лишь одна из которых останется после фестиваля на территории парка.

Стоит приехать, чтобы увидеть новое высказывание, потому что впервые в Никола-Ленивце будет построен временный фантазийный город, в котором куратор Василий Бычков предлагает нам искать свое главное. Это трехдневное приключение, в котором вы можете ответить себе на серьезные вопросы — масштабная фестивальная арт-терапия.

ЧЕГО ВЫ ЖДЕТЕ ОТ ФЕСТИВАЛЯ?

Жду нового вдохновения. Когда мы делаем фестиваль, мы вдохновляемся на следующий год тем, что мы уже сделали. Жду — вдохновения, творческого запала, новых встреч, интеллектуального высказывания. Жду такой всеобщей радости, потому что суть фестиваля, в том числе, в коллективной радости, когда ты пожинаешь плоды созидания. Мы делаем интеллектуальный продукт, чтобы узнавать что-то о себе. Приехать, чтобы прочувствовать и спросить себя: «А что это во мне разбудило? Что я открыл в себе нового? Как я могу стать лучше через этот опыт?».

В ЭТОМ ГОДУ «АРХСТОЯНИЮ» ИСПОЛНЯЕТСЯ 20 ЛЕТ. ЧТО ВЫ ПОЖЕЛАЕТЕ КОЛЛЕГАМ И ФЕСТИВАЛЮ?

Желаю фестивалю процветания, быть таким же крепким и надежным другом для всех творческих людей в нашей стране, который помогает им узнать больше о современном искусстве, о современной архитектуре, о современном театральном искусстве и территориальном развитии. Желаю фестивалю дальше распространять свои «фестивальные флюиды» по всей стране и делать жизнь людей лучше.

Я уверена, что наша команда бесценная, мы сплоченно работаем, поэтому хочу, чтобы после этого фестиваля она стала еще крепче, еще лучше, еще светлее, и с удовольствием начала делать следующий фестиваль.

Антон Кочуркин

управляющий партнер арт-парка Никола-Ленивец и куратор «Архстояния»

КАК ИДЕЙНО ИЗМЕНИЛСЯ ФЕСТИВАЛЬ ЗА 20 ЛЕТ СВОЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ?

Первые фестивали — это всегда был вызов территории. Темы ловились прямо на месте, и реализовывались через рефлексию художников. Первый фестиваль прошел вообще без темы. Со второго года я предложил тематический подход, потому что понял, насколько тема может объединять: и контент, и участников, и атмосферу.

Например, в 2007 году темой стала «Граница». Тогда все объекты оказались разбросаны вокруг деревни Никола-Ленивец. Связь была плохая, люди терялись, маршруты были запутанными, овраги, непроходимые чащи. Это всё стало частью темы. Граница — и в географическом, и в физическом, и даже в технологическом смысле. Было всего два объекта: Николая Полисского — экстравертный, видимый отовсюду; и Эдрина Гезе — камерный павильон в лесу. Один — про захват пространства, другой — про четко очерченные границы заданные самим объектом границы интерьера. Получилась своего рода дуэль.

Дальше была тема «Ковчег». Она родилась из предписаний нацпарка — нам запретили строить на «бесхозных» землях, которые оказались не такими уж бесхозными. Тогда мы построили флот в деревне Пахомово и сплавили его по реке Угра, с остановками в Никола-Ленивце и в деревне Звизжи. Это была реакция и на юридическое давление, и на запрет проводить фестиваль на землях национального парка.

Следом была тема «Вне земли». Тогда мы подключили театр — в 2009 году это был инструмент, чтобы соединить разросшиеся территории фестиваля. Возник променад-спектакль, который водил зрителей между частями парка. Потом тема "Сарай" в 2011 году, где возникшие арт-объекты стали маркерами функциональных зон фестиваля
В 2012 году была тема «Движение». Парк уже окреп, у нас появились подпроекты — детский лагерь, ферма, начали переезжать семьи. Среда стала уже не совсем сельской — скорее, близкой к новой городской. Тема отражала этот рост.

В 2017 году появилась тема «Как жить?» — это была реакция на дефицит жилья. Люди приезжали, ночевали в палатках. Мы начали строить гостевые дома. Но не просто дома — манифесты. Каждый отражал черты характера или ценности своего автора. Это оказалось важным жестом: соединение утилитарного и художественного. Критика приняла это очень тепло. И с тех пор мы продолжаем каждый год строить такие дома.

Фестиваль рос, умнел. Появилась устойчивая аудитория. Мы начали размышлять: а что же такое «Архстояние»? И поняли: наша уникальность — это зрительский перформанс. Мы каждый раз стремимся вовлекать публику, чтобы каждый чувствовал себя частью большого. Ведь для многих современное искусство — нечто отстраненное. А здесь, через участие, приходит это ощущение сопричастности. Это и есть наша главная цель — популяризация актуального искусства, доступного и живого.

