Who invented this and how it works: the Ornament magazine team
Ornament Magazine is celebrating its fifth anniversary this year. During this time, the fully illustrated print publication has captured the hearts of many readers, and a strong community of cinema lovers has formed around it.
During their birthday celebration, we met with the magazine's editorial team to discuss how Ornament has changed, the challenges faced by print publications in 2024, and asked them to share film recommendations that can make anyone fall in love with cinema forever.
This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.
Маргарита Якунина
главред и основательница проекта
КАК СИЛЬНО ЖУРНАЛ В СВОЕМ НЫНЕШНЕМ ОБЛИКЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ЗАДУМКИ?
Полностью! Проект, который рассказывает о кино, я придумала за 4 года до того, как вышел первый номер, и название «ORNAMENT» появилось сразу. Сначала это должен был быть сайт со статьями, потом бесплатная газета (вдохновились cinemotion lab), потом журнал о кино и искусстве, где были бы и фото, и иллюстрации, и статьи о живописи (хотелось рассказать в первом номере и о фильмах Андерсона, и о фовизме как направлении). Но, проверяя каждую концепцию проекта на практике, мы поняли, что хотим писать только о кино и делать журнал полностью иллюстрированным. А потом, работая над каждым новым выпуском, мы дорабатывали стиль, подход, глубину исследования тем.
ЧТО БЫ ВЫ СКАЗАЛИ СЕБЕ, КОГДА ТОЛЬКО НАЧИНАЛИ РАБОТУ НАД ПЕРВЫМ ВЫПУСКОМ?
Ты вот-вот найдешь самых близких, креативных, готовых на риск и творчество людей, некоторые станут тебе друзьями — ради этого стоит бороться со всеми проблемами, которые есть сейчас.
КАКОЙ ВАШ ЛЮБИМЫЙ ВЫПУСК ЖУРНАЛА И ПОЧЕМУ?
Наше повторное издание номера про Уэса Андерсона. Там мы переосмысляли все, что сделали с первого номера, и выстраивали новый стиль, подход и систему работы. Придумали, как совмещать разные стили иллюстраций, добавили артовые постоянные рубрики, сделали объем номера больше по количеству знаков и много экспериментировали.
ПОДЕЛИТЕСЬ ТРУДНОСТЯМИ ИЛИ ДАЖЕ ПРОВАЛАМИ, КОТОРЫЕ С ВАМИ СЛУЧАЛИСЬ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ. КАК УДАЛОСЬ ИХ ПРЕОДОЛЕТЬ И КАКИЕ ВЫВОДЫ ВЫ СДЕЛАЛИ?
Наш самый первый тираж был напечатан на деньги с кредитных карт и, как только мы вернули часть денег от продаж первых номеров, мне пришлось открыть еще одну, чтобы заплатить зарплаты во время пандемии. Мне было страшно привлекать деньги со стороны, а накопленных не хватило, поэтому первые два года были на грани выживания с долгами, маленькими зарплатами и кредитками. Это было трудное время, полное сомнений — стоит ли продолжать ? Однако, подняв стоимость журнала до текущей, мы смогли вырулить проект и начать развиваться. Не перестаю каждый раз благодарить наших читателей, которые поддерживают печатные независимые журналы о кино.
КАКОЙ ФИЛЬМ СТОИТ ПОСМОТРЕТЬ, ЧТОБЫ ПОЛЮБИТЬ КИНО НАВСЕГДА?
Я совру, если скажу, что такой есть. Нужно смотреть много разных фильмов, чтобы понять, какое кино «твое», какие режиссеры говорят на твоем языке, какие фильмы остаются с тобой много лет после просмотра.
Светлана Храновская
креативный директор и шеф-редактор
КАК И КОГДА ВЫ ПРИСОЕДИНИЛИСЬ К КОМАНДЕ ЖУРНАЛА?
