Who collects art: Alan Nekhay’s collection

collector stories

Author: Anastasiia Lobacheva

Photos: Alan Nekhay

21 April, 2023

Our "Collector stories" series features Alan Nekhay as its latest hero. As a frequent art buyer of "The Gathering" online gallery and owner of a publishing house and design bureau called "red.", he also serves as an art director. In our conversation with him, we gained insight into his methodology for selecting artwork, discovered his profession, and explored how love, self-restraint, and a belief in miracles can aid in building a personal art collection.

This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.

  • Тимы Илларионова, Маша Егорова, пластинка с записью перформанса Марины Абрамович
    Тимы Илларионова, Маша Егорова, пластинка с записью перформанса Марины Абрамович
  • Картина Тимы Илларионова
    Картина Тимы Илларионова
  • Надя Лихогруд, Тима Илларионов, Lota Lota, Маша Егоров, Михаил Добровольский, Лили Кобалян, Маша Агуреева
    Надя Лихогруд, Тима Илларионов, Lota Lota, Маша Егоров, Михаил Добровольский, Лили Кобалян, Маша Агуреева

ЧЕМ ТЫ ЗАНИМАЕШЬСЯ?

Я графический дизайнер, закончил Британку в 2020 году. Теперь я арт-директор, у меня свое издательство и дизайн-бюро «ред.» в Москве. Мы издаем научную литературу, нон-фикшн, фикшн, параллельно создаем дизайн проекты. К нам обращаются за брендингом, я много работаю с артистами — делаю обложки для синглов и релизов музыкантов.

Сейчас у меня очень хорошая профессия. Кстати, она у меня третья, потому что первое высшее образование — юридическое, второе — психоаналитическое, хотя по этому профилю я не работал ни минуты.

В Британку я поначалу боялся поступать: до такой степени, что даже не открывал их сайт. Мне казалось, что это очень далекий от меня мир, учатся там очень крутые, талантливые и умные ребята с классным бэкграундом. Но, по итогу, я подал заявку, прошел все этапы кастинга, и вот я тут — в качестве арт-директора своего собственного проекта. Это хороший опыт. Если бы 7 лет назад мне рассказали, что так может случиться, я бы никогда не поверил.

РАССКАЖИ, КАК ИСКУССТВО ВДРУГ ПОЯВИЛОСЬ В ТВОЕЙ ЖИЗНИ? ТЫ ПОМНИШЬ СВОЮ ПЕРВУЮ ПОКУПКУ В КОЛЛЕКЦИЮ?

Да, это была работа Тимы Илларионова. Я купил ее как раз в Объединении года три или четыре назад. Я очень долго ходил, смотрел и примерялся — у нас ведь не очень развита культура приобретения искусства, для многих людей это вообще что-то диковатое. Тем более тогда. 20 тысяч рублей за работу казались мне большими деньгами. Не в том смысле, что эта работа не может столько стоить, а в том, что я не мог решиться на то, что бы потратить такие деньги на искусство. Но потом я понял, что должен сделать то, чего не сделать не могу. Это же как любовь: когда находишь того самого человека — ты готов на поступки. И эта работа как раз толкнула меня на поступок, я понял, что мы с ней должны быть вместе и она до сих пор со мной.

А КАК ТЫ ВООБЩЕ НАЧАЛ ПОГРУЖАТЬСЯ В СФЕРУ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА И ПОЧЕМУ ЗАДУМАЛСЯ О ПОКУПКЕ КАРТИНЫ?

По сути, я коллекционер с самого детства. Мне было 9 лет, когда у певицы Линды вышел альбом «Плацента», и тогда я узнал, что есть обычные издания дисков, а есть подарочные, коллекционные. В общем, я долго собирал деньги на то, чтобы купить коллекционное издание этого альбома, потратить накопленные деньги на это, а не на какие-то детские радости — конфеты или типа того.

