Who collects art: Dana Matkovskaya’s collection
In our latest installment of the "Art at Home" section, we had the pleasure of visiting Dana Matkovskaya's home. Dana is renowned for her expertise in interior and space design at A2M bureau. During our visit, she graciously shared insights about the artworks in her private collection, her unique selection process influenced by satire, and the importance of love and sensuality, aspects often lacking in interior design magazines.
This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.
МЫ СЕЙЧАС БЕСЕДУЕМ В ТВОЕМ ОФИСЕ. РАССКАЖИ, ЧТО ЗА РАБОТА У ТЕБЯ НА СТЕНЕ?
Ленин. Мы ему закрасили глаза, чтобы ему было стыдно за то, что он натворил.
А КТО У ТЕБЯ ЕСТЬ В ДОМАШНЕЙ КОЛЛЕКЦИИ?
Со мной мой любимый Дубинский — у меня три его работы. Две дома, а одна, самая большая и самая горячо любимая, на работе.
КАЖЕТСЯ, ВЫ В БЮРО ДЕЛАЕТЕ ДУБИНСКОМУ ВЫРУЧКУ РЕГУЛЯРНО: ЗНАЮ, ЧТО ТВОЙ ПАРТНЕР ПО БЮРО «А2М» АНДРЕЙ АДАМОВИЧ ТОГДА КУПИЛ НА АУКЦИОНЕ ЕГО РАБОТУ «ЦИРК».
Да, а я тогда купила «Сон о бесконечном лете». А потом в офис мы докупили третью работу с того аукциона. Мы на самом деле были крайне удивлены тому, что на аукционе кроме нас не было активных участников, которые как следует бы поборолись за его работы, но тусовка была веселая, как обычно. Мы решили сделать оптовую закупку, потому что очень вдохновляемся творчеством Дубинского.
ХОРОШО, А СКОЛЬКО ВСЕГО РАБОТ В ТВОЕЙ КОЛЛЕКЦИИ?
Около 10 работ. Из них три Дубинского, две картины и один эскиз. Еще есть Ситникова, Парщиков, Кипятков, Яковлева и Орехов — маленькая неваляшка из нержавейки, стоит на холодильнике.
ОТГОНЯЕТ ЗЛЫХ ДУХОВ?
Хорошо отражает свет напротив окна.
КАКАЯ БЫЛА ПЕРВАЯ РАБОТА, КОТОРУЮ ТЫ КУПИЛА?
Это была картина Дмитриева — плюшевый советский мишка, у которого оторван глазик, ручка отрывается. Я сначала увидела фотографию этой работы, потом самого мишку, с которого была написана эта картина, и влюбилась в этот единственный синий глазик. Вскоре муж подарил мне эту работу. Но если вспоминать именно мою покупку, то кажется, это было что-то маленькое, наверное, даже эскиз Дубинского. Я присмотрела его в Sample, а потом захотелось приобрести и большие работы.
ТЫ СЧИТАЕШЬ СВОЕ СОБРАНИЕ ИСКУССТВА КОЛЛЕКЦИЕЙ? ЗНАЮ, МНОГИЕ БОЯТСЯ ЭТОГО СЛОВА.
Конечно, я не считаю, что у меня коллекция. У моих покупок не выстроена никакая последовательность — а она, как мы знаем, может быть хронологической, этимологической и какой угодно. Я просто вижу что-то, чувствую, понимаю, как это будет со мной жить и тогда приобретаю. Искусство — это часть моего визуального восприятия мира, соответственно, оно у меня есть.
Я просто наполняю те пространства, в которых обитаю. Конечно, не интерьер является первостепенным для подбора работы: креслице никогда не будет точкой отсчета для выбора картины.
МЕНЯ ТОЖЕ ОЧЕНЬ БЕСЯТ АРХИТЕКТУРНЫЕ ЖУРНАЛЫ, ГДЕ КАРТИНЫ КАКОГО БЫ ТО НИ БЫЛО ХУДОЖНИКА ОПИСАНЫ КАК СИНЕЕ ПЯТНО, КОТОРОЕ ВТОРИТ СИНЕ-ЗЕЛЕНОМУ ДИВАНУ.
Меня тоже это раздражает. Или, бывает, на всяких дизайнерских курсах собирают интерьер под картину: раскладывают ее на составные части и под это выбирают какие-то поверхности и все остальное. Без любви это не будет работать по-настоящему, окажется слишком техничным. Тот же Дубинский стал много где висеть в общественных интерьерах, что, на мой взгляд, все равно работает иначе, нежели если я влюбилась в его картину и она стала жить в моем интерьере. Сложно это объяснить — такие моменты я воспринимаю скорее на чувственном уровне. Одно органично дополняет другое, даже не с точки зрения визуала, а с точки зрения гармонии, содержания, внешнего эффекта.
ТЫ КАК АРХИТЕКТОР В СВОИ ПРОЕКТЫ ИНТЕРЬЕРОВ СТАРАЕШЬСЯ КАК-ТО ИСКУССТВО ВПИСЫВАТЬ? ИЛИ ПОКА ВЫ НЕ МНОГО С ЭТИМ РАБОТАЕТЕ?