КАКОВА РОЛЬ ФЕСТИВАЛЯ СЕГОДНЯ В ФОРМИРОВАНИИ СРЕДЫ — ПРИРОДНОЙ, КУЛЬТУРНОЙ, УРБАНИСТИЧЕСКОЙ?

Фестиваль по-прежнему формирует арт-парк. Благодаря ему появляются новые объекты, сохраняется интерес к территории. Это помогает развивать инфраструктуру: мини-отели, кемпинги, кафе. Потому что не все готовы жить в палатке. Мы стремимся к тому, чтобы создать здесь настоящую среду для жизни и искусства. Фестиваль — один из инструментов решения этой задачи.

КАК ВЫ ОЦЕНИВАЕТЕ ВЛИЯНИЕ ФЕСТИВАЛЯ НА РОССИЙСКУЮ АРТ-СЦЕНУ?

Многие объекты «Архстояния» попадают на обложки художественных и архитектурных журналов. Здесь рождаются идеи, которые авторы потом несут дальше. Можно проследить, как кто-то начинает здесь, а потом вырастает.

Также фестиваль повлиял на событийный туризм в России. Мы были первыми, кто стал делать акцент на архитектуру и пространство. Сейчас это делают почти все — даже фестивали меда или музыки строят арт-объекты. Девелоперы подхватили тренд: делают объекты во дворах, в городах. Мы работали с несколькими такими проектами.

И третье — это влияние на понимание паблик-арта в России. Мы предложили другой взгляд: тонкий, не декоративный, а содержательный. Это тоже результат работы «Архстояния».

КТО СЕГОДНЯ ЗРИТЕЛЬ «АРХСТОЯНИЯ»?

Чаще всего это пары 25–40 лет. Это люди, которым интересны не шашлыки, а культура, впечатления, поиск смыслов. Многие находятся на пути внутреннего развития, и искусство им в этом помогает. Это не всегда «профессиональные» зрители, но как раз этим они интересны — живые, ищущие.

КАКИЕ СОБЫТИЯ ВЫ ОСОБЕННО ЖДЕТЕ НА ФЕСТИВАЛЕ ЭТОМ ГОДУ?

Тема, которую курирует Василий Бычков, родилась довольно легко. Мы поняли — фестиваль должен стать городом. И захотели увидеть парк как городскую структуру. Будет выстроена ось, застройка, типологии: от горсовета и больницы до тюрьмы и аэропорта. Всё это — с иронией, с рефлексией о городском устройстве.

Мне интересно, как куратор с этим справится. Объекты будут от маленьких до гигантов, как Polygon Штанюка, который накрывает полтора гектара поля. Вокруг объектов — перформансы. Это своего рода игра в город, где типовые формы приобретают харизму и характер.

С другой стороны, я курирую театральную программу. Для меня важно вернуться к истокам — к дикому, доцивилизационному. Мы с фестивалем Context. Diana Vishneva делаем спектакль «Состояние леса», об энергии, которая была до города. Это попытка прикоснуться к тому, что питает нас — к природе.

В ЭТОМ ГОДУ «АРХСТОЯНИЮ» ИСПОЛНЯЕТСЯ 20 ЛЕТ. ЧТО ВЫ ПОЖЕЛАЕТЕ КОЛЛЕГАМ И ФЕСТИВАЛЮ?

Большие амбиции требуют большой энергии. Поэтому коллегам — сил, вдохновения, и чтобы всё получилось.

Фестивалю я желаю хорошей погоды, солнца и новой страницы. Мы будем приглашать кураторов, соединять внешние творческие силы с нашей территорией. Это путь к росту.

И, конечно, хочется улучшить инфраструктуру. Мы работаем над этим каждый год: появляются гостевые дома, благоустроенные кемпинги, новое кафе на Угре. Но всё это идет медленно. Хочется ускориться, чтобы однажды всё это заработало как единая система — и это будет очень красиво.

Иван Полисский

управляющий партнер арт-парка Никола-Ленивец и куратор музыкальной и ночной программ фестиваля «Архстояние»

КАКИЕ ПЕРЕМЕНЫ ПРОИЗОШЛИ С ФЕСТИВАЛЕМ ЗА 20 ЛЕТ, А ЧТО ОСТАЛОСЬ НЕИЗМЕННЫМ?

Недавно мы рассматривали фотографии с фестиваля, который прошел в 2006 году. Сама жизнь настолько изменилась, что сложно ответить на этот вопрос. Однако не изменился антураж загородной, деревенской жизни. Конечно, изменилась и программа — то, как работает искусство, каких художников, жанры, направления мы показываем. Я бы сказал, что изменилось само время, а мы продолжаем делать то, что делаем, желая оставаться актуальными и современными.