За год до выхода первого номера – того самого, про Уэса Андерсона ко мне в Инстаграме (прим.ред. — Meta Platforms Inc. запрещено на территории России) постучалась девушка (не Марго) с предложением написать пару текстов для журнала о кино, который они планируют запустить. Я тогда вела блог о текстах, через него меня и нашли. Я сделала, отправила — и тишина.
Месяца через три мне уже написала Марго с предложением встретиться. На этой встрече она рассказала о проекте, о сложностях с текстами и предложила должность шеф-редактора. Я тогда была в процессе выгорания и уже долгое время хотела стать частью какого-нибудь ну очень творческого проекта, так что сразу согласилась. Ну и не скрою, что меня очаровала Марго, которая с горящими глазами рассказывала о журнале, которого тогда еще даже не было.
ЧТО ВАЖНЕЕ ДЛЯ ORNAMENT — ТЕКСТЫ ИЛИ ИЛЛЮСТРАЦИИ? РАССКАЖИТЕ, КАК ВЫ ДОБИВАЕТЕСЬ ГАРМОНИИ МЕЖДУ СОДЕРЖАНИЕМ И ФОРМОЙ?
Здесь потеряно третье звено — верстка, которая так же важна, как тексты и иллюстрации.
Тексты — это фундамент каждого номера. Они формируют общую концепцию выпуска, задают настроение, расставляют акценты, влияют на приемы верстки и на содержание иллюстраций. Например, тексты в номере о Вуди Аллене ироничные, поэтому у нас тут Аллен борется с Лукасом на световых мечах. Тексты в номере о Джармуше, скорее, лиричные, поэтому у нас есть развороты с очень стихотворной версткой.
Сейчас мы пришли к тому, что иллюстрации стали очень осмысленными (где-то метафоричными, где-то смешными); они работают, как еще один смысловой слой. Они не просто иллюстрируют текст, а именно дополняют, договаривают за него, вызывают эмоции. Иногда «просто картинки» могут сказать больше и эмоциональнее, чем текст.
Но я понимаю, что читателей, особенно новых, в первую очередь, привлекает визуал. И наша задача затянуть их дальше, в тексты, и не разочаровать. Так что, для ORNAMENT важно все.
КАКОЙ ВАШ ЛЮБИМЫЙ ВЫПУСК ЖУРНАЛА И ПОЧЕМУ?
Назову три. Вуди Аллен — потому что это, на мой взгляд, наш первый «взрослый» номер, для которого мы впервые разработали концепцию, опираясь на собственные интересные находки, тут же мы впервые шутили иллюстрациями и очень креативили в текстах. До сих пор считаю этот выпуск одним из наших сильнейших.
Джим Джармуш — потому что это самый наш отлетевший во всех смыслах номер. Мы работали над ним целый год, но это того стоило!
Номер о сериалах — потому что работать над ним было максимально весело и интересно. Во-первых, из-за темы и ее разнообразия: можно было законно смотреть целыми днями сериалы и говорить, что работаешь. А во-вторых, из-за людей: к нам в команду тогда пришли новые авторы и иллюстраторы, которые принесли с собой много новой энергии и идей.
КАК ВЫ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ ЧИТАТЕЛЕЙ ORNAMENT?
Как людей очень открытых и с чувством юмора. И, судя по нашему закрытому клубу, они любят Funko Pop, отправлять друг другу фото своих книжных полок и виниловые пластинки.
КАКОЙ ФИЛЬМ СТОИТ ПОСМОТРЕТЬ, ЧТОБЫ ПОЛЮБИТЬ КИНО НАВСЕГДА?
Не существует одного такого фильма, который сможет влюбить в кино каждого — мы все разные и в искусстве ищем разного. Но для меня таким фильмом стал «Бёрдмэн» Иньярриту. Это такое кино, в котором есть все, что меня цепляет: глубокое содержание, ироничные отсылки к другим фильмам и техническая магия, вроде съемки «одним» кадром и сужающихся коридоров.