Каждый раз после прослушивания, я заворачивал диск в пищевую пленку, чтобы он лучше сохранился. К этому меня приучили родители — они очень аккуратные люди, поэтому бережливость и уважение ко всему вокруг стоит во главе всего в нашей семье. Будучи маленьким мальчиком я понимал, что хочу вкладываться в ценные для меня вещи и что потом я должен их оберегать. И, кстати, до сих пор то самое издание альбома Линды «Плацента» живет со мной в абсолютно первозданном виде.

МАРИНА АНЦИПЕРОВА, ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР ОБЪЕДИНЕНИЯ, ЛЮБИТ В СВОИХ ИНТЕРВЬЮ ЗАДАВАТЬ ВОПРОС ПРО ГЕН КОЛЛЕКЦИОНЕРА. Я С НЕЙ СОГЛАСНА, ПОТОМУ ЧТО В ДЕТСТВЕ ТОЖЕ СОБИРАЛА КАКИЕ-ТО ВЕЩИ. НАПРИМЕР, ВЫХОДИЛИ НОВЫЕ КНИЖКИ ИЛИ ЖУРНАЛЫ, И МНЕ ВАЖНО БЫЛО СОБРАТЬ ИХ ВСЕ. ПРАВДА ПРИКОЛ БЫЛ В ТОМ, ЧТО С ЖУРНАЛАМИ И КНИГАМИ ТЫ ЗНАЕШЬ, КОГДА КОНЕЦ, А ВОТ С ИСКУССТВОМ — НЕТ. НУЖНО САМОСТОЯТЕЛЬНО ОПРЕДЕЛИТЬ ЭТОТ МОМЕНТ. МНЕ КАЖЕТСЯ, ТЫ ОТЛИЧНО ПОДХОДИШЬ ПОД ТЕОРИЮ МАРИНЫ.

Я абсолютно с этим согласен. Более того, если мы говорим про ген коллекционера, то я могу сказать, что мои родители, может в менее выраженной степени, но тоже в этой культуре. Например, мама очень любит сумки, и у нас дома есть буквально отдельная комната для них. Ген коллекционера — это тысяча раз да, Марина абсолютно права.

  • Алиса Гвоздева, Женя Власова
    Алиса Гвоздева, Женя Власова
  • Миша Никатин, Маша Егорова
    Миша Никатин, Маша Егорова
  • Женя Власова, Дима Кавка, Гоша Острецов, Ксения Нечепоренко
    Женя Власова, Дима Кавка, Гоша Острецов, Ксения Нечепоренко

Оля Австрейх

ЕСТЬ ЛИ В ТВОЕЙ КОЛЛЕКЦИИ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА КАКАЯ-ТО НАПРАВЛЕННОСТЬ? НАПРИМЕР, ТЫ СОБИРАЕШЬ ТОЛЬКО ОПРЕДЕЛЕННЫХ АВТОРОВ ИЛИ ТОЛЬКО КАРТИНЫ, НО НЕ СКУЛЬПТУРУ. ТЫ ОГРАНИЧИВАЕШЬ КАК-ТО СЕБЯ?

Самоограничение — вообще очень полезно. Я это знаю и по учебе, и по своей работе, и по коллекционированию, и даже по общению с людьми, в любых отношениях. В любой сфере жизни самоограничение — это то, что помогает приводить все в порядок.

Знаешь, я коллекционирую смыслы. Мое самоограничение — про нарративы и про ощущения: я коллекционирую то, что пробуждает во мне свет. У меня есть строгое табу на приобретение работ, которые несут в себе какой-то негатив, даже если не сами по себе, то тем, как их проживаю я. Я не покупаю предметы про какие-то тяжелые и болезненные переживания, про боль. Это не мое, я работаю и живу с другими настройками, такое искусство со мной не соотносится, я про другое.

Иногда мне очень нравится какая-то работа как дизайнеру — по композиции, цветам, иногда бывают просто отличные работы, но я четко считываю месседж: если он для меня условно негативный и в нем есть что-то, что потенциально будет приносить мне не радость, а какую-то тьму, то я с такими предметами не работаю и не хочу с ними связываться.