МОЖНО ЛИ ПРЕДСТАВИТЬ «АРХСТОЯНИЕ» ВНЕ ПАРКА НИКОЛА-ЛЕНИВЕЦ?

Я думаю, что «Архстояние» не связано с Николой-Ленивцем напрямую. Думаю, это скорее художественный метод, применимый в любых пространствах, где возможна мягкая динамика отношений. Например, в городе, где соединяется слишком много властных иерархических структур, «Архстояние» не может случиться.

Никола-Ленивец — это парк, а «Архстояние» — это один день в году, когда мы показываем новые работы, что останутся в парке. В этом контексте «Архстояние» — метод, применимый и к другим территориям, позволяющий их развивать, маркировать и структурировать.

ЧЕМ ВЫ ВДОХНОВЛЯЕТЕСЬ, ПРИДУМЫВАЯ МУЗЫКАЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ФЕСТИВАЛЯ?

Музыкальная программа — это достаточно сложный аспект фестиваля, поскольку в массовом сознании есть идея, будто музыкальное событие — это и есть фестиваль. Мы многие годы хотим эту идею расширить и рассказать, что фестиваль — это некий способ времяпрепровождения, отличный от обыденной жизни своей культурной динамикой. Конечно, музыка тоже есть, но это далеко не всё: можно сменить роль, играть в игры и многое другое.

Какой должна быть музыкальная программа? Она должна быть такой же масштабной, как на других фестивалях? Или она должна, наоборот, быть камерой для того, чтобы отдавать искусству большую роль и значение? Мы всё время экспериментируем в этом поле, пытаемся переосмыслить концепцию концерта. Наша задача — сменить парадигму, где есть граница между зрительским залом и сценой, на которой находится артист. Мы пытаемся разрушить этот барьер и показать, что концерт — это единый процесс, где участвуют как зрители, так и музыканты. Мы называем наши концерты хэппенингами, предлагаем зрителю игру, которая дополняется музыкальным перформансом. Лучше всего это работает на сцене, которую мы называем «Сто костров» — это огромное поле с кострами, куда вписана сцена, вокруг собираются люди. Кто-то водит хороводы, кто-то следит за исполнителями, кто-то подпевает. Всё происходящее складывается в спектакль и — самое главное — всем кажется, что они остались одни на этой земле, кажется, будто весь мир собрался на этой поляне. Это мы и пытаемся создать — нечто большее, чем иерархическая конструкция традиционного концерта.

АРХСТОЯНИЮ ИСПОЛНЯЕТСЯ 20 ЛЕТ, ЧТО ВЫ ПОЖЕЛАЕТЕ КОЛЛЕГАМ И ФЕСТИВАЛЮ?

Залог успешного государства — ситуация, когда институции переживают своих создателей. В России с этим опытом достаточно тяжело, страна молодая, и в культурном поле подобных институций за редкими исключениями мало. Хочу пожелать фестивалю выстроить жизнь так, чтобы «Архстояние» продолжило существовать независимо от людей, вложивших в него свою энергию, любовь, труд и идеи. Пусть фестиваль получит независимость от своих создателей и продолжает возникать следующие десятки лет.

Олег Старостин

технический директор

КАК НАЧАЛАСЬ ТВОЯ ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ С «АРХСТОЯНИЕМ»?

С «Архстоянием» она началась в этом году, но стоит сказать, что с Николой-Ленивцем история началась гораздо раньше. Я его люблю, много раз приезжал и работал, но занимался организацией мероприятий спортивного характера. А в этом году я поговорил с Юлией Бычковой, и мы решили сотрудничать.

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ТВОЯ РАБОТА НА ФЕСТИВАЛЕ?

Я директор по техническому оснащению. И еще занимаюсь технической частью продюсирования двух проектов Василия Бычкова — «Аллеи Звезд» и «Лечебницы». В первую очередь, моя задача обеспечить все площадки и арт-объекты необходимым энергопотреблением, освещением, звуком. И пожеланиями авторов, в соответствии с бюджетом.

КАКАЯ ЧАСТЬ ТВОЕЙ РАБОТЫ ПРИНОСИТ ТЕБЕ НАИБОЛЬШЕЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ИЛИ РАДОСТЬ?

Наибольшее удовлетворение и радость мне приносит участие в разработке и возможность вносить свои идеи. Я очень люблю арт-парк и команду Никола-Ленивца за умение слушать и доверие к моим решениям. И да, конечно, приятно быть причастным к созданию чего-то прекрасного. Мне искренне нравятся проекты многих авторов, и я прикладываю усилия, чтобы это выглядело хорошо.

