Who invented this and how it works: RBK visionaries project

INTERVIEW

Author: Sasha Shapiro

Photos: Pavel Borisov

11 June, 2024

The RBK group of companies launched the "RBK Visionaries" project, which focuses on individuals changing the world around them. The "RBK Style" editorial team is compiling an anthology of visionaries from various industries with the help of an expert council. The list will be updated every three months, and anyone can propose a suitable candidate on the project's website.

We talked with the editorial team about the difference between "watching" and "seeing," the project's concept, and its future.

This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.

Полина Абдуллина

издатель «РБК Стиль»

КТО ТАКОЙ ВИЗИОНЕР?

В компьютерных играх есть граница реальности, за которой ничего нет, герой упирается в стену «это все, что придумано». Визионер — тот, кто видит пасхалку вселенной и говорит: «Нет, ребята, это далеко не все». Он расширяет границы, добавляет новые элементы и возможности, благодаря чему наша «игра» становится более объемной и увлекательной.

КАК ДОЛЖЕН РАЗВИВАТЬСЯ ПРОЕКТ «РБК ВИЗИОНЕРЫ», ЧТОБЫ ВЫ МОГЛИ НАЗВАТЬ ЕГО УСПЕШНЫМ? КАК ВЫ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ ПРОЕКТ ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ?

Этот проект только «родился», для роста ему нужны любовь и внимание команды. Успех — это когда у проекта есть рутина. Отгремит большая рекламная кампания, пройдет торжественный вечер, и на этом не должно случиться забвение на год. Начнется планирование следующих релизов и активностей с визионерами и экспертами, работа над контентом и партнерскими проектами (наличие партнеров — тоже показатель успеха), обработка заявок, которые люди оставили через форму обратной связи.

Есть проекты и идеи, которые хотят жить. Это необъяснимо, можно только почувствовать. Так иногда писатели говорят о своих персонажах: «Он сам начал писать свою историю». Проект «РБК Визионеры» за несколько месяцев подготовки удивил нас несколько раз. Например, коллаборация с A.D.E.D. изначально придумывалась для мероприятия, а в итоге разрослась на весь город. Также в процессе появилась форма обратной связи и обновление списка каждые три месяца. Все это случилось постепенно и легко, как будто мы еще не знали, каким будет проект, а он уже знал. Посмотрим, куда «Визионеры» поведут нас дальше.

ВЫ ЗАЯВЛЯЕТЕ, ЧТО ПРОЕКТ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ РЕЙТИНГОМ ИЛИ ПРЕМИЕЙ — РАССКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, В ЧЕМ ОСОБЕННОСТЬ «РБК ВИЗИОНЕРОВ».

Каждый желающий может предложить нам на рассмотрение человека или команду как визионера. Я надеюсь, что это вдохновит людей посмотреть вокруг и заметить тех, кто меняет мир. Так мы сможем дотянуться до самых отдаленных уголков нашей страны и самых неочевидных сфер. Пусть это превратится в игру, в которой нужно увидеть визионера. Я подумываю о том, чтобы отмечать людей, которые помогли нам увидеть визионеров и подали заявку о них.

С КАКИМИ ТРУДНОСТЯМИ СТАЛКИВАЕТСЯ ПРОЕКТ, АДРЕСОВАННЫЙ СТОЛЬ ШИРОКОЙ АУДИТОРИИ – ЛЮДЯМ РАЗНЫХ ВОЗРАСТОВ, ПРОФЕССИЙ И ИНТЕРЕСОВ?

Трудность только в том, что у «РБК Стиль» много планов на этот и следующий год, всему хочется уделить должное время. Я, как управленец, вижу сложность в поиске классных кадров, чтобы усилить команду, но мы это решим.

ПОДЕЛИТЕСЬ, ПОЖАЛУЙСТА, КТО ИЗ ОБЪЯВЛЕННЫХ ВИЗИОНЕРОВ ЯВЛЯЕТСЯ ВАШИМ ЛИЧНЫМ ФАВОРИТОМ.

Меня особенно радует, что в нашем списке Суздаль, Пермь, Камчатка, Красноярск, Апатиты, Нижний Новгород, Краснодарский край и другие регионы и области. Такая география вдохновения.

Евгений Тихонович

главный редактор «РБК Стиль»

КТО ТАКОЙ ВИЗИОНЕР?

Пожалуй, не буду цитировать методологию нашего проекта, где мы даем свое определение визионеру, а отвечу словами одного из участников экспертного совета «РБК Визионеры» Юрия Сапрыкина. Потому что Юрий (как всегда) нашел очень точные слова. Визионер — это человек с таким устройством интеллекта, которое позволяет выхватывать из воздуха еле заметные сигналы. И дальше — тут уже я продолжаю мысль Юрия — он пропускает их через себя и рождает неочевидные идеи, превращая задуманное в жизнь. Про такие начинания обычно говорят: «Ой, а так можно было?». Можно. Только для этого надо не просто смотреть по сторонам, но видеть.