ТЫ УЖЕ УПОМЯНУЛ, ЧТО НА НЕКОТОРЫЕ РАБОТЫ ТЫ СМОТРИШЬ, И ОНИ НРАВЯТСЯ ТЕБЕ ЭСТЕТИЧЕСКИ. ТВОЯ СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОМОГАЕТ ВЫБИРАТЬ ИСКУССТВО?

Да, конечно. Сколько бы не говорили о том, что искусство не обязано обслуживать наш эстетический запрос, все равно, мы же живые люди — когда ты видишь, что работа красиво сделана, правильно и гармонично собрана, ты радуешься.

Мое образование и опыт в сфере визуальных искусств очень помогают — очень многое дает насмотренность. Конечно, она у меня не самая большая, но, мои родители, в этом смысле, вложились в меня: они очень любят путешествовать, и вместе с ними я с 5 лет ездил по разным странам. Мы ходили по всем музеям, выставкам, в 10 лет я впервые побывал в Лувре. Спасибо им, они прекрасные и очень умные люди и мне очень повезло. Насмотренность очень помогает отличить правильное от неправильного, истинное от ложного.

А КТО В ТВОЕМ ПОНИМАНИИ КОЛЛЕКЦИОНЕР И НАЗЫВАЕШЬ ЛИ ТЫ САМ СЕБЯ ИМ? НАСКОЛЬКО ВАЖНА ЕГО ФИГУРА В СОВРЕМЕННОМ АРТ-МИРЕ?

Я коллекционер. Коллекционер — это тот, кто готов на поступки ради того, что он любит. Когда ты готов на поступки, значит ты на своем месте и делаешь то, что должен делать, то, для чего ты рожден.

Роль коллекционера в арт-рынке — неоспорима. Роль коллекционера в искусстве — не большая. Все-таки в самом словосочетании присутствует слово «рынок», это же всегда про продажи. Если не будет заинтересованных в приобретении людей, тогда от арт-рынка останется только «арт». Может быть, это было бы не так уж и плохо, но правила игры изменились бы.

  • Тима Илларионов, Маша Агуреева, Lota Lota, Маша Егорова
    Тима Илларионов, Маша Агуреева, Lota Lota, Маша Егорова
  • Маша Егорова
    Маша Егорова
  • Надя Лихогруд, Маша Егорова, Михаил Добровольский, Борис Чайка
    Надя Лихогруд, Маша Егорова, Михаил Добровольский, Борис Чайка
  • Тима Илларионов
    Тима Илларионов
  • Маша Егорова, Маша Королёва
    Маша Егорова, Маша Королёва

Работа Маши Егоровой

ТЫ СКАЗАЛ ПРО ПОСТУПКИ. А ВОТ МОЖЕШЬ ЛИ ТЫ РАССКАЗАТЬ О ПОКУПКЕ, КОТОРАЯ БЫЛА У ТЕБЯ САМОЙ УДАЧНОЙ ИЛИ САМОЙ СТРАННОЙ?

У меня была фантастическая история. Когда я закончил Британку, то подумал, что должен подарить себе какой-то подарок, поздравить себя. Я очень люблю и ценю Марину Абрамович, одна из галерей, которая ее представляет, это Serpentine в Лондоне. В ней проходил перформанс, в котором Абрамович читала свой манифест художника. Это все было записано на пластинку с одной стороны, а на обратной стороне — запись с микрофона, который простоял в галерее целую ночь и записывал музейную тишину. Это была история о том, как искусство влияет на пространство и оставляет след.

Пластинка была издана очень маленьким тиражом в 100 экземпляров, каждый из них подписан и пронумерован Мариной лично. Я понял, что это тот самый подарок, который соединяет два моих коллекционерских увлечения вместе: с одной стороны — это искусство, с другой — виниловая пластинка. Я оформил заказ и сразу написал в галерею, попросил при отправлении укрепить углы, чтобы конверт пластинки остался целым, это было важно для меня. Мне ответили, что я могу не переживать и все будет в полном порядке. В итоге, ко мне приходит пластинка, но так вышло, что в пути она помялась, углы заломились и выглядела она грустно. Я очень расстроился, но понимал, что нет смысла писать в галерею, потому что они не поменяют пластику, из-за ее тиража и стоимости. Был также вариант вернуть пластинку и запросить деньги. Но хотел ли я расставаться с ней, несмотря на то, что она была неидеальная? Нет.