КАКОЕ СОБЫТИЕ В ЭТОМ ГОДУ НА ФЕСТИВАЛЕ ТЫ ОСОБЕННО ЖДЕШЬ ИЛИ ХОЧЕШЬ ОТМЕТИТЬ?

Мне сложно остановиться на каком-то одном проекте. В некотором смысле всё, что происходит на фестивале, для меня становится списком задач, графиком. Но еще с самого начала, с момента обсуждений, мне пришлась по душе идея Белого города. Мне нравится гармония: мы выстраиваем некую инфраструктуру, но по-прежнему остаемся внутри природы.

Что я еще хочу отметить — Ваня Полисский подарил мне термин, который я раньше никогда не использовал, а теперь полюбил — «гуманизация искусства». Это значит, что человеку нужно дать побыть внутри искусства, а не только наблюдать, слушать, вникать. Мы создаем такую среду — с ней можно взаимодействовать, на нее можно забраться и побыть рядом достаточно долгое время.

СПРОШУ ВДОГОНКУ ПРО ГУМАНИЗАЦИЮ ИСКУССТВА — КАК ТЫ ПОНИМАЕШЬ, ЧТО ОНА ПРОИСХОДИТ?

Скажу, что гуманизация изначально закладывается авторами или архитекторами наших объектов. Мне нравятся идея и посыл Никола-Ленивца — да, у нас есть земля, природа, но в первую очередь — это люди. Мы привлекаем не только посетителей, но и местных жителей в создание и строительство некоторых арт-объектов. Важно быть соучастником. Иногда уместно быть наблюдателем, но Никола-Ленивец — это место, где ты один из них. И в этом году мы подчеркиваем это, говорим, что главное для нас — человек.

«АРХСТОЯНИЮ» ИСПОЛНЯЕТСЯ 20 ЛЕТ, ЧТО ТЫ ПОЖЕЛАЕШЬ КОЛЛЕГАМ И ФЕСТИВАЛЮ?

Что бы я пожелал этим прекрасным людям? Просто не останавливаться. Мне хочется быть частью этого парка. Команда умеет слушать, говорить, дружить. Пожелаю продолжать быть звеном между искусством и человеком.

Анастасия Красовская

продюсер фестиваля «Архстояние»

КАК НАЧАЛАСЬ ТВОЯ ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ С «АРХСТОЯНИЕМ»?

Моя история началась в 2016 году. Тогда мы с друзьями очень много походничали, в разных местах сплавлялись на байдарках. Моя подруга позвала меня на день рождения, мы отправились в лес и так я попала в Никола-Ленивец, на фестиваль «Архстояние». Меня зацепил уже путь до Никола-Ленивца: асфальтированной дороги еще не было, а таксисты отказывались нас везти. Наконец добравшись, мы гуляли в парке и меня поразило, как внезапно в лесу или поле появлялись арт-объекты. В этом была какая-то мистерия. Меня всё это взбудоражило, вернувшись в Москву я подписалась на все каналы парка и фестиваля. В следующем году я подала заявку и стала волонтером на «Архстоянии Детском». Так я погрузилась в местный внутренний контекст, меня всё заинтересовало и захватило. Я начала со всеми знакомиться и работать на других проектах, а в 2020 году меня уже позвали работать продюсером.

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ТВОЯ РАБОТА ДЛЯ ФЕСТИВАЛЯ И ДЛЯ ПАРКА?

Я продюсирую внутренние проекты парка — «Архстояние» и Масленицу, а также внешние проекты. Отвечаю за их результат и слежу за графиком, бюджетом, подбором команды, выстраивал структуру и как все взаимосвязано друг с другом.

КАКОЙ ОБЪЕКТ В ЭТОМ ГОДУ ЯВЛЯЕТСЯ САМЫМ БОЛЬШИМ ИЛИ САМЫМ СМЕЛЫМ ЭКСПЕРИМЕНТОМ?

Как раз на предыдущем зуме с командой обсуждали. Мне кажется, что самый масштабный проект этого года — это Polygon, проект Саши Штанюка, площадью почти 2,5 гектара, расположенный в поле у ротонды. Это вызов и эксперимент, потому что раньше никто этого не делал. У нас осталось полторы недели до фестиваля (прим. ред. — разговор состоялся 15 июля), а эксперименты всё еще идут, потому что здесь невозможно продумать заранее.

БЕЗ ЧЕГО ИЛИ БЕЗ КОГО НЕВОЗМОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ «АРХСТОЯНИЕ»?

Без людей — без нашей команды и комьюнити, которое есть в Никола-Ленивце.

«АРХСТОЯНИЮ» ИСПОЛНЯЕТСЯ 20 ЛЕТ, ЧТО ТЫ ПОЖЕЛАЕШЬ КОЛЛЕГАМ И ФЕСТИВАЛЮ?