КАК ДОЛЖЕН РАЗВИВАТЬСЯ ПРОЕКТ «РБК ВИЗИОНЕРЫ», ЧТОБЫ ВЫ МОГЛИ НАЗВАТЬ ЕГО УСПЕШНЫМ? КАК ВЫ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ ПРОЕКТ ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ?

Успешным он может стать в том случае, если будет жить полной жизнью — регулярно пополняться новыми имена (в этом ключевой замысел), историями визионеров и их голосами. Должны появляться новые категории, должен расти экспертный совет. Мы хотим, чтобы проект обрастал разнообразными контентными форматами — в онлайне и офлайне. Чтобы у него появлялись созвучные идее партнеры. И чтобы он превратился в мощную платформу-экосистему, отдельное медиа про лучших людей нашего времени и их идеи.

ВЫ ЗАЯВЛЯЕТЕ, ЧТО ПРОЕКТ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ РЕЙТИНГОМ ИЛИ ПРЕМИЕЙ — РАССКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, В ЧЕМ ОСОБЕННОСТЬ «РБК ВИЗИОНЕРОВ».

Да, очень важно, что это не рейтинг и не премия, а большой долгосрочный разговор — о героях и идеях. По этой причине мы оставляем список открытым, в нем нет победителей, нет проигравших, нет первых, вторых или третьих мест. Раз в три месяца список будет пополняться новыми именами, чтобы никого не обойти вниманием. Мы также будем расширять экспертный совет и добавлять новые категории — от технологий и урбанистики до инвестиций и меценатства.

В проекте не делается ставка только на новые имена или, наоборот, только на мастодонтов: у всех героев очень разный опыт и масштаб деятельности, кого-то вы знаете очень давно, с кем-то, возможно, встретитесь впервые. Но всех объединяет одно — визионерский взгляд на любимое дело.

Другими словами, мы только начинаем формировать библиотеку визионеров. И чтобы процесс был максимально демократичным, на сайте проекта предусмотрена форма обратной связи — каждый может предложить на рассмотрение своего кандидата (или даже самого себя).

СОГЛАСНО ВАШЕМУ СПИСКУ, СФЕРА КУЛЬТУРЫ МОЖЕТ ПОХВАСТАТЬСЯ НАИБОЛЬШИМ КОЛИЧЕСТВОМ ВИЗИОНЕРОВ – ДЕВЯТЬ НОМИНАЦИЙ! КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, С ЧЕМ ЭТО СВЯЗАНО?

Тут нет какой-то одной причины, скорее, это комплекс факторов, связанный и с текущим видением экспертного совета, и с насыщенностью культурного ландшафта, и со спецификой других категорий, где по тем или иным причинам мы с экспертами не спешим объявлять визионерами сразу множество людей и проектов. Такова картинка на момент старта проекта, но не исключено, что затем одна из категорий обгонит культуру по количеству имен.

ПОДЕЛИТЕСЬ, ПОЖАЛУЙСТА, КТО ИЗ ОБЪЯВЛЕННЫХ ВИЗИОНЕРОВ ЯВЛЯЕТСЯ ВАШИМ ЛИЧНЫМ ФАВОРИТОМ.

Кого-то одного не смогу выделить. Каждый из героев или проектов меня вдохновляет по-своему. Отдельно радует, что среди визионеров есть люди из регионов вроде ресторатора Алексея Горенского, который превратил Красноярск в один из главных гастрономических центров России и готовит там квалифицированные кадры для ресторанной индустрии всей страны.

Анастасия Каменская

шеф-редактор объединенной редакции «РБК Стиль»

КТО ТАКОЙ ВИЗИОНЕР?

Человек чуткий и наблюдательный, смелый и последовательный, тот, кто умеет не просто слушать, но по-настоящему и в широком смысле слышать. Во многом наш проект начинался с формулировки «На что вы смотрите? А что вы видите?». Визионерство, на мой взгляд, — как раз про умение увидеть, разглядеть, почувствовать, но еще, конечно, — про то, чтобы все задуманное воплотить.

КАК ДОЛЖЕН РАЗВИВАТЬСЯ ПРОЕКТ «РБК ВИЗИОНЕРЫ», ЧТОБЫ ВЫ МОГЛИ НАЗВАТЬ ЕГО УСПЕШНЫМ? КАК ВЫ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ ПРОЕКТ ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ?