Через месяц, ко мне приходит на почту извещение, хотя я ничего не ждал. Я забрал посылку и вернулся домой. Оказалось, галерея по ошибке прислала мне еще одну, точно такую же, пластинку, при этом в этот раз, она добралась до меня в идеальном состоянии! Это был очень значимый момент, очень трогательный. Тогда я понял, что, если тебе что-то очень нужно и важно, то Всевышний это обязательно тебе даст.

А ОНИ ПРОСИЛИ ВЕРНУТЬ ПЛАСТИНКУ?

Если бы они написали мне, я бы обязательно вернул. Они не написали. Получается, Всевышний послал мне такой подарок.

ЭТО ОЧЕНЬ ВДОХНОВЛЯЮЩАЯ ИСТОРИЯ.

Да-да. Она даже меня до сих пор драйвит!

ЗНАЕШЬ, ЕСТЬ ХАОТИЧНЫЕ КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ, КОТОРЫЕ ПРОСТО СОБИРАЮТ И ВСЕ, А ЕСТЬ СКРУПУЛЕЗНЫЕ, КОТОРЫЕ ВЕДУТ ТАБЛИЧКИ И УЧЕТЫ. КАКОЙ ТЫ?

Я, конечно, веду таблички и учеты.

ЗАВИДУЮ, ПОТОМУ ЧТО У МЕНЯ ИХ НЕТ!

Правда, а сколько у тебя предметов?

Я ДАЖЕ ПОСЧИТАТЬ НЕ СМОГУ… НО У МЕНЯ ПЛАН НА ЭТОТ ГОД — СОСТАВИТЬ КАРТОТЕКУ И ПРИВЕСТИ ВСЕ В ПОРЯДОК!

Заведи отдельный страницу в соцсетях для коллекции, мне это очень помогло. Я покупал, коллекционировал, где-то что-то записывал, где-то нет, в целом, все держал в голове. А потом однажды смотрел Telegram-канал Марины Анциперовой, и увидел пост, который меня затронул — про значимость страницы в соцсетях для своей коллекции. Мне казалось, что заводить ее я не должен, потому что на тот момент, у меня еще был комплекс самозванца — я считал, что есть реальные художники, есть реальные коллекционеры, а я просто тот, кто покупает предметы. И как раз у Марины я прочитал про то, что когда ты делаешь страницу для своей коллекции, то это помогает не только тебе, но и продвигает художника и помогает ему тоже. Это важно и для отдельного художника, и в целом для арт-рынка.

Я подумал, что, если этим могу помочь художникам, то стоит попробовать. Понятно, что у меня там нет миллиона подписчиков, и это не поможет художникам глобально. Тем не менее, даже если хотя бы один человек увидит на моей странице картину или объект и захочет купить что-то у художника, то ради этого одного человека и одной покупки, все будет сделано не зря. Я подсмотрел, как свою коллекцию оформляет Аня Мерман, даже спросил у нее, можно ли я возьму ее манеру этикетажа, способ подписывания работ. Так что я завел аккаунт и начал выкладывать туда работы из своей коллекции.

Сейчас у меня много проектов, поэтому выкладываю редко: работ дома у меня сильно больше, чем на странице. Но я обязательно буду делать это дальше. Отвечая на вопрос про количество, — когда я осознал, сколько у меня объектов, я удивился.

А ТЫ ВИДИШЬ БУДУЩЕЕ СВОЕЙ КОЛЛЕКЦИИ КАК АРХИВА ИЛИ ГАЛЕРЕИ?

Да. Я планирую открыть галерею, в долгосрочной перспективе — это моя цель. Но сначала я хочу сделать комбинированный формат — выставочное пространство с кофейней.