Я хочу пожелать коллегам и Никола-Ленивцу как проекту — быть на своем пути. Потому что только когда находишься на своем месте — можешь приносить истинное счастье другим и получать от этого удовольствие.

Константин Фоминов

технический продюсер проектов «Архстояния» и начальник службы эксплуатации парка

КАК НАЧАЛАСЬ ВАША ИСТОРИЯ С «АРХСТОЯНИЕМ»?

Когда мне было 15 лет, я учился в школе и на летних каникулах пришел подрабатывать. Первый проект, в котором я принимал участие — Башня-городильня. С этого и началась моя история с этим проектом. Я много подрабатывал, но когда уехал в город, то понял, что мне ближе моя земля. Здесь я чувствую себя нужным, а делать что-то необычное всегда было привлекательно. Мы здесь не строим обычные домики, а создаем арт-объекты.

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВАША РАБОТА?

Я руководитель отдела строительства. Когда нам дается проект, я участвую в процессе, предлагаю идеи, что лучше сделать, как все расположить. Чаще всего с автором и Николаем Полисским мы находим общее решение и приступаем к реализации. Я отвечаю в этом году за арт-объекты: «Музей»,«Школу», «Площадь Церемоний», входную группу и еще за несколько объектов. Местные ребята помогают в процессе, например, команда сварщиков, с которыми мы создаем арт-объекты.

БЕЗ ЧЕГО НЕВОЗМОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ ФЕСТИВАЛЬ «АРХСТОЯНИЕ»?

Без Никола-Ленивца. Это сердце фестиваля.

ЧЕГО ОСОБЕННО ЖДЕТЕ НА ФЕСТИВАЛЕ В ЭТОМ ГОДУ?

Жду, чтобы гости остались довольными тем, что увидят, а я — своей проделанной работой. Чтобы всё прошло отлично.

Мне очень интересно, как будет выглядеть объект Polygon. Я участвую в его создании. Также хочу посмотреть, как будет светиться объект с ленточками. И сцена из тростника — интересно увидеть, как она будет работать.

В ЭТОМ ГОДУ «АРХСТОЯНИЮ» ИСПОЛНЯЕТСЯ 20 ЛЕТ. ЧТО ВЫ ПОЖЕЛАЕТЕ КОЛЛЕГАМ И ФЕСТИВАЛЮ?

Коллегам — терпения и сил для масштабирования фестиваля. А фестивалю — двигаться дальше, развиваться и расти.

Аня Зотова

программный директор

КАК НАЧАЛАСЬ ВАША ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ С «АРХСТОЯНИЕМ»?

В 2017 году продюсер «Архстояния Детского» Катя Порутчик пригласила меня работать сразу на двух фестивалях — взрослом и детском. Тогда я занималась логистикой. В те годы в Никола-Ленивце было меньше участников и инфраструктуры, но уже тогда чувствовалась особенная энергия места. Интересно, что до работы на фестивале в 2017 году, я ни разу не была в парке. Когда я впервые попала в парк, он ощущался необъятным, а сейчас кажется, что каждая тропинка мне знакома, но в каждой поездке я всё равно открываю что-то новое — детали, места, людей. А люди в Николе — это отдельная история. Тут особенно много случайных, но судьбоносных встреч.

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВАША РАБОТА НА ФЕСТИВАЛЕ?

Команда растет, и должность программного директора появилась лишь в прошлом году — с пониманием, что нужен человек, который будет собирать все элементы программы в единую систему и следить за ее целостностью, актуальностью. У нас есть авторы объектов и проектов: это могут быть перформансы, инсталляции, мастер-классы, выступления музыкантов и многое другое. Почти все проекты сопровождаются событийной частью — мы не просто ставим объекты для визуального осмотра, хотя и такие тоже бывают. В основном это объекты, вокруг которых разворачивается действие.

Моя задача — сделать так, чтобы ключевые события не пересекались, чтобы гости успевали добраться от одного объекта до другого и следовать нашему незримому сценарию всего мероприятия. Синхронизировать тайминг, маршруты, технические возможности. Вместе с авторами и продюсерами мы продумываем механику каждого проекта: от взаимодействия с ландшафтом до технической реализации. Бывает, что авторы не до конца представляют себе, что такое Никола-Ленивец — это не городской фестиваль, и не опен-эйр в пустом поле. Мы существуем среди 3 деревень со своими жителями, с которыми нужно выстраивать уважительные отношения. Здесь нужно думать о резкой смене погоды, о сложной логистике — ближайший город находится в 70 километрах, и не факт, что там найдется что-то, что резко потребуется на поле. Поэтому мы учим авторов и учимся сами продумывать всё до мелочей заранее, готовиться к любой ситуации.