Мне кажется, успех этого проекта может измеряться откликом. Если инициатива будет исходить не только от редакции, значит, проект имеет шансы быть интересным и полезным для аудитории. На его лендинге есть возможность для каждого отправить заявку на «визионерство», предложить любимый музей, проект, бренд, а, может, и себя самого. Если говорить про дистанцию в несколько лет, то я представляю себе идеальную картину как своего рода эко-систему: появление новых смысловых категорий, дискуссии про индустрии, экспертные колонки, но прежде всего, возможность для читателя использовать лендинг как некоторую библиотеку. Например: я хочу отправиться в путешествие по России, мне хочется нового и интересного опыта, но я теряюсь в догадках. И тогда я открываю лендинг проекта, изучаю истории категории «путешествия» и нахожу для себя ответ.

ВЫ ЗАЯВЛЯЕТЕ, ЧТО ПРОЕКТ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ РЕЙТИНГОМ ИЛИ ПРЕМИЕЙ — РАССКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, В ЧЕМ ОСОБЕННОСТЬ «РБК ВИЗИОНЕРОВ».

Этот проект действительно не рейтинг, в нем нет победителей, нет распределения по местам, но есть желание рассказывать о людях, идеях и проектах, которые кажутся нам синонимичными определению «визионерство». Еще кажется важным, что это именно начало разговора, а любой разговор ведь предполагает череду мнений, дискуссию, новые взгляды, а иначе это просто чей-то монолог. Нам хочется быть в контексте и контакте с теми, кто не боится придумывать и воплощать, наверное, этот проект можно считать эскизом платформы, на которой со временем будет появляться все больше героев и смысловых категорий.

РАССКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КАК ШЛА ПОДГОТОВКА ПРОЕКТА, КАК ЗАРОДИЛАСЬ ЕГО ИДЕЯ.

Когда речь заходит о подготовке, первым делом всегда хочется говорить о команде, потому что только в компании единомышленников можно воплотить что-то большое, то, у чего есть шанс стать чем-то, что люди полюбят. И с точки зрения идеи — это командная работа, в которой опыт, взгляд на мир, сильные стороны каждого играют большую и важную роль. Сейчас мы, конечно, очень волнуемся, выпуская «Визионеров» в их плавание, но опять же, дружеское плечо команды — лучшая поддержка.

ПОДЕЛИТЕСЬ, ПОЖАЛУЙСТА, КТО ИЗ ОБЪЯВЛЕННЫХ ВИЗИОНЕРОВ ЯВЛЯЕТСЯ ВАШИМ ЛИЧНЫМ ФАВОРИТОМ.

Абсолютно каждое имя из стартового списка теперь кажется очень близким, поэтому выбрать одного фаворита невозможно. Могу скорее отметить свои любимые, «родные» для меня категории: это «культура» и «путешествия». Конечно, это только начало пути и это радостно, ведь еще так много визионеров и проектов, о которых хочется рассказать. А участники стартового списка, на мой взгляд, очень вдохновляют. Они действительно умеют видеть, воплощать, не бояться, а делать. Мы тоже старались придерживаться именно такого плана, мне, например, очень гордо за наш общий труд с арт-объединением A.D.E.D., вместе с которым мы придумывали визуальный код проекта и то, каким он появится на улицах города.

Андрей Сикорский

издатель РБК, директор по маркетингу

КТО ТАКОЙ ВИЗИОНЕР?

В традиционном понимании нам обычно является эдакий супергерой, видящий будущее стран, технологий, рынков; как правило, с какими-то масштабными мыслями и идеями, непременно большого влияния. И такими людьми можно восхищаться, но всегда есть барьер «я-то точно не такой, у меня нет <подставьте ваши слова> и я таким никогда не смогу стать». Между тем, в прямом переводе слова есть много разных значений: тут и «провидец/пророк» и «прозорливый» и даже «видящий явления, необъяснимые с научной точки зрения» — общее у них то, что герой видит — замечает, проявляет любопытство, формулирует что-то новое, пробует. А это все вещи, доступные каждому из нас. Так что визионеры — это обычные люди с очень развитым любопытством, внимательностью, способностью посмотреть на что-то иначе и увидеть возможности.

КАК ДОЛЖЕН РАЗВИВАТЬСЯ ПРОЕКТ «РБК ВИЗИОНЕРЫ», ЧТОБЫ ВЫ МОГЛИ НАЗВАТЬ ЕГО УСПЕШНЫМ? КАК ВЫ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ ПРОЕКТ ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ?

Поскольку для меня некоторая гуманитарная сверхзадача проекта — это помочь рассмотреть каждому из нас своего внутреннего визионера, проявить любопытство, попробовать и реализоваться, то я бы выделил несколько компонентов успеха:

— «библиотека» визионеров постоянно пополняется новыми людьми и их кейсами, причем разного калибра и масштаба;
— расширяется и ротируется экспертный совет; в него добавляются неожиданные для категорий люди, видящие «вне пузыря»;
— расширяется список категорий;
— дорабатывается и улучшается методология.