Елена Александрина
арт-директор и дизайнер
КАК И КОГДА ВЫ ПРИСОЕДИНИЛИСЬ К КОМАНДЕ ЖУРНАЛА?
В журнале ORNAMENT я работаю с основания проекта, помню, как мы создавали первый номер, а сейчас нам уже 5 лет. Я всегда любила книги, журналы и красивую верстку. И после окончания факультета дизайна периодических изданий Британской высшей школы дизайна мечтала работать в инди-проекте, связанном с печатными изданиями, который будет вдохновлять меня и людей, кто его читает, и где я смогу применять свои знания и творчески выражаться. Мечта осуществилась, когда Марго пригласила нас с Любой (прим.ред. — арт-директор журнала ORNAMENT) в новый амбициозный и интересный проект иллюстрированного журнала о кино, который на тот момент был только идеей, но уже сильно вдохновлял.
У ORNAMENT СОВЕРШЕННО САМОБЫТНЫЙ ОБЛИК. РАССКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ОТКУДА ВЫ БЕРЕТЕ ВДОХНОВЕНИЕ? ЕСТЬ ЛИ ИЗДАНИЯ, НА КОТОРЫЕ ВЫ РАВНЯЕТЕСЬ?
Создавая журнал, мы не отталкиваемся от каких-то конкретных референсов, а ориентируемся на посыл, который хотим выразить, на эмоцию, которую хотим вызвать, смысл, который хотим донести. Создавая иллюстрации или верстку, принимая любые решения, мы задаем вопросы: «Зачем?», «Почему?» и делаем именно так. Почему выбран такой шрифт, межколонник или отступы? Что мы хотим этим сказать? Мы не следим за кем-то конкретным, вдохновляемся и опираемся на общую насмотренность в разных сферах дизайна и многолетний опыт. Для нас важно быть открытыми, современными, дружелюбными и отразить собственную уникальность.
КАКОЙ ВАШ ЛЮБИМЫЙ ВЫПУСК ЖУРНАЛА И ПОЧЕМУ?
Обожаю номер про Молодого папу, Джармуша и Сериалы. Хотя, конечно, каждый выпуск в сердце! Очень люблю работать с шрифтами и нестандартной версткой, создавать с помощью этих инструментов атмосферу и смыслы.
КАК ВЫ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ ЧИТАТЕЛЕЙ ORNAMENT?
Мы в команде сильно любим наших читателей. Это действительно открытое, поддерживающее, дружественное комьюнити, которое разделяет нашу любовь к кино и креативным печатным изданиям.
КАКОЙ ФИЛЬМ СТОИТ ПОСМОТРЕТЬ, ЧТОБЫ ПОЛЮБИТЬ КИНО НАВСЕГДА?
Я предлагаю посмотреть один из фильмов, о которых мы пишем в наших журналах. Тогда появляется контекст картины, понимание, на что нужно обращать внимание, возникает более широкий взгляд. И, возможно, это будет новая любовь!
Виктория Липирова
арт-директор и главный иллюстратор
КАК И КОГДА ВЫ ПРИСОЕДИНИЛИСЬ К КОМАНДЕ ЖУРНАЛА?
В журнал я попала летом 2020 года. Тогда я впервые начала смотреть «Твин Пикс», поскольку это была тема будущего номера. Меня так впечатлили странные герои сериала, что я нарисовала несколько портретов и выложила в сеть. В это же время ORNAMENT запустил конкурс, в котором нужно было нарисовать любого персонажа, читающего журнал. Я нарисовала Ленни Белардо. Иллюстрация была довольно слабая, в конкурсе я не выиграла, но внимание на меня обратили, потому что Молодой папа — тема четвертого выпуска, которую пока на тот момент держали в секрете. Благодаря этому совпадению девочки увидели те самые портреты героев «Твин Пикс» и позвали в номер за две недели до сдачи в печать. А еще это все случилось на следующий день, как я подала заявление на увольнение на предыдущей работе.