Последние годы мы специально развиваем у авторов самостоятельность. Многие из них участвуют в строительстве, работают с волонтерами, сотрудничают с местными жителями. Например, в прошлом году Андрей Сяйлев делал проект «Дома Земли» — три объекта, собранные из старой мебели, наличников, старых досок и разных артефактов. Он сам со своей командой и волонтерами три недели жил на площадке в палатке, всё контролировал и собирал руками. Когда автор физически работает с местом — это другой уровень вовлеченности. Проект оживает.

ЭТО ТАКАЯ ФОРМА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ?

Третий год подряд в фестивале принимают участие кэмпы — это яркий пример самоорганизации. Мы объявляем open call, подать заявку может любой, у кого есть команда — от существующей организации до группы друзей. У нас есть целая аллея кэмпов, и в этом году их будет 26. Некоторые кэмпы участвуют во второй раз. Например, кэмп ГоРОДок Родаки — сообщество, которое образовалось в Никола-Ленивце в прошлом году в период подготовки к перфомансу «Прекрасное далеко», а в этом году они сами подали заявку и победили в опен-колле.

Кэмпы — подвижная, живая структура, которую мы минимально контролируем. Программно — да, чтобы не появилось чего-то, противоречащего концепции фестиваля. Но в остальном они полностью самоорганизуются. Круто наблюдать, как в начале недели на полянке еще пусто, а уже к вечеру среды там образовывается буквально фестиваль внутри фестиваля. И всё это сделано буквально из «любви и палок» — но получается невероятно уютно. В этом году некоторые кемпы будут презентовать себя на главной площади фестиваля — на «Площади церемоний». Мы даем им возможность интегрироваться в основную программу фестиваля и показать себя.

ЧЕМ ИЛИ КЕМ ВЫ ВДОХНОВЛЯЕТЕСЬ, РАБОТАЯ НАД ФЕСТИВАЛЕМ?

Думаю, что больше всего меня вдохновляет само место, природа, объекты. Действительно хочется развивать его, хочется делать фестиваль лучше. Если сравнивать, например, фестиваль 2017 года, когда я впервые там работала, и фестиваль этого года — это совершенно разные события, во всем ощущается рост.

Я бы посоветовала не только побывать на фестивале, но и обязательно сходить в другую часть парка — ту, что на территории национального парка. Сейчас там уже нельзя строить новые объекты, но сохранились старые, которые очень органично вписаны в ландшафт. Когда ты просто гуляешь по красивому, удобному лесу — и внезапно оказываешься у оврага или в роще, а там натыкаешься на объект — это по-настоящему магическое чувство.

Особенно важно, что большинство объектов выполнены из природных материалов — в основном из дерева. Сейчас начали появляться и металлические конструкции, но пластика, например, практически нет. Иногда бывают такие объекты, их делают на время фестиваля, а потом демонтируют.

ПОЧЕМУ СТОИТ ОТПРАВИТЬСЯ НА ФЕСТИВАЛЬ В ЭТОМ ГОДУ?

У меня простой ответ — юбилей. На праздник стоит приехать. Это классный повод еще раз посетить фестиваль.

Если говорить не только о юбилее, то в этом году у нас действительно очень сильный состав художников. Приглашенным куратором выступает Василий Бычков, он собрал настоящих мэтров. Так что для тех, кто интересуется архитектурой, это отличная возможность увидеть вживую коллекцию архитектурных объектов. И, конечно, стоит приехать, чтобы просто получить удовольствие от атмосферы, концертов, расслабленного и доброго настроения фестиваля.

Кроме основной программы, в этом году мы впервые выделили ночную часть — ее, как и музыкальную, курирует Иван Полисский. Иван стал ночным мэром и, конечно, позволил себе немного похулиганить. Так что ночная часть обещает быть веселой, дерзкой, где-то даже абсурдной. В то время как дневная программа — более серьезная: архитектура, взрослые участники, более размеренный ритм.

В ЭТОМ ГОДУ «АРХСТОЯНИЮ» ИСПОЛНЯЕТСЯ 20 ЛЕТ. ЧТО ВЫ ПОЖЕЛАЕТЕ КОЛЛЕГАМ И ФЕСТИВАЛЮ?

Отметить еще не один юбилей! Никогда не останавливаться в развитии и поддерживать то, что уже есть. Старые объекты охраняются и бережно реставрируются. Хотя когда я впервые попала в парк, меня поразила идея, что деревянные объекты здесь могут «умирать», и это считается нормальным — частью их жизненного цикла — рождение в голове художника, реализация, жизнь и исчезновение, когда объект поглощает природа. Но со временем стало понятно, что многие из них — это уже символы. Например, «Ротонда» Александра Бродского, «Позолоченный телец» Василия Щетинина, «Маяк» Николая Полисского и другие — это все стало частью истории.