Картина Димы Жукова

РАССКАЖИ, КАК ТЫ СВЯЗАН С ОБЪЕДИНЕНИЕМ И АНЕЙ МЕРМАН?

Я вдохновлен, впечатлен и тронут всем, что Аня сделала и продолжает делать. Я помню, с чего все начиналось, чем Объединение было на старте, и во что выросло сейчас. Конечно, это огромный прорыв. Аня молодец, что смогла собрать команду и сделать все так, что все части собрались в целое. Главное, что все работает не как, условно, механизм, а как что-то живое. Это талант и дар. Я верю, что когда человек делает то, для чего рожден, то у него получается так, как у Ани.

Во-первых, конечно, в Объединении собран фантастический пул художников. Чутье, вкус, арт-дирекшн, кураторский дар Ани помогли ей собрать вместе очень мощных артистов, которые очень нравились мне, некоторые — абсолютно: Тима Илларионов, Маша Егорова, я до сих пор с ними — большую часть моей коллекции составляют именно их работы. Я их огромный фанат, ребята, привет и спасибо!

Лично для меня, кстати, очень многое в восприятии работ художника зависит от его личности. Думаю, что искусство не существует в отрыве от его создателя. Было несколько случаев, когда мне очень нравились работы, я подписывался на автора в соцсетях, и то, что я там видел и слышал, — как говорит человек, что говорит, какие у него ценности — помогало мне определиться со своим отношением, помогало понять, какие сообщения содержат его произведения. В некоторых случаях я просто отписывался и закрывал для себя вопрос о приобретении его работы. Знаешь, как поет группа Тату: «Не моя карусель, и мечта — не моя».

Или есть обратные примеры — опять же с Тимой и Машей. Видя их жизнь, видя, что они за люди, я понимаю, что искусство продолжает их, что это их внешнее расширение. И их работы приобретают дополнительный смысл и становятся еще более значимыми для меня.

ПРЕДСТАВЬ, ЕСЛИ БЫ У ТЕБЯ СЕЙЧАС БЫЛ НЕОГРАНИЧЕННЫЙ РЕСУРС, ТО КОГО БЫ ТЫ СЕБЕ КУПИЛ?

Я даже не знаю, с чего начать. Мне очень нравятся импрессионисты, я бы скупил их всех, буквально, а потом бы уже решал куда столько полотен размещать. Приятные хлопоты, да? А еще я бы скупил все, что делают Тима и Маша. Мне кажется, импрессионисты, Тима и Маша — очень классно бы сочетались вместе!

МОЖЕШЬ ЛИ ДАТЬ СОВЕТ, С ЧЕГО НАЧАТЬ ПОКУПАТЬ ИСКУССТВО? КАК СДЕЛАТЬ ЭТОТ ПЕРВЫЙ ШАГ?

С любви. Нужно всегда начинать с любви. Это мой совет всем коллекционерам. Не надо тратить себя, свое время и искусство без любви. Когда ты покупаешь что-то без любви, возможно, ты крадешь вещь у того, кто ее мог бы полюбить, а он не сможет этого сделать, потому что ты ее украл.

НА КАКИХ ХУДОЖНИКОВ СТОИТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ПО ТВОЕМУ МНЕНИЮ?

Знаешь, я хотел бы сказать про Женю Власову. Мне очень нравится то, что она делает. Она удивительно талантливый и перспективный художник. Думаю, коллекционеры и приобретали искусства должны обратить на нее большое внимание. Еще стоит обратить внимание на Диму Жукова. Он очень мощный, и его стильная и тонкая ирония, присутствующая в работах, очень впечатляет. Особенно живьем. У меня есть две его работы, и в жизни они производят еще большее впечатление. Ребята уже большие состоявшиеся артисты, но настанет время, когда вы потом не сможете себе позволить купить их работы. Так что, пока еще есть такая возможность, действуйте!

collector stories

Author: Anastasiia Lobacheva

Photos: Alan Nekhay

21 April, 2023