ПРИХОДИЛОСЬ ЛИ ВАМ КОГДА-НИБУДЬ ДЕЛАТЬ ИЛЛЮСТРАЦИИ К ФИЛЬМУ ИЛИ СЕРИАЛУ, КОТОРЫЙ ВЫ НИКОГДА НЕ СМОТРЕЛИ ИЛИ СОВСЕМ НЕ ЛЮБИТЕ?
ORNAMENT так пишет о кино, что невозможно совсем не любить какой-то фильм или сериал из номера. Мне было сложно работать над материалом к «Мертвые не умирают», не близок такой жанр, и в целом Джармуш был для меня сложным и непонятным режиссером. В процессе посмотрела все его фильмы, какие-то даже дважды, прочитала все тексты наших авторов и постаралась максимально прочувствовать эту медленную эстетику. Любимым режиссером Джармуш не стал, но я восхищаюсь его глубиной, а несколько фильмов даже полюбила. А еще я рисовала «Офис», но смотрела всего одну серию, приходилось заручиться поддержкой «офисных» экспертов из команды и проверять каждый разворот на наличие кринжа.
КАКОЙ ВАШ ЛЮБИМЫЙ ВЫПУСК ЖУРНАЛА И ПОЧЕМУ?
Сложно ответить. У меня постепенно менялись роли в проекте, и поэтому каждый выпуск мне по-своему дорог и любим, в каждом я выходила на новый уровень. Но если выделять один, наверное, это будет номер про Соррентино «Молодой папа». С ним я поверила в себя, нарисовала свою первую обложку и почувствовала огромный объем внутри. Я могла долго об этом рассказывать, этот номер случился вовремя и оказался терапевтическим для меня.
ЧТО САМОЕ СЛОЖНОЕ В РАБОТЕ ИЛЛЮСТРАТОРА?
Мне кажется, самое сложное — создать иллюстрацию, приближающую читателя к тем же ощущениям, которые были при просмотре фильма. Привнести свое авторское видение, донести задуманный смысл, возможно, дать новое прочтение какой-то сцены и при этом не нарушить атмосферу, созданную режиссером.
КАКОЙ ФИЛЬМ СТОИТ ПОСМОТРЕТЬ, ЧТОБЫ ПОЛЮБИТЬ КИНО НАВСЕГДА?
Думаю, после просмотра «Камон Камон» Майка Миллса можно полюбить не только кино навсегда, но и жизнь. Настоящую, неидеальную, простую и не очень, со всеми сложностями и неопределенностью. Меня трогают темы разницы поколений, детства и взросления. Интересно задаваться вопросами о настоящем, о жизни, и наблюдать, как меняются ответы с течением времени. А еще в этом фильме просто приятно смотреть на жизнь городов, она так естественна и красива.
Анна Светлова
директор по маркетингу
КАК И КОГДА ВЫ ПРИСОЕДИНИЛИСЬ К КОМАНДЕ ЖУРНАЛА?
Проект запустился 20 июня 2019 года, 18 июля того же года присоединилась я. Тогда в Инстаграме (прим.ред. — Meta Platforms Inc. запрещено на территории России) была лента рекомендаций, где было видно, на какие публикации ставят лайки твои друзья.
Глаз зацепился за нее — обложку с Зеро. Первая мысль: «Чтоооо, у нас появился такой проект?». Дальше — поиск почты, сообщение главреду с предложением помогать чем угодно. Встреча в Starbucks на Третьяковской (где был первый самовывоз), нереальный заряд от Марго, показы в Каро, первая крупная коллаба с кофейней Даблби… 5 лет спустя, 2024 год — привет, я руковожу целым отделом маркетинга!