Еще очень хочется сохранить командный дух, который есть сейчас — мы здесь не просто коллеги, мы друзья. Многие из нас — не случайные люди, соратники, те, кого сюда словно притянуло. Безумные, странные, влюбленные в место — Никола-Ленивец собирает и держит вместе таких людей.

Команде я бы пожелала сил и терпения. Мы все очень любим фестиваль, но он требует колоссальных усилий, времени и энергии. Пусть рядом будут понимающие художники и коллеги, отзывчивые волонтеры, и — вдохновение, чтобы не выгорать и делать фестиваль лучше.

Павел Туркин

куратор программы гостеприимства

КАК НАЧАЛАСЬ ВАША ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ С «АРХСТОЯНИЕМ»?

Это был далекий 2011 год. Мы поехали в Никола-Ленивец в воскресенье, уже после того, как фестиваль закончился — мы и не знали о нем, знали только, что-то интересное там происходит. Навигаторов не было, добраться сложно. Приехав, встретились с друзьями утром около кафе «Угра» и пошли гулять по парку. Я таких штуковин — огромных и непонятных сооружений — никогда в жизни не видел. Меня это место сильно впечатлило. Помню свой детский восторг от этих огромных объектов: тогда уже был Маяк, Вселенский разум и Арка. Всё это приводило в щенячий восторг, мы много часов гуляли, терялись и находились. Путешествие заняло целый день, а закат мы встречали на «Маяке». Я подумал, как круто было бы сюда вернуться. И действительно через несколько лет я уже приезжал в Никола-Ленивец на фестивали как участник фудкорта. Потом, уже в 2019 году, я пришел как продюсер и куратор гостеприимства. И вот уже седьмой год мы с Никола-Ленивцем крепко дружим. Я постоянно сюда приезжаю, думаю, что дней 45 из всего календарного года я провожу здесь.

БЕЗ ЧЕГО ВЫ НЕ МОЖЕТЕ ПРЕДСТАВИТЬ «АРХСТОЯНИЕ»?

Конечно же, «Архстояние» я не могу представить без себя, без Радио Паша. Кто будет вещать и посылать лучики добра, когда кто-то уже закипел или, может быть, остыл? Это шутка, ваш вопрос сложный, на него сразу не ответить. «Архстояние» — многогранный фестиваль, не думаю, что он схлопнется, если изменить что-то одно. Скажу, что на фестивале всегда хорошая погода — это место всегда обходят и бури и дожди. А еще в Никола-Ленивце из-за того, что это деревня, а не засвеченный город, прекрасно видно небо — Млечный путь, главные созвездия.

В ЧЕМ СЕГОДНЯ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВАША РАБОТА НА ФЕСТИВАЛЕ И В ПАРКЕ?

У меня достаточно обширный блок задач. Например, гостеприимство — поселение всей команды и участников фестиваля, это 300-350 человек. Нужно всех расселить по палаткам, домикам, шатрам и сделать это наилучшим образом. Этим занимаюсь я.

Что еще? Трансфер команды и участников, гостей фестиваля. У нас есть 20 автобусов, около 1000 человек мы перевозим туда и обратно. У меня есть команда волонтеров с координатором по трансферу. На Масленицу мы тоже занимаемся трансфером, и когда эти подсвеченные автобусы уезжают в темноту, а вокруг снег, мне кажется, будто это грузовики Coca-Cola едут. Но кажется, что праздник от нас уходит, потому что эти люди уезжают. А так, иногда я чувствую себя директором вокзала и одновременно человеком, который набивает маршрутки на остановках.

Еще я курирую маркет и фудкорт. На маркете у нас есть два направления: арт-шатер и фэшн-стрит. В арт-шатре у нас обычно собираются всякие рукоделы: дизайнеры бижутерии, ювелирки, керамисты. Большая прослойка есть интеллектуальных продуктов: пленочные фотоаппараты, музыкальные инструменты. К нам ездит книжный дом: они собирают для нас книги разных издательств по современному искусству, арт-дизайну и архитектуре. Есть раздел фэшн-стрит, где представлены молодые российские дизайнеры. Фудкорт я курирую тоже, обычно это около 13 участников.

У меня есть и дополнительные сервисы, Приключения. Была такая цель — создать приключение в приключении. Ты уже приехал к дедушке в деревню, дверь закрыли и ключик съели, а тут начинается второе приключение типа сплава по реке Угра. Тебя забирают спортивные ребята, инструктируют, выдают лодки, весла, жилет, и вы четыре часа в национальном парке плывете по глуши. Также есть фотоохота, мы реконструируем дело почтальона Печкина. Можно купить билеты, получить фотоаппараты, заряженные съемкой, и несколько часов под руководством гида гулять, искать свой свет и композиции.