Так что через несколько лет «РБК Визионеры» — это движение, платформа, библиотека вдохновения, медийный лифт и источник «ролевых моделей» (а для кого-то тот самый сигнал «ну давай, попробуй увидеть и реализовать что-то свое»).

ВЫ ЗАЯВЛЯЕТЕ, ЧТО ПРОЕКТ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ РЕЙТИНГОМ ИЛИ ПРЕМИЕЙ — РАССКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, В ЧЕМ ОСОБЕННОСТЬ «РБК ВИЗИОНЕРОВ».

Рейтинг или премия — это почти всегда «пузомерка» (в самом хорошем смысле этого слова); там определяют «лучших из лучших» по различным, подчас не всегда прозрачным критериям. «РБК Визионеры», скорее, бесконечная антология (др.-греч. ἀνθολογία, дословно «собрание цветов, цветник») людей видящих и использующих возможности.

РАССКАЖИТЕ, КАКИЕ СОБЫТИЯ ПЛАНИРУЮТСЯ В ПОДДЕРЖКУ ПРОЕКТА.

«Визионеры», скорее, уже не проект, а зарождающаяся платформа — так что будем вместе с экспертами и аудиторией смотреть, как она будет эволюционировать и подбирать форматы. Например, уже сейчас понятно, что герои станут не только частью нашего журнала и телеканала, но и примут участие в будущих мероприятиях, конференциях, встречах.

ПОДЕЛИТЕСЬ, ПОЖАЛУЙСТА, КТО ИЗ ОБЪЯВЛЕННЫХ ВИЗИОНЕРОВ ЯВЛЯЕТСЯ ВАШИМ ЛИЧНЫМ ФАВОРИТОМ.

В такого рода инициативах я стараюсь не искать любимчиков — все прекрасны!

Людмила Гурей

корпоративный коммерческий директор РБК

КТО ТАКОЙ ВИЗИОНЕР?

В суете повседневных задач, проблем и дел иногда крайне сложно остановиться и посмотреть на ситуацию под другим углом, увидеть иную перспективу, возможности, поставить новые цели и пойти к ним. Именно эти качества отличают визионеров — видеть новые горизонты там, где другие замечают только препятствия и трудности.

КАК ДОЛЖЕН РАЗВИВАТЬСЯ ПРОЕКТ «РБК ВИЗИОНЕРЫ», ЧТОБЫ ВЫ МОГЛИ НАЗВАТЬ ЕГО УСПЕШНЫМ? КАК ВЫ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ ПРОЕКТ ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ?

В этом вопросе мы открыты к диалогу как с аудиторией, так и с бизнесом. Планируем не только расширять текущий список, но и в целом масштабировать проект: открывать визионеров в самых разных сегментах, делиться экспертизой, мотивировать, и, конечно, привлекать инвестиции для дальнейшего продвижения.

ВЫ ЗАЯВЛЯЕТЕ, ЧТО ПРОЕКТ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ РЕЙТИНГОМ ИЛИ ПРЕМИЕЙ — РАССКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, В ЧЕМ ОСОБЕННОСТЬ «РБК ВИЗИОНЕРОВ».

Мы не хотим судить и говорить, что кто-то лучше или хуже, наша цель — рассказывать о людях, бизнесах и их новаторских идеях. О тех, кто смело идет вперед и не боится действовать. Нам не важно, малый вы или крупный бизнес, мы, как холдинг, который всегда придерживался принципов нейтральности, хотим быть площадкой, рассказывающий о «героях сегодняшнего дня». Хотим делиться уже свершившимися историями и мотивировать на новые.

С КАКИМИ ТРУДНОСТЯМИ СТАЛКИВАЕТСЯ ПРОЕКТ, АДРЕСОВАННЫЙ СТОЛЬ ШИРОКОЙ АУДИТОРИИ – ЛЮДЯМ РАЗНЫХ ВОЗРАСТОВ, ПРОФЕССИЙ И ИНТЕРЕСОВ?

Одна из проблем уже отражена в вашем вопросе. Проект «РБК Визионеры» ориентирован на максимально широкую аудиторию, а также далек от новостей и бизнес-повестки, с чем часто ассоциируется бренд РБК. Но мы не воспринимаем перечисленные аспекты как «проблему», наоборот, для нас они становятся точкой роста и открывают новые возможности.

ПОДЕЛИТЕСЬ, ПОЖАЛУЙСТА, КТО ИЗ ОБЪЯВЛЕННЫХ ВИЗИОНЕРОВ ЯВЛЯЕТСЯ ВАШИМ ЛИЧНЫМ ФАВОРИТОМ.

У меня нет любимого визионера, но есть любимые категории — путешествия и мода.

INTERVIEW

Author: Sasha Shapiro

Photos: Pavel Borisov

11 June, 2024