ПОДЕЛИТЕСЬ, КАК ЭТО — В ДИДЖИТАЛ ЭПОХУ ВЫПУСКАТЬ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ ТОЛЬКО В БУМАЖНОМ ФОРМАТЕ? С КАКИМИ ТРУДНОСТЯМИ ВЫ СТАЛКИВАЕТЕСЬ И КАК УДАЕТСЯ ИХ ПРЕОДОЛЕВАТЬ?
Уверена, коллеги рассказали о всех нюансах в выборе бумаги и типографий.
С точки зрения маркетинга, мы ограничены в количестве «товаров» и, следовательно, нам сложно работать с возвращаемостью аудитории — условно, мы можем продать 3-4 журнала в год, подписку и все. Продуктовая команда максимально занята в разработке журналов (это нереально длительный и вовлеченный процесс) — нам сложно продумывать и выпускать дополнительные объекты. Получается, маркетинг сильно завязан на привлечении новой аудитории, чтобы поддерживать проект. При этом важно донести ценность проекта, а не просто слепо охватывать всех подряд. Здесь огромная благодарность нашим партнерам, телеграм-каналам, которые всегда нас поддерживают.
А еще у нас до сих пор не было рекламных размещений в журнале. Это никогда не было нашей целью, но в последнее время думаем, как можно было бы классно и нативно встроить рекламодателей в концепцию. Не так давно мы созванивались с крупным федеральным бизнесом — им проще интегрироваться в охватную площадку вроде ТВ. Здесь мы все понимаем и принимаем, но не буду лукавить, что вовлеченность в журнале классная, концептуально все связано, поэтому не исключаем появление нового источника дохода.
КАКОЙ ВАШ ЛЮБИМЫЙ ВЫПУСК ЖУРНАЛА И ПОЧЕМУ?
Джармуш! В этом номере совпало все — один из любимых режиссеров, магия верстки и леттеринга, концепция дорожного путешествия.
Иногда грущу, что этот номер у нас не самый популярный, и призываю на правах маркетолога к нему присмотреться! Мы в шутку писали в соцсетях, что Джармуша легко не досмотреть, сложно понять, но невозможно не прочувствовать. Возможно, это тот случай, когда стоит довериться своим ощущениям от просмотра.
КАК ВЫ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ ЧИТАТЕЛЕЙ ORNAMENT?
У нас совершенно разные читатели, из разных сфер, но что их точно объединяет — это искренняя любовь к кино. В этой любви — вдохновение, новые знакомства, ощущение себя частью сообщества.
Мне нравится повторять, что наша суперсила именно в людях, которым отзываются ценности проекта, которые рассказывают о нем своим друзьям, знакомым и коллегам; читатели — и есть амбассадоры ORNAMENT. Мы рассказываем о фильмах и режиссерах так, будто болтаем с другом. Это чувствуется аудиторией и с проектом возникает связь.
Сильные комьюнити рождаются от общих интересов и любви. Сейчас мы стараемся еще больше знакомиться с нашей аудиторией и развивать закрытое сообщество, в которое читатели попадают после покупки годовой подписки.
КАКОЙ ФИЛЬМ СТОИТ ПОСМОТРЕТЬ, ЧТОБЫ ПОЛЮБИТЬ КИНО НАВСЕГДА?
Почему-то сразу вспомнила про «Шоу Трумана».
А вообще тот, что затронет эмоции и чувства, которые вы сейчас проживаете (основано на собственном опыте, может отличаться от вашего подхода!). Именно так я влюбилась и продолжаю влюбляться в кино в зависимости от того, что подкидывает жизнь. В конце школы разбитое сердце лечил Мишель Гондри «Вечным сиянием чистого разума», любовь к мелочам в обыденном привила Амели Пулен, сейчас мне больше всего отзывается медленное кино, из последнего — южнокорейское драмеди «Нужды путешественника» Хона Сан-су (спасибо ребятам из A-one). После фильма забежала в книжную лавку Зотов центра и купила блокнот, чтобы записать свои чувства. Получилось слишком поэтично, но зато как есть!