В ЭТОМ ГОДУ «АРХСТОЯНИЮ» ИСПОЛНЯЕТСЯ 20 ЛЕТ. ЧТО ВЫ ПОЖЕЛАЕТЕ КОЛЛЕГАМ И ФЕСТИВАЛЮ?

Коллегам, фестивалю и самому себе я бы пожелал еще 20 лет «Архстояния»! Самое сложное — конкурировать с самим собой, а это то, чем мы постоянно заняты. Каждый год мы делаем фестиваль круче, чем в предыдущий и меня, честно говоря, иногда пугают эти объемы и фантазия. Хочу пожелать, чтобы каждый год мы были круче самих себя из прошлого года.

Александра Хохолева

продюсер программы Приоритет

КАК НАЧАЛАСЬ ТВОЯ ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ С «АРХСТОЯНИЕМ» И ПАРКОМ?

Первый раз я оказалась в парке в 2007 году на групповой экскурсии. Уже тогда мне понравилось, хотя всё выглядело совсем по-другому. Были объекты, но гораздо меньше. Я подумала, что было бы здорово поработать в этом месте. Спустя 10 лет в 2017 году я оказалась в парке во второй раз вместе с Сашей Штанюком. Мы поехали, Саша тогда впервые сделал свое «ленивое одеяло». И тогда я вновь подумала, что Никола-Ленивец — классное место, где было бы здорово поработать. Осенью того же года я искала работу и моя подруга рассказала, что в Николе есть место координатора. Меня связали с Юлей Бычковой и я попала в парк координатором. С того момента я работала координатором в парке на всех проектах кроме фестиваля «Архстояние». С 2023 года я работаю именно на фестивале — занимаюсь программой Приоритет и ее гостями.

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ТВОЯ РАБОТА НА ФЕСТИВАЛЕ?

Три года назад меня позвали заниматься вип-гостями. За несколько лет направление вип-гостей превратилось в билет Приоритет. Я собираю его программу, продюсирую ее и курирую.

РАССКАЖИ, ЧТО ВХОДИТ В ПРОГРАММУ ПРИОРИТЕТ?

В этом году за день до начала официального фестиваля, в четверг, у нас проходит закрытый предпоказ. На предпоказе мы презентуем все новые объекты, перформанс, институции, Юля Бычкова и Антон Кочуркин ведут экскурсию, вечером фуршет в кафе «Угра» и вечеринка — архитектурный рейв.

В дни фестиваля у гостей с билетом Приоритет есть отдельная зона — шатер. Там будут проходить лекции от участников фестиваля и мастер-класс, в шатре будут закуски и напитки. У гостей будет возможность проходить на бэкстейдж во время концертов и выступлений. Еще будут отдельные слоты для похода в баню, где тоже пройдет одна лекция. Это «Баня-форум», где люди будут париться и что-то обсуждать. Еще мы предоставляем трансфер и даем возможность приоритетного бронирования жилья. Также гостей с билетом Приоритет сопровождают персональный менеджер и координаторы.

ЧТО В ПАРКЕ МЕНЯЕТСЯ, А ЧТО, ПО-ТВОЕМУ, ОСТАЕТСЯ НЕИЗМЕННЫМ?

С каждым годом наша команда становится всё более профессиональной, нас становится больше, растет масштаб мероприятий. После каждого события мы рефлексируем, собираем обратную связь, чтобы на следующий год исправить недочеты, улучшить сервисы и программу. Кстати, программа с каждым годом становится всё больше и больше. Например, недавно мы запустили кэмпы. Через опен-колл можно подать заявку — любой желающий может сделать свой кэмп на фестивале. Это очень круто, я думаю. Появляется такой Burning Man дух c появлением этих кэмпов.

Неизменным остается наш никола-ленивецкий дух. Я воспринимаю это место как место свободы — отсутствие заборов, отсутствие границ, природа, искусство и люди. Всё объединяется в гармонию.

В ЭТОМ ГОДУ «АРХСТОЯНИЮ» ИСПОЛНЯЕТСЯ 20 ЛЕТ. ЧТО ТЫ ПОЖЕЛАЕШЬ КОЛЛЕГАМ И ФЕСТИВАЛЮ?

Желаю нам двигаться дальше, расти и развиваться. Наша школа называется «Как строить рай на земле». Желаю нам продолжать строительство рая на земле, не терять этот энтузиазм, сплоченность, командный дух, который мы нарабатывали все эти годы.

INTERVIEW

Authors: Sasha Shapiro, Maria Sharonova

Photos: Sergei Misenko

Cover: Stas Chervonykh, courtesy of the Archstoyanie festival

01 August, 2025