У нас был большой проект с активным коллекционером-заказчиком, и мы встраивали его картины в интерьеры. Бывало, что когда у него появлялось новое искусство, то мы под эти работы всё переделывали. Но это скорее редкость: в основном мы делаем общественные интерьеры, а пока еще искусство не стало нормой в любом пространстве для массового зрителя.
ГДЕ ДЛЯ ТЕБЯ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ИСКУССТВО? Я НЕДАВНО ВСПОМИНАЛА ТУ ПОДБОРКУ КРАСИВЫХ ВЕЩЕЙ ДЛЯ THE BLUEPRINT, КОТОРУЮ ТЫ СОБИРАЛА. ТАМ БЫЛА, КАЖЕТСЯ, И ВАЗА КОЛОСОВСКОЙ, И КАКИЕ-ТО ОЧЕНЬ КРАСИВЫЕ КРЕСЛА, И ВАЗА SERAX. РЕДКИЙ СТУЛ ДЛЯ ТЕБЯ – ЭТО ТАКОЕ ЖЕ ИСКУССТВО, КАК КАРТИНА БОЛЬШОГО ХУДОЖНИКА? ГДЕ ОНО НАЧИНАЕТСЯ И ЗАКАНЧИВАЕТСЯ?
Я сама создаю непростую в производстве мебель в единичных экземплярах, так что закрываю эту потребность своими объектами. Конечно, я фанат всех этих произведений дизайна. Я считаю дизайн — разновидностью искусства, для которого первична функция. Красивая ваза — это в первую очередь функция, и форма. Редко бывает, что автору удается передать функциональным предметом и смысл. Я так пытаюсь делать со своей мебелью. Вроде бы и функционально, и визуально, но при этом какая-то сатира и посыл в этом быть должны. А так как это единичные предметы, то просто функция тут недостаточна.
ГОВОРЯ О САТИРЕ: Я ПОНЯЛА, ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ПРЕДМЕТЫ ТВОЕЙ КОЛЛЕКЦИИ. В НИХ ВСЕХ ЕСТЬ ИРОНИЯ.
Да, я обожаю, когда автор не так серьезно относится к себе и к тому, что он делает. Вообще, в нашем климате хватает серости, чтобы еще и печалиться в окружающих тебя предметах. Надо чаще улыбаться, смеяться и радоваться.
КАК МОДНЫЙ ЧЕЛОВЕК ТЫ ОХОТИШЬСЯ ЗА КОЛЛАБОРАЦИЯМИ С ХУДОЖНИКАМИ?
Скорее нет, но вот очень серьезно подумываю о сумочке с Кусамой. У меня висит ее брелок на телефоне, но его я покупала на выставке в музейном магазинчике. Сумочка стоит чуть дороже, но цвет и посыл те же!
ПОЧЕМУ НЕТ: ТАКУЮ ДАЖЕ АЛИНА ПИНСКАЯ КУПИЛА. ОНА ТОЖЕ НАПИСАЛА В СОЦСЕТЯХ, ЧТО ДУМАЛА, ЧТО НЕ БУДЕТ БРАТЬ, А В ИТОГЕ НЕ СМОГЛА УДЕРЖАТЬСЯ. ТЫ КАКУЮ ХОЧЕШЬ?
Я хочу черно-желтую и такую классическую старенькую модель, не помню, как она называется. Да, это тоже такой прикольчик.
НА КАКУЮ РАБОТУ ИЗ СВОЕЙ КОЛЛЕКЦИИ СМОТРИШЬ ЧАЩЕ ВСЕГО?
На Дубинского дома. Хотя нет, вру. Чаще всего я смотрю на его цыпленка на работе, который у меня стоит в кабинете. Он поднимает мне настроение и абсолютно иллюстрирует то, как я чувствую мир. Какая-то абсурдная, гипертрофированная нежная желтая форма определяет мое отношение к миру. Мне кажется важным не забывать о детской части внутри себя — и сохранять самоиронию.
КАК У ТЕБЯ ФИНАНСОВО УСТРОЕНО КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ? ЕСТЬ У ТЕБЯ КАКАЯ-ТО СТАТЬЯ РАСХОДОВ НА ИСКУССТВО ИЛИ ВСЕ СЛУЧАЕТСЯ СПОНТАННО?
Да, спонтанно вообще. К сожалению, никакого финансового анализа, никакой бухгалтерии, просто нравится, влюбилась — и все тут. Я не могу контролировать свои чувства.
ЧТО ХОЧЕШЬ КУПИТЬ СЛЕДУЮЩЕЕ?
У меня никогда нет плана. Все обычно складывается стихийно. Из последнего — очень понравилась Турнова. На Cosmoscow она была ярко представлена. Это потрясающая художница, которая вызывает у меня огромный интерес. Конечно, буду смотреть, что у нее появится нового.